Временное правительство у власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2013 в 15:20, реферат

Описание работы

Идея создания правительства «общественного доверия» или «национальной обороны» восходит к середине 1915, когда под впечатлением от поражений русской армии на фронте в Государственной думе и Государственном совете оформился оппозиционный царскому режиму «прогрессивный блок». Только в августе 1915 было составлено шесть списков кандидатов в это правительство, в четырех из которых его главой значился князь Г.Е. Львов, председатель Всероссийского земского союза, один из руководителей «Земгора».

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………………..стр.2
Создание Временного правительства. Двоевластие……………………..стр.3
Состав Временного правительства………………………………………………стр.5
Законодательная политика Временного правительства…………...…стр.6
Апрельский кризис Временного правительства…………………………стр.13
Второй, июньский кризис………………………………………………………….стр.14
Июльский кризис Временного правительства.
Конец двоевластия…………………………………………………………………….стр.15
Выступление генерала Л.Г. Корнилова и
общенациональный кризис……………………………………………………….стр.16
Общенациональный кризис – причина
Октябрьской революции…………………………………………………………..стр.18
Заключение………………………………………………………………………………стр.20
Список использованной литературы………………………………………...стр.22

Файлы: 1 файл

Временная власть.docx

— 56.10 Кб (Скачать файл)

Известия Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов. 1917 год. №4 (3 марта).

По соглашению с Петроградским  Советом была проведена радикальная  демократизация армии. Она осуществлялась на основе приказа №1 Петроградского Совета от 1 марта 1917 года по гарнизону  Петроградского военного округа. Петросовет постановил во всех подразделениях, частях и на кораблях выбрать солдатские комитеты, избрать по одному представителю от рот в Совет рабочих депутатов, подчеркнул, что воинские части во всех своих политических выступлениях подчиняются Совету и своим комитетам, а все приказы военной комиссии Государственной думы подлежали исполнению лишь в том случае, если они не противоречили приказам и постановлениям Совета. От солдат требовалось в строю и при «отправлении служебных обязанностей» соблюдать строжайшую воинскую дисциплину, а вне службы и строя они не могли быть «умалены в тех правах, коими пользуются все граждане». Приказ №1 отменял титулование офицеров, которым не разрешалось выдавать оружие, находившееся в распоряжении и под контролем ротных и батальонных комитетов. Один из членов Петросовета И. Гольденберг впоследствии признал, что приказ №1 «не ошибка, а необходимость», так как «мы поняли, что если не раздавить старую армию, то она раздавит революцию». Несмотря на то что действие приказа распространялось только на войска Петроградского гарнизона, он получил повсеместное распространение в действующей армии и в тылу, вызвав разложение войск и падение их боеспособности. В армии были упразднены военно-полевые суды, введён институт комиссаров для контроля за деятельностью офицеров, уволено в резерв около 150 высших чинов, в том числе 70 начальников дивизий. Указом от 12 марта правительство отменило смертную казнь, восстановив её 12 июля, а также учредило военно-революционные суды. Основные права военнослужащих были изложены в приказе военного и морского министра А.Ф. Керенского от 9 мая о введении в действие Декларации прав солдата Временного правительства. В приказе отмечалось, что все военнослужащие пользуются всеми правами граждан, имеют право быть членами политических, национальных, религиозных, экономических и профсоюзных организаций, отменяются обязательное отдание чести, телесные наказания и прочее.

Временное правительство  считало, что проведение кардинальных реформ во всех областях жизни страны возможно только после избрания Учредительного собрания. Поэтому оно ограничивалось принятием временных законов, придерживаясь  идеи «непредрешения» воли Учредительного собрания, хотя это и не всегда соблюдалось, особенно в вопросах национального самоопределения.

В течение марта 1917 г. Временное  правительство издало серию декретов и распоряжений, направленных на демократизацию страны.

6 марта правительство  издало декрет об амнистировании  всех лиц, осужденных по политическим  мотивам.

12 марта был издан декрет  об отмене смертной казни, которая  заменялась по особо тяжким  уголовным делам 15-летней каторгой.

18 марта была объявлена  амнистия осужденным по уголовным  причинам. Из мест заключения  было освобождено 15 тыс. заключенных.  Это вызвало всплеск преступности  в стране.

18-20 марта была издана  серия декретов и постановлений  об отмене вероисповедных и  национальных ограничений.

Были отменены также ограничения  в выборе места жительства, правах собственности, провозглашалась полная свобода занятий, женщины уравнивались в правах с мужчинами.

Был издан также декрет "О собраниях и союзах". Все  граждане без ограничений могли  образовывать союзы и проводить  собрания. Никаких политических мотивов  для закрытия союзов не существовало, закрыть союз мог только суд.

Был принят самый демократичный  закон о выборах в Учредительное  собрание: всеобщие, равные, прямые при тайном голосовании.

На основании всего  этого можно утверждать, что Россия на какое-то время превратилась в  самую демократичную страну в  мире.

Временное правительство  приступило к планомерному всестороннему  государственному регулированию экономической  жизни и трудовых отношений с  тем, чтобы защитить интересы общества в целом перед лицом личных выгод, групповых и классовых  интересов. В связи с этим начинает формироваться централизованная система  государственных регулирующих органов. В апреле 1917 года принято решение  о создании системы земельных  комитетов для разрешения текущих  вопросов сельскохозяйственной политики. 5 мая 1917г. было учреждено Министерство продовольствия для регулирования  производства, потребления, цен на продукты и предметы первой необходимости. В  июне 1917г. правительство создает  Экономический совет (орган, возглавляющий  всю регулирующую систему) и Главный  экономический комитет (исполнительный орган). Главный экономический комитет  обладал правами устанавливать  планы снабжения, распределения, заготовок, перевозок продукции, нормировать  цены, назначать реквизиции. Таким  образом, созданные экономические  регулирующие органы призваны были обеспечить связь производства и потребления  за счет обезличения производимых продуктов, что достигалось путем изъятия  в централизованный фонд продукции  и перераспределения ее сообразно  государственным приоритетам.

Особого внимания заслуживает  учрежденное 5 мая 1917г. Министерство труда. За время своего существования оно обеспечило принятие целого ряда важнейших законов: о биржах труда, примирительных учреждениях, об обеспечении рабочих на случай болезни, о запрещении ночной работы женщин и детей. Министерство труда приложило немало усилий для налаживания переговорного процесса между трудом и капиталом. Его представители выступали посредниками между рабочими и предпринимателями в конфликтных ситуациях и способствовали заключению компромиссных соглашений между ними по вопросам повышения заработной платы, найма и увольнения.

Временное правительство  объявило, что отныне в основу государственного управления будет положено “не насилие  и принуждение, а повиновение  свободных граждан созданной  ими самими власти”. Для этого  правительство способствовало возникновению  и деятельности организованной общественности. В частности, принятые в апреле 1917г. законы о рабочих комитетах, о  свободе собраний и союзов должны были способствовать формированию сознательного, политически самостоятельного рабочего класса, сообразующего свои требования с государственными интересами.

В 1917г. широкая общественность в России была убеждена, что только всероссийское представительное собрание могло адекватно решить вопрос о  власти. Однако выбор в Учредительное  Собрание задерживались из-за технических  трудностей, связанных с отсутствием  механизма выборов и органов, способных их провести. Назначенные  Временным правительством сроки (17 сентября - выборы, 30 сентября - созыв  Учредительного Собрания) представлялись нереальными.

17 марта была опубликована  Декларация правительства о его  согласии на создание в будущем  независимой Польши с включением  в её состав германских и  австро-венгерских польских земель  при условии, что она будет  находится в «свободном военном союзе» с Россией. 7 марта Временное правительство восстановило автономию Финляндии, но выступило против её полной самостоятельности. Однако 5 июля сейм Финляндии принял «Закон о власти», который ограничивал компетенцию Временного правительства вопросами военной и внешней политики. Этот закон был принят в соответствии с резолюцией I Всероссийского съезда Советов, но Временное правительство ответило на него роспуском сейма. В мае – июне велась острая борьба между Российским правительством и Центральной Радой Украины, созданной 4 марта в Киеве представителями Украинской партии социалистов-федералистов, Украинской социал-демократической рабочей партии, Украинской партии социалистов-революционеров и общественных организаций. В первом универсале Центральной Рады от 10 июня, вопреки желанию Временного правительства, была провозглашена автономия Украины. После переговоров министров А.Ф. Керенского, М.И. Терещенко и И.Г. Церетели с Центральной Радой Временное правительство 2 июля 1917 года приняло декларацию, в которой признавалась с некоторыми оговорками автономия Украины.

Существенным изменениям в этот период подверглась структура  государственных органов. В первый же месяц после революции была повсеместно ликвидирована полиция, отдельный корпус жандармов, охранные отделения и Особое присутствие  Сената.

В марте была создана Чрезвычайная следственная комиссия по расследованию  должностных преступлений представителей чиновничьей аристократии. Скромные итоги деятельности этой комиссии объясняются  отсутствием состава преступления в деятельности упомянутых чиновников по существовавшим нормативно- правовым документам.

Определённые изменения  произошли и в деятельности органов  власти и самоуправления на местах. В первые недели Февральской революции  местные государственные учреждения царизма заменили губернские, городские и уездные комиссары Временного правительства. Их права первоначально не были регламентированы, и только 25 сентября 1917 года было обнародовано «Временное положение о губернских (областных) и уездных комиссарах». Наряду с Советами создавались выборные временные комитеты общественных организаций, в которые входили гласные земских и городских органов самоуправления. Земства были созданы также в ряде окраинных регионов России. Общее руководство всей системой земских учреждений возлагалось на Всероссийский земский союз. Законом от 15 апреля в городах с населением более 150 тыс. человек были учреждены районные органы самоуправления (думы и управы), деятельность которых объединялось советом дум.

Временным правительством было принято постановление "Об учреждении милиции". Уже 28 февраля была упразднена полиция и сформирована народная милиция. 40 тыс. чел. народной милиции  охраняли предприятия и городские  кварталы вместо 6 тыс. полицейских. Отряды народной милиции были созданы и  в других городах. Впоследствии наряду с народной милицией появились и  боевые рабочие дружины (Красная  гвардия). Согласно принятому постановлению  в уже созданные отряды рабочей  милиции вводилось единообразие, устанавливались пределы их компетенции.

Одной из сложных проблем, которую пришлось решать Временному правительству и Петроградскому Совету, был вопрос о войне. 14 марта 1917 года Петроградский Совет принял манифест “К народам всего мира”, в котором было заявлено об отказе от захватнических целей в войне, от аннексий и контрибуций, но признавалась революционная война с Германией. В обращении Временного правительства  к гражданам России от 27 марта  отмечалось, что оно будет полностью  соблюдать обязательства в отношении  союзников, вести оборону от вторгнувшегося в пределы России врага, добиваться прочного мира на основе самоопределения  народов.

После свержения самодержавия и установления двоевластия полем  противоборства между Временным  правительством, с одной стороны, Советами с другой, и поддерживающими  их политическими силами встали острейшие  проблемы российской действительности - вопросы власти, войны и мира, аграрный, национальный, выхода из экономического кризиса.

Временное правительство  заявило о своей приверженности принципам демократии, отменило систему  сословий, национальных ограничений  и т.д. Однако окончательное решение  этих и других жизненно важных вопросов было отложено до созыва Учредительного собрания. Внутриполитический курс Временного правительства оказался противоречивым, непоследовательным. Сохранялись все  основные органы центрального и местного управления (министерства, городские думы, земства). В то же время губернаторы заменялись комиссарами Временного правительства, упразднялась царская полиция, создавались новые органы правопорядка - милиция. Была создана Чрезвычайная комиссия для расследования деятельности высших чиновников старого режима. Принятие закона о введение 8-часового рабочего дня откладывалось до окончания войны. В аграрной сфере началась подготовка реформы, однако ее проведение затягивалось. Более того, правительство активно выступало против захвата крестьянами помещичьей земли и использовало войска для подавления их выступлений. Народу предлагалось довести войну до победоносного конца. Генералитет, промышленные круги, интересы которых выражала партия кадетов, вобравшая в себя к этому времени остатки распавшихся праволиберальных и монархических партий, не хотели упускать тех возможных выгод, которые могли получить страны- победительницы. Ожидалось, что победоносное окончание войны снимет многие политические и экономические проблемы. Временное правительство игнорировало тот очевидный факт, что для России военно-политическое напряжение достигло запредельной черты. Все это в совокупности привело Временное правительство к трем кризисам.

 

Апрельский кризис Временного правительства

 

18 апреля 1917 г. министр  иностранных дел П.Н. Милюков  направил ноту союзным державам  о всенародном стремлении «довести  мировую войну до решительной  победы», в связи с чем очередной задачей является «отразить врага, вторгнувшегося в самые пределы нашей Родины». Информация об этой ноте 20 апреля попала в газеты, что вызвало 100-тысячную антивоенную демонстрацию в Петрограде. Демонстрации и митинги прошли в Москве, Харькове, Нижнем Новгороде и других городах. Главнокомандующий войсками Петрогоадского военного округа генерал Л.Г. Корнилов приказал направить против рабочих артиллерию, но офицеры и солдаты отказались выполнить этот приказ. Исполком Петроградского Совета, стремясь разрядить обстановку, потребовал от Временного правительства разъяснения ноты П.Н. Милюкова. Правительство разъяснило, что под «решительной победой» имеется в виду достижение тех задач, которые поставлены в обращении от 27 марта. Исполком Петросовета, обсудив полученные разъяснения, счел инцидент исчерпанным. Апрельский кризис и требование Г.Е. Львова, А.Ф. Керенского и М.И. Терещенко создать коалиционное правительство привели к отставке П.Н. Милюкова и А.И. Гучкова, которые отвергали идею коалиции. 5 мая 1917 г. было сформировано первое коалиционное правительство, в которое вошли 6 социалистов: А.Ф. Керенский (военный и морской министр), трудовик П.А. Переверзев (министр юстиции), эсер В.М. Чернов (министр земледелия), меньшевик И.Г. Церетели (министр почт и телеграфов), народный социалист А.В. Пешехонов (министр продовольствия). На следующий день новое правительство выступило с декларацией, в которой ставились задачи скорейшего достижения мира без аннексии и контрибуции, налаживания контроля государства над экономикой, а также подготовка аграрной реформы. Но несмотря на усилия Временного правительства, стабилизировать положение в стране не удалось. С мая началось падение производительности труда, а в июне прекратился рост реальной заработной платы рабочих.

 
Второй, июньский кризис

 

Внутренняя и внешняя  политика 1-го коалиционного правительства (6 мая- 2 июля) вызвали новый взрыв  недовольства.

В создавшейся обстановке все большее влияние, особенно в  фабзавкомах, профсоюзах и Советах, стали приобретать большевики. Их лозунги, направленные на разжигание классовой ненависти, стали все более импонировать простым массам. Эсеры и меньшевики, стремясь разрядить ситуацию, добились принятия на I Всероссийском съезде Советов резолюции о доверии Временному правительству и запрещении готовившейся большевиками демонстрации 10 июня в знак протеста против решения продолжать войну. ЦК РСДРП был вынужден отменить демонстрацию, но В.И. Ленин на совещании Петербургского комитета партии большевиков четко заявил, что «рабочие должны трезво учесть, что о мирной демонстрации теперь речи быть не может». I Всероссийский съезд Советов, добившись отмены демонстрации большевиков, назначил на 18 июня демонстрацию в поддержку правительства. Однако в шествиях в Петрограде, Риге, Иваново-Вознесенске и других городах основными лозунгами были: «Долой 10 министров-капиталистов!», «Долой войну!», «Вся власть Советам!», «Хлеба, мира, свободы». Но развернув в тот же день наступление на фронте, правительство смогло с помощью национал-патриотов сбить антиправительственную волну. Однако вскоре третий, июльский кризис оно не пережило.

Информация о работе Временное правительство у власти