Виды органов государственной власти по принципу разделения властей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 21:55, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы раскрыть виды государственных органов.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
- раскрыть понятие органов государственной власти;
- описать по каким критериям классифицируются органы государственной власти;
- охарактеризовать органы государственной власти по принципу разделения властей;

Файлы: 1 файл

содержимое.docx

— 70.28 Кб (Скачать файл)

 

Введение

 

Научная и практическая актуальность темы обусловлены реальными потребностями  современной российской жизни и  практики.

Дело в том, что со времени крупнейших политических и социально-экономических, а также государственно-правовых (в самом широком смысле этих понятий) преобразований, осуществленных в России в последние десять с лишним лет, не издано пособия по проблемам теории и практики органов государственной власти в России в современный период.

Лишь отдельные аспекты  данной многогранной и чрезвычайно  широкой, объемной по кругу вопросов и граней темы нашли частичное  отражение в многочисленных диссертациях, а также в публикациях Б. М. Лазарева, Ю. М. Козлова, Л. Л. Попова, Б. А. Страшуна, С. А. Авакьяна, М. В. Баглая, Б. Н. Габричидзе, О. Е. Кутафина, Б. П. Елисеева, И. Л. Бачило, А.Г. Чернявского, Г. В. Атаманчука, К. С. Вельского, В. Е. Чиркина, С.С. Алексеева; В. В. Лазарева, Е. А. Лукашевой и других известных специалистов в области конституционного и административного права и теории права и государства.

Поэтому авторы предприняли  попытку подготовить и издать монографию, в которой в комплексном  плане излагаются вопросы характера  и статуса органов государственной  власти современной России в условиях рыночных отношений, развития правового  государства.

Актуальность темы обусловлена  возрастанием экономической роли государства, экономической функции права, экономической  деятельности всех ветвей власти и  ее органов Президента РФ, президентов  глав республик в составе Российской Федерации, федеральных органов, в  первую очередь Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, всех федеральных  органов исполнительной власти, органов  судебной власти, а также органов  государственной власти субъектов  Федерации.

Рассматриваемая тема —  «Виды государственных органов» - важна и актуальна. Современное  особое внимание к данной теме вызвано, потребностями существующей в нашей  стране практики и особенно перспективами  развития современного государства. А  это, в свою очередь, требует самого пристального внимания.

Цель данной работы раскрыть виды государственных органов.

Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:

- раскрыть понятие органов  государственной власти;

- описать по каким критериям  классифицируются органы государственной  власти;

- охарактеризовать органы  государственной власти по принципу  разделения властей;

- охарактеризовать Президента  РФ - как главу государства;

- охарактеризовать органы  государственной власти с особым  статусом;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Понятие государственных  органов и критерии их классификации

    1. Понятие органов государства

 

Механизм государства  состоит из различных частей, имеющих  специфическое устройство и выполняющих  свойственные им функции. Основным элементом  этого механизма является орган  государства.

Орган государства - это составная  часть механизма государства, имеющая  в соответствии с законом собственную  структуру, строго определенные полномочия по управлению конкретной сферой общественной жизни и органически взаимодействующая  с другими частями государственного механизма, образующими единое целое.1 Как видно из определения, государственный орган имеет определенные признаки:

1. Все органы государства  образуются в законодательном  порядке, который определяет их  компетенцию. Другими словами,  образование и функциональная  деятельность органа государства  осуществляется на строго правовой  основе.

2. Орган государства является  самостоятельным элементом государственного  аппарата, действует специализированно  в системе других органов.

3. Органы государства  тесно взаимодействуют между  собой. Они образуют единый  социальный организм, главными задачами  которого являются: обеспечение  нормального функционирования общества; защита законных прав и интересов  личности; охрана внешней безопасности  и территориальной целостности  государства.

При формировании органов  государственной власти в странах  с многонациональным составом населения  в обязательном порядке должны учитываться  такие факторы, как соотношение  пропорционального представительства  в органах государственной власти представителей от той или иной национальности или (если речь идет о “мусульманских”

государствах) религии. Нередко эти проблемы являлись причиной ожесточенных вооруженных противостояний в государствах (Индия, Пакистан, Ливан, Ирак).

Органы государства классифицируются по порядку их создания и характеру  выполняемых ими задач.

Роль органов государственной  власти в осуществлении глубочайших  социально-экономических преобразований в России объективно возрастает. Речь идет о совокупности объективных  экономических факторов и условий, оказывающих существеннейшее влияние  в обстановке рыночных отношений  в России на формирование и функционирование органов государственной власти, всех их разновидностей и организационных  форм.

Одновременно чрезвычайно  важны факторы субъективного  характера, среди которых следует  выделить в первую очередь создание соответствующих конституционно-правовых условий, предпосылок и гарантий эффективного функционирования единой системы государственной власти, разграничения предметов ведения  и полномочий между органами государственной  власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов  РФ. Так, провозглашены и закреплены в Конституции РФ основополагающие принципы и начала осуществления  государственной власти в России.

«Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны».2

Принципиальное нововведение Конституции РФ — это новое  и расширительное понимание термина  “орган государственной власти”.

Важно, что органы государственной  власти осуществляют сложнейшие задачи, функции и многогранные полномочия в иной обстановке, в условиях рыночных отношений, конституционного провозглашения равенства форм собственности, единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг и  финансовых средств; поддержки конкуренции, свободы экономической деятельности; права гражданина на свободное использование  своих способностей и имущества  для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической  деятельности; недопущения экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию; Конституционной охраны права частной собственности.

Перечисленные и иные фундаментальные  начала экономического устройства России обусловили серьезные видоизменения  характера функций и полномочий органов государственной власти. В условиях отказа от жесткой централизованной системы руководства и управления экономикой и социальной сферой происходит переход к сбалансированному, более  гибкому и, динамичному государственному регулированию отраслей экономики  и социальной инфраструктуры.

 

 

 

 

    1. Критерии классификации государственных органов

 

Государственные органы многообразны. Они могут подразделяться по следующим критериям:

- по порядку  образования — органы, избираемые  непосредственно народом (Президент РФ, Государственная Дума РФ, законодательные органы субъектов Федерации) и органы, формируемые другими государственными органами (Правительство РФ, Конституционный Суд РФ и пр.);

- по форме реализации  государственной деятельности —  на законодательные (представительные), исполнительно-распорядительные, судебные, контрольно-надзорные органы. Законодательные органы (Федеральное Собрание РФ, Саратовская областная дума, Пензенское представительное собрание и т.д.) призваны непосредственно выражать в законах волю и интересы общества; исполнительно-распорядительные органы (Правительство РФ, министерства, ведомства, государственные комитеты, администрации краев и областей и т.п.) призваны обеспечивать реализацию принятых законов и подзаконных актов; судебные органы (конституционные, обычные, военные, арбитражные суды) призваны осуществлять правосудие, рассматривать имущественные споры физических и юридических лиц, обеспечивать защиту прав и свобод человека и гражданина; контрольно-надзорные органы (прокуратура, органы горного и промышленного надзора, органы надзора по ядерной и радиационной безопасности);

- по принципу  разделения властей — на законодательные  (Федеральное Собрание Российской Федерации, состоящее из Государственной Думы и Совета Федерации; республиканские и областные законодательные структуры), исполнительные (Правительство Российской Федерации, министерства, ведомства, государственные комитеты РФ, региональные правительства, администрации и т.п.) и судебные (Конституционный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, Верховный Суд РФ, соответствующие суды субъектов РФ);

- по иерархии — на  федеральные (Президент РФ, Генеральная  прокуратура РФ и т.п.), республиканские  (Президенты Татарстана, Башкортостана,  Ингушетии, министерство внутренних  дел Дагестана и т.д.), местные  (губернатор Астраханской области,  правительство Пензенской области,  прокуратура Саратовской области  и т.п.);

- по характеру подчиненности  — на органы исключительно  «вертикального» подчинения (прокуратура,  суд и т.п.) и органы «двойного» («вертикально-горизонтального») подчинения (милиция, государственные банки и т.д.);

-  по срокам полномочий  — на постоянные, которые создаются  без ограничения срока действия (например, прокуратура, милиция,  суд) и временные, которые создаются  для решения определенных задач  (временная администрация в условиях режима чрезвычайного положения);

- по способу принятия  решений — на коллегиальные  (Государственная Дума РФ, Правительство Саратовской области и т.д.) и единоначальные (Президент РФ, министр, губернатор и т.п.);

- по правовым формам  деятельности -- на правотворческие  (Совет Федерации РФ, Правительство  РФ), правоприменительные (Министерство  образования РФ, управление юстиции  Пензенской области) и правоохранительные (органы налоговой полиции, таможенные органы и т.д.);

- по характеру компетенции  — на органы общей компетенции,  которые в пределах своих полномочий принимают решения по любым  вопросам (Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ и др.), и специальной компетенции, которые осуществляют деятельность в какой-либо одной сфере общественной жизни (министерства, ведомства, государственные комитеты и пр.), и т.п.

 

 

 

Глава 2. Органы государственной  власти по принципу разделения властей

2.1. Законодательные органы  власти

 

Органы законодательной  власти – это Федеральное Собрание РФ; народные собрания, государственные  собрания, верховные советы, законодательные  собрания республики в составе Федерации; думы, областные собрания и другие законодательные органы власти краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов, а также комитеты и комиссии палат Федерального Собрания. Основная особенность этих органов состоит  в том, что они избираются непосредственно  народом и никаким другим путем  формироваться не могут. В своей  совокупности они составляют систему  представительных органов государственной  власти РФ.3

При демократическом государственном  строе высшим и представительным законодательным органом является парламент. Он представляет суверенитет  народа, и только он один правомочен выражать волю народа в форме закона. В Англии, Индии, Канаде, Финляндии, Японии и ряде других стран законодательный  орган непосредственно именуется  парламентом. В остальных странах этот государственный орган называется иначе (например: Сейм - в Польше, Фолькетинг - в дании, Альтинг - в Исландии, Конгресс - в США).

Помимо введения парламентаризма  в России Манифестом для спокойствия  страны гарантировались: неприкосновенность личности; свобода слова, совести, собраний, союзов; декларировалось создание народного  представительства в Государственной  думе. Одновременно Манифест подчеркивал  необходимость наведения в стране порядка.

Парламенты могут иметь  двухпалатную и однопалатную структуру. В  федеративных государствах парламенты состоят из двух палат - нижней и верхней, которые в принципе обладают одинаковыми законодательными полномочиями. Численность парламентов в различных странах неодинакова. Федеральное Собрание России состоит из 450 депутатов Государственной думы и 176 членов Совета Федерации (по 2 представителя от каждого из 88 субъектов Российской Федерации).

Наряду с непосредственным законотворчеством парламент обладает верховными финансовыми полномочиями, осуществляет контроль над исполнительной властью, а также решает другие важные вопросы государственной жизни  общества.

Информация о работе Виды органов государственной власти по принципу разделения властей