Внутренние функции государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2015 в 00:35, курсовая работа

Описание работы

Вопросы о государстве, рассматриваемые в Теории государства и права, его понятие, сущности и роли в обществе с давних пор относятся к числу основополагающих и остро дискуссионных в государствоведении. Это объясняется тем, что названные вопросы прямо и непосредственно затрагивают интересы различных слоев общества. Рожденное противоречивым обществом государство само неизбежно становится противоречивым, противоречивы его деятельность и социальная роль. Как форма организации общества, призванная обеспечивать его целостность и управляемость, государство выполняет потребности общества, служит его интересам [10, c. 68].

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА 5
1.1 Понятие и значение функций государства 5
1.2 Понятие внутренних функций государства 9
ГЛАВА 2 ОСНОВНЫЕ ВНУТРЕННИЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА 11
2.1 Политическая функция 11
2.2 Экономическая функция 12
2.3 Социальная функция 13
2.4 Идеологическая функция 15
2.5 Экологическая функция 16
2.6 Функция налогообложения и взимания налогов 18
2.7 Функция охраны правопорядка, прав и свобод граждан 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 24

Файлы: 1 файл

Курсовая 10.doc

— 112.00 Кб (Скачать файл)

Экономическая функция государства имеет антикризисную направленность и нацелена на  создание социально ориентированной рыночной экономики, учитывающей и согласующей интересы производителей и потребителей.

Этому посвящено законодательство о компаниях, об акционерных обществах и других объединениях. Оно защищает права и интересы граждан — вкладчиков, акционеров потребителей, не допускает к участию в рынке недобросовестных контрагентов. Государство принимает антимонопольное законодательство, осуществляет лицензирование производства многих видов товаров широкого потребления и торговли данными товарами, контроль над экспортом и импортом ряда товаров, стимулирует развитие приоритетных отраслей и т.д. Словом, экономическая функция обусловлена потребностями развития общества в целом [10, c. 152-153]

 

2.2 Социальная функция

 

Социальная функция многообразна по содержанию и объемна по охвату деятельности. Ее главное назначение обеспечить занятость трудоспособного населения и осуществление социальной защиты тех, кто нуждается в государственной поддержке. Социальная функция включает в себя государственную политику в области образования, науки, культуры, здоровья граждан. Осуществление социальных функций предполагает наличие государством статуса правового и социального.

Становление социального правового государства проходит сложный и болезненный путь. Первоначально развитие и обогащение общества ведет к расслоению его на бедных и богатых. Формально провозглашенное равенство воспроизводит неравенство материальное, порождающее кризис и острые социальные конфликты в обществе. И лишь постепенно правовое государство приобретает черты государства социального, дополняет формальные гарантии свободного развития личности материальными гарантиями социальной защищенности. В целом же современное правовое государство гарантирует реальную социальную защищенность всем, кто находится в экономически невыгодном положении, и постоянно увеличивает ассигнования на социальные нужды всего населения страны.

Для социального государства характерна политика, предполагающая обеспечение социального равенства. В этих целях используются различные средства — правовые, экономические, организационные и др. Например, провозглашается равенство всех перед законом и право без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов (ст. 22 Конституции РБ); закрепляется установление партнерских отношений и взаимодействия между государством, предпринимателями и профсоюзами (ст. 13, 14, 41); предусматривается оказание помощи ветеранам, молодежи, семьям, имеющим детей (ст. 32, 47) и др. Важнейшим средством, сглаживающим социальное неравенство, служит система социального обеспечения, в том числе выплата пенсий и пособий, медицинское обслуживание, однако, как видим, суть социального государства не может сводиться только к этому. В то же время в социальном государстве должна быть сбалансированная система льгот и преимуществ, в ином случае это может привести к ущемлению прав граждан, за счет которых она формируется. Затрагивая различные грани проявления государством своих качеств как государства социального, конечно же, следует иметь в виду, что решить стоящие задачи можно при условии развитой экономики. Уровень развития социального государства зависит от объема тех средств, которые государство может перераспределить (за счет полученных налогов и иных средств) в пользу категорий граждан, которые в силу возрастных, половых, физических, семейных и иных причин не в состоянии на равных конкурировать на рынке труда, в сфере предпринимательства с «преуспевающими» гражданами [4, c. 4-18].

 

 

2.4 Идеологическая функция

 

Рассматриваемая функция заключается в поддержке определённой, в том числе и религиозной, идеологии.

«В современном обществе, основанном на рыночной экономике, как правило, прямо не запрещается инакомыслие, однако чётко очерчиваются его пределы через позитивные правовые нормы» [6, c. 13].

Эта функция имеет место быть, если государство признает идеологическое многообразие, согласно которому никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Она должна гарантировать свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания.

Большое значение имеет правовое воспитание. Каждый гражданин обязан знать законы своего государства и строго соблюдать их.

В реализации данной функции большое место принадлежит проведению разносторонней государственной поддержки развития культуры – литературы, искусства, театра, кино, музыки, живописи, архитектуры и т.д.; физической культуры и спорта; радио, телевидения и других средств массовой информации; сохранение историко-культурных памятников, исторических комплексов, заповедных территорий, архивов, музеев, библиотек; государственную поддержку развития науки, ее естественной интеграции в новые рыночные условия; создание благоприятных условий для творческой деятельности научных коллективов и для свободной состязательности различных школ и направлений; поддержку приоритетного развития фундаментальных теоретических исследований и принципиально новых технологий; эффективное использование как образовательного, так и научного потенциала высшей школы, развитие интеграции науки и высшего образования; меры по улучшению работы общеобразовательной школы.

Государство поощряет и развивает искусство, обеспечивает для граждан свободу творческой деятельности. Не может быть сильного, процветающего государства без уважения и сохранения исторических традиций и культурного наследия. Воспитание граждан в духе патриотизма, уважения к историческому прошлому — непременная составная часть воспитательного процесса.

 

2.5 Экологическая функция

 

Данная функция является жизненно важной деятельностью не только любого современного государства, но и мирового сообщества в целом, так как наша планета, будучи объектом совместного проживания, требует к себе рационального и нравственного отношения. Объективным фактором, вызывающим необходимость такой основной государственной функции, является развитие научно-технической революции и ее последствия для человека. Будучи огромным благом для людей, научно-техническая революция вместе с тем неизбежно связана с многократно возросшим вовлечением окружающей природной среды в общественное производство. А это, в свою очередь, вызывает разного рода негативные последствия в экологических системах; ведет к загрязнению воздуха и водных источников, повышенной радиации, создает угрозу растительному и животному миру, здоровью и жизни человека.

Основное содержание экологической функции составляет государственное управление и координация деятельности в области охраны окружающей среды, регулирования природопользования, обеспечения экологической безопасности, оздоровления и улучшения качества окружающей среды. Эти и другие направления государственной деятельности, включая экологический контроль и надзор с применением активных мер юридической ответственности за экологические правонарушения вплоть до полного устранения источников загрязнения или вредных отходов производства, легли в основу национальных программ по охране окружающей среды во многих странах. В современных государствах разработано обширное природоохранительное законодательство, которое четко регулирует деятельность людей и различных организаций в области использования природной среды (приняты законы об охране животного мира, атмосферного воздуха, природных ресурсов, вод, земли, лесов).

Принципы природопользования и охраны окружающей среды нашли свое отражение в действующем законодательстве Республики Беларусь (Водный кодекс, Кодекс о земле, Кодекс о недрах, Лесной кодекс, Закон «Об охране окружающей среды»).

Например, Закон Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» среди прочих выделяет и следующие принципы охраны окружающей среды: соблюдения права граждан на благоприятную окружающую среду и возмещение вреда, причиненного нарушением этого права; охраны, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов; предупредительного характера мер по охране окружающей среды и предотвращению вреда окружающей среде; государственного регулирования охраны окружающей среды и природопользования; платности специального природопользования и возмещения вреда, причиненного в результате вредного воздействия на окружающую среду; запрещения хозяйственной и иной деятельности, которая может привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда объектов растительного и животного мира, истощению природных ресурсов и иным отрицательным изменениям окружающей среды; гласности в работе государственных органов, общественных объединений по вопросам охраны окружающей среды и обеспечения граждан полной, достоверной и своевременной информацией о состоянии окружающей среды; организации и развития системы образования, воспитания в области охраны окружающей среды и формирования экологической культуры; международного сотрудничества Республики Беларусь в области охраны окружающей среды [5, ст. 4].

 

2.6 Функция налогообложения и взимания налогов

 

Данную функцию, будучи тесно связанной с экономической функцией, выделяют в самостоятельную основную функцию. Ее содержание составляет формирование и пополнение казны, прежде всего государственного бюджета, как федерального, так и субъектов федерации, а также муниципального бюджета за счет всех видов налогов, в том числе налога на прибыль предприятий, основанных на всех формах собственности, налога на добавленную стоимость, акцизов, подоходного налога с граждан, а также за счет предусмотренных законом финансовых сборов пошлин и платежей.

Нынешние кризисные явления в экономике с особой остротой поставили задачу оптимального сбора налогов в казну. Специфические функции взимания налогов осуществляют государственные таможни, которые контролируют провоз материальных ценностей через государственную границу и взимают таможенные сборы и пошлины. Денежный сбор с товаров и имущества, пропускаемых через границу под контролем таможенных ведомств, идет в доход государства.

Основой единой налоговой системы в нашей стране является Налоговый кодекс Республики Беларусь.

Статья 8 Налогового кодекса Республики Беларусь устанавливает следующие виды республиканских налогов и сборов (пошлин):

  • налог на добавленную стоимость;
  • акцизы;
  • налог на прибыль;
  • налог на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство;
  • подоходный налог с физических лиц;
  • экологический налог;
  • налог за добычу (изъятие) природных ресурсов;
  • земельный налог;
  • дорожные налоги и сборы;
  • сбор за проезд автомобильных транспортных средств иностранных государств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь;
  • таможенные пошлины и таможенные сборы;
  • гербовый сбор;
  • оффшорный сбор;
  • консульский сбор;
  • государственная пошлина;
  • регистрационные и лицензионные сборы;
  • патентные пошлины [8, ст. 8].

Эффективное налогообложение и взимание налогов позволяет государству накапливать определенные средства с целью их дальнейшего использования в интересах общества.

 

2.7 Функция охраны правопорядка, прав и свобод граждан

 

Выражается в обеспечении государством точного и полного осуществления его законодательных предписаний всеми участниками общественных отношений. В правовом государстве, где общественная и государственная жизнь строится на основе справедливых законов, интересы общества, государства, личности охраняются от любых незаконных посягательств. В центре правоохранительных действий государства находится в первую очередь личность, личность как гражданин, как член общества, как свободный индивид, а также само государство и его различные структуры. Поэтому, охраняя законные права и интересы личности, государство одновременно охраняет свои интересы, интересы всего общества.

Борьба с правонарушениями – важная, но не главная сторона правоохранительной деятельности государства. Государство призвано реально обеспечить, в том числе с помощью специальных органов (суда, прокуратуры и т.д.), такой порядок в общественной жизни, который бы полностью отвечал требованиям правовых норм, заложенным в них началам свободы и справедливости. Поддержание стабильного правопорядка в стране – задача всего государства, всей системы его органов. Принудительная сторона государственной деятельности постепенно утрачивает свою силу при гармоничных, социальных и нравственных отношениях граждан и государства. Она преобразуется в правовой порядок цивилизованного общества [1, c. 64].

Соблюдение прав человека является одним из главных критериев демократичности конкретного государства. Если ранее права и свободы отдельного человека занимали второстепенное место, приоритет отдавался интересам общества или коллектива, класса, то сейчас высшей целью государства (его органов, должностных лиц) является осуществление такой деятельности, которая направлена на обеспечение прав и свобод граждан конкретного государства. Гарантии прав и свобод могут быть как общие, так и специальные. К первым относят экономические, социальные, политические и духовные гарантии. Среди экономических гарантий следует назвать закрепленное в ст. 13 Конституции Республики Беларусь предоставление всем равных прав для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом, гарантированность равной защиты и равных условий для развития всех форм собственности, регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества. В ст. 44 Конституции провозглашена неприкосновенность собственности. Основой социальных гарантий служат нормы Конституции, направленные на обеспечение социального мира и сотрудничества в обществе (ст. 1, 4, 5, 14, 16 и др.). Политические гарантии имеют целью обеспечение политического плюрализма, развитие демократии (ст. 3, 4, 5). Духовные гарантии предполагают развитие человеческой личности на началах нравственности, взаимного уважения друг друга (ст. 2, 16, 53 и др.). Закрепленные в Конституции и текущем законодательстве специальные меры по обеспечению и охране прав, свобод, законных интересов относятся к юридическим гарантиям [9, ст. 13, 44, 1, 4].

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Деятельность государства широка и многообразна. Для того чтобы охватить, охарактеризовать ее в целом, требуется высокий уровень научной абстракции и соответствующие ему понятия. Они позволяют увидеть, что с момента возникновения и до настоящих дней задачи государства не остаются не измененными. Одни осуществляются до конца, на смену им приходят другие, более сложные. В будущем будут возникать и новые функции, а вместе с ними и определенные трудности, которые необходимо будет решать.

Информация о работе Внутренние функции государства