Влияние религии на право в арабо - мусульманский странах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2015 в 16:41, курсовая работа

Описание работы

Основные задачи курсовой работы:
исследовать возникновение термина «религия» и сделать основной акцент на исламское вероисповедание;
узнать какое место занимает религия в государствах, каторые были взяты за пример;
найти взаимосвязь права и религии ;
проанализировать взаимосвязь между религией и арабо-мусульманскими государствами;

Содержание работы

Вступление………………………………………………………………………
Право и религия: общая характеристика………………………………..
Теоретические аспекты взаимовлияния религии и права……………...
Синтез права и религии в арабо-мусульманских странах……………...
Выводы…………………………………………………………………………....
Список использованных источников…………………………………………....

Файлы: 1 файл

Влияние религии на право в арабо-мусульманских странах.docx

— 51.86 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ                                                         СИМФЕРОПОЛЬСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ КРЫМСКОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА            НАЦИОНАЛЬНОГО УНИВЕРСТИТЕТА                             «ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ УКРАИНЫ ИМЕНИ                     ЯРОСЛАВА МУДРОГО»

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА                                                                                                     по дисциплине                                                                                                            «Теория государства и права»                                                                                 по теме:                                                                                                                    «Влияние религии на право в арабо-мусульманских странах»

 

ВЫПОЛНИЛА: студентка 1 курса, 11 группы                                                Перепелица Светлана Владимировна                                                      

                    НАУЧНЫЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЬ:                                                                                                                           Штурцев Юрий Юрьевич

 

 

 

Симферополь 2014

Содержание

Вступление………………………………………………………………………

  1. Право и религия: общая характеристика………………………………..
  2. Теоретические аспекты взаимовлияния религии и права……………...
  3. Синтез права и религии в арабо-мусульманских странах……………...

Выводы…………………………………………………………………………....

Список использованных источников…………………………………………....

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Проблема взаимоотношения религии и права всегда играла большую роль в исторических событиях, человеческих судьбах и привлекала внимание многих мыслителей.

Происходящие в мире сложные и далеко не однозначные социально-политические процессы и изменения в общественном сознании делают ее весьма актуальной и сегодня. Особенно важна эта проблема для тех традиционно религиозных обществ, развитие которых достигло очередного этапа выбора дальнейшего пути.

Учитывая актуальность темы, я на основе анализа широкого круга научной юридической, исторической и философской литературы, а также явлений и процессов, происходящих в обществах арабо-мусульманских стран  выявлю закономерности, особенности и тенденции развития взаимоотношений религии (ислама) и права в обществах этих стран.

Объектом курсовой работы является влияние и взаимодействие  права и религии. Каким образом эти две категории исторически влияли на становление и совместное существование друг друга. Соотношение права с религией. Их методы воздействия на общественные отношения. Проблемы существования права с мусульманской религией.

Предметом исследования курсовой работы является взаимовлияние и взаимодействие права и религии в правовом государстве.

Основные задачи курсовой работы:

    • исследовать возникновение термина «религия» и сделать основной акцент на исламское вероисповедание;
    • узнать какое место занимает религия в государствах, каторые были  взяты за пример;
    • найти взаимосвязь права и религии ;
    • проанализировать взаимосвязь между религией и арабо-мусульманскими государствами;
    • изучить причины и источники возникновения права;
    • соотнести право с религией;
    • узнать как влияет мусульманская религия на право в странах взятых за пример в работе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.ПРАВО И РЕЛИГИЯ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Религия (от лат. religio – благочестие, набожность, святыня, предмет культа) – мировоззрение или мироощущение, а также соответствующие поведение и специфическое действие, которое основывается на вере в существование (одного или нескольких) богов, «священного», т.е. той или иной разновидности сверхъестественного [1].

По своему существу религия является одним из видов идеалистического мировоззрения, противостоящего научному. Главный признак — вера в сверхъестественное, но это не значит, что религия и есть отношение, связывающее человека с богом, как её определяют обычно теологи.

«…всякая религия является ни чем иным, как фантастическое отражение в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной  жизни, - отражением, в котором земные силы принимают форму неземных»[2,155].

Согласно современным научным данным, религия возникла, по-видимому, в эпоху верхнего палеолита (каменный век) 40—50 тыс. лет назад на относительно высокой уже ступени развития первобытного общества. Памятники верхнепалеолитического искусства запечатлели зарождение культа животных и охотничьего колдовства. О наличии религиозных веровании свидетельствуют также верхнепалеолитические погребения, отличающиеся от более ранних обычаем хоронить умерших с орудиями труда и украшениями. Это говорит о зарождении представлений о посмертном существовании — о «мире мёртвых» и «душе», которая продолжает жить после смерти тела. Аналогичные представления и сопутствующие им обряды сохранились вплоть до нашего времени[1].

Исследователь религиоведение И. Н. Яблоков отмечает, что основы и предпосылки религии различают по разным основаниям: 1) выделяют виды связей – причинные, исторические и структурные; 2) отличают факторы, действующие на стороне отношений вне психологии, сознания, познания, от тех, которые обнаруживаются в психике, сознании и познании людей; 3) разграничивают также космические, атмосферные, геотектонические, социумные, антропологические, психологические, гносеологические основы и предпосылки[3,c.29].

Одной из таких религий является ислам.

Ислам сегодня представляет собой живую, активно функционирующую религию, которые исповедают миллионы людей во всём мире, строго выполняя её требования. Ислам – это и на протяжении веков формировавшаяся своеобразная культура, оказывающая ощутимое влияние не только на сознание, поведение, образ жизни мусульман, но и последователей других религий, а также людей, далёких от религиозной веры[3,c.137].

Это относительно молодая мировая религия, возникшая в начале VII века н.э. на Аравийском полуострове. Населяли эту территорию арабские племена, преимущественным занятием которых, было скотоводство. Вместе с тем, в то время через территорию Западной Африки проходил караванный путь, что привела к появлению таких крупных городов как Мекка, Ясриб (будущая Медина) и Таиф[4,c.187].

Решающий импульс исламу придал реальное историческое лицо – пророк Мухаммед (ок. 570 - 632). Он происходил из племени курейшитов, рано осиротел, работал пастухом, затем женился на богатой вдове и стал купцом в Мекке. Вскоре он бросил торговые дела и в 610 году выступил с проповедью монотеистической религии, которую назвал ислам (в переводе с арабского означает «покорность»). Последователи ислама – мусульмане – «покорные»[4,c.187-188].

Основные положения вероучения ислама изложены в главной «священной книге» - Коране. По мусульманскому преданию, содержание Корана было поведано Мухаммеду самим Аллахом через посредничество ангела Джебраила отдельными откровениями, главным образом по ночам, через видения[4,c.189].

Коран (от араб. аль-Кур’ан) – священны книга мусульман.

Коран содержит в себе основные принципы и идеи вероучения, которые, согласно мусульманской традиции, были переданы Пророку Мухаммеду самим Аллахом. Данная книга содержит множество пересечений с иудаизмом и христианством. Исламские богословы объясняют это тем, что ранее Аллах уже передавал свои заветы Мусе и Исе, но со временем эти заветы стали устаревать или искажаться и лишь Мухаммед донёс до верующих истинную веру. Коран включает в себя 114 сур (глав). Первые суры Корана представляют собой целые трактаты, а последние занимают всего несколько строчек. Содержание сур крайне разнообразно — здесь есть и изложения основ мусульманского права и описания реальных исторических событий периода противостояния Мекки и Медины. Суры делятся на две группы — мекканскую и мединскую. Первая группа относится к периоду когда Мухаммед только начинал свой путь пророка. Вторая группа относится ко времени когда пророк получил широкое признание и почитание. Суры делятся на айяты (стихи) в каждой из них может быть от 3 до 286 айятов, в каждом из них насчитывается от 15 до 6114 слов.

Во многих странах Коран – это основа из которого вытекает право и закон, примером является Королевство Саудовская Аравия. В этом государстве Конституция построена на основе Корана.

Не являются исключением и другие арабо-мусульманские страны (Алжир, Бахрейн, Джибути, Египет, Западная Сахара, Йемен, Иордания, Ирак, Катар, Коморские острова, Кувейт, Ливан, Ливия, Мавритания, Марокко, Объединённые Арабские Эмираты, Оман, Палестина, Саудовская Аравия, Сирия, Сомали, Судан, Тунис) где право и закон не могут существовать и не являются подлинными без Корана и держит взаимосвязь с религией ислам.

На определённых этапах истории человеческого общества религиозное (каноническое) право играло существенную роль, особенно в тех странах, где религия признавалась государственным институтом. Эпоха средневековья даёт нам не мало таких примеров. К церковной юрисдикции относилась значительная часть семейно-брачных, имущественных и даже уголовных правоотношений. По мере повышения роли светских судов в правотворческой деятельности государства сфера действия канонического права сужалась. Например, «Кодекс  канонического права 1917 года», изданный папой Бенедиктом XV, регулировал в основном внутрицерковные  дела. Содержащиеся в этом Кодексе нормы можно было рассматривать лишь в той мере, в какой они признавались обязательными тем или иным государством[5,c.187].

Также мы видим, что на протяжении веков религия и право взаимодействуют и взаймовлияют на друг друга. Также заметно, что термин «право»  употребляется в разных значениях. Во всех случаях он ведёт своё начало от коря «прав», что означает правда, справедливость. Но во всех приведённых примерах термин «право» имеет юридическое значение. Право первенства в очереди – это норма, вошедшая в привычку, норма – обычай, а не право в юридическом значении слова. Право на благодарность за помощь – это моральная норма. Право соучредителя коммерческой корпорации требовать осуществления его корпоративных прав – это «право», основанной на законе, который чётко определяет, что такое корпоративные права[6,c.225(7)].

Процесс возникновения права вызван был такими причинами:

    • Качественное усложнение производства, политической и духовной жизни общества;
    • Обособление личности как участника общественных отношений со своими притязаниями на автономность существования (социальную свободу);
    • Формирование государства, которому потребовался новый нормативный социальный регулятор, способный выполнить такие задачи:
      • Обеспечить функционирование общества как целостного организма более высокого порядка, чем первобытное общество, поддерживать в нём порядок и стабильность;
      • Закрепить и обеспечить индивидуальную свободу автономной личности[6,c.230].

Право – система норм, (правил поведения) и принципов, установленных или признанных государством в качестве регуляторов общественных отношений, которые формально закрепляют меру свободы, равенства и справедливости в соответствии с общественными, групповыми и индивидуальными интересами (волей) населения страны, обеспечиваются всеми мерами легального государственного воздействия вплоть до принуждения[6,c.235].

Необходимо заметить, что существует несколько правовых систем:

    • Англо - американская;
    • Романо - германская;
    • Мусульманская:
      • Иудейская;
      • Индуистская;
      • Мусульманская.

Учитывая, что данная работа связана с влиянием религии в арабо-мусульманских странах, то следует остановится на религиозной правовой системе, а особенно на мусульманской.

Мусульманское право – совокупность поддерживаемых государством религиозных, нравственных и правовых норм, сложившихся на основе ислама в толковании учёными-богословами и правоведами[9,c.72].

Мусульманское право отнесено к религиозно – общинной группе религиозно – традиционного типа правовой системы.

Мусульманское право возникло (VII – X века) в процессе разложения родоплеменного строя и становления феодального общества в Арабском  халифате. Оно отражало взаимодействие двух начал – религиозно – этического и собственного правового, связано с именем Мухаммеда – купца из Мекки[9,c.72-73].

Информация о работе Влияние религии на право в арабо - мусульманский странах