Выполнены поставленные в
работе задачи - рассмотрены правовая
природа Совета Федерации, проанализирован
порядок формирования, исследованы
компетенция и полномочия Совета
Федерации, которые заключаются
в законодательной и представительной,
а также отчасти его контрольной
деятельности.
При рассмотрении темы мной
были выявлены следующие проблемы,
связанные с правовой природой и
формированием Совета Федерации.
Так, некоторые авторы,
несмотря на закрепленные в нормах
конституции положения о Совете
Федерации, ставят под сомнение целесообразность
его существования, т. к. он как будто
не нашел своего политического и
правового решения.
Следующее противоречие связано
с созданием в РФ Государственного
совета, так как вслед за его
созданием последовали радикальные
предложения, связанные с изъятием
полномочий, принадлежащих верхней
палате. Многими Государственный
совет рассматривается как некий
конкурент, способный вытеснить
Совет Федерации не только из политической
жизни, но и с конституционного поля.
Среди наиболее противоречивых
проблем остается вопрос о порядке
формирования Совета Федерации, т. к. продолжается
поиск оптимальной модели формирования
этого органа. Направленность подобных
перемен заключается в стремлении изменить
политический облик верхней палаты российского
парламента.
С момента принятия основного
закона РФ порядок формирования Совета
Федерации пересматривался не раз,
причем самым кардинальным образом.
С порядком комплектования верхней
палаты связан один любопытный конституционный
феномен. Речь идет о том, что в
рамках Конституции произошла замена
представительства субъектов Федерации
как региональных сообществ граждан на
представительство органов государственной
власти этих же регионов.
Ставится под сомнение
легитимность верхней палаты парламента
нового состава.
Введение нового порядка
образования Совета Федерации не
положило конец дискуссии о том,
каким образом он все-таки должен
формироваться.
Говоря о компетенции
верхней палаты Парламента следует
сказать, что основными его полномочиями
являются представительные функции, далее
следует выделить также законодательную
функция, однако, зачастую роль верхней
палаты в осуществлении законодательных
полномочий сводят к формуле “Государственная
Дума законы принимает, а Совет Федерации
их одобряет”. На деле, однако, участие
этой палаты достаточно весомое. Особенностью
участия Совета Федерации в законодательном
процессе является принадлежащее ему
право самостоятельно регулировать
значительную часть данного процесса
с помощью регламентных норм.
Выделяют также контрольную
функцию Совета Федерации, которая
хотя прямо и не предусмотрена
Конституцией РФ, тем не менее, вытекает
из полномочий верхней палаты осуществлять
запросы в бюджетные, налоговые
и иные финансовые органы, а также
иным образом осуществлять контроль
за их деятельностью.
БИБЛИОГРАФИЯ
Нормативные
акты
Конституция РФ от 12 декабря 1993 года// Российская газета. 2009. 21 января.
О внешней разведке: ФЗ от 10 января 1996 года // СЗ РФ. 2012. №3. – 143 с.
О государственной охране: ФЗ от 25 мая 1996 года// СЗ РФ. 2008 №22. – 2594 с.
Об обороне: ФЗ 31 мая 1996 года № 61-ФЗ//СЗ РФ. 2009. 03 июня. №23, - 2750 с.
О чрезвычайном положении: ФКЗ от 30 мая 2001 года// СЗ РФ. 2012. №23. – 2277 с.
О военном положении: ФКЗ от 30 января 2002 года// СЗ РФ. 2010. №5. – 375 с.
О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: ФЗ от 5 августа 2000 года// СЗ РФ. 2008. 07 августа. №32, - 3336 с.
О порядке предоставления Российской Федерацией военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности: ФЗ от 23 июня 1995 года// СЗ РФ. 2010. №26. – 2401 с.
О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: ФЗ от 8 мая 1994 года// Собрание законодательства РФ. 2010. 09 мая. №2, - 231 с.
Литература
Авакьян С.А. Федеральное Собрание - парламент России. М., 2011. - 458 с.
Ален А. “Национализм - федерализм - демократия. Пример Бельгии”. Изд-во Левенского института Центральной и Восточной Европы. 2008. - 250 с.
Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М., 2009. - 560 с.
- Безруков А.В. Конституционно-правовые аспекты взаимодействия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Автореф. дис. канд. юр. наук. Екатеринбург, 2011. - 35 с.
- Вишневский Б.Л. Должны ли губернаторы быть федеральными политиками. // Независимая газета. 2010. – 310 с.
- Катин В., Ширяева Н. Полное собрание субъектов // Профиль. 2009. - 105 с.
- Кокотов А.Н. Федеральный законодательный процесс: понятие и структура // Правоведение. 2009. – 192 с.
- Конституционное право Российской Федерации: Учебник. Мархгейм М.В., Смоленский М. Тонков Е.Е. Феникс, М., 2009. - 446 с.
- Колесников Е.В., Комкова Г.Н., Кулушева М.А. Конституционное право РФ. Высшее образование, М., 2008. - 547 с.
- Масленникова С.В. Народное представительство и права граждан в Российской Федерации: Учеб. пос. М., 2009. - 263 с.
- Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (вопросы конституционной теории и практики) /Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. - 2008. - № 23 (179). – 140 с.
1 Конституция РФ от 12 декабря 1993 года//
Российская газета. 2009. 21 января.
2 Баглай М.В. Конституционное право Российской
Федерации. М., 2009. - 230 с.
3 Масленникова С.В. Народное представительство
и права граждан в Российской Федерации:
Учеб. пос. М., 2009. - 188 с.
4 О порядке формирования Совета Федерации
Федерального Собрания Российской Федерации:
ФЗ от 5 августа 2000 года// СЗ РФ. 2008. 07 августа.
№32. – 3336 с.
5 Конституционное право Российской Федерации:
Учебник. Мархгейм М.В., Смоленский М. Тонков
Е.Е. Феникс, М., 2009. - 446 с.
6 Вишневский Б.Л. Должны ли губернаторы
быть федеральными политиками. // Независимая
газета. 2010. – 125 с.
7 Авакьян С.А. Федеральное Собрание - парламент
России. М., 2011. – 39 с.
8 Безруков А.В. Конституционно-правовые
аспекты взаимодействия Российской Федерации
и субъектов Российской Федерации. Автореф.
дис. канд. юр. наук. Екатеринбург, 2011. –
9 с.
9 9 Кокотов А.Н. Федеральный законодательный
процесс: понятие и структура // Правоведение.
2009. - 98 с.
10 Катин В., Ширяева Н. Полное собрание
субъектов // Профиль. 2009. №5, - 55 с.
11 Комментарий к Конституции Российской
Федерации. М., 2010. – 397 с.
12 Колесников Е.В., Комкова Г.Н., Кулушева
М.А. Конституционное право РФ. Высшее
образование, М., 2008. - 365 с.
13 Масленникова С.В. Народное представительство
и права граждан в Российской Федерации:
Учеб. пос. М., 2009. – 142 с.
14 Кокотов А.Н. Федеральный законодательный
процесс: понятие и структура // Правоведение.
2009. - 54 с.
15 Масленникова С.В. Народное представительство
и права граждан в Российской Федерации:
Учеб. пос. М., 2009. - 163 с.
16 Совет Федерации Федерального
Собрания Российской Федерации (вопросы
конституционной теории и практики) /Аналитический
вестник Совета Федерации ФС РФ. - 2008. -
№ 23 (179). - 90 с.
17 Баглай М.В. Конституционное право Российской
Федерации. М., 2009. – 449 с.
18 Тихомиров Ю.А. Публичное право. М., 2008.
- 126 с.
19 О статусе члена Совета Федерации и статусе
депутата Государственной Думы Федерального
Собрания Российской Федерации: ФЗ от
8 мая 1994 года// Собрание законодательства
РФ. 2010. – 74 с.
20 Колесников Е.В., Комкова Г.Н., Кулушева
М.А. Конституционное право РФ. Высшее
образование, М., 2008. - 365 с.
21 Конституционное право Российской
Федерации: Учебник. Мархгейм М.В., Смоленский
М. Тонков Е.Е. Феникс, М., 2009. - 446 с.