Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 21:55, курсовая работа
Цель данной работы раскрыть виды государственных органов.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
- раскрыть понятие органов государственной власти;
- описать по каким критериям классифицируются органы государственной власти;
- охарактеризовать органы государственной власти по принципу разделения властей;
Прокуратура Российской Федерации. Это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов. Прокуратура регламентируется Конституцией РФ в ст. 129, находящейся в гл, 7 «Судебная власть». Однако это ее расположение в Конституции является скорее данью традиционному подходу, рассматривавшему прокуратуру в тесной связи с деятельностью судебных органов. Но прокуратура не является судебным органом, а одна из основных ее функций - надзор за соблюдением прав и свобод человека, за исполнением законов и др. - непосредственно не связана с деятельностью судебной власти. Прокуратура к тому же принимает участие в правотворческой деятельности, осуществляет координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью и уголовное преследование, а также ряд других функций.
Прокуратура действует на основе Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» (в редакции от 5 октября 2002 г.), который, в частности, запрещает вмешательство кого бы то ни было в осуществление прокурорской деятельности. Генеральный прокурор РФ назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ. Финансирование и материально-техническое обеспечение органов и учреждений прокуратуры осуществляются за счет средств федерального бюджета. На прокуратуру не может быть возложено выполнение функций, не предусмотренных федеральными законами. Генеральный прокурор ежегодно представляет палатам Федерального Собрания доклад о состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации и о проделанной работе по их укреплению, что, однако, нельзя рассматривать как установление полной подотчетности прокуратуры.
Центральный банк Российской Федерации. Статус Центрального банка РФ определяется Конституцией и Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (в редакции от 10 января 2003 г.). Конституция РФ (ч. 1 и 2 ст. 75) устанавливает, что денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком РФ. Его основная функция — защита и обеспечение устойчивости рубля, и эту функцию он осуществляет независимо от других органов государственной власти. Среди функций Банка: разработка и проведение (во взаимодействии с Правительством) единой государственной денежно-кредитной политики, установление правил осуществления расчетов и проведения банковских операций, управление золотоносными резервами, банковский надзор, осуществление валютного регулирования и контроля, установление официальных курсов иностранных валют по отношению к рублю и др. Банк России не подчиняется Правительству РФ, хотя функционирует во взаимодействии с ним. Он подотчетен Государственной думе, которая назначает на должность и освобождает от должности по представлению Президента РФ Председателя Банка, а также членов Совета директоров. Банк представляет Государственной думе на рассмотрение годовой отчет. Нормативные акты Банка России обязательны для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц.
Все эти нормы создают
Банку России уникальный статус. Руководство
Банка создается и в
с Правительством РФ. Это автономный орган государственной власти, который в пределах своей компетенции не зависит ни от Президента РФ, ни от Федерального Собрания, ни от Правительства РФ. Только федеральный закон может внести изменения в статус Банка.
Счетная палата Российской Федерации является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием РФ и подотчетным ему. Согласно Федеральному закону «О Счетной палате Российской Федерации» (в редакции от 10 июля 2002 г., с изменениями от 24 декабря 2002 г.) в рамках своих задач Счетная палата обладает организационной и функциональной независимостью. Этот орган, предусмотренный Конституцией РФ, осуществляет контроль за исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, определяет эффективность и целесообразность расходов государственных средств и федеральной собственности и др. Председателя Счетной палаты и половину аудиторов назначает Государственная дума, а заместителя Председателя и вторую половину аудиторов Совет Федерации. Функции Счетной палаты достаточно широки, ни один орган государственной власти не вправе отказать ей в требуемой информации, в проведении ревизий и проверок. Ее предписания носят обязательный характер.
Счетная палата регулярно
представляет Совету Федерации и
Государственной думе информацию о
ходе исполнения федерального бюджета
и результатах проводимых контрольных
мероприятий. Она взаимодействует
с контрольными органами Президента
РФ, Правительства РФ, Банка России,
не являясь по своей природе органом
законодательной или
Центральная избирательная комиссия действует на постоянной основе в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (в редакции 12 июня 2002 г.). Этот государственный орган руководит подготовкой и проведением выборов, референдумов в Российской Федерации.
Центральная избирательная
комиссия состоит из 15 членов, назначаемых
Государственной думой, Советом
Федерации и Президентом РФ (по
5 членов каждым из этих органов). Издаваемые
комиссией инструкции и разъяснения
обязательны для всех избирательных
комиссий в Российской Федерации, а
по существу носят нормативный характер,
регулируя практически все
Особый статус Центральной избирательной комиссии проявляется также в отсутствии подконтрольности и подотчетности по отношению к какому-либо органу государственной власти.
Уполномоченный по правам человека. Этот орган государственной власти предусмотрен Конституцией РФ, которая устанавливает, что Уполномоченного по правам человека назначает на должность и освобождает от должности Государственная дума. Права и задачи этого должностного лица определяются Федеральным конституционным законом от 26 февраля 1997 г. Уполномоченный призван обеспечивать гарантии государственной защиты прав и свобод граждан, из чего вытекает, что при осуществлении функций он должен оставаться независимым и неподотчетным каким-либо государственным органам и должностным лицам.
Заключение
Механизм государства состоит из различных частей, имеющих специфическое устройство и выполняющих свойственные им функции. Основным элементом этого механизма является орган государства.
Государственный орган — это составная часть механизма государства, которая имеет собственную структуру, определенные законом полномочия властного характера по управлению конкретной сферой общественной жизни и тесно взаимодействует с другими элементами государственного механизма, образующими единое целое.
Как видно из определения, государственный орган имеет определенные признаки:
- все органы государства
образуются в законодательном
порядке, который определяет
- орган государства является
самостоятельным элементом
- государственные органы
тесно взаимодействуют между
собой. Они образуют единый
социальный организм, главными задачами
которого служат обеспечение
нормального функционирования
Государственные органы могут быть подразделены на различные виды и по различным основаниям.
Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
Органы законодательной ветви власти формируются путем избрания их населением страны.
Органы исполнительной власти обладают следующими признаками:
- являются составной частью
системы органов
- порядок их образования,
реорганизации и ликвидации
- обладают специальным
правовым статусом, закрепляемым
в установленном порядке
- обладают определенной организационной структурой, ориентированной на выполнение стоящих перед ними задач;
- для них характерна
определенная
- всегда действуют от имени государства;
- наделяются специальной
компетенцией и властными
- их деятельность носит
исполнительно-
Судебная власть - одна из ветвей единой государственной власти, обладающая спецификой имеющейся у нее компетенции и реализующая свои полномочия посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
Библиографический список
Нормативно-правовые акты
Учебная литература, научная литература
1 Бутаков А.В. Российская система разделения властей: традиции и новации // Правоведение. 2010. №1.
2 «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008г. N 6-ФКЗ, от 30.12.2008г. N 7-ФКЗ).
3 Козлова Е.И., Кутафин О.Е. «Конституционное право России» изд-во «ЮристЪ», М., 2010.-396 с.
4 «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008г. N 6-ФКЗ, от 30.12.2008г. N 7-ФКЗ).
5 Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 N 86-ФЗ «О Правительстве Российской Федерации».
6 Журавлев А.Л., Комарова В.В., Полянский И.А. Структура исполнительной власти Российской Федерации в современный период // Конституционное и муниципальное право. 2009. № 1.
7 Куликов В.И. Конституционное право РФ. М.: Высшая школа, 2011. 234с.
8 Федеральный Закон от 31.12.1996 N 25-ФЗ «О судебной системе».
9 Энтин Л.М. Разделение властей: опыт современных государств. М. 2010.- 345 с.
10 Яковлев А.М. Конституционный строй: социальный и правовой аспект// Вопросы философии. 2010. №10.
Информация о работе Виды органов государственной власти по принципу разделения властей