Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 13:52, контрольная работа
Все перечисленные выше теории происхождения государства имеют один общий недостаток - ограниченность. Каждая из рассмотренных концепций представляет собой субъективный взгляд ее представителей на объективный процесс развития социума, выделяя в качестве причины возникновения государства какой-то один фактор. Современные же подходы основываются на том, что весьма трудно, если вообще возможно, выделить ведущий фактор, детерминирующий весь процесс возникновения государства.
Задание 1
Название теории |
Автор (авторы) и время выдвижения |
Сущность теории |
«Слабые места теории» |
Теологическая |
Зародилась еще в Древнем Египте, Вавилоне, Индии, Китае. На Западе её сформулировал Фома Аквинский (1225-1274), а также к авторам этой теории относят Любеффа, Эйве, Кост-Флоре. |
от греч.- богословие. Суть данной теории состоит в том, что государство возникло по воле Бога, является воплощением божественной воли. Следовательно, государство, его институты, власть существовали изначально. Они незыблемы и святы, их возникновение и упразднение не зависит от воли человека. Государство должно защищать религиозные устои |
Главный недостаток этой теории в том, что она основана на вере в Бога, а не на проверенном научном знании. Для верующего человека она незыблема, а для атеиста –антинаучна. |
Патриархальная |
Древнекитайский философ Конфуций (551-479гг. до н.э.), древнегреческий философ Аристотель (384-322 гг. до н.э.), Михайловский, Фильмер и др. |
Государство возникает из разросшейся семьи, т.е. государство – это «большая семья», состоящая из множества обычных семей, где старшие обязаны заботится о младших, а младшие обязаны подчинятся старшим. Таким образом, власть правителя является продолжением отцовской власти в семье |
Прямое отождествление государства и семьи, власти монарха и отца. Между тем государственная власть основана на приоритете территориальных связей и гражданства над кровно-родовыми связями. |
Договорная (естественно-правовая) |
Истоки восходят к трудам древнегреческих философов (Эпикур 341-270 гг. до н.э. и др.), но в современной её трактовке стояли: голландский ученый Г. Гроций (1583-1645), англичане Т.Гоббс (1588-1679), Д.Локк (1632-1704), француз Ж.Ж.Руссо (1712-1778), наш соотечественник А.Н. Радищев (1749-1802) и др. |
В основе государства лежит общественный договор, смысл идеи которого заключается в следующем. Первоначально люди находились в догосударственном (естественном, первобытном) состоянии: каждый преследовал свои интересы, не считаясь с другими и это привело по одной версии (Гоббс) к «войне всех против всех»; по другой (Руссо) – люди жили в состоянии естественной свободы и равенства. В результате «войны всех против всех» неорганизованное общество могло себя уничтожить, но даже при естественной свободе эта свобода не была обеспечена, а права человека не гарантировались и могли быть нарушены. Чтобы этого не случилось, люди заключили «общественный договор», в силу которого каждый отказывался от всех (Гоббс) либо от части своих прав и интересов (Руссо, Локк) в пользу создаваемого государства ради взаимного выживания и гарантированности естественных прав. В итоге был создан институт согласования интересов, совместной жизни, взаимной защиты прав – государство. |
Путь создания государства через общественный договор – скорее идеал, зачастую государства возникали в результате войн, насилия или же вследствие иных условий. А также недостатком является то, что общество воспринимается одномерно, как единое целое. На самом деле оно разделено на различные группы: сословия, классы, общины, обычно имеющие различные интересы, иногда даже враждебные друг другу. |
Теория насилия |
Австрийский юрист и социолог Л.Гумплович (1838-1909), немцы К.Каутский (1854-1938), Е. Дюринг (1833-1921) и др. |
Государство возникло путем акта насилия: завоевание более сильным народом, (как правило, кочевым) другого более слабого (как правило, оседлого). Для удержания в повиновении покоренных завоеватели создают государство, в котором сами образуют политически господствующее сословие (класс). |
Насилие (при его важной роли) не было единственным, а только одним из факторов, повлиявших на возникновение государства. Предпосылки возникновения государственности – это внутренний процесс, а внешнее насилие может его только ускорит или замедлить |
Марксистко-ленинская |
Основоположники – немецкие ученые К.Маркс (1818-1883), Ф.Энгельс (1820-1895), развивал её Ленин (1870-1924) |
Государство возникло на классово-экономической основе, т.е. 1.произошло разделение труда (земледелие и скотоводство, ремесло и торговля); 2.возник прибавочный продукт; 3. в результате присвоения чужого труда (в виде прибавочного продукта) произошло разделение на классы – эксплуатируемых и эксплуататоров; 4. появились частная
собственность и публичная |
Неправильно рассматривать государство так однобоко, только как аппарат господства одних классов над другими. Существенное влияние оказывали не только экономические предпосылки, но и духовные факторы, религия и др. |
Патримониальная |
Немецкий исследователь А.Галлер (1708-1777) |
Государство возникло из права собственности на землю (патримониум), а политическая власть – из власти землевладельца. Право владения землей распространялось и на проживающее на ней население |
Вряд ли правильно рассматривать само понятие землевладение (тем более право собственности) до появления государства, без существования которого оно невозможно. |
Психологическая |
Истоки теории уходят к ученым Древнего Рима (Цицерон 106-43 гг. до н.э. и др.). В современной интерпретации это Л.И. Петражицкий (1867-1931), З.Фрейд (1856-1939), Г.Тард (1843-1904) и др. |
Государство возникло благодаря особым свойствам психики человека, потребности одних властвовать над другими и стремлении других людей подчинятся, подражать. |
Психологические факторы не были главными в процессе формирования государства, данная теория не учитывает другие факторы: социальные, экономические, политические и др. |
Ирригационная (гидравлическая) |
Основоположник К.Виттфогель (1896-1988); частично к ней склонялся К.Маркс («азиатский способ производства»). |
Государство возникло в целях коллективного ведения земледелия в долинах крупных рек путем эффективного использования их водных ресурсов. Существующая потребность на строительство ирригационных сооружений (каналы, дамбы) инициировала создание государств. |
Эта теория не объясняет происхождение государств, не расположенных в долинах рек. |
Органическая |
Г.Спенсер (1820-1903), Вормс и др. |
Государство возникает и развивается, как и биологический организм, является действием сил природы. Люди образуют государство, как клетки образуют живой организм. Государственные институты подобны частям организма: правители – головному мозгу, коммуникации (почта, транспорт) и финансы – кровеносной системе, рабочие и крестьяне – рукам и т.д. Между государствами, как и в живой среде идет конкуренция. В ходе естественного отбора государство совершенствуется. Сильные народы завоевывают и растворяют в себе слабые. |
Прямое проецирование биологических законов на жизнь общества, необоснованная биологизация и вульгаризация общественной жизни. Но государство не биологический, а социальный организм. |
Теория инцеста |
К. Леви-Строс (1908-2009) |
Государство возникает после появление в обществе запрета на инцест. Внутри общины выделились специальные органы для контроля за соблюдением данного запрета, которые стали прообразом государственных органов |
В первобытном обществе, как правило, запрет на инцест соблюдался добровольно, и специального аппарата для этого не создавалось. |
Расовая |
Ж. Габино (1816-1882) |
Теория основана на том, что существуют высшие расы, физически и психически полноценные (прежде всего, белая раса), и низшие, неполноценные расы (прежде всего негроидная и монголоидная). Высшая раса создает государства, а у низших рас участь подчинятся представителям высшей расы. Появление государства связано с необходимостью обеспечения господства высших рас над низшими |
Недемократич-ная и негуманная теория |
Волюнтаристская |
Современный западный политолог Мейтленд-Джонс |
Возникновение независимых государств (в Африке) связано с волевой деятельностью той или иной «сильной личности |
Эта теория может быть
отнесена, к некоторым государствам.
Как и в вышеописанных теориях
«сильная личность» может быть одним
из компонентов образования |
Диффузионная |
Этнограф Ф.Гребнер (1877—1934) |
Автор диффузной теории Гребнер полагал, что государство возникает в результате передачи опыта управления от одних народов к другим. Происходит своего рода диффузия (от лат. diffusio - распространение) государственно-правового опыта управления общества в те регионы, населению которых еще неизвестна данная форма организации общественной жизни. |
Безусловно, государства возникали у разных народов в разное время, в том числе и в результате заимствования опыта соседей, однако диффузная теория не дает ответа на главные вопросы - когда и почему государство появилось впервые. |
Спортивная теория |
испанский ученый Х.Ортега-и-Гасет (1883-1955) |
Возникновение государства связывает с развитием спорта в человеческом обществе. Согласно концепции Х.Ортега-и-Гасета, развитие производительных сил в обществе и расширение набора необходимых трудовых навыков привели к усложнению воспитания подрастающего поколения, в частности появлению физического воспитания. С помощью последнего осуществлялась подготовка членов племени к труду и военному делу. У многих первобытных народов существовал обряд инициации (посвящения), который использовался при переходе из одной возрастной группы в другую, при приеме в род или племя. К этому обряду юношей готовили люди, имевшие большую физическую силу и опыт прохождения подобных испытаний. Для их проведения создавались специальные органы, функции которых были похожи на функции государства. Эти органы со временем и перерастали в государство.
|
В основу спортивной теории X. Ортега-и-Гасет положил факты из истории древнегреческих государств-полисов. Однако, Греция была не единственном местом на земном шаре, где возникла государственность. У многих народов обряд инициации существовал, однако далеко не все из них проводили такие масштабные спортивные состязания, как Олимпийские игры в Греции. |
Существуют и другие теории возникновения государства, но ни одна из них не объясняет в полном объеме происхождение государства, как планетарного явления, но объясняет разные стороны этого процесса или возникновение отдельных государств.
Все перечисленные выше теории происхождения государства имеют один общий недостаток - ограниченность. Каждая из рассмотренных концепций представляет собой субъективный взгляд ее представителей на объективный процесс развития социума, выделяя в качестве причины возникновения государства какой-то один фактор. Современные же подходы основываются на том, что весьма трудно, если вообще возможно, выделить ведущий фактор, детерминирующий весь процесс возникновения государства. И потому в современной юридической науке принято классифицировать все теории происхождения государства на две группы: органические (объясняющие возникновение государства внутренними причинами — патриархальная, договорная, социально- экономическая и др.) и неорганические (объясняющие процесс происхождения государства внешними факторами: завоеванием, волей Бога и др.). Долгое время причиной возникновения государства считался раскол общества на классы с непримиримыми интересами — неолитическая революция, то есть три крупных общественных разделения труда. Такой подход был обусловлен господством в юридической науке марксистско-ленинской методологии. Новейшие этнографические исследования свидетельствуют также о том, что возникшее в первобытном обществе имущественное неравенство явилось не только результатом эксплуатации соплеменников, а было также следствием разделения труда, связанного с исполнением управленческих функций. Причем статус того или иного индивида в структурах управления определялся не просто продовольственным его достатком. Намного важнее неравенство в социальном статусе, одежде, украшениях и регалиях, величине жилища, количестве жен, в традиционно ценимом престиже и проистекающих из него привилегиях. Таким образом, происхождение государства может быть объяснено не только как результат существования частной собственности, классов и эксплуатации.
ЗАДАНИЕ 2
Гражданское общество — это сфера самоуправления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, независимая от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти. Согласно классической схеме Д. Истона, гражданское общество выступает как фильтр требований и поддержки общества к политической системе. Гражданское общество в этом смысле есть область частной, не подконтрольной напрямую государству жизни людей. Сюда включают такие отношения, как отношения частной собственности, имущественные и наследственные, семейные и родственные. Развитое гражданское общество является важнейшей предпосылкой построения правового государства и его равноправным партнером.
Гражданское общество — один из феноменов современного общества, совокупность неполитических отношений и социальных образований (групп, коллективов), объединенных специфическими интересами (экономическими, этническими, культурными и так далее), реализуемыми вне сферы деятельности властно-государственных структур и позволяющими контролировать действия государственной машины.
- наличие в обществе свободных владельцев средств производства;
- развитая демократия;
- правовая защищённость граждан;
- определённый уровень гражданской культуры;
- наиболее полное обеспечение прав и свобод человека;
- самоуправление;
- конкуренция образующих его структур и различных групп людей;
- свободно формирующиеся общественные мнения и плюрализм;
- легитимность.
Структура гражданского общества:
- экономическая система
— совокупность экономических
институтов и отношений,
- политическая система — это политическая идеология и практика взаимодействия участников политического процесса (государственных, общественных, политических и иных организаций и движений) в рамках своих полномочий и возможностей. Состав политической системы - это политические институты (государство, общественно-политические и др.); политическая практика (политические и правовые нормы, отношения, процедуры и т.п.); политическая идеология (политико-правовые взгляды, доктрины, программы, принципы, культура, сознание и др.);
- социальная система
— это совокупность социальных
групп, классов, этносов,
- информационно-культурная система — это совокупность институтов, осуществляющих информационную, культурно-просветительскую деятельность в обществе (СМИ, культурные, образовательные учреждения, научные, просветительские организации и др.);
- духовно-религиозная система — представленная христианством и другими конфессиями (иудаизм, ислам, буддизм и т.д.) а также конкретно-исторические условия формирования общества и государства (наличие стойких демократических, правовых, политических и культурных традиций, уровень общей культуры населения и др.).
Таким образом, структура гражданского общества развитых стран представляет собой широкую сеть общественных отношений, различных добровольных организаций граждан, их ассоциаций, лоббистских и иных групп, муниципальных коммун, благотворительных фондов, клубов по интересам, творческих, кооперативных объединений, потребительских, спортивных обществ, общественно-политических, религиозных и иных организаций и союзов. Все они выражают самые различные социальные интересы во всех сферах жизни общества.
Проявления гражданского общества в РФ
Гражданское общество - это общество равных возможностей, основанное на принципах социальной справедливости и социальной солидарности сильных и слабых1. Это означает, что важнейшим условием существования свободного общества в России является не только раскрепощение частной инициативы, но и развитая система социальной поддержки.
По мнению российского ученого С. Перегудова развитие гражданского общества в России зависит от двух игроков: «от государства и бизнеса, которые в российских условиях, по сути, предопределяют и пути развития гражданского общества, и модели его политического участия».
Свободное общество может быть построено только в рамках стабильной политической системы, которая исключает любой произвол и предполагает активную роль государства в создании экономического порядка, имеющего целью благосостояние для всех. Рынок - не самоцель, а средство достижения свободы и достатка всех граждан России. Задача государства в том, чтобы ориентировать свободный рынок на достижение социальных целей, а не в том, чтобы его к этому принуждать.
В современной России не разрешено одно из базовых противоречий между российским социумом и государством. Суть его заключается в следующем: существующая потребность в организации повседневной жизни, которая должна регулироваться недвусмысленными, понятными гражданам нормами, находится в противоречии с односторонней зависимостью от социальных институтов, которые пользуются властными полномочиями для произвольной регламентации гражданских прав. С этим противоречием сталкивается не только большинство граждан, но и активисты общественных организаций. В России распространено мнение о том, что законодательство создает возможности для административного произвола2.
В отсутствие законоправия в России нет пространства частной жизни, защищенного гражданскими правами и ограниченного общественными обязанностями человека. И чем более его границы условны, а значит, и проницаемы для произвола любой власти, тем шире воспроизводство всевозможных практик сокрытия доходов, проступков, преступлений.
Гражданское общество завоевало свое право на физическое существование и политическую значимость благодаря определенной системе гарантий со стороны государства3. В этом заключается взаимообусловленность и взаимозависимость гражданского общества и правового государства. Постепенное развитие правового государства, являющееся условием существования демократического строя, содержит в себе не только традиционное разделение власти на три ветви, но и дополняющее их разделение между гражданским обществом и государством.
В России можно отметить следующие проблемы, которые являются препятствием на пути становления правового государства:
- не обеспечивается равенство граждан и организаций перед законом и судом. Об этом, в частности, говорит избирательное применение закона в политических целях, а также зависимость суда от исполнительной власти;
- нарушаются избирательные
права граждан, в частности,
через использование администра
- политические партии до сих пор не получили доступа к власти и победа какой-либо из них на выборах не означает возможность реализации ее программы;
- оттесняются на обочину
политической жизни или
- ставится под сомнение свобода слова и прессы - через различные формы давления на средства массовой информации, неугодные властям;
- свобода предпринимательства
только декларируется, а
- сохраняются неравные
условия доступа к образованию,
- не соблюдаются гарантии
местного самоуправления в
Правовое государство возможно только в том случае, если законы соблюдает сама власть. Современное российское общество далеко от гражданского, пока оно остается пассивным объектом манипуляций со стороны власти. Как констатирует Т.Ворожейкина, «в целом речь идет о едином и достаточно последовательном процессе приспособления политической сферы к такому типу развития, при котором государство (власть) играет центральную роль в структурировании экономических, политических и социальных отношений».
Информация о работе Виды теорий возниконовения государства, гражданское общество, норма права