Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 13:57, курсовая работа
Методологическая и теоретическая основа курсовой работы состоит в использовании системного, исторического и сравнительно-правового анализа, основанных на изучении теоретического материала, официальных документов, законодательства и иных правовых источников, публикаций по вопросам развития правового государства.
При написании работы использовались как общенаучные методы познания: диалектический, системный, логический, социологический, так и вытекающие из общих частнонаучные методы: конкретно-исторический, сравнительно-правовой, логико-юридический, структурно-функциональный, технико-юридический и др.
Теоретическую основу исследования составляют выводы ученых-юристов по исследуемой проблеме, а также положения общей теории государства и права.
Введение………………………………………………………….……….………3
1. Зарождение и развитие идеи правового государства………...…………..6
1.1 Идеи правового государства в древности……………………..………….…6
1.2 Идеи правового государства в эпоху феодализма…………………………..8
1.3 Идеи правового государства в период ранних буржуазных революций….9
2. Развитие идеи правового государства в России…………………………16
2.1 Развитие концепций правового государства в дореволюционной России………………………………………………………….…………………16
2.2 Практика становления правового государства в России………….………17
3. Условия формирования правового государства……………………..….22
3.1 Основные характеристики правового государства…………………..……22
3.2 Гражданское общество - неотъемлемая часть правового государства…..26
Заключение……………………………………………………..……………….34
Список использованных источников……
В течение долгих десятилетий в нашей стране действовала однопартийная система, которая исключала возможность создания и функционирования легальных оппозиционных партий. Официальной, государственной идеологией являлся марксизм-ленинизм. Современное демократическое правовое государство предполагает развитое гражданское общество, в котором взаимодействуют различные общественные организации, политические партии, в котором никакая идеология не может устанавливаться в качестве официальной государственной идеологии. Политическая жизнь в правовом государстве строится на основе идеологического, политического многообразия (плюрализма), многопартийности. Поэтому одним из путей формирования правового государства, одним из направлений этой работы является развитие гражданского общества, выступающим важным звеном между личностью и государством, в котором реализуется большая часть прав и свобод человека; утверждение принципов политического плюрализма.
Необходимым
фактором, определяющим во многом
успех многих преобразований
в государственной и
На территории распавшегося СССР происходят сложные процессы в развитии государства и права - становление в новых "независимых государствах" государственных и правовых систем, соответствующих требованиям современного гражданского общества. Это развитие все более осложняется из-за того, что общество переживает жесточайший экономический и социальный кризис, существенно отразившийся на уровне жизни людей и резко высветивший те негативные последствия, которые породила тоталитарная система за долгие десятилетия своего господства.
Конституционная модель российской правовой государственности остается еще не сформированной до конца. Поэтому первоочередной является задача доведения до конца процесса формирования всех конституционных институтов.1 Наряду с существенными достоинствами конституционная модель РФ имеет и ряд недостатков, т.к. процесс формирования правового государства в РФ сталкивается со значительными трудностями, идет весьма медленно и достаточно противоречиво. В России пока не удалось реализовать в полной мере ни одного из основных принципов правового государства.
Грубо
нарушается в стране принцип верховенства
закона. Достаточно распространенной
является практика принятия представительными
и исполнительными органами субъектов
РФ нормативно-правовых актов, противоречащих
федеральным законам. Значительная
часть норм, закрепленная федеральным
законодательством, не реализуется, действует
лишь формально. Часть населения
лишена возможности иметь работу
и получать достойное вознаграждение
за свой труд. Государство оказывается
неспособным обеспечить в должной
мере права и свободы своих
граждан в сфере образования,
науки, соц. обеспечения. Принцип разделения
властей в Конституции
В качестве одной
из важнейших задач, связанной
с формированием правового
Таким образом, основная задача состоит в том, чтобы, наконец, преодолеть застарелый порок российской власти – тенденцию к ее монополизации и бесконтрольности, развить и упрочнить систему разделения властей. Опыт российской политической истории учит, что это очень трудно, но крайне необходимо. Пока возможно, это должны сделать сторонники действующей конституции, не откладывая дело до прихода к власти ее противников.
3. УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА
3.1 Основные характеристики правового государства
Правовое государство - путь
к возрождению
Суть идеи правового государства
- в господстве права в общественной
и политической жизни, наличии суверенной
правовой власти. С помощью разделения
властей государство
Признаки правового
1. Верховенство закона во всех сферах жизни общества.
2. Деятельность органов
правового государства
3. Взаимная ответственность личности и государства.
4. Реальность прав и свобод гражданина, их правовая и социальная защищенность.
5. Политический и идеологический
плюрализм, заключающийся в
6. Стабильность законности и правопорядка в обществе.
К числу дополнительных факторов
и условий становления
- преодоление правового нигилизма в массовом сознании;
- выработка высокой политико-
- появление действенной
способности противостоять
- разграничение партийных и государственных функций;
- установление парламентской
системы управления
- торжество политико-правового плюрализма;
- выработка нового правового мышления и правовых традиций, в том числе:
- преодоление узконормативного восприятия правовой действительности, трактовка права как продукта властно-принудительного нормотворчества;
- отказ от догматического комментирования и апологии сложившегося законодательства;
- преодоление декоративности и декларированности юридических норм;
- выход юридической науки из самоизоляции и использование общечеловеческого опыта.6
Суверенная правовая власть должна быть противопоставлена любым проявлениям огосударствления.
Отторжение правовой государственности
возможно по двум каналам: государственно-властному
и законодательному. К политическим
рычагам могут рваться
В чем же заключается отличие
правового государства от государства
как такового? Государство как
таковое характеризуется его
всевластием, несвязанностью правом, свободой
государства от общества, незащищенностью
гражданина от произвола и насилия
со стороны государственных
В отличие от него правовое государство связано правом, исходит из верховенства закона, действует строго в определенных границах, установленных обществом, подчиняется обществу, ответственно перед гражданами, обеспечивает социальную и правовую защищенность граждан.
Вместе с тем правовое государство, как и всякое государство, обладает общими чертами, которые сводятся к следующему:
1. Ему присуща государственная
власть как средство
2. Оно представляет собой
политическую организацию
3. Располагает специальным государственным механизмом.
4. Обладает определенной
административно-
5. Существует благодаря налогам и другим сборам.
6. Обладает государственным суверенитетом.
Особенности механизма правового
государства заключаются в
Таким образом, в правовом государстве его механизм свободен от бюрократизма и административно-командных методов управления. Его демократический характер обусловлен ответственностью перед обществом на службе которого он находится.
Правовое государство есть концентрированное выражение гражданского общества. В силу этого его этапы развития в целом и общем совпадают с этапами развития гражданского общества. Вместе с тем, поскольку всякое государство обладает известной самостоятельностью по отношению к обществу, то этапам развития правового государства присущи определенные особенности, отражающие его политический характер.
Первый этап развития правового гражданского общества - это становление рыночной экономики, предпринимательства, гласности, свободы средств массовой информации, социальной защищенности граждан; второй этап - утверждение рыночной экономики различных форм предпринимательства, обеспечение социальной защищенности граждан, наличие гласности, свободной деятельности средств массовой информации.
3.2 Гражданское общество - неотъемлемая часть правового государства
Понятие “гражданское общество” очень древнее. В трудах Аристотеля, Макиавелли, Локка, Гоббса, Монтескье, Руссо, Канта, Гегеля, Маркса, Бакунина и других гражданское общество анализируется и описывается достаточно всесторонне, конкретно и достоверно.
Для примера - несколько “фрагментов” из произведений мыслителей прошлого о гражданском обществе.
Н. Макиавелли: Сущность политического
организма заключается в
И. Кант: Гражданское общество
основано на следующих принципах: 1)
свобода каждого члена
Ф. Гегель: Гражданское общество и государство являются самостоятельными, но взаимодействующими институтами. Гражданское общество вместе с семьей составляют базис государства. В государстве представлена всеобщая воля граждан, гражданское общество - это сфера особенных, частных интересов отдельных индивидов.
К. Маркс: В гражданском обществе каждый индивид представляет собой некоторый замкнутый комплекс потребностей и существует для другого лишь постольку, поскольку они обоюдно становятся друг для друга средством.
По настоящему гражданским обществом можно считать такую общность людей, где достигнуто оптимальное соотношение всех сфер общественной жизни: экономической, политической, социальной и духовной, где обеспечено постоянное поступательное движение общества вперед.
В различных источниках понятие “гражданское общество” представлено по-разному. Существует несколько определений этого термина, но основная идея, конечно же, у них одна.
Гражданское общество - это
- наличие собственности в распоряжении людей (индивидуальное или коллективное владение);
- наличие развитой многообразной структуры, отражающей многообразие интересов различных групп и слоев, развитой и разветвленной демократии;
Информация о работе Возникновение и развитие идеи правовой государственности