Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 12:35, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение соотношения человека, общества и государства. В соответствии с поставленной целью, в работе ставятся следующие конкретные задачи:
раскрыть понятие положения человека в обществе и государстве как теоретической проблемы;
изучить правовую характеристику человека, гражданина, личности;
анализ соотношения понятий «человек – общество - государство» на разных этапах истории;
Введение стр. 3
Глава 1. Положение человека в обществе и государстве как теоретическая проблема стр.4
Глава 2. Человек, гражданин, личность: правовые характеристики стр.9
Глава 3. Соотношение понятий «человек – общество - государство» на разных этапах истории……………………………………………….стр.17
Глава 4. Правовой и фактический статус личности в Российской Федерации……………………………………………………………..стр.24
Заключение…………………………………………………………………стр.30
Список использованной литературы……………………………………стр.31
9 Сырых В.М., Теория государства и права: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: «Юридический Дом «Юстицинформ», 2004. – 534С.
10
Теория государства и права: Курс лекций/
Под ред. Н.И.Матузова и А.В.Малько. – 2-е
изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2004. – 688С.
“на достаточный
жизненный уровень для него самого
и его семьи, включающий достаточное
питание, одежду и жилище, и на непрерывное
улучшение условий жизни” (ст. 11 Международного
пакта о социальных, экономических и культурных
правах). Видимо, в этой связи ч. 1 ст. 7 Конституции
РФ объявляет Российскую Федерацию социальным
государством, политика которого направлена
на создание условий, обеспечивающих достойную
жизнь и свободное развитие всего общества
и человека11.
Исходя из сказанного, дальнейший анализ
социального государства буду вести, опираясь
на зарубежный опыт и концепции данной
проблемы.
Что есть социальное государство? “Социальное
государство — характеристика (принцип),
относящаяся к конституционно-правовому
статусу государства, предполагающая
конституционное гарантирование экономических
и социальных прав и свобод человека и
гражданина и соответствующие обязанности
государства. Данная характеристика означает,
что государство служит обществу и стремится
исключить или свести к минимуму неоправданные
социальные различия”12. Другие
определения: социальным “называется
государство, которое берет на себя обязанность
заботиться о социальной справедливости,
благополучии своих граждан, их социальной
защищенности13”;“государство,
принимающее на себя ответственность
за положение дел в социальной сфере, а
стало быть,
11 Сырых В.М., Теория государства и права: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: «Юридический Дом «Юстицинформ», 2004. – 536С.
12 Якушев А.В. Теория государства и права (конспект лекций). – М.: «Приор-издат», 2005. – 119С.
13Домашняя юридическая энциклопедия. – М.: Олимп; ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1998.- 617С.
рассматривающем политику социального регулирования в качестве одной из важнейших своих функций14” и т.д.
Эти и другие формулировки и определения социального государства, по моему мнению, грешат некоторой “суженностью” содержания и недостаточной конкретностью. Дело в том, что они, с одной стороны, игнорируют требования и нормы международного права и международных договоров РФ, которые являются частью правовой системы России со всеми вытекающими отсюда последствиями. С другой стороны, рассмотренные формулировки не содержат важнейшего компонента (“точки отсчета”) — показателей достойного уровня жизни человека и гражданина. В этих определениях также не предусмотрена ответственность государства за не обеспечение достойного уровня жизни. Наконец, ничего не говорится о месте и роли органов местного самоуправления, в реализации задач социального государства. Да, эти органы не входят в систему органов государственной власти, но, на мой взгляд, в сегодняшней России, когда государство все в большей степени “спускает” решение вопросов социальной защиты населения на уровень субъектов РФ и органов местного самоуправления, их роль актуализируется (как и роль общественных организаций). Таким образом, функционирование социального государства в России неразрывно связано с поиском и нахождением адекватного социал-демократического ответа на вызов глобализации. Правовые формы и характеристики деятельности социального государства вытекают из ее содержания и, с учетом его специфики, имеют формы правотворчества “традиционного” государства.
Как известно,
с точки зрения права формы
деятельности государства подразделяются
на:
14 Тихомиров М.Ю. Юридическая энциклопедия, 3-е изд., доп. и перераб. – М.: Юринформцентр, 1995.- 173С.
правотворческую деятельность — создание
государством законов и нормативных правовых
актов;
правоисполнительную деятельность —
деятельность по реализации государством
законов и нормативных правовых актов;
правоохранительную деятельность — ответственность
государства за нарушения исполнения
законов и нормативных правовых актов.
Исходя из анализа мнений российских и зарубежных ученых, а также обобщения практики конституционного закрепления принципа социального партнерства и его реализации в ряде стран мира констатируется, что «социальное государство представляет собой особый тип высокоразвитого государства, в котором обеспечивается высокий уровень социальной защищенности всех граждан посредством активной деятельности государства по регулированию социальной, экономической и других сфер жизнедеятельности общества, установлению в нем социальной справедливости и солидарности15»
Конституционное закрепление основных принципов взаимоотношений человека, общества и государства существует во всех цивилизованных странах мира. Но их набор в значительной мере могут отличаться в зависимости от сущности самого государства. Конституция выступает юридическим фундаментом государственной и общественной жизни, главным источником национальной системы права, гарантом законности, правопорядка и стабильности институтов власти.
Первоначально конституции регулировали:
-первый
блок регулировал права и
15 Любавшиц В.Я., Смоленский М.Б., Шепелев В.И. Теория государства и права. Серия «Учебники и учебные пособия». Ростов н/Д: Феникс, 2002.-372С.
В современных демократически организованных обществах конституционные принципы и правовые характеристики взаимоотношений человека, общества и государства не позволяют государству пренебрегать интересами общества и человека. Принцип приоритета прав человека означает признание этих прав высшей ценностью. Права человека конституциями не только провозглашаются, но и гарантируются с помощью правового регулирования16.
Согласно
Т. Маршаллу, можно выделить три существенных
свода прав:
гражданские — право на свободу слова
и доступ к информации, свободу союзов
и организацию, равенство перед законом;
политические — право избирать и быть
избранным в политический орган на свободных
выборах;
социальные и экономические — право на
благосостояние, социальное обеспечение
и, возможно, полную занятость, но обычно
ограничиваемое соучастием в управлении
экономическими организациями, ослаблением
прерогативы администраторов на управление
использованием своих капиталов.
Предоставление прав гражданам в современных
обществах отчасти отражает результат
изменения ситуации, и насилие в них может
использоваться правительством только
в качестве крайнего средства. Следовательно,
чтобы эти режимы могли рассматриваться
хотя бы до некоторой степени как политически
легитимные, население надо мобилизовать
и завоевывать в культурном и идеологическом
отношениях. Однако в то же время такие
права завоевывались посредством конфликтов17.
Каждое современное государство само определяет основные принципы, методы регулирования отношений и правовые характеристики, регулирующие взаимоотношения государства, общества и человека.
Методы
правового регулирования
Содержание
метода правового регулирования социальной
защиты населения заключается:
1) в установлении определенного порядка
действий, т.е. предписании поступить только
так, а не иначе;
2) в
запрещении определенных
3) в предоставлении возможности выбора
одного из вариантов должного поведения
(например, выбрать один из видов пенсионного
обеспечения);
4) в предоставлении возможности действовать
по своему усмотрению, т.е.
16Власов В.И., Теория государства и права: Учебник для высших юридических учебных заведений и факультативов. – Ростов н/Д: Феникс, 2002.- 223С.
17Морозов В.П. Мораль и право. –М.: Издательство Всесоюз. заоч. энергет. института связи, 1960.- 16С.
18Библер В.С. Нравственность. Культура. Современность. – М., 1990.-102С.
совершать
или не совершать предусмотренные
нормой действия (например, право гражданина
на обжалование нарушения его
прав на социальную защиту со стороны
государства)19.
В системе социально-правовой характеристики
защиты населения можно
выделить:
Общую часть, включающую: нормы, характеризующие
понятие, предмет, метод, функции и принципы
социальной защиты населения; нормы, связанные
с процессом и механизмом правового регулирования
отношений в сфере социальной защиты населения;
нормы, определяющие сущность правоотношений,
содержание, стандарты (объемы) и гарантии
социальной защиты. Важнейшее место в
общей части занимают нормы, отражающие
основные положения социальной политики
государства.
Особенную часть, включающую: нормы,
составляющие институты социальной защиты
населения (защиты трудовых прав граждан,
медицинского обслуживания, социального
обслуживания, социального обеспечения,
обязательного социального страхования,
обязательного государственного страхования
и пенсионного обеспечения); правовой
статус и функции государственных органов
и служб социальной защиты населения,
структур органов местного самоуправления,
а также общественных объединений граждан;
нормы, определяющие порядок и условия
организации и осуществления социальной
защиты; нормы, характеризующие правовое
положение благотворительных организаций20.
Любое
государство должно осуществлять (и
всегда осуществляет) обще социальные
функции, действовать в интересах всего
общества.
19 Теория права и государства: Учебник для вузов /Под ред. проф. Г.Н. Манова. – М.: Изд-во БЕК, 1995.- 301С.
20 Теория права и государства: Учебник для вузов /Под ред. проф. Г.Н. Манова. – М.: Изд-во БЕК, 1995.- 304С.
И любое
государство не только является орудием
подавления, машиной господства какого-то
класса или социальной группы, но и представляет
все общество, является средством его
объединения, способом его интеграции.
Глава 3. Соотношение понятий «человек - общество - государство» на разных этапах истории.
На заре развития
Античные мыслители не разделяли общество и государство. Так, например, народное собрание жителей Афин было одновременно и высшим органом политического управления. Позже государство (публичная власть) доминировало над обществом, господствуя над ним то в форме восточной деспотии, то в форме Римской империи, то в форме средневековой монархии.
С
развитием общества, индивидуальности
возникли идеи естественного права человека
(право на жизнь, свободу, собственность).
Они утверждали, что все люди равны от
рождения и имеют одинаковые права, обусловленные
природой. Само же государство есть результат
общественного договора. Значительный
вклад в эту концепцию внес Аристотель.
Он защищал права, присущие человеку от
рождения, и, прежде всего его право на
частную собственность. Различал естественное
и условное, позитивное право. Позитивное
право, в отличие от естественного, более
изменчиво и является результатом деятельности
государства и согласия между людьми в
обществе. Аристотель проповедовал идею
верховенства естественного права над
законами государства, которая получила
развитие в современной концепции прав
человека21. Во времена феодализма
идея равенства от рождения естественных
прав всех людей или хотя бы правового
равенства всех свободных граждан была
отвергнута. Сами же права трактовались
как привилегии, дарованные поданным монархом. Каждое
из сословий имело специфические права,
которые сокращались по мере снижения по
лестнице