Временные функции государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2015 в 22:36, контрольная работа

Описание работы

Такое деление весьма условно, поскольку всякие функции, как и само государство, исторически изменчивы. В качестве постоянных обычно рассматриваются функции, вытекающие из природы данного государства. К временным функциям относят такие, которые, возникнув, прекращают свое действие в течение обозримого отрезка времени. Так, в советское время в качестве временной рассматривалась функция ликвидации эксплуататорских классов, осуществлявшаяся советским государством в переходный период от капитализма к социализму.

Содержание работы

1 Временные функции государства……………………………………….
3
2 Принципы законности и их реализация в условиях формирования правового государства……………………………………………………..

7
3 Определите виды норм права, способы изложения в статье НПА. Укажите на структурные элементы норм права, определите их вид…..

10
Список использованных источников……………………………………

Файлы: 1 файл

контрольная работа.docx

— 37.55 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание

 

1 Временные функции государства……………………………………….

3

2 Принципы законности и их реализация в условиях формирования правового государства……………………………………………………..

 

7

3 Определите виды норм права, способы изложения в статье НПА. Укажите на структурные элементы норм права, определите их вид…..

 

10

Список использованных источников……………………………………….

12


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Временные функции  государства

 

 

Государство - это категория историческая. В ходе развития государства происходит эволюция его функций: одни функции возникают, другие отмирают, ряд функций изменяет свое содержание.

По времени действия могут быть выделены постоянные и временные функции.

Такое деление весьма условно, поскольку всякие функции, как и само государство, исторически изменчивы. В качестве постоянных обычно рассматриваются функции, вытекающие из природы данного государства. К временным функциям относят такие, которые, возникнув, прекращают свое действие в течение обозримого отрезка времени. Так, в советское время в качестве временной рассматривалась функция ликвидации эксплуататорских классов, осуществлявшаяся советским государством в переходный период от капитализма к социализму. Сегодня в качестве примера таких функций обычно приводят функции борьбы со стихийными бедствиями природного или техногенного характера.

Постоянные функции осуществляются государством на всех этапах его существования. Временные функции возникают на определенных этапах развития государства. К числу постоянных функций следует отнести социальные и экономические функции. Временные функции характеризуются непродолжительностью существования, что обусловлено спецификой задач государства на отдельных этапах его жизни.

Временные функции связаны с решением задач, которые обусловлены временным стечением обстоятельств (борьба со стихийными бедствиями, эпидемиями и т.д.)

Временные функции обусловлены конкретными историческими условиями, они связаны с определенным этапом в жизнедеятельности общества. По отпадению условий и причин, породивших данную деятельность государства, эти функции прекращаются. Например, функция восстановления разрушенного хозяйства в послевоенный период, функция устранения последствий глобальных стихийных бедствий и катаклизмов.

С.А.Комаров приводит пример временной функции подавления сопротивления свергнутых эксплуататорских классов при смене государственного строя в ходе революции. В результате или перевоспитания, или физического уничтожения бывших эксплуататоров эта функция полностью отмирает или сливается с другой – функцией охраны правопорядка существующего строя).

Типичным примером временной функции государства на ранних этапах его существования является функция классового господства, то есть подавление одного класса другим.

Рассмотрим временные функции государства на примере Республики Беларусь. Как уже отмечалось, временные функции характеризуются непродолжительностью существования, что обусловлено спецификой задач государства на отдельных этапах его жизни.

Так, к числу временных функций Республики Беларусь можно отнести деятельность государства по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Данная деятельность и сегодня регулируется государством комплексом нормативно-правовых актов, таких, например, как:

  1. Закон Республики Беларусь от 6 января 2009 г. № 9-З "О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий";
  2. Закон Республики Беларусь от 12 ноября 1991 г. № 1227-XII "О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС";
  3. Указ Президента Республики Беларусь от 19 марта 2007 г. № 128 "О некоторых вопросах предоставления и использования жилых помещений государственного жилищного фонда";
  4. Указ Президента Республики Беларусь от 28 августа 2006 г. № 542 "О санаторно-курортном лечении и оздоровлении населения";
  5. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. № 1922 "Об утверждении Государственной программы по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на 2011 - 2015 годы и на период до 2020 года";
  6. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 22 марта 2010 г. № 405 "Об утверждении Положения о порядке отнесения земель к категории радиационно опасных и перевода их в разряд земель отчуждения либо ограниченного хозяйственного пользования, исключения земель из категории радиационно опасных и перевода их в хозяйственное пользование в соответствии с основным целевым назначением, исключения земель из разряда земель отчуждения и перевода их в разряд земель ограниченного хозяйственного пользования";
  7. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 1 февраля 2010 г. № 132 "Об утверждении перечня населенных пунктов и объектов, находящихся в зонах радиоактивного загрязнения, и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь";
  8. Постановление Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 27 мая 2008 г. № 46 "Об утверждении Инструкции о порядке организации работ по содержанию территорий, с которых в связи с катастрофой на Чернобыльской АЭС эвакуировано или отселено население";
  9. Постановление Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 29 декабря 2007 г. № 134 "Об утверждении Положения о Межведомственной комиссии по установлению статуса гражданам, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий и признании утратившими силу некоторых постановлений Комитета по проблемам последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС при Совете Министров Республики Беларусь" и многие другие.

В настоящее время по заказам Департамента по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС МЧС Республики Беларусь выполняется комплекс научно-исследовательских, технологических и опытно-конструкторских работ, направленных на выработку эффективных управленческих и законодательных решений в области ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. В действующей Государственной программе по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на 2011 - 2015 годы и на период до 2020 года определены следующие направления научного обеспечения:

  1. социальная защита, медицинское обеспечение и оздоровление пострадавшего населения (организация-исполнитель: Республиканский научно-практический центр радиационной медицины и экологии человека, г. Гомель);
  2. радиационная защита и адресное применение защитных мер (организации-исполнители – Республиканское научно-исследовательское унитарное предприятие «Институт радиологии», г. Гомель; его Брестский и Могилевский филиалы; Институт радиобиологии НАН Беларуси, г. Гомель);
  3. социально-экономическое развитие пострадавших регионов (организации-исполнители – Республиканское научно-исследовательское унитарное предприятие «Институт радиологии», г. Гомель; его Брестский и Могилевский филиалы);
  4. научное обеспечение информационной работы (организации-исполнители – Республиканское научно-исследовательское унитарное предприятие «Институт радиологии», г. Гомель; его филиал «Белорусское отделение Российско-белорусского информационного центра по проблемам последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС», г. Минск).

Научные исследования в рамках Госпрограммы носят прикладной характер и направлены на выработку подходов к решению конкретных практических задач, связанных с чернобыльской катастрофой, повышение эффективности мероприятий Госпрограммы, научное сопровождение этих мероприятий.

Представленная система направлений исследований  в основном сформировалась в 2002 - 2003 годах как итог выполнения поручений Главы государства и Правительства Республики Беларусь по оптимизации научного обеспечения Госпрограммы и о сосредоточении научного потенциала и финансовых средств для решения чернобыльских проблем в г. Гомеле. Новым является направление «Научное обеспечение информационной работы», введение которого связано с возрастающей ролью информационной составляющей в процессе возрождения и развития пострадавших территорий.

В предыдущей Государственной программе по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на 2006 – 2010 годы основные направления научных исследований были схожими, а именно:

  1. Научное обеспечение реабилитации загрязненных радионуклидами территорий и защитных мероприятий в сельскохозяйственном производстве (головная организация-исполнитель – Республиканское научно-исследовательское унитарное предприятие «Институт радиологии», г. Гомель), в том числе научное обеспечение преодоления последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в Брестской и Могилевской областях с учетом их специфики (организации-исполнители - Брестский и Могилевский филиалы РНИУП «Институт радиологии»).
  2. Научное обеспечение решения медицинских проблем последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (головная организация-исполнитель – Республиканский научно-практический центр радиационной медицины и экологии человека, г. Гомель).
  3. Решение долговременных проблем радиобиологических и радиоэкологических последствий чернобыльской катастрофы (головная организация-исполнитель - Институт радиобиологии Национальной академии наук Беларуси, г. Гомель).
  4. Аналитическое сопровождение научного раздела государственной программы (головная организация-исполнитель – Республиканское научно-исследовательское унитарное предприятие «Институт радиологии», г. Гомель).

Среди временных функций нашего государства следует выделить проводимую Республикой Беларусь демографическую политику.

На государственном уровне Беларусь одной из первых на постсоветском пространстве поставила задачу преодоления проблем, связанных с растущей депопуляцией и демографическим кризисом, что отражено в Законе Республики Беларусь "О демографической безопасности Республики Беларусь" (4 января 2002 г.). Хотя в определенной степени этот документ носит декларативный характер, тем не менее, он открывает широкие правовые и организационные перспективы для решения демографических проблем в деле обеспечения устойчивого социально-экономического развития страны. Демографические проблемы с принятием закона "О демографической безопасности Республики Беларусь", рост общественного интереса, внимания политиков и ученых разного профиля к демографическому прошлому, настоящему и будущему страны свидетельствуют, что демографический фактор входит в круг приоритетных для социальной политики, аналитических и прогностических разработок. Однако их качество требует улучшения.

Демографическая политика представляет взаимосвязанную и общепринятую на уровне властных структур систему идей и концептуально объединенных средств, как часть общесоциальной политики страны, с помощью которых общество в тот или иной исторический период ставит задачу достичь определенные цели. Демографическая политика включает Концепцию и Программы решения этих задач. Демографическая концепция представляет правовое и идеологическое пространство комплекса основополагающих принципов по формированию программных документов решения проблем демографического развития страны. Программы представляют комплекс идеологических, правовых, экономических и организационных мероприятий, с помощью которых предстоит решать демографические проблемы. Практика формирования в Беларуси Национальной программы демографической безопасности свидетельствует о значительных проблемах на этом пути, которыми являются цели демографической концепции и обеспечения демографических программ средствами.

На взгляд большинства экспертов, для преодоления негативных демографических тенденций и дальнейшего упрочения позитивных изменений должны быть поставлены три целевые поэтапные ориентации. На первом этапе (в течение 10–15 лет) должна быть поставлена цель торможения, а затем и преодоления процесса уменьшения численности населения страны. На втором этапе (в течение 40–50 лет) целью должно стать восстановление численности населения Беларуси докризисного периода на основе его роста (условно – достижение 10-миллионной численности населения). И на третьем этапе (последняя треть ХХI столетия) – на их основе добиться дальнейшего роста численности населения страны.

В целом же, демографические проблемы – многовекторны и порождают многовекторность не только самой демографической политики, но и социальной, и экономической политики. В силу исторической длительности решения демографических проблем сегодня на первый план выходят вопросы решения государством качественных параметров демографического потенциала.

С 2011 года значимой  временной функцией Республики Беларусь стала деятельность государства, направленная на вывод страны из кризиса, на стабилизацию белорусского рубля. Примером нормативно-правового акта регламентирующего данную деятельность государства может быть Указ Президента Республики Беларусь от 25.02.2011 N 72 "О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь".

 

 

 

2 Принципы законности и его реализация в условиях формирования правового государства

 

Принципы законности — это наиболее существенные, глубинные характеристики законности, наиболее полно выражающие ее природу и назначение; это отправные начала, непререкаемые основополагающие требования, лежащие в основе создания норм права и предъявляемые к поведению участников правоотношений.

К числу основных таких принципов относятся:

  1. верховенство закона;
  2. единство законности;
  3. реальность законности;
  4. целесообразность законности.

Все принципы относятся ко всем видам правовой деятельности - правотворческой и правореализующей и понимаются максимально широко.

Принцип верховенства закона обычно трактуется как главенство закона в системе нормативных актов. Это означает, что все нормативные и индивидуальные акты подчиняются действующим законам, а все законы и другие акты государственных органов – Конституции.

Однако этот принцип должен пониматься гораздо шире – как подчиненность закону и всех нормативных актов, и всех актов реализации права (применения, соблюдения, исполнения, использования), и всех иных объектов. Только в этих условиях принцип верховенства закона становится универсальным, пронизывающим все общество.

Информация о работе Временные функции государства