Виды источников права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2013 в 22:37, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является в рассмотрении источников римского права.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
1. раскрыть содержание понятия источники римского права;
2. рассмотреть виды источников права;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ ИСТОЧНИК ПРАВА 5
2. ВИДЫ ИСТОЧНИКОВ ПРАВА 6
2.1 Понятие обычая и обычное право 7
2.2 Законы 8
2.3 Сенатусконсульты 9
2.4 Конституция императоров 10
2.5 Эдикты магистратов 11
2.6 Ответы юристов 12
2.7 Кодификация Юстиниана 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 23

Файлы: 1 файл

римское право.doc

— 117.00 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Стр.

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Тема контрольной  работы «Виды источников права» является актуальной так как многие новейшие юридические конструкции как  из кирпичиков складываются из основных, элементарных понятий и категорий, разработанных именно в римском праве. Для того, чтобы глубже осмыслить современную систему важнейших институтов имущественного права, необходимо обратиться к источнику права. Под источником права в юридической науке обычно понимают внешние формы выражения правотворческой деятельности государства, т.е. акты компетентных государственных органов, устанавливающие нормы права. Об этих внешних формах выражения правотворческой деятельности государства и пойдет речь.

На всем протяжении истории общества мы не встречаем другой системы частного права, достигшей такой детализации и столь высокого уровня юридической формы, и юридической техники, как римское право. Следует в особенности отметить два правовых института, которые вызвали в Риме подробную регламентацию, имевшую особое значение для хозяйственного оборота Рима, для закрепления и усиления эксплуатации рабов и малоимущих свободных, производившейся верхушкой рабовладельческого общества.

Если первое считается главным источником политических и семейных установлений, то вторым "введены почти все договоры", оно является основой для организации коммерции, оборота и т.д.

Собственно, данного  народа право может состоять из писаного права и с неписаного: к последнему преимущественно относится обычай. Естественное право считается неизменным, потому что оно установлено Божественным провидением, выражает непреходящую общность условий общежития. В отличие от его право гражданское, или установленное народом, может изменяться "или безмолвным согласием народа, или другим позднейшим законом". Это писаное и изменяемое право и может считаться источником норм права в собственном смысле.

Целью данной работы является в рассмотрении источников римского права.

Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:

1. раскрыть содержание понятия источники римского права;

2. рассмотреть виды источников права;

 

  1. ПОНЯТИЕ ИСТОЧНИК ПРАВА

 

 

В литературе термин "источник права" употребляется  в разных значениях:

  • как источник содержания права, источник в материальном значении. К нему относятся материальные условия жизни общества. В рабовладельческом Риме - это рабовладельческие производственные отношения, поскольку римское право является правом рабовладельческого эксплуататорского государства;
  • как способ, форма образования, фиксирования норм права, юридическая форма права. К юридическим источникам римского права относились: обычное право; законы (в республиканский период - постановления народных собраний, позднее - плебейских сходок - плебесциты; в эпоху принципата - постановления Сената, сенатус-консульты; в более поздний период и период домината - конституции императоров); эдикты магистратов; деятельность юристов (юриспруденция);
  • как источник познания права.

Источником  знаний о римском праве являются юридические памятники и произведения римских юристов. Например, Свод Юстиниана (VI в.) дошел до нас в более поздних рукописях, но первый Кодекс Юстиниана (529 г.) не сохранился, до нас дошла лишь вторая редакция (534 г.) в рукописях XI-XII вв. Не сохранились Законы XII Таблиц - они были реконструированы по цитатам и пересказам, сохранившимся в произведениях римских юристов. Единственным сочинением классического периода, дошедшим до нас почти полностью, являются Институции Гая (провинциальный профессор, известный только по имени) и т.д.

К источникам познания римского права относятся памятники  римской литературы, историков (Тит  Ливий, Тацит, Авл Гелий и др.), римских ораторов (знаменитый Цицерон, I в. н.э.), философа Сенеки.

Надписи на дереве, камне, бронзе, на стенах построек, раскопки города Помпеи, засыпанной лавой при извержении Везувия в 79 г. н.э., папирусы (например, папирус с эдиктом Антония Каракаллы, 212 г. н.э., о предоставлении прав римского гражданства всем подданным Римской империи), нумизматика (изучение монет) и т.д. - все это также источники познания римского права.

Еще в одном  значении термин «источник» употребил римский историк Тит Ливий, назвав Законы XII Таблиц «источником всего публичного и частного права»

  1. ВИДЫ ИСТОЧНИКОВ ПРАВА

Источники римского права – формы закрепления и выражения правовых норм, имеющие общеобязательное значение и включающие способы, формы образования норм права и условия жизни общества.

Виды источников римского права1:

  • обычное право;
  • законы;
  • плебисциты – акты собрания плебеев без сенаторов. Отличие плебисцитов от обычных законов – плебесциты принимались народным собранием без предварительного обсуждения в сенате по инициативе плебейских трибунов. Закон Гортензия 287 г. до н. э. придал плебисцитам силу законов;
  • сенатусконсульты;
  • конституции императоров;
  • эдикты магистратов;
  • ответы юристов.

 

2.1 Понятие обычая и обычное право

 

 Ульпиан  делит все право на писаное  и неписаное, к которому относится обычное право.

 Обычай является  древнейшим источником обычного  права. Повторяющееся и типичное в повседневном социальном поведении фиксируется членами общества как правильное, обязательное, нормальное поведение. Вырабатываются одинаковые правила общения, которые передаются из поколения в поколение, - то, что римляне называли "заветами предков" (mores maiorum). Хранителями этих обычаев в Риме становились понтифики (жрецы). Будучи признаны государством, обычаи становятся обычным правом. Законы XII Таблиц были, по существу, кодификацией обычаев. Ульпиан, например, пишет, что недееспособность расточителя предусматривалась XII Таблицами, но уже прежде была введена обычаями. В отношении того, что возникло в обычной практике гражданского оборота после XII Таблиц, римские юристы уже говорили не как об обычаях предков, а как об институтах ius gentium (например, литеральные контракты на рубеже III-II вв. до н.э.).

 Более поздние  обычаи (I в. до н.э.) обозначаются  уже новым термином - consuetudo. Теперь  уже обычай выступает как источник обновления ius civile.

 Наиболее  часто в источниках классического права встречаются местные обычаи (mos regiоnis), что связано с применением местного права в провинциях.

Обычаями называются выработанные в процессе повседневного социального общения правила поведения, длительно применяемые и передающиеся из поколение в поколение. За обычаем признавалась юридическая сила, если он не противоречил закону, постоянно и длительно применялся, выражал разумную потребность в правовом регулировании ситуации. По мере укрепления государства и усиления его законодательной деятельности обычай, оставаясь источником обычного права, уступает первое место закону.

 

    1. Законы

 

 Законами (leges) являлись решения народных собраний (по куриям, центуриям, трибам). В  формуле закона римляне различали  три составные части: 1) имена инициаторов закона и вид народного собрания; 2) нормативное предписание (rogatio), включающее в себя указание на условие его действия и содержание самого правила поведения; 3) последствия нарушения закона (sanctio). Эти части закона существуют и ныне как структурные элементы современной правовой нормы (гипотеза, диспозиция, санкция).

 В зависимости от  направляющего действия санкции  как гарантии соблюдения закона  различались законы:

1) несовершенные — не содержащие в себе санкции;

2) совершенные — санкция которых объявляла недействительным противозаконный акт;

3) менее совершенные — санкция которых указывала на взыскание штрафа при сохранении юридической силы противозаконного акта;

4) более совершенные — санкция которых предусматривала и недействительность противозаконного акта, и взыскание штрафа.

С возрастанием роли принцепса законодательная деятельность народных собраний постепенно сворачивается, последним их актом был аграрный закон I в.

 Из 800 известных нам  законов наиболее значительны законы XII таблиц (leges duodecim tabularum), принятые народным собранием в середине V в. до н. э. и действовавшие примерно три века. Хотя они находятся за хронологическими рамками классического периода, следует о них упомянуть отдельно, ибо на них воспитывалось правосознание многих поколений римлян. XII таблиц явились основой цивильного права и имели огромную роль в развитии римского права. Цицерон вспоминал, что он в молодости, как .и другие мальчики, выучил XII ; таблиц, как «необходимую песнь».

 

    1. Сенатусконсульты

 

Главенствующее место народных собраний в правотворческом процессе с I в. занимает сенат, не имевший в период республики законодательной власти. Его компетенции выражалась формулой2: «сенат полагает, советует и рекомендует», а его акты имели значение инструкций магистратам. Тем не менее, постановления сената (сенатусконсульты) становятся основным источником права, поскольку теперь они чаще всего являлись правовой формой предложений, принцепса, содержащихся в его речах или письменных представлениях. Принцепсы, стремительно шедшие к единоличной диктатуре, еще нуждались в республиканских «одеждах». Помпоний отмечает: «...Сенатусконсульт... вводится одним утверждением сената, без закона или конституции принцепса, т.е. соблюдается как закон то, что установил сам принцепс» (D. 1.2.12.). 

 

    1. Конституция императоров

 

Распоряжения  принцепса (constituciones principum) приобретают  силу источника права с конца I в. В качестве последнего воля принцепса  выражалась в различных формах: эдикты — общие распоряжения, по названию соответствовавшие актам республиканских магистратов, но, в отличие от них, содержавшие не программу деятельности, а императивные постановления; декреты — решения принцепса по судебным делам, рассмотренным им лично; рескрипты — ответы принцепса на вопросы о толковании и применении права, исходившие от частных и должностных лиц; мандаты — инструкции чиновникам по осуществлению правосудия и управления.

Названные формы  правотворческой деятельности принцепса имеют различную юридическую природу. Легальная основа эдиктов и мандатов зиждется не столько на высшей власти (imperium) принцепса, сколько на принадлежавшем всем магистратам праве издавать общие распоряжения и налагать штрафы за их невыполнение (potestas). В соответствии с этим эдикты и мандаты теряли силу с окончанием функций издавшего их принцепса. Они также не формировали цивильного права, основой которого были республиканские законы. Напротив, поскольку декреты и рескрипты есть акты по толкованию и применению права, то их легальная основа выводится из этого, последнего. Поэтому действие декретов и рескриптов не может ограничиваться сроком, а так как в них интерпретируется и цивильное, и преторское право, то и восполняют они обе эти системы. Описанное различие сглаживается во II в., когда конституции императоров приобретают значение «как бы законов», действие которых теперь выводится из их высшей власти (lex de imperio); В период доминанта (второго периода империи) единственной формой законодательства становится императорский эдикт (конституция Константина 315 г.). Мандаты выходят из употребления, а декреты и рескрипты имеют силу лишь в отношении соответствующих дел. Конституции императоров теперь называются leges и уже не исходят от сената.

 Императорские  конституции имели значительное  влияние на развитие римского права главным образом потому, что в их разработке участвовали выдающиеся юристы. Существует несколько кодификаций императорских конституций.  

 

    1. Эдикты магистратов

 

 

 Одной из форм правообразования, специфичной именно для римского права, являются эдикты магистратов.

Термин “эдикт” происходит от слова dico (говорю) и в соответствии с этим первоначально обозначал устное объявление магистрата по тому или иному вопросу. С течением времени эдикт получил специальное значение программного объявления, какое по установившейся практике делали (уже в письменной форме) республиканские магистры при вступлении в должность. Юрист Гай писал, что особенно важное значение имели эдикты:

  1. преторов (как городского, ведавшего гражданской  юрисдикцией в отношениях между римскими гражданами, так и перегринского, ведавшего гражданской юрисдикцией по спорам между перегринами, а так же между римскими гражданами и перегринами) и (соответственно в провинциях) правителей провинций;
  2. курульных эдилов, ведавших гражданской юрисдикцией по торговым делам ( в провинциях – соответственно квесторов).

В своих эдиктах, обязательных для издававших их магистратов, эти последние объявляли, какие  правила будут лежать в основе их деятельности, в каких случаях  будут даваться иски, в каких нет и т.д. Эдикт, содержавший подобного рода годовую программу деятельности магистрата, называли постоянным в отличие от разовых объявлений по отдельным случайным поводам.

Формально эдикт  был обязателен только для того магистрата, которым он был издан, и, следовательно, только на тот юд, в течение которого магистрат находился у власти (отсюда принадлежащее Цицерону название эдикта lex annua, закон на год). Однако фактически те пункты эдикта, которые оказывались удачным выражением интересов господствующего класса, повторялись и в эдикте вновь избранного магистрата и приобретали устойчивое значение (часть эдикта данного магистрата, переходившая в эдикты его преемников, называется edictum tralaticium).

 

    1. Ответы юристов

 

Истоки римской  юриспруденции (jurisprudentia — сведущий в праве) просматриваются еще в царском периоде (до 509 г. до н. э.), когда основным источником было обычное право, применение которого, в отличие от leges, зависело от усмотрения и потому могло толковаться (имеются сведения, что уже в этот период издавались царские законы, например, законы о контрактах и деликтах Сервия Туллия).

Информация о работе Виды источников права