Возникновение и развитие идей правового государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 17:13, курсовая работа

Описание работы

Представления о государстве как организации, осуществляющей свою деятельность на основе закона, начали формироваться уже на ранних этапах развития человеческой цивилизации. С идеей правового государства связывались поиски более совершенных и справедливых форм общественной жизни. Мыслители античности (Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель, Полибий, Цицерон) пытались выявить такие связи и взаимодействия между правом и государственной властью, которые бы обеспечивали гармоничное функционирование общества той эпохи. Ученые древности считали, что наиболее разумна и справедлива лишь та политическая форма общежития людей, при которой закон общеобязателен как для граждан, так и для самого государства.

Содержание работы

Возникновение и развитие правового государства
Экономическая, социальная и нравственная основы правового государства
Понятия и признаки правового государства
Принцип организации деятельности правового государства
Система разделения властей в правовом государстве
Верховенство закона
Взаимная ответственность личности и государства
Практика становления правового государства
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая2.doc

— 141.50 Кб (Скачать файл)

 Для того,  чтобы понять глубинную суть правового государства, недостаточно ограничиться набором хотя и важных, но все же внешних характеристик (связанность государства правом, разделение властей,  наличие конституции), определенной системой принципов, институтов и норм. Суть правового государства не в законопослушании,  равно как и не в обилии законодательных актов, и то и другое есть признаки не правового,  а полицейского государства.  Суть государства правового - именно в характере законов,  их соответствии правовой природе вещей, направленности на обеспечение суверенитета личности.  Еще Гегель подчеркивал, что хорошие  законы  ведут  к процветанию государства,  а свободная собственность есть основное условие блеска его.    

 В наиболее  развитом буржуазно-демократическом  виде концепция  правового  государства является социальной ценностью всего человечества,  удачным сочетанием общечеловеческих и  классовых интересов.  В основе правового государства,  во-первых,  должна лежать правовая экономика,  а не командно-казарменная, обреченная на деградацию из-за отсутствия внутренних стимулов к труду. А, во-вторых, основой правового строя служит развитое гражданское общество. Гражданское общество - система экономических, духовных,  культурных, нравственных, религиозных и других отношений индивидов, свободно и добровольно объединившихся в ассоциации,  союзы, корпорации для удовлетворения своих духовных и материальных  потребностей и интересов.  Оно строится на принципе самоуправляемости,  защищено традициями,  обычаями,  моральными нормами и правом вмешательства государства.  Государство - лишь форма гражданского общества.  В антиправовом (тоталитарном, моновластном) государстве личность,  общество и народ противопоставлены государству как политическому аппарату власти, отчуждены от него. Там нет граждан, есть подданые. Гражданское общество предполагает наличие многочисленных независимых союзов, институтов  и организаций,  которые служат барьером против монополизма и посягательств государственных  органов.  Понятие  гражданского  общества подразумевает не только "гражданственность", известную степень политической свободы,  но  и  "буржуазность", т.е. экономическую независимость человека, возможность получить доход не из рук государства.    

 Развертывание  всего комплекса институтов государства  в демократическом  обществе  устраняет  доминирование  политической власти,  устраняет или резко ограничивает проявления ее отрицательных сторон. Среди обширного комплекса институтов, характерных для развитого государства в условиях демократии, необходимо указать,  в частности, на такие: мандат народа на осуществление власти,  прежде всего путем формирования представительных органов, выполняющих законодательные и контрольные функции; наличие муниципального самоуправления; подчиненность всех подразделений власти закону;  независимое и сильное правосудие; наличие государственной  власти в отдельных блоках,  включая исполнительную власть.     

 В основе  правовой экономики лежит принцип  "от  каждого  по способностям - каждому по труду. Это социально-правовой масштаб меры регулирования труда и потребления. Чтобы восстановить правовые  принципы в экономике,  следует возродить ряд свобод:  1) открыть простор всем видам собственности; 2) заменить административные  приказы договорами,  основанными на равенстве сторон, 3) сделать

главенствующим  принцип "разрешено все, что не запрещено",  4) обеспечить эквивалентный характер обмена,  5) утвердить равноправие и добросовестность в выборе  партнера,  6)  не ограничивать инициативу и предприимчивость.  Правовая экономика и гражданское общество - переход от распределительного общества к рыночному - это глубинные,  сущностные предпосылки формирования правового государства.     

 Правовое  государство - это государство, обслуживающее потребности гражданского общества и правовой экономики, назначение которого  -  обеспечить свободу и благосостояние.  Оно подконтрольно гражданскому обществу и строится на эквивалентности  обмениваемых благ, на фактическом соотношении общественного спроса и предложения,  ответственно за правопорядок, который гарантирует человеку свободу и безопасность,  ибо духовным фундаментом его является признание прав человека.    

 Правовое  государство  -  это  демократическое государство, где обеспечивается господство права,  верховенство закона,  равенство всех перед законом и независимым судом,  где признаются и гарантируются права и свободы человека и где в основу организации государственной власти положен принцип разделений законодательной, исполнительной и судебной властей. Современное правовое государство - это демократическое государство,  в котором обеспечиваются права и  свободы,  участие народа в осуществлении власти (непосредственно или через представителей). Это предполагает высокий уровень правовой и политическое культуры,  развитое гражданское общество. В правовом государстве обеспечивается возможность в рамках закона отстаивать и  пропагандировать свои взгляды и убеждения,  что находит свое выражение,  в частности в формировании и функционировании политических партий,  общественных объединений, в политическом плюрализме,  в свободе прессы и т.п.  Признаки правового государства:  1.  Верховенство закона во всех сферах жизни общества. 2. Деятельность органов правового государства базируется на  принципе  разделения  властей на законодательную,  исполнительную и судебную.  3.  Взаимная ответственность личности и государства. 4. Реальность прав и свобод гражданина,  их правовая и социальная защищенность.  5.  Политический и идеологический плюрализм, заключающийся в свободном  функционировании  различных  партий, организаций, объединений, действующих в рамках конституции, на-

личии различных  идеологических концепций, течений, взглядов. 6. Стабильность законности и правопорядка в обществе.    

 К числу дополнительных факторов и условий становления правового государства,  видимо, можно отнести следующие: - преодоление правового нигилизма в массовом сознании;  - выработка высокой политико-правовой грамотности;  -  появление  действенной способности противостоять произволу;  - разграничение партийных и государственных функций; - установление парламентской системы управления государством;  - торжество политико-правового плюрализма;  - выработка нового правового мышления и правовых традиций,  в  том числе:  а) преодоление узконормативного восприятия правовой действительности,  трактовка права как продукта властно-принудительного нормотворчества;  б) отказ от догматического комментирования и апологии  сложившегося  законодательства;  в) преодоление   декоративности  и  декларированности  юридических норм;  г) выход юридической науки из самоизоляции и использование общечеловеческого опыта.  Суверенная правовая власть должна быть противопоставлена любым проявлениям огосударствления.  Отторжение  правовой  государственности возможно по двум каналам: государственно-властному и законодательному. К политическим рычагам  могут  рваться  различные  перерожденческие антиправовые структуры,  своего рода политические аномалии (авторитарная тирания,  бюрократическая  олигархия - реакционно-реставраторские силы, а также воинствующая охлократия, антигуманная технократия - демагогически-популистские силы).    

 Правовое  государство - путь к возрождению  естественно-исторических прав и свобод, приоритета гражданина в его отношении с государством,  общечеловеческих начал в  праве,  самоценности человека.  Понятие "правовое государство" - это фундаментальная общечеловеческая ценность,  такая же, как демократия, гуманизм, права человека,  политические и экономические свободы,  либерализм и другие.  Суть идеи правового государства - в  господстве права  в общественной и политической жизни,  наличии суверенной правовой власти. С помощью разделения властей государство организуется и функционирует правовым способом,  это мера,  масштаб демократизации политической жизни.  Правовое государство открывает  юридически  равный  доступ к участию в политической жизни всем направлениям и движениям.  В чем  же  заключается  отличие правового государства от государства как такового?  Государство как таковое  характеризуется  его  всевластием,  несвязанностью правом, свободой государства от общества, незащищенностью гражданина от произвола и насилия со стороны государственных  органов  и должностных лиц.  В отличие от него правовое государство связано правом, исходит из верховенства закона, действует строго в определенных границах, установленных обществом, подчиняется обществу,  ответственно перед гражданами, обеспечивает социальную  и правовую защищенность граждан.  Вместе с тем правовое государство как и всякое государство обладает  общими  чертами, которые- сводятся к следующему:

1. Ему присуща  государственная власть как  средство  проведения внутренней и внешней политики.

2. Оно представляет  собой  политическую  организацию  общества, основанную  на  соответствующем  социально-экономическом базисе общества.

3. Располагает  специальным государственным механизмом.

4. Обладает  определенной административно-территориальной  организацией на своей территории.

5.  Существует благодаря налогам и другим сборам.

6.  Обладает  государственным суверенитетом.    

 Особенности  механизма  правового государства заключаются в следующем.  Все его структурные части и элементы  функционируют на основе принципа разделения властей, строго в соответствии со своим целевым назначением.  Наделенные властными полномочиямми, структурные части и элементы правового государства в своей специфической форме деятельности реализуют волю  общества.  Структурные части и элементы правового государства всю свою деятельность строго сообразовывают  с  действующим  законодательством. Должностные  лица несут персональную ответственность за посягательство на права и свободы граждан,  гарантированные конституцией  и  другими  нормативно-правовыми актами.  Права и свободы граждан обеспечиваются органами правового государства. Механизм правового  государства  является  способом  его  существования. Функции правового государства реализуются с помощью  его  механизма.    

 Таким  образом в правовом государстве  его механизм свободен от бюрократизма  и административно-командных методов управления. Его демократический характер обусловлен ответственностью  перед обществом на службе которого он находится. Правовое государство есть концентрированное выражение гражданского общества.  В силу этого  его  этапы  развития в целом и общем совпадают с этапами развития гражданского общества.  Вместе с тем, поскольку всякое государство  обладает известной самостоятельностью по отношению к обществу,  то этапам развития правового  государства  присущи определенные особенности, отражающие его политический характер. Первый этап развития правового гражданского общества - это становление  рыночной экономики,  предпринимательства,  гласности, свободы средств массовой  информации,  социальной  защищенности граждан; второй этап - утверждение рыночной экономики различных форм предпринимательства,  обеспечение социальной  защищенности граждан, наличие гласности, свободной деятельности средств массовой информации.     

 Таким  образом,  рассмотрев понятие правового государства и его основные признаки,  необходимо  непосредственно  перейти  к осуществлению государственной власти в правовом государстве.

4. ПРИНЦИП ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА.        

 Правовое  государство в отличие от деспотического  или полицейского само ограничивает себя определенным комплексом постоянных норм и правил. центральное место среди них занимает такая норма, как разделение властей на три главные ветви - законодательную, исполнительную и судебную. Этот принцип определяет, с одной стороны, верховенство законодательной власти, а с другой - подзаконность исполнительной и судебной властей. Равновесие властей поддерживается специальными организационно-правовыми мерами, которые обеспечивают не только взаимодействие, но и взаимоограничение полномочий в установленных пределах. В то же время они гарантируют независимость одной власти от другой в пределах тех же полномочий.        

 Законодательная  власть обладает верховенством,  поскольку она устанавливает  правовые начала государственной  и общественной жизни, основные направления  внутренней и внешней политики страны, а следовательно, определяет в конечном счете правовую организацию и формы деятельности исполнительной и судебной властей. Главенствующее положение законодательных органов в механизме правового государства обусловливает высшую юридическую силу принимаемых ими законов, придает общеобязательный характер нормам права.        

 Однако  верховенство законодательной власти  не носит абсолютного характера.  Она находится под контролем  народа и специальных конституционных органов, с помощью которых обеспечивается соответствие законов действующей Конституции.        

 Исполнительная  власть в лице своих органов  занимается непосредственной реализацией  правовых норм, принятых законодателем.  Она носит правовой характер лишь в том случае, если она является подзаконной властью, действует на началах законности. В правовом государстве каждый гражданин может обжаловать любые незаконные действия исполнительных органов и должностных лиц в судебном порядке.        

 Судебная власть призвана охранять право, правовые устои государственной и общественной жизни от любых нарушений, кто бы их не совершал. Правосудие в правовом государстве осуществляется только судебными органами. Никто не может присвоить себе функции суда. Независимость и законность правосудия являются важнейшей гарантией прав и свобод граждан, правовой государственности в целом.        

 Судебная  власть выступает сдерживающим  фактором, предупреждающим нарушение  правовых установлений, и прежде  всего в конституционных, как со стороны законодательных, так и исполнительных органов государственной власти, обеспечивая тем самым реальное разделение властей.

Информация о работе Возникновение и развитие идей правового государства