Виды монархий в современном мире

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 06:09, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование понятия и видов монархии в современном мире.
Интерес к исследованию проблем монархической государственности поддерживается рядом следующих обстоятельств:
- монархия - одна из древнейших форм правления, берущая свое начало с эпохи египетских фараонов и шумерских правителей (III—II тысячелетие до н.э.). Это свидетельствует о ее способности существовать в различных исторических, экономических, политических и мировоззренческих условиях развития общества.
- на сегодняшний день число монархий в мире довольно велико, среди монархий есть крупные страны - Великобритания, Испания, Япония, Таиланд, но есть и очень мелкие государства с населением в несколько сот тысяч человек (Свазиленд в Африке), десять тысяч (Сент-Кристофер и Невис в Карибском бассейне) и тысячи человек (Тувалу в Океании).
- российское государство большую часть своей истории представляло монархический принцип построения власти.

Содержание работы

Введение
1 Понятие и сущность монархии
1.1 Признаки монархии как формы правления
1.2 Достоинства и недостатки монархической формы правления
2 Виды монархий как формы правления
2.1 Абсолютная монархия
2.2 Ограниченная монархия
3 Современные монархические государства
3.1 Монархия в Великобритании
3.2 Монархия в Японии
Заключение
Глоссарий
Список используемой литературы
Приложение

Файлы: 1 файл

Соколовский Е.А., Курсовая работа, ТГП.doc

— 327.50 Кб (Скачать файл)

В историческом аспекте монархии можно  подразделить на древневосточные (восточные  деспотии), основанные на азиатском  способе производства (Вавилон, Индия, Египет), рабовладельческие античные (например, древнеримская монархия), феодальные (раннефеодальные, сословно-представительные, абсолютные), и буржуазные. Патриархальная монархия (традиционная). Она характерна для традиционных обществ и прямо происходит из развития семейного принципа, традиционный монарх воспринимается как отец своих поданных.

Патриархальная монархия, так же как и сакральная имеет один древний  обычай - принесение царской жертвы. Царь добровольно приносит себя в  жертву во имя спасения своего народа. Серьезность царской жертвы, память о которой сохранялась в сознании людей в течение тысячелетий, наилучшим образом подтверждает царская жертва, принесенная Иисусом Христом - так она и воспринимается в христианском богословии. Сакральная монархия - это монархия, где первенствующие функции монарха жреческие. Она нередко связана с патриархальной монархией. Из библейского и римского материала явствует, что глава патриархальной семьи был и семейным жрецом. Сакральные монархии часто связаны с традиционными обществами. Такова сакральная монархия в Древнем и Среднем царстве Египта, где основной функцией фараона была жреческая. Многовековая история сакральных монархий привела к относительной сакрализации любой монархической власти: сложению принципа священности особы царя и даже королевской крови. В Средневековье у французов королевская кровь считалась настолько священной, что даже не законнорожденные королевские потомки признавались принцами крови. И наплодили они этих принцев крови видимо-невидимо. Впрочем, среди них бывали и очень достойные люди. Для монархической традиции это не свойственно.

Древневосточная монархия

Организация государственной власти в странах Древнего Востока (Египет, Вавилон, Ассирия, Китай, Индия и  др.) называют восточной деспотией.

Деспотия - (греч. despot(ia - неограниченная власть) форма самодержавной неограниченной власти, реализующаяся зачастую с помощью военно-бюрократического аппарата.

Следует отметить, что деспотическое  правление в чистом виде существовало далеко не во всех странах Древнего Востока и не на всех этапах их развития. Власть правителей древневосточных государств была иногда ограничена элементами республиканского правления:

- в древнем Шумере - избрание правителя советом старейшин и контроль за ним со стороны народного собрания и совета знати;

- в древней Индии - наличие Совета царских чиновников и даже отдельных государств, основанных на республиканской форме правления.

-- Сделав, таким образом, оговорку, можно дать следующее определение: Восточная деспотия - такая форма правления, при которой подданные полностью зависят от произвола властей.

Древнеримская монархия (30г. до н.э. - 476г. н.э.)

Выступавшая в форме империи, имеет  в своем развитии два периода:

- принципат;

- доминат.

1) Принципат - (лат. principatus, от princeps - первый, глава) форма рабовладельческой монархии, при которой сохранялись республиканские учреждения, но власть фактически принадлежала одному человеку-принцепсу (первому в списке сенаторов).

2) Доминат - (от лат. dominatus - господство) неограниченная монархия, установленная в Древнем Риме со времени императора Диоклетиана (кон. 3 в.).

Феодальная (средневековая) монархия

Феодальная монархия последовательно  проходит три периода своего развития:

- раннефеодальная монархия;

- сословно-представительная монархия;

- абсолютная монархия.

Раннефеодальная монархия - как форма  государственного правления вырастает  непосредственно из родообщинных отношений  у значительной части народов  Европы (Франкское, Германское, Англо-саксонское государства, Великое Княжество  Литовское).

Раннефеодальное государство характеризуется следующими признаками:

- раздробленность территории;

- слабость центральной власти;

- непрочность государственного устройства;

- наличие остатков родового самоуправления.

По  мере развития феодальных отношений  общинные земли подвергались отчуждению и ранее свободные крестьяне попадали в зависимость от феодалов-землевладельцев, которые выступали уже как носители верховной власти на своей территории. У них был свой суд, полиция, войско, сборщики налогов, посредством которых они осуществляли личное властвование на своей территории и защищались от нападения извне.

Одновременно  формировался аппарат центральной  власти, органы которого были слиты  с аппаратом частной власти крупных  феодалов.

Вследствие  завоеваний слабо организованных народов возникли разновидности раннефеодального государства, носящие название раннефеодальных империй (империи Карла Великого и Чингисхана).

Создававшаяся в центре сильная власть возглавлялась  единым владыкою и поддерживалась военной  дружиной и народным ополчением. Непрочность таких государственных образований обуславливалась тем, что феодалы в большей мере были заинтересованы использовать государственную власть в собственных экономических интересах, а не на благо государства в целом.

Поэтому и создавались крупные феодальные землевладения, которые становились соперниками центральной власти.

Таким образом, с развитием крупного землевладения  постепенно подрываются корни раннефеодальной  империи и она распадается  на отдельные изолированные государства.

Сословно-представительная монархия – это централизованная феодальная монархия, в которой формально полновластный монарх, осуществляя власть, вынужден привлекать для решения важных вопросов в качестве совещательного органа собрание представителей господствующих сословий. Сословно-представительная монархия действует в сословных обществах, представляет собой принцип организации представительной власти, где действуют закрытые социальные группы - сословия, от которых избираются непосредственно депутаты.

Сословно-представительные собрания, состоявшие из духовенства, дворянства, представителей третьего сословия (купцов, ремесленников, средних землевладельцев), представляли собой, как правило, совещательные органы, занимавшиеся законодательской деятельностью, контролем за финансами.

В Западной Европе первые сословно-представительные монархии появились еще в XII веке. Во многих государствах Европы эта монархия просуществовала вплоть до начала ХХ в., когда окончательно уступила место национальному представительству.

Абсолютная  монархия – рассмотрена в пункте 2.1

Тирания

По  Аристотелю: искажение монархии есть «тирания».

Тирания - власть эгоистического правителя. Тирану свойственны жестокие методы правления (весьма важная черта, по которой в  последующие эпохи опознавали тирана). Аристотель отмечает, что тиран оказывается в некотором смысле вне общества. Ему принадлежит тезис: "Законного царя охраняют граждане, тирана охраняют наемники".

Тирании - часто следствие социальных потрясений. Они характерны, когда надламывается  и повреждается традиция. Именно в силу этого два периода в истории дали неимоверное количество тиранов. Первый - период борьбы демократий с аристократиями в греческих полисах. Второй - эпоха итальянского Возрождения.

3 Современные монархические государства

Монархическая форма правления до сих пор широко распространена в мире, приблизительно пятая часть государства является монархиями. Во всех монархических государствах, независимо от их форм, считается, что монарх обладает исполнительной властью, хотя в подавляющем большинстве стран он такой власти реально не имеет.

В современном мире имеется ряд  государств, которые относятся к  разряду «конституционных» монархий. Современные европейские монархии считаются цивилизованными, в отличие  от прежних, нецивилизованных», абсолютистских. Основным недостатком последних называют их неограниченность, возможность управлять без согласований с кем бы то ни было. Отсюда как следствие «фаворитизм» - выдвижение случайных, порой невежественных людей к рычагам общегосударственного управления.

Европейская мысль нашла выход: власть монарха  должна быть ограничена. Закон должен быть для всех, который даже монарх нарушить не может - конституция. Установление монархом ограничивающей его Верховную  власть конституции считается переходом  к конституционной монархии.

Но, так как условия жизни постоянно  меняются, буква закона не совершенна, необходимо её корректировать. Так  вот, корректирует уже не монарх, а  некий демократический орган, чаще всего парламент.

Реальной  Верховной властью обладает не тот, кто устанавливал основной закон государства (конституцию), а тот, кто его может изменить или отменить. При этом монарха могут наделить весьма обширными полномочиями, что чаще всего и вводит в заблуждение – у монарха действительно очень много власти. Вся проблема в том, что этой власти недостаточно, чтобы провести коренные преобразования без согласования с демократическими органами, а фактически – с теми силами, которые их контролируют.

Рассмотрим более подробно несколько  европейских конституционных монархий.

Британская конституция - конституция  не писанная, акт который был официально провозглашен основным законом, в Великобритании не существует. Не писанная же конституция  Великобритании состоит из трех категорий:

1. норм статутного права;

2. норм case Law ( прецедентного права );

3. норм, представляющих собой не  что иное, как конституционные  обычаи.

Британское государство, официально именуемое Соединенным Королевством Великобритании и Северной Ирландии,- государство унитарное. В состав этого государства входят 4 историко - географических района, имеющих некоторые особенности в системе управления,- Англия, Уэльс, Шотландия и Северная Ирландия.

Великобритания - конституционная монархия, главой государства является король (королева ). Королевский трон в Великобритании переходит по наследству от отца к старшему сыну , но если у короля нет сыновей, то трон наследует старшая дочь короля. Муж царствующей королевы не приобретает титула и полномочий короля - он носит титул принца - консорта. В настоящее время британский трон занимает королева Елизавета II, коронованная в 1952г.

Формально монарх обладает весьма обширными полномочиями, но фактически его личная власть ограничена, и притом не столько законодательными актами, сколько нормами прецедентного  права и конституционными обычаями. Каждый билль (закон), после того как завершено рассмотрение его в палатах парламента, передается на подпись монарху. Но последний случай отказа биллю в королевской санкции имел место в 1707 г. По существу, с того времени сложился обычай, обязывающий монарха подписывать все поступающие к нему билли.

Король (королева) созывает и распускает парламент, назначает и освобождает  от должности министров и других высших должностных лиц, является главой исполнительной власти, верховным главнокомандующим вооруженными силами, главой английской церкви, заключает и ратифицирует международные договоры, осуществляет право помилования и.т.д. Перечислять все полномочия монарха нелегко, в частности потому, что только часть их основывается на нормах статутного права, тогда как другая часть считается непроизводной от власти парламента и составляет так называемую королевскую прерогативу (прерогативными полномочиями являются, например, право объявления войны, право роспуска парламента и др.). Король также является главой государства бывших британских доминионов - Канады, Австралии и Новой Зеландии.

Однако по своему усмотрению монарх не может осуществлять ни статутные, ни прерогативные полномочия. Ныне управление государством осуществляется от имени королевы правительством Ее Величества. В прецедентном праве Великобритании есть норма, согласно которой «король не может быть не прав». Практически это означает, что монарх не несет ответственности за акты, изданные от его имени, - ответственными считаются министры, скрепившие их своими подписями. Королева осуществляет принадлежащие ей полномочия не иначе, как по «совету» (предложению) соответствующих министров. Она не может даже присутствовать на заседаниях кабинета министров, но получает регулярную информацию о принятых им решениях. Королеве оказывает содействие Тайный Совет, с которым она консультируется. В его состав входят все министры кабинета, некоторые министры вне кабинета, специальные советники.

Это не значит, что королева не играет никакой роли в осуществлении государственной власти. Хотя она сама не решает почти никаких государственных дел, она может влиять и действительно на решения, принимаемые должностными лицами британского государства.

Центральная исполнительная власть в  Великобритании представлена органом , состоящих из министров, - правительством Ее Величества во главе с премьер - министром. Фактически главную роль в управлении государством играют правительство и премьер министр .

Отдельные вопросы организации  и деятельности правительства регулируют следующие основные нормативные акты: Акты о министрах Короны 1937, 1934г.,1975г.; Акты о передачи полномочий министров Короны 1946 г., Акты о дисквалификации депутатов палат общин 1957 г, 1975г.; Акт о государственных документах 1967 г.; Акт о жаловании министров 1972.

Порядок формирования правительства  основывается главным образом на конституционных соглашениях. Новое  правительство формируется после  каждых парламентских выборов. Королева назначает премьер - министром лидера партии, получившей абсолютное большинство мандатов в палате общин. Поскольку каждая партия имеет заранее избранного лидера, никакого другого на этот пост королева назначить не может. Если же ни одна из партий не получила абсолютного большинства, королева проводит консультации с лидерами парий и, выслушав их советы и предложения, сама принимает решения. После назначения премьер - министр королева по его предложению назначает остальных членов кабинета и всего правительства.

Если премьер - министр уходит в  отставку в период между парламентскими выборами, его приемник назначается королевой после того, как партия, располагающая большинством голосов в палате общин, изберет нового официального лидера. Новый премьер - министр, даже если он принадлежит к той же партии, что и его предшественник, формирует новый кабинет. Поражение на выборах влечет коллективную отставку правительства. Что касается королевской прерогативы увольнения премьер-министра, то с 1783 г. монархи ею не пользовались.

Должность премьер-министра возникла как результат конституционного соглашения. До настоящего времени его полномочия и фактическая роль определяются не писанным правом, а также зависят от политических обстоятельств.

Согласно обычаю, премьер-министр  носит титул первого лорда  казначейства, а с 1968 г. занимает должность министра гражданской службы. В исключительных случаях на премьер-министра возлагается непосредственное руководство каким-либо крупным министерством. Например , Гарольд Вильсон возглавлял министерство экономики с 1967 по 1968 г. совместно с соответствующим государственным секретарем.

Информация о работе Виды монархий в современном мире