Внутренние функции государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2015 в 00:35, курсовая работа

Описание работы

Вопросы о государстве, рассматриваемые в Теории государства и права, его понятие, сущности и роли в обществе с давних пор относятся к числу основополагающих и остро дискуссионных в государствоведении. Это объясняется тем, что названные вопросы прямо и непосредственно затрагивают интересы различных слоев общества. Рожденное противоречивым обществом государство само неизбежно становится противоречивым, противоречивы его деятельность и социальная роль. Как форма организации общества, призванная обеспечивать его целостность и управляемость, государство выполняет потребности общества, служит его интересам [10, c. 68].

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА 5
1.1 Понятие и значение функций государства 5
1.2 Понятие внутренних функций государства 9
ГЛАВА 2 ОСНОВНЫЕ ВНУТРЕННИЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА 11
2.1 Политическая функция 11
2.2 Экономическая функция 12
2.3 Социальная функция 13
2.4 Идеологическая функция 15
2.5 Экологическая функция 16
2.6 Функция налогообложения и взимания налогов 18
2.7 Функция охраны правопорядка, прав и свобод граждан 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 24

Файлы: 1 файл

Курсовая 10.doc

— 112.00 Кб (Скачать файл)

Министерство образования Республики Беларусь

 

Учреждение образования

«Гродненский государственный университет имени Янки Купалы»

 

 

Юридический факультет

Кафедра теории и истории государства и права

Специальность 1-24 01 02 Правоведение

 

 

ВНУТРЕННИЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА

 

 

 

Курсовая работа

студента 2 курса дневной формы обучения

Бобко Вадима Андреевича

 

 

 

Руководитель

старший преподаватель кафедры

теории и истории государства и права

Лойша Наталья Александровна

 

 

 

 

 

 

Гродно, 2014

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА 5

1.1 Понятие и значение функций государства 5

1.2 Понятие внутренних функций  государства 9

ГЛАВА 2 ОСНОВНЫЕ ВНУТРЕННИЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА 11

2.1 Политическая функция 11

2.2 Экономическая функция 12

2.3 Социальная функция 13

2.4 Идеологическая функция 15

2.5 Экологическая функция 16

2.6 Функция налогообложения и взимания налогов 18

2.7 Функция охраны правопорядка, прав и свобод граждан 19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 24

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Вопросы о государстве, рассматриваемые в Теории государства и права, его понятие, сущности и роли в обществе с давних пор относятся к числу основополагающих и остро дискуссионных в государствоведении. Это объясняется тем, что названные вопросы прямо и непосредственно затрагивают интересы различных слоев общества. Рожденное противоречивым обществом государство само неизбежно становится противоречивым, противоречивы его деятельность и социальная роль. Как форма организации общества, призванная обеспечивать его целостность и управляемость, государство выполняет потребности общества, служит его интересам [10, c. 68].

Теория государства и права для описания, объяснения и прогнозирования деятельной стороны государства использует понятие функции государства – характеристики именно того, что и как государство «делает» [3, с. 123].

В данной работе более углубленно будут рассмотрены внутренние функции государства. Внутренние функции — это основные направления деятельности государства по управлению внутренней жизнью общества. Классификация внутренних функций проводится по сферам деятельности государства. Каждое государство, независимо от формы правления или государственного устройства, решает ряд основополагающих экономических, социальных, охранительных и контрольных задач. Кроме того, в настоящее время важнейшей задачей всех государств является охрана окружающей среды. В соответствии с указанными сферами деятельности внутренние функции государства подразделяются на: политическую, экономическую, социальную, идеологическую, экологическую, функцию налогообложения и взимания налогов и функцию охраны правопорядка, прав и свобод граждан.

Объектом настоящей работы являются функции государства.

Предметом работы является внутренние функции государства.

Целью работы является углубленное изучение основных внутренних функций государства.

Поставленная цель определяет задачи работы:

раскрыть понятие и значение функций государства;

дать понятие внутренних функций государства;

рассмотреть основные, наиболее распространенные в юридической литературе, внутренние функции государства.

 

ГЛАВА 1

ПОНЯТИЕ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА

 

1.1 Понятие и значение функций государства

 

Термин «функция» в отечественной и иностранной научной литературе имеет различные значения. Само понятие «функции» не является собственно юридическим.

В философском и общесоциологическом плане оно рассматривается как «внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений»; как совокупность обычных или же специфических действий отдельных лиц или органов, обусловленных их природой или необходимостью выживания; наконец, как наличие у отдельного лица или группы лиц специфических обязанностей, выполнение которых им предписывается в процессе выполнения ими служебной деятельности (функции врача, полисмена и т.п.) [14, c. 80].

Применительно к  государству трактовка термина функции становится еще более многогранной.

Приведем основные трактовки понятия «функции государства», встречающиеся в современной учебной и научной литературе по теории государства и права.

А.Б. Венгеров: «… функция государства – это рассматриваемые в комплексе предмет и содержание деятельности государства на определенном направлении, и обеспечивающие ее средства и способы» [2, c. 164].

Л.А. Морозова: «… особый механизм государственного воздействия на общественные процессы и отношения, определяющий главные направления и содержания его деятельности по управлению обществом» [15, c. 96].

В.В. Оксамытный: «функции государства – это основные направления деятельности государства в решении задач, стоящих перед ним в различные этапы своего развития, посредством специальных форм и методов их реализации» [17, c. 222].

В.С. Нерсесянц: «функции государства — это основные формы деятельности государства, выражающие его сущность» [16, с. 256].

В.В. Лазарев, С.В. Липень: «функции государства – это основные направления его деятельности по решению стоящих перед ним задач» [11, c. 222].

А.В. Клименко, В.В. Румынина: «функциями государства называют основные, социально значимые направления его деятельности, выражающие сущность государства и соответствующие главным задачам определенного исторического этапа развития общества, а так же механизм государственного воздействия на происходящие процессы» [7, c. 43].

Е.И. Темнов: «Функция государства – объективно необходимое, законодательно регламентированное направление деятельности государства, ориентированное на достижение поставленных задач и стратегических целей, выражающее его сущность и социальное назначение» [19, c. 22 – 23].

A.В. Малько: «Функции государства – это основные направления деятельности государства, в которых выражаются и конкретизируются его классовая и общечеловеческая сущность и социальное назначение» [12, c. 32].

В.М. Сырых: «основные направления деятельности государства называются функциями» [18, c. 28].

Таким образом, термин «функции государства» применяется для обозначения основных, наиболее важных направлений деятельности государства, в которых проявляется его социальное назначение. Основные направления деятельности законодательной, исполнительной и судебной власти в правовом государстве имеют общую природу. Их первостепенной целью является обеспечение гармоничной жизнедеятельности общества.

В функциях государства выражается его сущность, та реальная роль, которую государство играет в решении основных вопросов общественного развития и, прежде всего в удовлетворении разнообразных интересов населения страны. Функции государства устанавливаются в зависимости от основных задач, стоящих перед государством на том или ином этапе его развития, и представляют собой средство реализации этих задач. Содержание задач государства определяется различными факторами. Так, кризисные явления в экономической жизни страны требуют концентрации усилий государства, всех его органов на решение экономических задач; рост преступности заставляет государство своевременно предпринимать серьезные практические действия по усилению борьбы с ней, выявлению и устранению причин и условий, которые ее порождают; угроза внешней агрессии мобилизует государственный механизм на подготовку населения страны к ее отражению.

Государственные функции характеризуются некоторыми общими чертами:

  • Содержание каждой функции государства складывается из совокупности однородных аспектов государственной деятельности. Сходные стороны государственной деятельности объединяются в одну функцию исходя из специфики и характера тех общественных отношений, на которые они воздействуют.
  • В отличие от функций многочисленных государственных органов (финансовых, народного образования, прокуратуры), специально предназначенных для определенной деятельности, функции государства охватывают его деятельность в целом. Сказанное не умаляет значения отдельных органов в осуществлении определенных функции государства, поскольку иногда эти органы играют ведущую роль в решении основных задач государства (например, ведущая роль вооруженных сил в выполнении функций обороны страны от нападения извне). Таким образом, функции государства необходимо отличать от функций его отдельных органов. Если функции государства отвечают, основным, общественно значимым направлениям его деятельности, которым подчиненна работа всего государственного аппарата и каждого из его органов, то далеко не всегда в функциях отдельных государственных органов находит выражение социальное назначение и сущность государства.
  • Функции государства носят комплексный, собирательный характер. В них воплощается сосредоточение усилий государства на решающих, жизненно важных направлениях его внутренней и внешней деятельности.
  • Функции государства нельзя отождествлять с формами и методами их реализации. Основными правовыми формами существования функций современного государства являются правотворчество, исполнительно-распорядительная и правоохранительная деятельность. Государство в соответствии с теми задачами, которые стоят перед ним на том или ином этапе развития, может использовать методы убеждения, поощрения или принуждения в их различных сочетаниях. Конкретная же функция государства представляет собой единство содержания, форм и методов осуществления государственной власти, неразрывно связанных с данным направлением деятельности государства.

Вся функциональная деятельность государства направлена на достижение генеральной цели: блага человека, его нравственного, материального и физического благополучия, максимальной правовой и социальной защищенности личности. Государство всегда должно выступать как верховный хранитель и защитник законных интересов личности. Через личность государство содействует общественному прогрессу в целом, совершенствует и обогащает всю систему общественных отношений [20, c. 153 – 154].

 

 

1.2 Понятие внутренних функций государства

 

Внутренние функции государства – это основные направления деятельности государства по управлению внутренней жизнью общества. Внутренние функции государства представляют собой основные направления разнообразной внутренней деятельности государства, обусловленные необходимостью решения стоящих пред ним внутренних задач, сколь многочисленных, столь и разнообразных. Они затрагивают практически все сферы жизни общества и самого государства: экономическую, социальную, политическую, духовную, финансовую и др. Кроме этого, государство зачастую решает задачи, далеко выходящие за пределы одной отдельно взятой сферы [13, c. 149].

В силу этого при определении перечня внутренних функций государства в научной и учебной юридической литературе их нередко не только напрямую связывают с различными сферами жизни общества, но и полностью отождествляют с ними. Таковой была, например, позиция ряда авторов, классифицировавших функции государства еще в 70-е годы на функции политической охраны строя (политическая функция), а также на экономическую, социальную и идеологическую функции.

Правда, при этом оговаривалась возможность и более дробной, полностью не совпадающей с различными сферами жизни общества классификации функций государства, а также проводилась мысль о том, что не следует подразделять, по сути, единые функции государства на внутренние и внешние.

Классификация внутренних функций проводится по сферам деятельности государства. Каждое государство, независимо от формы правления или государственного устройства, решает ряд основополагающих экономических, социальных, охранительных и контрольных задач. Кроме того, в настоящее время важнейшей задачей всех государств является охрана окружающей среды. В соответствии с указанными сферами деятельности внутренние функции государства подразделяются на: политическую, экономическую, социальную, идеологическую, экологическую, функцию налогообложения и взимания налогов и функцию охраны правопорядка, прав и свобод граждан.

 

 

ГЛАВА 2

ОСНОВНЫЕ ВНУТРЕННИЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА

 

2.1 Политическая функция

 

В политической области действует целая система политических институтов, учреждений государственных органов. Содержание данной функции составляют:

    • обеспечение государственной и общественной безопасности;
    • защита конституционного строя;
    • обеспечение социального и национального согласия;
    • подавление сопротивления противоборствующих социальных сил;
    • реализация волеизъявления народа в форме законодательства (правотворчества);
    • обеспечение государственного суверенитета определение правового положения конкретных территорий и управление ими;
    • официальное представительство общества.

Требование о создании и защите демократического конституционного строя закреплено в ряде статей Конституции Республики Беларусь (ст. 2, 57 и др.). Важнейшей чертой конституционного строя Республики Беларусь является принцип народного суверенитета. Народ является единственным источником власти и носителем суверенитета (статья 3). Свою власть народ осуществляет непосредственно (например, референдумы, участие в выборах) или опосредованно, т. е. через представительные органы власти. В Конституции определяются и пределы власти народа. Так, в статье 78 указывается, что перечень вопросов, которые не могут быть вынесены на референдум, определяется законом Республики Беларусь [9, ст. 2, 57, 3, 78].

2.2 Экономическая функция

 

Вторая половина XX столетия характеризуется тем, что в развитых странах мира в число основных стала входить экономическая функция. Теперь государство вмешивается в экономику, определяет темпы ее роста, устанавливает пропорции между отдельными ее отраслями. Возникли государственный сектор экономики, т.е. государственная  собственность,  и государственное  управление предприятиями и организациями, на ней базирующимися. В большинстве стран государство выступает крупнейшим предпринимателем: многочисленные акционерные общества являются государственными предприятиями. Оно играет роль крупного банкира, сосредоточившего в своих руках большую часть ссудного капитала. Современное государство способно прогнозировать и гибко регулировать экономические процессы в масштабе всей страны.

Экономическая функция во многом зависит от того, является ли данное общество обществом с рыночной экономикой или с централизованной плановой экономикой. В обществе с централизованной плановой экономикой государство является собственником основных средств производства, оно монопольно регулирует экономические отношения, планирует производство и распределение в масштабах всей страны. Государство также принимает на себя функцию регулирования торгового и бытового обслуживания населения. В условиях рыночной экономики вмешательство государства в эту сферу сводится, как правило, к выработке экономической политики, управлению государственной собственностью, установлению правовых основ рынка и ценовой политики, пресечению недобросовестной конкуренции (монополизма) и охране прав потребителя от недобросовестного производителя. Однако следует заметить, что в мире осталось небольшое количество государств с централизованной плановой экономикой, следовательно, мы вправе рассматривать осуществление экономической функции в пределах государства с рыночной экономикой.

Информация о работе Внутренние функции государства