Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2014 в 16:31, курсовая работа
Целью настоящей работы является изучение монархической формы правления.
Основными задачами в ходе исследования является определение понятия «монархия», разновидностей монархии и рассмотрение особенностей монархии в современности
Введение…………………………………………………………………….……...3
Глава 1. Монархия и ее признаки……………………………………………....5
1.1. Понятие монархии………………………………………………………5
1.2. Признаки монархической формы правления……………………….....6
1.3. Разновидности монархии ………………………………………............8
Глава 2. Монархия в настоящее время……………………………………. 17
2.1. Особенности современных монархий………………………………18
2.2. Перспективы монархии в современном мире………………….......28
2.3. Монархическое движение в России………………………………...30
Заключение…………………………………………………………………….....32
Список использованной литературы………………………………………….34
Приложение………………………………………………………………………36
Содержание
Введение
«Форма правления», как и любое иное понятие в теории государства и права, отражает устойчивые взаимосвязи между различными политико-правовыми явлениями и процессами. Будучи одним из главных элементов более общего понятия «форма государства», понятие «форма правления» отражает структуру и порядок и порядок образования высших органов государственной власти, раскрывает влияние этих факторов на эффективность их деятельности.
Тема монархии имеет многовековую историю. Связано это с тем, что монархия – одна из самых древних форм правления (Древние Рим, Китай, Восток). Противоречивое же отношение к ней актуально и в современном обществе.
Актуальность темы данной курсовой работы. Современный мир насчитывает немало государств с монархической формой правления. В некоторых государствах политические лидеры, носящие иные наименования, фактически обладали или обладают властью и статусом монарха. История государств мира была в течении тысячелетий связана по преимуществу с монархическим принципом. Однажды возникнув, монархия как идея и система власти, будучи элементом европейской цивилизации, менялась в потоке времени, сохраняя постоянство и верность традициям. Все народы в общих чертах имеют одинаковые потребности, и все государства, поэтому имеют приблизительно одинаковые цели, которые различаются не столько по характеру высшей власти их, но и по обстоятельствам внешним и внутренним. Монархии многому могут учиться у республик и наоборот. Государство это определенный способ организации общества, а также организация публичной политической власти, распространяющаяся на все общество, выступающая его официальным представителем и опирающаяся в необходимых случаях на средства и меры принуждения. Как управляющая обществом система, государство обладает внутренней структурой, имеет специальные органы для реализации своих полномочий.
Данная тема весьма актуальна, ведь из первого десятка стран с наивысшим уровнем жизни граждан подавляющее большинство являются монархиями. Оказывается что монархии, как ни странно, оставили далеко позади страны с иной формой правления. Продолжительность жизни, уровень технологического развития, количество компьютеров на душу населения, уровень образования, темпы роста промышленного производства.
Монархии опережают своих соседей в любой своей ипостаси и в любом регионе (исключения, конечно, присутствуют, но именно единичные, то есть из числа тех, что как раз и подтверждают правило). В Европе большинство монархий принадлежит к конституционному типу, то есть их скорее можно было бы назвать монархическим вариантом демократического государства, но при всем при этом, за что бы эти монархии ни брались, у них это выходило лучше, чем у соседей. Шведы, например, не отказываясь от короля, сумели даже построить нечто, что было названо потом «шведским социализмом». В арабском мире, где демократия не в чести и монархии присутствуют в своем изначальном абсолютистском виде, Кувейт, ОАЭ и Саудовская Аравия оставили далеко позади своих соседей - Иран и Ирак, обладающих не меньшими нефтяными богатствами.
Целью настоящей работы является
изучение монархической формы правления.
Основными задачами в ходе исследования является
определение понятия «монархия»,
разновидностей монархии и рассмотрение
особенностей монархии в современности
Глава 1. Монархия и ее признаки
1.1. Понятие монархии
Организация высших органов государственной власти, их структура, компетенция, порядок образования в современных странах обнаруживают заметное многообразие. Классификация форм правления позволяет выявить их достоинства и недостатки с целью совершенствования деятельности государственного механизма.
В теории государства и права существуют различные классификации, которые опираются на разные критерии (основания). Так, одна из первых классификаций форм правления принадлежит древнегреческому мыслителю Аристотелю. В качестве критериев типологии он выделял цели правления и количество правящих. При этом Аристотель выделил три правильные формы (монархию, аристократию, политик) и три неправильные (тиранию, олигархию, демократию).1
Используя политические идеи Аристотеля, Платона, Полибия, Цицерона, известный итальянский мыслитель Я. Макиавелли поделил формы правления: 1) на «дурные во всех отношениях» (тирания, олигархия, охлократия) и 2) те, которые «хороши сами по себе» (монархия, аристократия, демократия). Критерием типологии форм правления у Н. Макиавелли является круговорот добра и зла. Хорошие формы правления, достигая своего совершенства, по мнению мыслителя, клонятся к упадку, переходят в свою противоположность и наоборот. Так, монархия сменяется тиранией, тирания - аристократией, аристократия уступает свое место демократии, которая в свою очередь перерастает в охлократию (власть толпы).
Однако современные формы правления по сравнению с античными и средневековыми претерпели значительные изменения, стали более сложными, хотя и сохранили некоторые базовые признаки. Обобщая историческую практику эволюции форм правления, можно выделить несколько классификаторов, которые использовались различными авторами и позволяли выделять специфику тех или иных форм правления. 2
Монархия (в переводе с греческого - единовластие) - это форма пожизненного и единоличного правления, при которой верховная государственная власть передается по наследству.
Монархическая форма правления весьма разнообразна, причем настолько, что на каждый из указанных признаков можно найти исключения. В силу этого ряд монархических государств не вполне соответствуют предложенному определению. Рассмотрим подробнее основные черты монархий.
1.2. Признаки монархической формы правления
Вся полнота власти в государстве с данной формой правления принадлежит одному человеку - монарху. Это означает, что от монарха зависит окончательное решение абсолютно любого вопроса; монарх принимает решения от своего имени; может образовать или упразднить любые органы, назначить любое лицо на любую должность и т. д. Юридических ограничений для полномочий монарха нет, и это наиболее последовательный для данной формы правления вариант. Однако власть монарха может ограничиваться, и очень существенно, иными, в первую очередь представительными органами государства, конституцией. За монархом вообще могут оставаться лишь символические полномочия. Такие монархии называются ограниченными, о них речь пойдет ниже.
Монарх пользуется титулом (король, царь, император, фараон, князь, герцог и т. д.), имеет право на получение из государственной казны денежных средств на содержание себя самого и своей семьи (дворцы, прислуга, охрана и т. д.).
Монарх получает власть, как правило, по наследству, в большинстве случаев наследником являлся старший сын правившего монарха. Пребывание у власти каким-либо определенным сроком заранее не ограничено. История государственности и современная конституционная практика знают различные способы возведения на престол или его завоевания. В современных федеративных монархиях, например в Объединенных Арабских Эмиратах, в Малайзии, монарх может избираться правителями субъектов федераций. Так, в Малайзии он выбирается сроком на 5 лет из числа султанов 9 штатов. Истории известны и факты приглашения монарха. Власть можно также захватить и силой, завоевав то или иное государство или совершив дворцовый переворот. Основное в характеристике монархической формы правления - народ не имеет отношения к формированию власти (прежде всего - главы государства).3
Правление монарха осуществляется с помощью министров, чиновников, советников, ответственных перед ним.
Власть монарха
осуществляется по
В монархической форме правления существует признак юридической безответственности главы государства, согласно которой монарх не несет конкретной политической и юридической ответственности за результаты своего правления.
Этими признаками обладает классическая форма монархии (ею является абсолютная монархия).
При ограниченной монархии высшая государственная власть рассредоточена между монархом и другим органом или органами (Земский собор в российской Империи). К ограниченным относятся сословно-представительная монархия (Россия) и современная конституционная монархии (Великобритания, Швеция), в которой власть монарха ограниченна конституцией, парламентом, правительством и независимым судом.4
1.3. Разновидности монархии
Истории известно много разновидностей монархии, разберём лишь основные из них, сгруппированные по различным основаниям.
По объему ограничений выделяют следующие виды монархий: абсолютную и конституционную.
Абсолютная монархия - монархия, предполагающая неограниченную власть монарха. При абсолютизме государство достигает наивысшей степени централизации, создаются разветвленный бюрократический аппарат, постоянная армия и полиция; деятельность органов сословного представительства, как правило, продолжается. Расцвет абсолютизма в странах Западной Европы пришелся на XVII—XVIII вв. В России абсолютизм существовал в XVIII — начале XX веков. С формально-юридической точки зрения при абсолютизме в руках главы государства – монарха сосредотачивается вся полнота законодательной и исполнительной власти, он самостоятельно устанавливает налоги и распоряжается государственными финансами.
Обоснованием абсолютизма стал тезис о божественном происхождении верховной власти. Возвеличиванию персоны государя служил пышный и изощренный дворцовый этикет.
В той или иной степени черты абсолютной монархии, или стремление к ней, проявились во всех государствах Европы, но наиболее законченное воплощение они нашли во Франции. В Англии пик абсолютизма пришёлся на правление Елизаветы I Тюдор, но на Британских островах он так и не достиг своей классической формы: сохранялся парламент, не было постоянной армии, мощного бюрократического аппарата на местах. 5
Рассмотрим юридические признаки и механизм функционирования абсолютной монархии на примере королевства Саудовская Аравия.6
Главой государства является король - Фахд ибн Абдуль - Азис Ааль Сауд, имеющий титулы: «Его Величество», «государь», «Маулай», что означает «наш повелитель», «Служитель двух Священных Мечетей». Источником власти монарха является Коран - Священная Божественная книга, в которой содержатся нормы, регулирующие все вопросы жизнедеятельности людей. Власть главы государства имеет божественный характер, ибо согласно Корану: «Аллах его избрал над вами и увеличил ему широту в знании и теле. Поистине, Аллах дарует свою власть, кому пожелает».7
Власть монарха передается по наследству и по праву родства. Очередной монарх назначается семьей правящей династии, при этом наследником не обязательно становится сын правящего короля. Обычно наследный принц перед восшествием на престол приобретает опыт государственного управления, занимая некоторые должности. В настоящее время наследственный принц - Его Королевское Высочество Абдулло ибн Абдуль-Азиз Аль Сауд - является заместителем премьер-министра, начальником национальной гвардии.
По Конституции 1992г. в руках короля сосредоточена законодательная и исполнительная власть, которую он осуществляет непосредственно, а также судебная власть, осуществляемая им через своих представителей. В своей деятельности монарх опирается на совет министров, председателем которого он является. Королю принадлежит право законодательной инициативы, издания нормативно-правовых актов - указов, не требующих подписи ответственного министра.
В соответствии с указом главы государства в королевстве в 1992 г. был создан Меджлиса Аш-Шура - Консультативный совет или Верховный совет правосудия. Он состоит из председателя и 60 членов, назначаемых королем. Каждые четыре года как минимум половина его членов должна быть заменено. Функция Совета состоит в применении канонов Корана и всех законодательных принципов шариата (свод норм мусульманского права) во всех сферах жизни. Верховный совет правосудия организует отправление правосудия no делам государства и граждан и гарантирует соответствие юридических законов и правил исламскому шариату и учению Пророка Мухаммеда.
Следовательно, король Саудовской Аравии обладает большим объемом властных полномочий, осуществляя их кок непосредственно, так и через министров, чиновников, назначаемых им из числа своих приближенных и членов правящей династии. При этом монарх не несет юридической ответственности ни перед кем, кроме Аллаха. Будучи высшим представителем государства вовне, он имеет ряд важных полномочий в сфере международных отношений. Так, он может без специального уполномочия заключать международные договоры, ратифицировать и денонсировать их. Монарх назначает и отзывает дипломатических представителей в иностранных государствах и международных организациях.
По мере развития и усиления капитализма в европейских странах принципы существования абсолютной монархии стали приходить в противоречие с потребностями изменившегося общества. В Нидерландах, Англии и Франции эти противоречия были решены революционным путём, в других странах происходила постепенная трансформация абсолютной монархии в конституционную.
Конституционная монархия – монархия, при которой власть монарха ограничена конституцией или неписаным правом или традициями. При конституционной монархии реальная законодательная власть принадлежит парламенту, исполнительная — правительству.
Конституционная монархия существует в двух формах: дуалистическая монархия (в настоящее время существует в Марокко, Иордании, Кувейте и, с некоторыми оговорками, также в Монако и Лихтенштейне) и парламентарная монархия (в настоящее время Великобритания, Дания, Швеция).