Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 06:09, курсовая работа
Целью данной работы является исследование понятия и видов монархии в современном мире.
Интерес к исследованию проблем монархической государственности поддерживается рядом следующих обстоятельств:
- монархия - одна из древнейших форм правления, берущая свое начало с эпохи египетских фараонов и шумерских правителей (III—II тысячелетие до н.э.). Это свидетельствует о ее способности существовать в различных исторических, экономических, политических и мировоззренческих условиях развития общества.
- на сегодняшний день число монархий в мире довольно велико, среди монархий есть крупные страны - Великобритания, Испания, Япония, Таиланд, но есть и очень мелкие государства с населением в несколько сот тысяч человек (Свазиленд в Африке), десять тысяч (Сент-Кристофер и Невис в Карибском бассейне) и тысячи человек (Тувалу в Океании).
- российское государство большую часть своей истории представляло монархический принцип построения власти.
Введение
1 Понятие и сущность монархии
1.1 Признаки монархии как формы правления
1.2 Достоинства и недостатки монархической формы правления
2 Виды монархий как формы правления
2.1 Абсолютная монархия
2.2 Ограниченная монархия
3 Современные монархические государства
3.1 Монархия в Великобритании
3.2 Монархия в Японии
Заключение
Глоссарий
Список используемой литературы
Приложение
Премьер министр играет ведущую роль в кабинете и правительстве, осуществляет руководство их деятельностью, а так же руководство основными министерствами и центральными ведомствами. Он является главным советником королевы, представляет ей для зачтения в парламенте тронную речь, служащую программой правительства, выполняет представительские функции в международных отношениях. Премьер- министр устанавливает круг вопросов, подлежащих рассмотрению кабинетом и правительством, определяет их общую политическую стратегию, руководит работой комитетов, дает рекомендации монарху относительно состава кабинета, решает вопросы об увольнении министров и об отставке правительства, направляет правотворческую деятельность кабинета. Для современной Великобритании характерно возрастание роли премьер-министра в принятии политических решений и ограничение коллегиальных форм деятельности кабинета. Безусловно признается, что вправе вмешиваться в любую область правления. Практика свидетельствует, что премьер -министр играет ведущую роль прежде всего в области внешних отношений, экономической политики и в других наиболее важных сферах государственной жизни.
Премьер-министр осуществляет ряд прерогатив монарха от его имени: назначает высших чиновников государства, созывает и распускает парламент, объявляет войну и заключает мир. Английское право не содержит специальных требований к кандидату на пост премьер - министра. Лицо, претендующее на эту должность, должно быть совершеннолетним, британским подданным, членом парламента.
Для обеспечения эффективной
Таким образом, термины «правительство» и «кабинет» не равнозначны. В правительство входят все министры, тогда как кабинет - это организационно обособленная часть правительства, играющая особо важную роль.
Что касается состава кабинета, то он определяется лично премьер-министром, и обычно число министров в нем колеблется от 16 до 24 человек, считая и самого премьера. Премьер-министр группирует вокруг себя несколько министров, занимающих особое положение в кабинете в силу важности возглавляемых им ведомств. Работа кабинета организуется аппаратом, в который входят ряд органов: секретариат, центральная статистическая служба и др. Структура аппарат может изменяться в зависимости от личного усмотрения премьер-министра, имеющего право создавать в ней новые посты и подразделения.
В Великобритании исторически сложилась
несколько уровней местных
По закону о местном самоуправлении 1972 и 1985гг. Англия, Уэльс, Шотландия и Северная Ирландия, а также британская столица при некоторых общих чертах управляются по разному. Так, Англия разделена на 39 графств и 36 городских округов. Графства в свою очередь делятся на округа (296). Округа в графствах состоят из более чем 10тысяч сельских приходов. Уэльс поделен на 8 графств, состоящих из 37 округов, низовые территориальные единицы называются общинами. В Шотландии действует закон о местном управлении 1972 г., согласно которому создано 9 регионов, 53 округа, 3 островных территории и 1343 общины. В Северной Ирландии существует 6 графств, разделенных на 26 округа. Все административные территории управляются советами, являющимися юридическими лицами. Приходы и общины без советов управляются собраниями избирателей. Советы графств, округов и городских округов избираются на 4 года.
Главой исполнительной власти является председатель совета, избираемый советом из своего состава ежегодно и руководящий аппаратом наемных служащих муниципалитета. К ведению советов графств законы о местном самоуправлении относят: полицию, пожарную охрану, землепользование, дороги, социальные службы. В компетенцию советов округов и городских округов входят: налогообложение, городское и сельское землепользование, заводы и учреждения и.т.д.
После капитуляции Японии второй мировой
войне верховную власть в стране,
по соглашению с союзниками, осуществляла
американская военная администрация,
одной из главных задач которой
стала демилитаризация и
Конституция впервые в истории
страны провозгласила принцип
Конституция кардинальным образом
изменила статус японского монарха.
Из персоны «священной и неприкосновенной»
он превратился в «символ
Высшим органом исполнительной власти является правительство, которое в Японии называется кабинетом министров. Его деятельность осуществляется на основе конституции, Закона о кабинете министров (1947 г.) и Закона об организации государственного управления (1948 г).
В состав кабинета, который возглавляет премьер-министр, входят заместители премьера, министры и государственные министры, генеральный секретарь кабинета и начальник законодательного бюро. Кабинет образуется следующим образом. Сначала палаты на раздельных заседаниях избирают большинством голосов кандидата в премьер-министры. Избранный парламентом кандидат назначается императором на должность премьер министра, который, в свою очередь, назначает других министров кабинета. Большинство министров должны быть депутатами парламента. В период нахождения на должности министр не может быть привлечен к судебной ответственности без согласия премьер-министра. Согласно конституции, кабинет министров, наряду с общими функциями управления выполняет следующие обязанности: проведение в жизнь законов, ведение государственных дел; руководство внешней политикой; заключение договоров; организация гражданской службы и руководство ею; составление проекта бюджета и внесение его на рассмотрение парламента; издание правительственных указов в целях проведения в жизнь конституции и законов; принятие решений о всеобщих или частичных амнистиях, смягчении и отсрочке наказаний, восстановлении в правах. Кабинет министров обладают также рядом других важных полномочий: дает императору советы в отношении всех его действий, касающихся государственных дел, и несет ответственность за эти действия; назначает судей Верховного суда (кроме Главного судьи), а также всех судей судов низших инстанций; принимает решение о созыве чрезвычайных сессий парламента, несет ответственность за расходование резервного фонда для покрытия бюджетного дефицита с последующим одобрением этих расходов парламентом. Кабинет министров обязан ежегодно представлять парламенту заключительные отчеты о государственных расходах и доходах; докладывать парламенту и народу о состоянии государственных финансов. Кроме того, он наделен правом законодательной инициативы - именно кабинет министров разрабатывает и предоставляет на рассмотрение парламента большинство законопроектов.
Премьер-министру предоставлены широкие права, что делает его самым высоким в государственном аппарате страны. Выступая в парламенте от имени кабинета, он вносит на его рассмотрение проекты бюджета, законопроекты и иные документы, требующие утверждения законодательным органом страны. Ему принадлежит право докладывать парламенту о государственных делах и внешних сношениях. Основываясь на решениях кабинета, он руководит всеми звеньями исполнительной государственной власти и контролирует их работу. Премьер-министр председательствует на заседаниях кабинета, и ему по закону принадлежит последнее слово при решении вопросов, связанных с определением компетенции любого министра. У всех министров кабинета, стоящих во главе министерств, имеется по одному парламентскому вице-министру. Парламентские вице-министры назначаются и смещаются кабинетом по предоставлению министров. Они теряют свои посты автоматически после уходя в отставку кабинета или соответствующих министров. Парламентские вице-министры помогают министрам в их парламентской деятельности, в разработке планов, в решении административных дел, а также исполняют обязанности министров в их отсутствие. У каждого из министров имеется также по одному управляющему вице-министру, в обязанности которого входит обеспечение работы всех звеньев аппарата министерства. При кабинете министров имеется секретариат, который регулирует дела, связанные с заседаниями кабинета, подготавливает и согласовывает вопросы, выносимые на них. повестка дня заседаний кабинета готовится генеральным секретарем, возглавляющим секретариат. Совещательным органом при премьер министре является совет национальной обороны. Также под руководством кабинета министров находится ряд центральных административных учреждений: канцелярия премьер-министра, министерства, комитеты и управления. В функции канцелярии премьер-министра, которая равнозначна министерству, входят решение государственных административных вопросов общего порядка, имеющих отношения ко всем министерствам или к значительной части, а также вопросов специального характера, не входящих в компетенцию какого - либо министерства. Комитеты и управления обладают важными и широкими государственными полномочиями. Некоторые из этих учреждений, например, государственный комитет по обеспечению общественной безопасности с подчиненным ему управлением полиции, управление обороны, управление экономического планирования, выполняют фактически функции министерств. Все министерства Японии построены в общем по одному принципу. Каждое из них подразделяется на департаменты, а последние - на отделы и секции. Особое место в системе японской администрации занимает финансовый ревизионный совет, который не подчинен ни кабинету министров, ни какому - либо министерству. Совет занимается финансовым инспектированием всех административных учреждений страны. Этот орган возглавляется советом ревизоров.
Местное самоуправление в Японии
В стране существует двухзвенная иерархическая система территориально - административных образований: верхнее звено образуют префектуры, нижнее - муниципалитеты, к которым относятся города, поселки, сельские общины. В стране 47 префектур, три города (Токио, Осака, Киото) выделены в особые городские префектуры, а остров Хоккайдо образует провинцию, разделенную на округа. Муниципалитетов более 3200.
Основными звеньями местной законодательной власти являются префектурные, городские, поселковые и деревенские собрания. Их количественный состав зависит от численности населения соответствующих административных единиц. Собрания возглавляются председателями.
Руководство исполнительной властью в органах местного самоуправления осуществляют: в префектурах - губернаторы, в городах - мэры, в поселках и деревнях - старосты.
В последние годы процесс «республиканизации» в мире заметно замедлился. Государства, имеющие монархов, не спешат расставаться со своими традициями и институтами.
Современные европейские монархии считаются цивилизованными, в отличие от прежних, «нецивилизованных», абсолютистских. Во всех монархических государствах современности, независимо от их форм, считается, что монарх обладает исполнительной властью, хотя в подавляющем большинстве стран он такой власти реально не имеет.
Кроме того, в современных условиях есть такие нетипичные монархии, где глава государства не пожизненный и не наследственный, а избирается через определённый промежуток времени. Малайзия и Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) выборы монарха проводят раз в пять лет. Это сближает монарха с президентом, а форма правления приближается к республиканской. Однако оба названных государства являются, несомненно, монархиями.
Что касается Российской Федерации, то некоторые политики считают, что в настоящее время в нашей стране может быть более приемлемо правление монарха. Социалистическое прошлое нашей страны, когда провозглашались равенство политических и гражданских прав, декларировалось социальное равенство, повлияло на современное государство. Переходный период становления формы правления нашего государства закончился, власть все более централизуется в руках главы государства, наличие выборных органов только создает видимость принятия коллективного решения по знаковым для страны вопросам. Многочисленные обращения депутатов различных уровней, видных политиков которые обращаются с конституционной инициативой об изменении основного закона – Конституции, по вопросу продления полномочий действующего президента, обсуждение кандидатуры приемника президента, позволяют утверждать, что Россия не изжила стремления к монархической форме правления.
Сторонники монархии утверждают, что если государством будет править преданный России и волевой монарх, то страну удастся поднять на высокий уровень. Возможно, монархия могла бы расставить все по своим местам, ведь авторитет монарха полностью зависит от его государства.
Однако, следует иметь в виду, что современные представители государственного права считают «конституционной» монархией, сочетающей будто бы различные элементы в одной Верховной власти, есть, таким образом, в действительности не что иное, как еще не вполне организованная демократия. Она уже победила в сознании народов, она уже стала фактически верховной властью, но еще пока не выбросила из числа своих делегированных властей остатков монархии и аристократии, еще не заменила этих обломков прежнего устройства одной палатой народных представителей.
№ п/п |
Понятие |
Определение |
1. |
Абсолютная монархия |
Разновидность монархической формы правления, предполагающая неограниченную власть монарха, т.е. юридическое и фактическое сосредоточение государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной), а также духовной (религиозной) власти в руках монарха |
2. |
Деспотия |
Форма самодержавной неограниченной власти, реализующаяся зачастую с помощью военно-бюрократического аппарата |
3. |
Доминат |
Неограниченная монархия, установленная в Древнем Риме со времени императора Диоклетиана (кон. 3 в.) |
4. |
Древневосточная монархия |
Первая в истории человечества форма государственного правления, (характерна для Древнего Египта, Вавилона, Ассирия, Древнего Китая, Древней Индии и др.) основная характерная черта – деспотия |
5. |
Дуалистическая монархия |
Форма конституционной монархии, в которой власть монарха ограничена конституцией, но в заданных ею рамках монарх обладает полной свободой принятия решений |
6. |
Конституционная (ограниченная) монархия |
Монархия, при которой власть монарха ограничена конституцией или неписаным правом или традициями |
7. |
Монархия |
Форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу — монарху (королю, царю, императору, герцогу, эрцгерцогу, султану, эмиру, хану) и в первую очередь обусловлена традициями передачи власти |
8. |
Парламентарная монархия |
Форма конституционной монархии, в которой монарх не обладает властью и выполняет только представительную функцию |
9. |
Престолонаследие |
Переход власти монарха от одного представителя царствующего дома (династии) к другому в установленном законом порядке |
10. |
Принципат |
Форма рабовладельческой монархии, при которой сохранялись республиканские учреждения, но власть фактически принадлежала одному человеку-принцепсу (первому в списке сенаторов) |
11. |
Сословно-представительная монархия |
Это централизованная феодальная монархия,
в которой формально полновласт |
12. |
Теократическая монархия |
Монархия, при которой политическая власть принадлежит главе церкви или религиозному лидеру, в таких странах отсутствует свобода совести, господствующая религия является обязательной и является частью общества, нормы религии становятся главным законом |
13. |
Тирания |
Власть эгоистического правителя, тирану свойственны жестокие методы правления |