Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 12:35, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение соотношения человека, общества и государства. В соответствии с поставленной целью, в работе ставятся следующие конкретные задачи:
раскрыть понятие положения человека в обществе и государстве как теоретической проблемы;
изучить правовую характеристику человека, гражданина, личности;
анализ соотношения понятий «человек – общество - государство» на разных этапах истории;
Введение стр. 3
Глава 1. Положение человека в обществе и государстве как теоретическая проблема стр.4
Глава 2. Человек, гражданин, личность: правовые характеристики стр.9
Глава 3. Соотношение понятий «человек – общество - государство» на разных этапах истории……………………………………………….стр.17
Глава 4. Правовой и фактический статус личности в Российской Федерации……………………………………………………………..стр.24
Заключение…………………………………………………………………стр.30
Список использованной литературы……………………………………стр.31
Федеральная таможенная служба Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Российская таможенная академия »
Владивостокский филиал
Кафедра теории и истории государства и права
студента Зверевой Татьяны Сергеевны
группа 310 отделение очное
Юридического факультета
на
тему: «Соотношение
понятий «человек
– общество - государство»»
Научный руководитель: Ю.Б. Кравченко,
профессор
2006
Глава 1. Положение человека в обществе и государстве как теоретическая проблема стр.4
Глава
3. Соотношение понятий «человек – общество
- государство» на разных этапах истории……………………………………………….стр.
Глава
4. Правовой и фактический статус
личности в Российской Федерации………………………………………………………
Преобразования,
происходящие сегодня в стране, совершаются
для человека и во имя человека,
который является высшей ценностью
общества, однако человек, личность –
это не пассивный субъект
Такой подход обуславливает вывод о том, что в центре сложных процессов, происходящих в обществе, находится человек, и его позиция в значительной мере определяет основные задачи правовой деятельности государства.
Поиск ответа на различные вопросы о соотношении человека, общества и государства был основной причиной, почему я выбрала данную тему для написания курсовой работы.
Целью данной курсовой работы является рассмотрение соотношения человека, общества и государства. В соответствии с поставленной целью, в работе ставятся следующие конкретные задачи:
Глава
1. Положение человека в обществе и государстве
как теоретическая проблема.
Положение человека, общества и государства в той или иной форме сопутствовала всей истории развития человечества и человеческой мысли. В основе большинства трактовок этих взаимоотношений по конкретным теоретическим проблемам лежат права человека. Права человека – это принципы и нормы, которые регулируют отношения между государством и человеком, обеспечивают обществу и каждому индивиду действовать по своему усмотрению или получать определенные блага2 .
В
других концепциях эти взаимоотношения
рассматриваются с точки зрения властных
отношений и принципа построения государства.
Например, И. Ильин предложил свою концепцию,
в которой в зависимости от того, как строится
государство, различаются два типа государства:
“учреждения” и “корпорация”. Корпорация
строится снизу и предполагает объединение
по своей воли. Корпорация начинается
с индивида, с его свободы и интереса. К
корпорации относится демократическое
устройство государства. Первый же тип
предполагает построение государства
“сверху”, а не “снизу”. Люди не формируют
ни своего общего интереса, ни общей цели.
Они послушно принимают от учреждения
предполагаемую им форму жизни и деятельности,
распоряжения, заботы, услуги и благодеяния.
Следовательно, государственное учреждение
строиться по принципу опеки над людьми.
Этот принцип, проведенный последовательно
до конца убивает свободу личности и духа
и приводит к тоталитаризму 3
. Представление о государстве как организации,
строящей взаимоотношения с гражданами
и обществом
2 Мигранян А.М. Гражданское общество // 50/50. Опыт словаря нового мышления. - М., 1989.-213С.
3 Зеркин Д.П. Основы политологии: Курс лекций. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.- 318С.
на основе закона, начали формироваться уже на ранних этапах развития человеческой цивилизации и легли в основу концепции правового государства. С идеей правового государства связывались поиски более совершенных и справедливых форм жизни. Мыслители античности (Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель, Полибий, Цицерон) пытались выявить такие связи и взаимодействия между правом и государственной властью, которые обеспечивали бы гармоничное функционирование общества. Ученые древности считали, что наиболее разумна и справедлива лишь та политическая форма общежития людей, при которой закон обязателен как для граждан, так и для самого государства. Государственная власть, признающая право, и одновременно ограниченная им, по мнению древних мыслителей, считалась справедливой государственностью. Цицерон говорил о государстве как о “деле народа”, как о “правовом общении” и “общем правопорядке”. Государственно-правовые идеи и институты Древней Греции и Рима оказали заметное влияние на становление и развитие более поздних прогрессивных учений о правовом государстве4. В основе концепции правового государства положено понятие права. Право — это система норм, выраженных в законах, иных признаваемых государством источниках и являющихся общеобязательным, нормативно-государственным критерием правомерно-дозволенного (а также запрещенного и предписанного) поведения5.
Один
из способов практического решения
проблемы взаимоотношений человека, общества
и государства является конституционное
закрепление прав человека. Права человека
утверждают в этих взаимоотношениях свободу
и достоинство личности, ее высший ценностный
статус. Статус прав человека в любом государстве
определяется трактовкой источников прав.
4 Азаркин Н.Н., Левченко В.Н., Мартышин О.В. История политических учений. – М.: Юрист, 1994.- 37-39С.
5Алексеев С.С. Теория права. — М.: Издательство БЕК, 1994, — 123С.
Существует три подхода к трактовке прав:
В основном преобладает такой подход — есть права, которые выступают как прирожденные качества человека (право на жизнь, личную неприкосновенность и т.д.), и права, которые воплощаются только благодаря демократическому государству (политические права). В истории формирования и развития демократии как идеи и формы государственного устройства прослеживается две альтернативных линии, два противоположных подхода, каждый из которых имел свое социально-историческое обоснование. Оба подхода вытекали из общественных отношений, лежащих в основе демократии: индивид — общество — государство. Характер отношений определяется тем, какой из элементов этих отношений берется за исходный. Основополагающее различие в понимании демократии заключается в том, принимается ли за исходный принцип народ как целое (общество), отождествляемое с государством, а индивид, человек — как подчиненное целому, его часть; или же на первое место ставится индивид, а общество рассматривается как сумма автономных индивидов, государство же отодвигается на второй план, поскольку ему отводится роль лишь защитника объединившихся в сообщество людей. При первом подходе демократия есть власть народа, народовластие. Народ — источник власти; он правит. При втором подходе, по сути, индивид, личность с ее интересами — основа политической власти. В такой концепции демократия — это власть представителей народа для народа, избранная им. Правит не народ, а его доверенные.
Одним из распространенных представлений о конституции является трактовка сущности конституции как общественного договора. Четкое разграничение государства и общества было обосновано еще в контрактных (договорных) теориях государства Т. Гоббсом, Дж. Локком и Ж.Ж. Руссо. В них эти понятия разделяются не только содержательно, но и исторически, поскольку утверждается, что существовавшие первоначально в свободном и неорганизованном состоянии индивиды в результате хозяйственного и иного взаимодействия вначале образовали общество, а затем для защиты своей безопасности и естественных прав договорным путем создали специальный орган - государство. Возможны три основных способа взаимоотношений человека и государства в лице власти: тоталитарный, индивидуалистический и партиципаторный (участия).
Первая, тоталитарная модель, таких взаимоотношений исходит из отождествления общества и государства, из приоритета государства над правами человека, полного подчинения человека государству и полном отсутствии свободы. Она исключает саму постановку проблемы прав человека, поскольку индивид рассматривается как органическая, неразрывная частица общества. Для тоталитарного государства характерно — безусловный приоритет целого над частью, полное подчинение личности государству, растворение индивидуального “я” в безликом коллективном “мы”. Тоталитаризм лишает человека свободы выбора, будь то экономика, политика или культура. Формируется массовый тип личности, ориентирующийся на идеологическую однообразность, безальтернативную преданность, энтузиазм в выполнении руководящих указаний и непритязательность6. Индивидуалистический способ взаимоотношений личности и государства основан на приоритете индивида в отношениях с государством. Наиболее ярко он представлен в либерализме, который исходит из того, что свободная личность есть конечный источник всякой власти в обществе, в том числе и самого государства.
Последнее является результатом соглашения, договора свободных индивидов. Оно подконтрольно народу и призвано лишь выполнять строго ограниченные функции — обеспечение безопасности и свободы граждан, поддержание общественного порядка и некоторые другие. То есть рассматривает человека как изолированного, независимого от общества индивида, вынужденного в союзе с себе подобными создать государство и подчиняться ему в определенных вопросах. Взаимоотношения индивида и власти во внеполитических сферах и пути утверждения в них свободы и достоинства личности либерализмом вообще не рассматриваются7.
В
современной науке преобладает
третий, партиципаторный подход к
взаимоотношениям индивида, общества
и государства. Он лишен крайностей и не
рассматривает человека как изолированного,
независимого от общества индивида, а
исходит из неразрывности и противоречивости
взаимоотношений между человеком, обществом
и государством. В этом случае сама проблема
прав человека усматривается не столько
в ограждение этих прав от посягательства
государства, а в использовании государства
в целях создания наилучших условий свободного
существования и развития личности. Современная
демократическая модель ориентирует внимание
на обязанности государства обеспечить
экономические и социальные условия для
реализации человеком своих безусловных
прав и свобод8.
6Дюги Л. Общество, личность, государство. – СПб., 1994.-С.57.
7Лукашева Е.А. Право, мораль, личность. – М.: Наука, 1986.-С.104.
8
Библер В.С. Нравственность. Культура.
Современность. – М., 1990.-С.257.
Глава
2 . Человек, гражданин, личность: правовые
характеристики.
Сегодня термины “социальная защита”, “право социальной защиты” прочно вошли в законодательство, лексикон политических и государственных деятелей, ими пестрят страницы периодических изданий. Коренным образом изменилось положение большинства населения в постсоветской России. В русском языке для перевода широко распространенного во многих странах термина “social security”, обозначающего систему социальной защиты, в советский период применялся термин “социальное обеспечение”, хотя на русский язык его можно переводить как “социальная безопасность”, “социальная защищенность”, “социальные гарантии”, “социальная защита”9.
Сегодня
для российской действительности чрезвычайно
важной представляется выработка конструктивной
социально-экономической