Военная прокуратура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 13:04, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время вопрос соблюдения прав и свобод военнослужащих приобретает все большую актуальность в государстве и обществе. Проблема достоинства личности становится приоритетной в деятельности ор¬ганов военного управления и общественных организаций на са¬мом высоком уровне.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1 ИСТОРИЧЕСКАЯ ОСНОВА ВОЕННОЙ ПРОКУРАТУРЫ
§ 1.1 История возникновения военной прокуратуры…………..……………6
§ 1.2 Военная прокуратура в годы Великой отечественной войны ……...…...9
ГЛАВА 2 ПОНЯТИЕ, СИСТЕМА, СТРУКТУРА И НАПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
§ 2.1 Понятие, система и структура военной прокуратуры…………………..14
§ 2.2 Компетенция военных прокуроров …………...…………………..……..17
§ 2.3 Взаимодействие военной прокуратуры с иными правоохранительными органами……..…………………………………………………………………..19
Заключение……………………………………………………………………...28
Список использованных источников………………………………………..30

Файлы: 1 файл

курсовая военная прокуратура РФ.docx

— 54.59 Кб (Скачать файл)

- уголовное преследование по уголовным делам о преступлениях, совершенных военнослужащими, а также гражданами, проходящими военные сборы, лицами гражданского персонала Booруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, созданных в соответствии с федеральными законами и иными нормативными актами, в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или совершенных в расположении воинской части, соединения, учреждения.

Военные прокуроры также должны:

- обеспечить поддержание государственного обвинения в судах по уголовным делам, за расследованием которых они осуществляли надзор;

- участвовать в рассмотрении судами гражданских и арбитражных дел в строгом соответствии с требованиями соответствующего процессуального законодательства;

- вносить представления (протесты) на приговоры, решения, постановления и определения судов по делам, в рассмотрении которых они принимали участие.

 

 

 

2.3 Взаимодействие военной прокуратуры с иными правоохранительными органами

 

 

Автор в этом параграфе расскажет о взаимодействии военной прокуратуры и Федеральной  службы безопасности Российской Федерации.

Приоритетные  направления взаимодействия органов  военной прокуратуры и органов  безопасности в войсках:

а) борьба с незаконным оборотом оружия, наркотических  средств;

б) организованной преступностью;

в) терроризмом;

г) коррупцией и злоупотреблениями должностными полномочиями.

При осуществлении надзора за законностью  деятельности органов ФСБ в войсках  военные прокуратуры должны обеспечить:

- получение  от органов безопасности в  войсках сигналов о нарушениях  законов; 

- оптимальное  оперирование полученными данными;

- обратную  связь с органами безопасности  в войсках.

Уполномоченные  прокуроры могут получить интересующую их информацию в процессе ознакомления с оперативными материалами в  рамках осуществления надзора за исполнением законодательства об оперативно – розыскной деятельности (далее  – ОРД).

В современной  криминогенной обстановке в стране ОРД – одно из эффективных средств борьбы с преступностью. При этом использование негласных специфических средств и методов является одним из существенных неотъемлемых компонентов их деятельности по решению задач обеспечения безопасности личности, общества, и государства.

Проверки  законности проведения оперативно –  розыскных мероприятий (далее –  ОРМ) органами ФСБ и принимаемых  при этом решений осуществляются:

- в  связи с поступившими в прокуратуру  материалами, информацией и обращениями  граждан о нарушении законов  при проведении ОРМ;

- в  плановом порядке, ежеквартально,  по указанию вышестоящего прокурора; 

- по  результатам изучения материалов  уголовных дел о нераскрытых  преступлениях или при поступлении  информации о ненадлежащем реагировании  на поручении органа дознания, следователя и суда по уголовным делам, находящимся в их производстве, а также в связи с ненадлежащим исполнением указаний уполномоченного прокурора;

- в  других случаях, с учетом состояния  законности в этой сфере деятельности  и отсутствием положительных  результатов по выявлению подготавливаемых, совершаемых или совершенных  преступлений, при раскрытии преступлений, розыске обвиняемых или подозреваемых  по уголовным делам и лиц,  без вести пропавших. 

При этом необходимо иметь в виду, что  сведения об организации, тактике, методах  и средствах осуществления контрразведывательной  и разведывательной деятельности органов  ФСБ в предмет проверок не входят.

Статья 7 Закона об ОРД подробно регламентирует основания для проведения ОРМ:

1. Наличие  возбужденного уголовного дела.

2. Ставшие  известными органам, осуществляющим  оперативно-розыскную деятельность, сведения о:

1) признаках  подготавливаемого, совершаемого  или совершенного противоправного  деяния, а также о лицах, его  подготавливающих, совершающих или  совершивших, если нет достаточных  данных для решения вопроса  о возбуждении уголовного дела;

2) событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации;

3) лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания;

4) лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов.

3. Поручения  следователя, руководителя следственного  органа, органа дознания или определения  суда по уголовным делам и  материалам проверки сообщений  о преступлении, находящимся в  их производстве.

4. Запросы  других органов, осуществляющих  оперативно-розыскную деятельность, по основаниям, указанным в настоящей  статье.

5. Постановление  о применении мер безопасности  в отношении защищаемых лиц,  осуществляемых уполномоченными  на то государственными органами  в порядке, предусмотренном законодательством  Российской Федерации.

6. Запросы  международных правоохранительных  организаций и правоохранительных  органов иностранных государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации.8

Условия проведения ОРМ, которые ограничивают конституционные права граждан  на основании судебного решения, закреплены в ст. 8 Закона об ОРД. Они могут проводиться только при наличии информации:

1. О  признаках подготавливаемого, совершаемого  или совершенного противоправного  деяния, по которому производство  предварительного следствия обязательно.

2. О  лицах, подготавливающих, совершающих  или совершивших противоправное  деяние, по которому производство  предварительного следствия обязательно.

3. О  событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной,  военной, экономической или экологической  безопасности Российской Федерации.9

При проведении плановых проверок прокурорам необходимо:

- знакомиться  с нормативными правовыми актами (далее – НПА) ФСБ России, регламентирующими  порядок проведения ОРМ,                                    с учетно – регистрационной документацией, а также материалами дел оперативного учета, сигнальных и оперативных подборок (далее – дела оперативного учета);

- принимать  предусмотренные уголовно – процессуальным  законодательством меры для отмены  незаконных и необоснованных  постановлений о возбуждении  уголовных дел, а также других  незаконных решений начальников органов федеральной службы безопасности при осуществлении ОРД;

- требовать  письменные объяснения от должностных  лиц органов ФСБ, допустивших  нарушения закона при реализации  своих полномочий по осуществлению  ОРД;

- принимать  меры для устранения выявленных  нарушений закона, привлечения виновных  должностных лиц к ответственности,  а также отстранения их от  участия в работе по делам  оперативного учета;

- в  установленном уголовно-процессуальным  законодательством порядке проводить  проверки в отношении сотрудников  органов федеральной службы безопасности, осуществляющих оперативно-розыскную  деятельность, в действиях которых  усматриваются признаки состава  преступления;

- при  необходимости давать письменные  указания об осуществлении по  уголовным делам дополнительных  оперативно-розыскных мероприятий  либо требовать прекращения проведения  таких мероприятий; высказывать  предложения о направлениях работы  по делам оперативного учета.

Как показывает практика, общность стоящих  перед военной прокуратурой и  органами безопасности в войсках  целей и задач положительно сказывается  на противодействии противоправным проявлениям, борьбе с преступностью, обеспечению безопасности личности, общества и государства.

Военной прокуратурой Московского военного округа накоплен опыт совместной деятельности с органами ФСБ.

Примером  может служить уголовное дело в отношении бывшего военнослужащего  одной из воинских частей, дислоцированной  на территории Московской области, прапорщика Ф.

Он, преследуя цель личного обогащения, организовал устойчивую преступную группу и, используя свое должностное  положение, в течение нескольких месяцев совершал хищения огнестрельного оружия из хранилища части. Похищенное затем соучастники сбывали.

Командование  части какими-либо сведениями об этом не располагало, поскольку преступники  действовали крайне осторожно и  изощренно.

Тем не менее, сам факт незаконного оборота  оружия не мог остаться незамеченным. Полученная органами безопасности оперативная  информация была своевременно доведена до сведения руководства военной  прокуратуры округа, что позволило  уже на начальной стадии спланировать комплекс совместных мероприятий, направленных на пресечение преступления, задержание расхитителей, изъятие похищенного.

В дальнейшем, уже в рамках возбужденного уголовного дела, скоординированными усилиями работников военной прокуратуры МВО и  органов ФСБ России виновные были полностью изобличены и предстали  перед судом.

Кроме того, за последнее время в результате сотрудничества военных прокуратур Московского военного округа и органов  безопасности была пресечена преступная деятельность военнослужащего Д., похитившего  и реализовавшего изделие, содержащее радиоактивные материалы (объект преступного  посягательства и вырученные от его  продажи денежные средства в сумме 20 000 долларов США изъяты, виновный осужден); военнослужащего Л., совершившего хищение авиационного вооружения (виновный осужден); военнослужащего Ц., организовавшего за взятки поступление ряда абитуриентов в военное учебное заведение, и т.д.

Военная прокуратура округа в течение  ряда лет практикует ежеквартальные совместные совещания по обмену информацией  и положительным опытом, что, безусловно, способствует укреплению деловых связей между правоохранительными структурами.

Руководство военной прокуратуры МВО и  органов безопасности в войсках  большое внимание придают и роли средств массовой информации, а также  общественности в борьбе с преступностью. С целью предупреждения и пресечения правонарушений в военных прокуратурах гарнизонов действуют телефоны доверия.

Результаты  следствия по наиболее актуальным уголовным  делам, получившим большой общественный резонанс, результаты прокурорских проверок освещаются в центральных и региональных печатных изданиях, по радио и телевидению. Военные прокуроры гарнизонов ВП МВО и руководители органов безопасности в войсках организовали работу приемных, куда могут обратиться граждане с  заявлением о явке с повинной, сообщением о совершенном или готовящемся  преступлении. Хотелось бы высказать  некоторые предложения, направленные на повышение качества и эффективности  совместной деятельности правоохранительных органов.

Прежде  всего, показатели работы по взаимодействию в борьбе с преступностью целесообразно  считать одним из основных критериев  при оценке деятельности правоохранительного  органа.

Анализ  состояния преступности и работы по укреплению законности, а также  планирование этой деятельности должны быть совместными и согласованными, с проведением общих совещаний, с изданиями совместных приказов, указаний, подготовкой информационно-методических документов, распространением положительного передового опыта.

Несомненно, повысит ответственность налаженная система ведомственного контроля со стороны вышестоящих органов. Так, в ВП МВО сложилась практика, когда  военный прокурор округа письменно  уведомляется о направлении оперативной  информации подчиненному прокурору, который, в свою очередь, докладывает о  результатах проверки вышестоящему прокурору. О недостатках и нарушениях при предоставлении оперативной  информации со стороны подразделений  органов ФСБ России сообщается их руководителям. При этом проводятся периодические (ежеквартальные) сверки с органами ФСБ России по основным показателям взаимодействия.  Значительно  улучшит результаты взаимодействия работа по повышению правовой квалификации оперативных сотрудников, проведение в рамках профессиональной учебы  совместных занятий, семинаров, сборов, оказание со стороны военных прокуроров методической помощи оперативным подразделениям на всех стадиях осуществления ОРД. Представляется, что целесообразным было бы ввести в практику уведомление уполномоченных военных прокуроров со стороны поднадзорных органов ФСБ России о заведении оперативных материалов.

Положительную роль сыграет совместная профилактическая работа (выезды прокурорских и оперативных  работников в войска для проведения лекций, бесед и др.), надзорные  мероприятия по приоритетным направлениям взаимодействия (сохранность оружия и федеральной собственности, незаконный оборот наркотических средств) с  участием сотрудников ФСБ России. Военная прокуратура МВО подобные проверки проводит ежемесячно, и, как  правило, они эффективны.

Информация о работе Военная прокуратура