Возникновение и развитие идеи правовой государственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 13:57, курсовая работа

Описание работы

Методологическая и теоретическая основа курсовой работы состоит в использовании системного, исторического и сравнительно-правового анализа, основанных на изучении теоретического материала, официальных документов, законодательства и иных правовых источников, публикаций по вопросам развития правового государства.
При написании работы использовались как общенаучные методы познания: диалектический, системный, логический, социологический, так и вытекающие из общих частнонаучные методы: конкретно-исторический, сравнительно-правовой, логико-юридический, структурно-функциональный, технико-юридический и др.
Теоретическую основу исследования составляют выводы ученых-юристов по исследуемой проблеме, а также положения общей теории государства и права.

Содержание работы

Введение………………………………………………………….……….………3
1. Зарождение и развитие идеи правового государства………...…………..6
1.1 Идеи правового государства в древности……………………..………….…6
1.2 Идеи правового государства в эпоху феодализма…………………………..8
1.3 Идеи правового государства в период ранних буржуазных революций….9
2. Развитие идеи правового государства в России…………………………16
2.1 Развитие концепций правового государства в дореволюционной России………………………………………………………….…………………16
2.2 Практика становления правового государства в России………….………17
3. Условия формирования правового государства……………………..….22
3.1 Основные характеристики правового государства…………………..……22
3.2 Гражданское общество - неотъемлемая часть правового государства…..26
Заключение……………………………………………………..……………….34
Список использованных источников……

Файлы: 1 файл

Фарносов А. А. Теория государства и права (курс. раб.) Тц-112 ПВД.docx

— 64.72 Кб (Скачать файл)

     В течение долгих десятилетий в нашей стране  действовала однопартийная система, которая исключала возможность создания и функционирования легальных оппозиционных партий.  Официальной, государственной идеологией являлся марксизм-ленинизм. Современное демократическое правовое государство предполагает  развитое гражданское  общество,  в котором взаимодействуют различные общественные организации,  политические партии, в котором никакая идеология не может устанавливаться в качестве официальной государственной идеологии.  Политическая жизнь в правовом государстве строится на основе идеологического,  политического многообразия (плюрализма),  многопартийности.  Поэтому одним из  путей формирования  правового государства,  одним из направлений этой работы является  развитие  гражданского  общества,  выступающим важным звеном между личностью и государством,  в котором реализуется большая часть прав и свобод человека;  утверждение принципов политического плюрализма.

     Необходимым  фактором,  определяющим во многом  успех многих преобразований  в  государственной  и политической  жизни нашего общества,  является  уровень политической и правовой  культуры  в обществе.  Необходимо  избавляться от того правового  нигилизма, который особенно отчетливо  проявился в последнее время  не только у граждан,  но  и у представителей государственного  аппарата. Уважение и соблюдение  конституции,  закона всеми членами,  всеми должностными лицами - неотъемлемая  черта демократического государства.

На  территории  распавшегося  СССР происходят сложные процессы в  развитии государства и права - становление  в новых "независимых  государствах"  государственных  и  правовых систем,  соответствующих  требованиям современного гражданского общества.  Это развитие все более осложняется из-за  того,  что общество переживает жесточайший  экономический и социальный кризис,  существенно отразившийся на уровне жизни  людей  и  резко высветивший  те негативные последствия, которые  породила тоталитарная система за долгие десятилетия своего господства.

Конституционная модель российской правовой государственности остается еще не сформированной до конца. Поэтому  первоочередной является задача доведения  до конца процесса формирования всех конституционных институтов.1 Наряду с существенными достоинствами конституционная модель РФ имеет и ряд недостатков, т.к. процесс формирования правового государства в РФ сталкивается со значительными трудностями, идет весьма медленно и достаточно противоречиво. В России пока не удалось реализовать в полной мере ни одного из основных принципов правового государства.

Грубо нарушается в стране принцип верховенства закона. Достаточно распространенной является практика принятия представительными  и исполнительными органами субъектов  РФ нормативно-правовых актов, противоречащих федеральным законам. Значительная часть норм, закрепленная федеральным  законодательством, не реализуется, действует  лишь формально. Часть населения  лишена возможности иметь работу и получать достойное вознаграждение за свой труд. Государство оказывается  неспособным обеспечить в должной  мере права и свободы своих  граждан в сфере образования, науки, соц. обеспечения. Принцип разделения властей в Конституции закреплен  таким образом, что законодательная  власть не способна организовать действенный  парламентский контроль за деятельностью исполнительной власти по организации и обеспечению реализации федеральных законов.

 В качестве одной  из важнейших задач,  связанной  с формированием правового государства,  следует рассматривать развитие  и совершенствование  законодательства,  формирование новой по существу  правовой системы. В последнее  время приняты очень многие  законодательные акты, создающие  основы для дальнейшего развития  нашего государства как демократического,  правового. Это Декларация о  государственном суверенитете Российской  Федерации, Декларация прав и  свобод человека и гражданина,  закон о гражданстве,  закон  о собственности,  Конституция  Российской Федерации, Договор  об общественном согласии.

Таким образом, основная задача состоит в том, чтобы, наконец, преодолеть застарелый порок российской власти – тенденцию к ее монополизации и бесконтрольности, развить и упрочнить систему разделения властей. Опыт российской политической истории учит, что это очень трудно, но крайне необходимо. Пока возможно, это должны сделать сторонники действующей конституции, не откладывая дело до прихода к власти ее противников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА

 

3.1 Основные характеристики  правового государства

 

Правовое государство - путь к возрождению естественноисторических  прав и свобод, приоритета гражданина в его отношении с государством, общечеловеческих начал в праве, самоценности человека. Понятие “правовое государство” - это фундаментальная общечеловеческая ценность, такая же, как демократия, гуманизм, права человека, политические и экономические свободы, либерализм и другие.

Суть идеи правового государства - в господстве права в общественной и политической жизни, наличии суверенной правовой власти. С помощью разделения властей государство организуется и функционирует правовым способом, это мера, масштаб демократизации политической жизни. Правовое государство  открывает юридически равный доступ к участию в политической жизни всем направлениям и движениям.

Признаки правового государства:

1. Верховенство закона  во всех сферах жизни общества.

2. Деятельность органов  правового государства базируется  на принципе разделения властей  на законодательную, исполнительную и судебную.

3. Взаимная ответственность  личности и государства.

4. Реальность прав и  свобод гражданина, их правовая  и социальная защищенность.

5. Политический и идеологический  плюрализм, заключающийся в свободном  функционировании различных партий, организаций, объединений, действующих  в рамках конституции, наличии  различных идеологических концепций,  течений, взглядов.

6. Стабильность законности  и правопорядка в обществе.

К числу дополнительных факторов и условий становления правового  государства, видимо, можно отнести  следующие:

- преодоление правового  нигилизма в массовом сознании;

- выработка высокой политико-правовой  грамотности;

- появление действенной  способности противостоять произволу;

- разграничение партийных  и государственных функций;

- установление парламентской  системы управления государством;

- торжество политико-правового  плюрализма;

- выработка нового правового  мышления и правовых традиций, в том числе:

- преодоление узконормативного восприятия правовой действительности, трактовка права как продукта властно-принудительного нормотворчества;

- отказ от догматического комментирования и апологии сложившегося законодательства;

- преодоление декоративности и декларированности юридических норм;

- выход юридической науки из самоизоляции и использование общечеловеческого опыта.6

Суверенная правовая власть должна быть противопоставлена любым  проявлениям огосударствления.

Отторжение правовой государственности  возможно по двум каналам: государственно-властному  и законодательному. К политическим рычагам могут рваться различные  перерожденческие антиправовые структуры, своего рода политические аномалии (авторитарная тирания, бюрократическая олигархия - реакционно-реставраторские силы, а также воинствующая охлократия, антигуманная технократия - демагогически-популистские силы).

В чем же заключается отличие  правового государства от государства  как такового? Государство как  таковое характеризуется его  всевластием, несвязанностью правом, свободой государства от общества, незащищенностью  гражданина от произвола и насилия  со стороны государственных органов  и должностных лиц.

В отличие от него правовое государство связано правом, исходит  из верховенства закона, действует  строго в определенных границах, установленных  обществом, подчиняется обществу, ответственно перед гражданами, обеспечивает социальную и правовую защищенность граждан.

Вместе с тем правовое государство, как и всякое государство, обладает общими чертами, которые сводятся к следующему:

1. Ему присуща государственная  власть как средство проведения  внутренней и внешней политики.

2. Оно представляет собой  политическую организацию общества, основанную на соответствующем  социально-экономическом базисе  общества.

3. Располагает специальным  государственным механизмом.

4. Обладает определенной  административно-территориальной организацией  на своей территории.

5. Существует благодаря  налогам и другим сборам.

6. Обладает государственным  суверенитетом.

Особенности механизма правового  государства заключаются в следующем. Все его структурные части, и  элементы функционируют на основе принципа разделения властей, строго в соответствии со своим целевым назначением. Наделенные властными полномочиями, структурные  части и элементы правового государства  в своей специфической форме  деятельности реализуют волю общества. Структурные части и элементы правового государства всю свою деятельность строго сообразовывают с  действующим законодательством. Должностные лица несут персональную ответственность за посягательство на права и свободы граждан, гарантированные конституцией и другими нормативно-правовыми актами. Права и свободы граждан обеспечиваются органами правового государства. Механизм правового государства является способом его существования. Функции правового государства реализуются с помощью его механизма.

Таким образом, в правовом государстве его механизм свободен от бюрократизма и административно-командных методов управления. Его демократический характер обусловлен ответственностью перед обществом на службе которого он находится.

Правовое государство  есть концентрированное выражение  гражданского общества. В силу этого  его этапы развития в целом  и общем совпадают с этапами  развития гражданского общества. Вместе с тем, поскольку всякое государство  обладает известной самостоятельностью по отношению к обществу, то этапам развития правового государства  присущи определенные особенности, отражающие его политический характер.

Первый этап развития правового  гражданского общества - это становление  рыночной экономики, предпринимательства, гласности, свободы средств массовой информации, социальной защищенности граждан; второй этап - утверждение  рыночной экономики различных форм предпринимательства, обеспечение  социальной защищенности граждан, наличие  гласности, свободной деятельности средств массовой информации.

 

 

 

 

 

3.2 Гражданское общество - неотъемлемая часть правового  государства

 

Понятие “гражданское общество”  очень древнее. В трудах Аристотеля, Макиавелли, Локка, Гоббса, Монтескье, Руссо, Канта, Гегеля, Маркса, Бакунина и других гражданское общество анализируется и описывается достаточно всесторонне, конкретно и достоверно.

Для примера - несколько “фрагментов” из произведений мыслителей прошлого о гражданском обществе.

Н. Макиавелли: Сущность политического  организма заключается в согласовании повиновения (государству) и свободы (в ассоциации, обществе). Народный суверенитет  является высшим по отношению к государству, народ имеет право на свержение  абсолютизма.

И. Кант: Гражданское общество основано на следующих принципах: 1) свобода каждого члена общества; 2) равенство его с каждым другим как подданного; 3) самостоятельность  каждого члена общества как гражданина.

Ф. Гегель: Гражданское общество и государство являются самостоятельными, но взаимодействующими институтами. Гражданское  общество вместе с семьей составляют базис государства. В государстве  представлена всеобщая воля граждан, гражданское  общество - это сфера особенных, частных  интересов отдельных индивидов.

К. Маркс: В гражданском обществе каждый индивид представляет собой некоторый замкнутый комплекс потребностей и существует для другого лишь постольку, поскольку они обоюдно становятся друг для друга средством.

По настоящему гражданским  обществом можно считать такую  общность людей, где достигнуто оптимальное  соотношение всех сфер общественной жизни: экономической, политической, социальной и духовной, где обеспечено постоянное поступательное движение общества вперед.

В различных источниках понятие  “гражданское общество” представлено по-разному. Существует несколько определений  этого термина, но основная идея, конечно  же, у них одна.

Гражданское общество - это

- наличие собственности в распоряжении людей (индивидуальное или коллективное владение);

- наличие развитой многообразной структуры, отражающей многообразие интересов различных групп и слоев, развитой и разветвленной демократии;

Информация о работе Возникновение и развитие идеи правовой государственности