Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 21:40, курсовая работа
Другим важным институтом политической системы общества являются политические партии, представляющие интересы различных классов и социальных общностей. Они появились значительно позднее возникновения государства. Параллельно с развитием партий стали формироваться общественно-политические движения, различные лоббистские группы. Во многих современных обществах значительное влияние на государственную власть оказывает также церковь.Одним из самых молодых элементов политической системы можно считать средство массовой информации.
Взаимоотношения между элементами или институтами политической системы общества не остаются неизменными. Изменение в их соотношении, усиление одних и ослабление других институтов политической системы зависят от множества объективных и субъективных факторов. Значимость этих институтов определяется степенью их влияния на общественно- политическую и иную жизнь общества.
Введение 3
Глава I. Теоретические основы государства 6
§ 1. Происхождение государства -
§ 2. Признаки государства 10
§ 3. Сущность государства 12
Глава II. Основные институты политической системы 15
§ 1. Понятие политической системы общества -
§ 2. Структура и функции политической системы 19
§ 3. Институты политической системы 22
Глава III. Виды и формы государственного устройства 26
§ 1. Унитарная форма государственного устройства 27
§ 2. Федеративная форма государственного устройства 29
§ 3. Конфедеративная форма государственного устройства 33
Заключение 36
Список использованной литературы
Глава 3.Виды и формы государственного устройства.
Форма государственного устройства -
это способ (форма) территориальной
организации государственной
Проблема территориальной
На форму государства влияют
разнообразные факторы: тип государства,
экономический строй общества, национальный
состав населения, исторические традиции,
территориальные размеры
Государственное устройство может быть простым и сложным.
Простым является унитарное государственное
устройство. Унитарное (от лат. "унус"
- один) государство - это одно, единое
государство, которое подразделяется
лишь на административно-
Для сложного
Под формой государственного устройства
понимается совокупность способов устройства
государственной власти применительно
к территории, внутреннее деление
государства на части и взаимоотношения
между этими частями. Она дает
возможность рассмотреть
Форма государственного устройства носит
самостоятельный характер, во многом
определяется существующими традициями,
историческими особенностями
В одних и тех же формах правления
могут быть различные формы
Итак, выделим три формы
1. Унитарная
2. Федеративная
3. Конфедеративная
§ 1. Унитарная форма государственного устройства
Унитарное государство-форма
государственного устройства, при котором
территория государства, в отличие
от федерации не имеет в своем
составе федеративных единиц, а подразделяется
на административно-
Унитарное государство характеризуется следующими признаками:
1)
На территории унитарного
2) Единая
система высших органов
3) Однопалатный
парламент. Действуют в
4)
Составные части унитарного
§ 2. Федеративная форма государственного устройства
Федеративное государство (федерация)
- форма государственного устройства,
при котором входящие в состав
государства федеральные
- территория федерации состоит из территорий ее отдельных субъектов: штатов, кантонов, земель, республик и т.п.;
- верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам. Компетенция между федерацией и ее субъектами разграничивается союзной (федеральной) конституцией;
- субъекты федерации обладают правом принятия собственной конституции, имеют свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы;
- существует единое союзное гражданство и гражданство федеральных единиц;
- основная общегосударственная деятельность осуществляется союзными государственными органами, которые официально представляют федерацию в межгосударственных отношениях (США, ФРГ, Бразилия, Индия и др.).
Всего федеративных государств – двадцать два. В Европе – это ФРГ, РФ, Австрия, Бельгия, Швейцария и Югославия; в Азии – это Индия, Малайзия, ОАЭ и Пакистан; в Америке – это США, Канада, Мексика, Аргентина, Бразилия и Венесуэла; в Океании – это Австралия и Папуа-Новая Гвинея. Федеративными являются и некоторые страны Африки: Коморские острова, Нигерия, Эфиопия. Необходимо отметить, что Канада и Швейцария официально называются конфедерациями, но фактически являются федеративными государствами. Официальное же название дань традиции.
Федерации можно классифицировать в зависимости от того, какое значение в них играет национальный фактор. Так одни федерации построены по национальному признаку, другие – на национально-территориальной основе, третьи на чисто территориальном принципе.10
Из существующих сейчас в мире федераций
на этнической основе построены только
две: Бельгия и Югославия. Большинство
же федераций мира основаны не для
решения национальных вопросов, а
в качестве формы децентрализации
государственной власти. Правда, некоторые
субъекты этих федераций включают районы,
в которых проживает этнически
обособленное население. Такие федерации
можно определить, как национально-
Все другие федеративные государства созданы на территориальной основе. Это, как правило, страны с многонациональным населением, либо страны, в которых имеющиеся этносы не составляют компактных групп, либо страны, территориальное устройство которых построено так, чтобы ни в одном субъекте федерации не доминировала никакая этническая общность.
Итак, в зависимости от признаков построения федераций их можно подразделить на:
- территориальные (союзное государство);
- национальные (союз государств);
- территориально-национальные.
Территориальная федерация
Территориальная федерация
характеризуется значительным
- центральная власть обладает верховенством по отношению к высшим государственным органам членов федерации. Конституционные нормы устанавливают перечень вопросов, по которым только союз может издавать нормативно-правовые акты, а оставшиеся вопросы находятся в ведении законотворческих органов субъектов федерации. Например, в США исключительная компетенция союза - международная и внешняя торговля, чеканка монеты, объявление войны, набор и содержание армии, учреждение судов и др., а в компетенции штатов - проведение выборов, внутренняя торговля, здравоохранение, изменение конституций штатов, их органов власти и управления и др.
- субъекты федерации конституционно лишены права прямого представительства в международных отношениях;
- конституционное законодательство не предусматривает, а иногда и запрещает субъектам федерации односторонний выход из союза;
- управление вооруженными силами осуществляется союзными государственными органами, а субъектам федерации в мирное время запрещается содержать профессиональные вооруженные образования.
Национальная федерация
Национальная федерация
- субъекты федерации - национально-государственные образования, отличающиеся друг от друга национальным составом населения и, соответственно, его культурой;
- национальная федерация строиться на принципе добровольного объединения составляющих ее субъектов, пользующихся одинаковыми правами, не зависимо от размера территории и численности населения;
- все субъекты современной национальной федерации обладают признаками государственного суверенитета (свой парламент, президент, кабинет министров, судебная система) и не теряют своего права устанавливать дипломатические отношения с любым другим государством, заключать экономические политические и другие договоры;
- высшие государственные органы формируются из представителей субъектов федерации для того, чтобы обсуживать общенациональные интересы и в необходимых случаях координировать их;
- в основе национальной федерации лежит право наций на самоопределение, т.е. право любой нации решать вопрос о своей государственности.
Территориально-национальная федерация
Существуют государственные
§3.Конфедеративная форма государственного устройства.
Конфедерация – форма
Информация о работе Виды и формы государственного устройства