Виды органов государственной власти по принципу разделения властей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 21:55, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы раскрыть виды государственных органов.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
- раскрыть понятие органов государственной власти;
- описать по каким критериям классифицируются органы государственной власти;
- охарактеризовать органы государственной власти по принципу разделения властей;

Файлы: 1 файл

содержимое.docx

— 70.28 Кб (Скачать файл)

Прокуратура Российской Федерации. Это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов. Прокуратура регламентируется Конституцией РФ в ст. 129, находящейся в гл, 7 «Судебная власть». Однако это ее расположение в Конституции является скорее данью традиционному подходу, рассматривавшему прокуратуру в тесной связи с деятельностью судебных органов. Но прокуратура не является судебным органом, а одна из основных ее функций - надзор за соблюдением прав и свобод человека, за исполнением законов и др. - непосредственно не связана с деятельностью судебной власти. Прокуратура к тому же принимает участие в правотворческой деятельности, осуществляет координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью и уголовное преследование, а также ряд других функций.

Прокуратура действует на основе Федерального закона «О прокуратуре  Российской Федерации» (в редакции от 5 октября 2002 г.), который, в частности, запрещает вмешательство кого бы то ни было в осуществление прокурорской деятельности. Генеральный прокурор РФ назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ. Финансирование и материально-техническое обеспечение органов и учреждений прокуратуры осуществляются за счет средств федерального бюджета. На прокуратуру не может быть возложено выполнение функций, не предусмотренных федеральными законами. Генеральный прокурор ежегодно представляет палатам Федерального Собрания доклад о состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации и о проделанной работе по их укреплению, что, однако, нельзя рассматривать как установление полной подотчетности прокуратуры.

Центральный банк Российской Федерации. Статус Центрального банка  РФ определяется Конституцией и Федеральным  законом «О Центральном банке  Российской Федерации (Банке России)» (в редакции от 10 января 2003 г.). Конституция РФ (ч. 1 и 2 ст. 75) устанавливает, что денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком РФ. Его основная функция — защита и обеспечение устойчивости рубля, и эту функцию он осуществляет независимо от других органов государственной власти. Среди функций Банка: разработка и проведение (во взаимодействии с Правительством) единой государственной денежно-кредитной политики, установление правил осуществления расчетов и проведения банковских операций, управление золотоносными резервами, банковский надзор, осуществление валютного регулирования и контроля, установление официальных курсов иностранных валют по отношению к рублю и др. Банк России не подчиняется Правительству РФ, хотя функционирует во взаимодействии с ним. Он подотчетен Государственной думе, которая назначает на должность и освобождает от должности по представлению Президента РФ Председателя Банка, а также членов Совета директоров. Банк представляет Государственной думе на рассмотрение годовой отчет. Нормативные акты Банка России обязательны для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц.

Все эти нормы создают  Банку России уникальный статус. Руководство  Банка создается и в определенных формах контролируется Государственной  думой, но Банк не относится к числу  органов законодательной власти. Он не является также органом исполнительной власти, хотя тесно взаимодействует

с Правительством РФ. Это  автономный орган государственной  власти, который в пределах своей  компетенции не зависит ни от Президента РФ, ни от Федерального Собрания, ни от Правительства РФ. Только федеральный  закон может внести изменения  в статус Банка.

Счетная палата Российской Федерации является постоянно действующим  органом государственного финансового  контроля, образуемым Федеральным Собранием  РФ и подотчетным ему. Согласно Федеральному закону «О Счетной палате Российской Федерации» (в редакции от 10 июля 2002 г., с изменениями от 24 декабря 2002 г.) в рамках своих задач Счетная палата обладает организационной и функциональной независимостью. Этот орган, предусмотренный Конституцией РФ, осуществляет контроль за исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, определяет эффективность и целесообразность расходов государственных средств и федеральной собственности и др. Председателя Счетной палаты и половину аудиторов назначает Государственная дума, а заместителя Председателя и вторую половину аудиторов Совет Федерации. Функции Счетной палаты достаточно широки, ни один орган государственной власти не вправе отказать ей в требуемой информации, в проведении ревизий и проверок. Ее предписания носят обязательный характер.

Счетная палата регулярно  представляет Совету Федерации и  Государственной думе информацию о  ходе исполнения федерального бюджета  и результатах проводимых контрольных  мероприятий. Она взаимодействует  с контрольными органами Президента РФ, Правительства РФ, Банка России, не являясь по своей природе органом  законодательной или исполнительной власти.

Центральная избирательная  комиссия действует на постоянной основе в соответствии с Федеральным  законом «Об основных гарантиях  избирательных прав и права на участие в референдуме граждан  Российской Федерации» (в редакции 12 июня 2002 г.). Этот государственный орган руководит подготовкой и проведением выборов, референдумов в Российской Федерации.

Центральная избирательная  комиссия состоит из 15 членов, назначаемых  Государственной думой, Советом  Федерации и Президентом РФ (по 5 членов каждым из этих органов). Издаваемые комиссией инструкции и разъяснения  обязательны для всех избирательных  комиссий в Российской Федерации, а  по существу носят нормативный характер, регулируя практически все сферы  подготовки и проведения выборов.

Особый статус Центральной  избирательной комиссии проявляется  также в отсутствии подконтрольности и подотчетности по отношению  к какому-либо органу государственной  власти.

Уполномоченный по правам человека. Этот орган государственной  власти предусмотрен Конституцией РФ, которая устанавливает, что Уполномоченного  по правам человека назначает на должность  и освобождает от должности Государственная  дума. Права и задачи этого должностного лица определяются Федеральным конституционным  законом от 26 февраля 1997 г. Уполномоченный призван обеспечивать гарантии государственной защиты прав и свобод граждан, из чего вытекает, что при осуществлении функций он должен оставаться независимым и неподотчетным каким-либо государственным органам и должностным лицам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Механизм государства  состоит из различных частей, имеющих  специфическое устройство и выполняющих  свойственные им функции. Основным элементом  этого механизма является орган  государства.

Государственный орган —  это составная часть механизма  государства, которая имеет собственную  структуру, определенные законом полномочия властного характера по управлению конкретной сферой общественной жизни  и тесно взаимодействует с  другими элементами государственного механизма, образующими единое целое.

Как видно из определения, государственный орган имеет  определенные признаки:

- все органы государства  образуются в законодательном  порядке, который определяет их  компетенцию;

- орган государства является  самостоятельным элементом государственного  аппарата, действует специализированно  в системе других органов, а  также обладает властными полномочиями;

- государственные органы  тесно взаимодействуют между  собой. Они образуют единый  социальный организм, главными задачами  которого служат обеспечение  нормального функционирования общества, защита законных прав и интересов  личности, охрана внешней безопасности  и территориальной целостности  государства.

Государственные органы могут  быть подразделены на различные виды и по различным основаниям.

Государственная власть в  Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Органы законодательной  ветви власти формируются путем  избрания их населением страны.

Органы исполнительной власти обладают следующими признаками:

- являются составной частью  системы органов государственной  власти;

- порядок их образования,  реорганизации и ликвидации осуществляется  в установленном законом порядке;

- обладают специальным  правовым статусом, закрепляемым  в установленном порядке нормативным  правовым актом;

- обладают определенной  организационной структурой, ориентированной  на выполнение стоящих перед  ними задач;

- для них характерна  определенная самостоятельность  деятельности;

- всегда действуют от  имени государства; 

- наделяются специальной  компетенцией и властными полномочиями, рассчитанными для обеспечения  успешного выполнения возложенных  на них задач;

- их деятельность носит  исполнительно-распорядительный характер.

Судебная власть - одна из ветвей единой государственной власти, обладающая спецификой имеющейся у  нее компетенции и реализующая  свои полномочия посредством конституционного, гражданского, административного и  уголовного судопроизводства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

 

Нормативно-правовые акты

 

  1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008г. N 6-ФКЗ, от 30.12.2008г.  N 7-ФКЗ).
  2. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 N 86-ФЗ «О Правительстве Российской Федерации».
  3. Федеральный конституционный закон РФ «О референдуме Российской Федерации» от 28.06.2004 г. // "Российская газета №137. 30.06.2008.
  4. Федеральный Закон от 31.12.1996 N 25-ФЗ «О судебной системе».
  5. Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации (под ред. Окунькова Л.А.) – М.: КОНТРАКТ; ИНФРА – М, 2009.

 

 

Учебная литература, научная  литература

 

  1. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для юридических вузов и факультетов. М.: Издательская группа ИНФРА М НОРМА, 2009.- 650 с.
  2. Бутаков А.В. Российская система разделения властей: традиции и новации // Правоведение. 2010. №1.
  3. Енгибарян Р. В. , Тадевосян Э. В. Конституционное право: Учебник. – изд. 2-е, перераб. И доп., М.: Юристъ, 2012.- 274 с.
  4. Журавлев А.Л., Комарова В.В., Полянский И.А. Структура исполнительной власти Российской Федерации в современный период // Конституционное и муниципальное право. 2009. № 1.
  5. Катков Д.Б., Корчиго Е.В. Конституционное право России: Учебное пособие / Отв. ред. академик РАЕН Ю.А. Веденеев. — М.: Юриспруденция, 2011.- 345 с.
  6. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. «Конституционное право России» изд-во «ЮристЪ», М., 2010.-396 с.
  7. Коваленко А. И. Основы конституционного права РФ М. 2011.- 298 с.
  8. Колесников Е.В. Источники науки росс. Конституционного права. Саратов, 2011.- 315 с.
  9. Куликов В.И. Конституционное право РФ. М.: Высшая школа, 2011. 234с.
  10. Лысенко В.Н. Развитие Федерации и Конституция России (Конституционные изменения как назревшая потребность развития федеративных отношений) // Государство и право // № 8, 2010.- 297 с.
  11. Стрекозов В.Г., Казанчев Ю.Д. Конституционное право Российской Федерации. Учебник. Издательство Московского гуманитарно-экономического института, Москва, 2012.- 354 с.
  12. Усанов В.Е., Хмелевский С.В. Конституционное (государственное) право Российской Федерации: Учебник /Под общей ред. д.н.ф. Хмелевской С.А., к.ф.н. Хмелевского С.В. – М: ПЕР СХ, 2011.- 259 с.
  13. Чиркин В.Е. Конституционное право России: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2011.- 358 с.
  14. Энтин Л.М. Разделение властей: опыт современных государств. М. 2010.- 345 с.
  15. Яковлев А.М. Конституционный строй: социальный и правовой аспект// Вопросы философии. 2010. №10.

 

 

 

1 Бутаков А.В. Российская система разделения властей: традиции и новации // Правоведение. 2010. №1.

 

2 «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008г. N 6-ФКЗ, от 30.12.2008г.  N 7-ФКЗ).

3 Козлова Е.И., Кутафин О.Е. «Конституционное право России» изд-во «ЮристЪ», М., 2010.-396 с.

4 «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008г. N 6-ФКЗ, от 30.12.2008г.  N 7-ФКЗ).

5 Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 N 86-ФЗ «О Правительстве Российской Федерации».

6 Журавлев А.Л., Комарова В.В., Полянский И.А. Структура исполнительной власти Российской Федерации в современный период // Конституционное и муниципальное право. 2009. № 1.

7 Куликов В.И. Конституционное право РФ. М.: Высшая школа, 2011. 234с.

8 Федеральный Закон от 31.12.1996 N 25-ФЗ «О судебной системе».

9 Энтин Л.М. Разделение властей: опыт современных государств. М. 2010.- 345 с.

10 Яковлев А.М. Конституционный строй: социальный и правовой аспект// Вопросы философии. 2010. №10.


Информация о работе Виды органов государственной власти по принципу разделения властей