Выработка политики по борьбе с коррупцией в органах государственной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2015 в 14:28, курсовая работа

Описание работы

Цель работы состоит в более глубоком изучении вопроса коррупции в государственных органах и поиск способа решения этой проблемы. Достижение основной цели курсовой работы предполагает решение следующих задач:
- узнать откуда идут корни возникновения коррупции и ее сущность;
- анализ коррупции как социального явления и его влияния на государство и общество;
- ознакомиться с международным опытом борьбы с коррупцией, а именно в странах: США, Гонконг, Италия, Сингапур, примерив опыт этих стран к России;

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..
3
1. Коррупция в органах государственной власти
6
1.1 Исторический аспект антикоррупционной деятельности
9
1.2 Социальная сущность коррупции
16
1.3 Причины и формы распространения коррупции в органах государственной власти

2. Выработка политики по борьбе с коррупцией в органах государственной власти

2.1 Предупреждение коррупции

2.2 Международный опыт борьбы с коррупцией

2.3 Антикоррупционная политика государства

Заключение…………………………………………………………………......
26
Библиографический список ………………………………………..…………
29

Файлы: 1 файл

Состояник коррупции в ОГВ.doc

— 319.50 Кб (Скачать файл)

Из приведённого анализа следует, что антикоррупционная политика должна включать в себя меры, направленные на решение следующих задач:

- определение научно  обоснованного понятия «коррупция» и принятие законодательного акта «О коррупции»;

- организация борьбы  с коррупцией на всех уровнях  власти;

- сужение поля условий  и обстоятельств, благоприятствующих  осуществлению коррупции;

- увеличение вероятности  выявления коррупционных действий и наказания за причинённый в результате этого вред;

- оказание влияния на  мотивы коррупционных проявлений;

-создание атмосферы  общественного неприятия коррупции  во всех её появлениях.

Поскольку для достижения положительных результатов в борьбе с коррупцией потребуется значительных усилий и определённого времени, первостепенной задачей будет являться формирование соответствующего общественного мнения, готовность и решительность власти перейти от деклараций к практическому осуществлению мероприятий по борьбе с коррупцией.

В этих целях необходимо осуществлять следующие меры:

1. За совершённые коррупционные  действия должны привлекаться  не только государственных служащих, находящихся на низкой иерархии служебного положения, но и высоко поставленные чиновники, скомпрометировавшие себя коррупционными действиями.

2. С целью активного  воздействия на экономический  аспект коррупционной деятельности  следует внедрять открытость  принятия экономически значимых  решений государственными должностными  лицами.

3. Пересмотреть вопрос участия государственных служащих в акционерных обществах с долей государственного капитала. По действующему законодательству государственным служащим запрещено заниматься другой оплачиваемой, в том числе предпринимательской деятельностью, участвовать в управлении акционерными обществами.

В России сотни чиновников (от министров, специалистов и т.д.) входят в советы директоров акционерных обществ, компаний, получают соответствующую оплату. В результате происходит сращивание государственной службы с предпринимательством, узаконивая коррупцию.

4. Осуществлять контроль  перехода государственных служащих  на должности руководителей коммерческих  предприятий после увольнения  их с государственной службы.

5. Закрепить как коррупционные  в уголовном законодательстве реально действующие формы лоббизма, фаворитизма, протекционизма, взносы на политические цели, в том числе на проведение выборов, инвестирование коммерческих структур за счёт бюджетных средств, перевод государственного имущества в акционерные общества, обучение детей за границей за счёт спонсоров и другие, изощрённые коррупционные технологии.

6. Законодательное решение  вопроса о предоставлении государственными  должностными лицами всех ветвей  власти сведений об имущественном  положении членов их семей. В нашей стране, где распространена практика коррупционеров, регистрировать имущество, приобретённое не правомерным путём, на своих близких родственников, такая форма отвергается под предлогом защиты частной жизни.

7. Кроме принятия закона  «О борьбе с коррупцией» следует принять и такие законы как «О борьбе с организованной преступностью», «О противодействии легализации доходов, полученных незаконным путём», которые принимались ГД РФ и одобрялись СФ, но были отклонены Президентом РФ по незначительным основаниям.

Как выясняется, коррупция выгодна всем, поэтому она непобедима. Тем не менее, мы исходим из того, что не бывает абсолютно растленных обществ. Общество должно понимать, что его выгода состоит в том, чтобы политики принимали решения исходя из общественных, а не корыстных, интересов, чтобы получать товары и услуги, побеждающие в свободной конкуренции, а не за счет подкупа. Остается лишь надеяться, что существуют политики и журналисты, которые в состоянии объяснить это обществу. Граждане страны должны знать, что ежегодные потери от коррупции, которые несет страна, составляют многие десятки миллиардов гривен. Согласны ли наши налогоплательщики на этот дополнительный налог, отчисляемый ими не на армию, не на образование и медицину, а на обогащение сравнительно небольшой группы людей, на то, чтобы делать экономику слабой, власть - неэффективной, а страну – презираемой?

Но стоит ли рассчитывать на здравый смысл и инстинкт самосохранения многих из тех, кто вынужден подчинять себя правилам коррупционной игры? Понимают ли они, что коррупция, когда с ней не борются, растет и подминает под себя все. Финал здесь один – крах политической системы. Когда падают обломки прогнившей демократии, первыми жертвами становятся те, кто больше всех раздражает рассвирепевшую толпу обывателей. Нетрудно догадаться, что эти жертвы - кичащиеся своим богатством покупатели чиновников и уверовавшие в свою безнаказанность продавцы коррупционных услуг.

Ответов на все эти вопросы нет и, к сожалению пока никто не задумывается о последствиях коррупции, о том, какой вред она может нанести всем сферам деятельности и всему государственному аппарату в целом, поэтому не наблюдается существенных сдвигов в борьбе с коррупцией и ее последствиями.

Вечность коррупции, ее наличие в любом обществе и при любой социально-экономической формации свидетельствует о ее функциональности, то есть о том, что она удовлетворяет определенные требования общественной системы, играет специфическую роль в ее поддержании как целого. В этом смысле вполне справедливо мнение профессора Г.А. Сатарова о том, что: "коррупцию нельзя искоренить до конца, поскольку она индикатор здоровья общества".

 

Заключение

 

Коррупция - это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами.

Коррупция в России имеет многовековую историю, ее существование связывают с традициями, ментальностью населения, особенностями функционирования институтов власти. Но это не значит, что нужно смириться с этим. Необходимы эффективные меры и не просто в законодательных актах, а на деле.

В современных условиях становления России как правового и социального государства, необходимости преодоления кризисного состояния в различных сферах общества, проблема коррупции в органах государственной власти является одной из важнейших.

Коррупция чревата тяжёлыми последствиями для всех слоёв российского общества, она деморализует граждан и разрушает их доверие к государству, превращая его из средства сбалансированного обеспечения потребностей всех социальных слоёв в орудие беззастенчивого отстаивания интересов лишь отдельных узких групп за счёт остальной части общества.

Нет ничего удивительного в том, что в обществе, освободившемся от безраздельного властвования государства во всех сферах экономики и культуры, но не освободившемся духовно, методы права неэффективны и недостаточны, и коррупция выступает в роли механизма управления. Более того, и это самое страшное: она устраивает многих граждан. Пока коррупция воспринимается значительной частью населения страны как вредный, но неизбежный элемент общественной жизни, борьба с ней бесперспективна. Прочитав и исследовав многие учебники, статьи, высказывания и предложения многих ученых, депутатов, журналистов и других специалистов изучающих проблемы коррупции, проанализировав опыт других стран, я хочу выделить наиболее важные, на мой взгляд, составляющие успешной борьбы с коррупцией.

Главный принцип борьбы с коррупцией в действии - полное упразднение неработающих институтов. В один день в августе 2004 г. в Грузии были уволены все гаишники - более 15 000, - взамен которых через два месяца была создана патрульная служба численностью не более 3000 человек. Удаление государственного органа, задача которого свелась к собиранию взяток, никак не может повредить безопасности на дорогах. Зато такой радикальный способ дает возможность начать построение действительно нового института.

Обновление состава на основе четких критериев .Мало просто уволить всех коррупционеров и поставить новых, честных полицейских. Несмотря на то что новые кадры необходимы, при сохранении прежних принципов работы структура очень быстро «переварит» новичков. Чтобы этого избежать нужно выполнить второй шаг.

Создание системы нулевой толерантности к коррупции. Во время радикальной стадии реформы грузинские медиа пестрели сюжетами о том, как даже за незначительную провинность следовали существенные наказания вплоть до лишения свободы на длительный срок.

Принцип нулевой толерантности к коррупции развивается созданием так называемой генеральной инспекции. Задача этого органа - борьба с коррупцией внутри соответствующего министерства. Постоянные проверки сотрудников через подставных клиентов позволяют не только идентифицировать очаги коррупции, но и утвердить в обществе идею недопустимости коррупции, превратить ее из системы взаимоотношений в исключение.

Как одно из возможных средств борьбы с данным недугом я вижу социальный PR – в развитых странах этот метод популярен в разных аспектах, например в отучении граждан от курения. Он, медленно, ненавязчиво, но верно и повсеместно проникая в подсознание, создает образ добродетельного человека, каким он, в принципе, и должен быть по сути своей – такова наша истинная природа. И то, что становимся мы «плохими», в основном, следуя дурному примеру извне («просто так все делают», «а иначе не выживешь»), а не по собственному убеждению, есть абсолютный факт. Пора вводить моду на «Хорошего человека».

Улучшение материально-технического положения - следующий действенный метод борьбы с коррупцией. Зарплата государственного чиновника, должна быть конкурентоспособной. Кроме того, существует разнообразная система льгот, боязнь потери которых при уличении во взяточничестве тоже оказывается очень действенным сдерживающим фактором.

Лучший способ избежать коррупции - исключение возможностей ее возникновения в точках принятия решения чиновником. На мой взгляд этому будет содействовать электронный документооборот. Он не только упрощает процесс взаимодействия, но и повышают прозрачность и подотчетность.

И, пожалуй, самый простой способ антикоррупционной борьбы - «легализация коррупции». Что требует не дополнительных ресурсов, а только лишь признания уже существующих рыночных отношений в рамках правового поля. Например, чтобы получить государственную справку, будь то паспорт, регистрация недвижимости и т. п., быстрее положенного срока или «красивые» номера на автомобиль, достаточно лишь открыто и легально за это заплатить согласно установленным тарифам. Во-первых, это истребляет коррупцию, во-вторых, позволяет собирать пусть и небольшие, но все же деньги в казну, а главное - подобная практика уравнивает граждан в возможностях, предлагая получить нужную услугу за деньги, делая это законным путем.

Но главное - борьбу с коррупцией необходимо вести содержательно и по всем направлениям одновременно. Успех может быть достигнут только тогда, когда антикоррупционная политика будет интегрирована во все остальные реформы которые рано или поздно нам придется проводить не на словах, а на деле.

 

 

Список литературы

 

1.Эстрин А.Я. Должностные  преступления. М., 1928г. С. 28

2. Журнал "Административное  и муниципальное право" 2009 г  № 1

3.Маршакова Н.Н. Понятие  коррупции в международно-правовых  актах // Российская юстиция. 2010г. № 11

4.Журнал "Эксперт" №44 26 ноябрь 2010г

5.Гражданский кодекс  РФ (ГК РФ) от 26.01.1996 N 14-ФЗ - Часть 2 ст 575 в ред. Федерального закона  от 25.12.2008 N 280-ФЗ

6. Андрианов В.Д. Предпосылки  и условия противодействия коррупции 2011г с.56

7.Журнал "регионы  России. Национальные проекты"№9,2011г

8.Послание Президента  РФ Федеральному Собранию от 22.12.2011г.URL:http://www/1tv.ru/news/polit/199609

9. "Российская бизнес -газета"-бизнес и власть №781(9)15.03.2011г

10.Комитет по борьбе с коррупцией. Международная коррупция и борьба с ней-2009г.URL:http://www/com-cor/ru/node/895

11. Безрукова И.В. Основные виды современной коррупции // Проблемы безопасности (электронный журнал. 29 ноября 2010 года 17.15). - 2010 -№3

13. Дамаскин О.В. Коррупция: состояние, причины, противодействие. М., 2009. С. 13-14

14.Безрукова И.В. Политико-правовые  аспекты противодействия коррупции  в Российской Федерации // Право  и образование. - 2011

15. Гостева С.Р., Рашкин  В.В. Коррупция в России: исторические корни, причины, состояние, основы современной нормативно-правовой базы противодействия. М., 2010. – 326 с.

Размещено на Allbest.ru

 

 

Список литературы

 

Официальные документы

  1. Федеральный закон № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27. 07.2004. – М.: Гросс Медиа, 2005. – 63 с.
  2. Указ Президента России от 4 апреля 1992 г. «О борьбе с коррупцией в системе государственной службы» // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. – 1992. - № 17. – Ст.923
  3. Указ Президента РФ № 1384 от 24.11.2003 года «О совете при президенте РФ по борьбе скоррупцией». // Российская газета. - 2003. - 26 ноября. – С. 2-3

Печатные источники

  1. Административно-правовые проблемы предупреждения коррупционной и организованной преступности ("Круглый стол") // Государство и право. - 2002. - № 1. - С. 103
  2. Аслаханов, А.А. Особенности российской коррупции: Сб. статей / А.А. Аслаханов // Проблемы борьбы с коррупцией. – М., 1999. – 196 с.
  3. Богданов, И.Я., Калинин, А.П. Коррупция в России. Социально-экономические и правовые аспекты. - М.: Юрист, 2001
  4. Бурмистров, И.А. Коррупция: Ее сущность и меры предупреждения / И.А. Бурмистров //Коррупция: Политические, экономические, организационные и правовые проблемы / Под ред. В.В. Лунева. – М.: Юрист, 2001. – С.230-234
  5. Закс, В.А. Социокультурные предпосылки коррупции / В.А. Закс // Государство и право. - 2001. - N4. - С. 52.
  6. Коркунов, Н.М. Русское государственное право. Т. 2. Часть особенная / Н.М. Коркунов. - СПб.: Тип. М.М. Стасюлевича, 1909. – 749 с.
  7. Коррупция: политические, экономические, организационные и правовые проблемы: Сб. мат-лов Международной научно-практической конференции / Под ред. В.В. Лунеева. – М.: Юристъ, 2001. – 429 с.
  8. Коррупция на службе государства // Коммерсант. - 03.02.2005. - С.14.
  9. Костенников, М.В., Куракин, А.В. Предупреждение и пресечение коррупции в системе государственной службы: Учеб. Пособие / М.В. Костенников, А.В. Куракин. - М.: Щит-М, 2004. – 213 с.
  10. Кузьминов, Я.И. Механизм коррупции и их особенное проявление в государственном аппарате / Я.И. Кузьминов // Административное право: Теория и практика. – М.: Высш. шк. экономики, 2002. – 520 с.
  11. Ноздрачев, А.Ф. Институт органов исполнительной власти: основные идеи обновления / А.Ф. Ноздрачев // Административное право: теория и практика. - М.: Высш. шк. экономики, 2002. – С. 113-118
  12. Ожиганов, Э.Н. Понятие и структура коррупции. Сравнительный уровень коррупции в Российской Федерации / Э.Н. Ожиганов // Социология власти. - 1999. - №1. - С.60-62.
  13. Пекарев, В.Я. Правовые аспекты борьбы с коррупцией на национальном и международном уровнях: Монография / В.Я. Пекарев. - М.: РУДН, 2001. - 329 с.
  14. Роуз-Аккерман, С. Коррупция и государство: Причины, следствия, реформы / С. Роуз-Аккерман; Пер. с англ. О.А. Алякринского. – М.: Логос, 2003. – 356 с.
  15. Сафронов, А.Д. Преступность в России и криминальная безопасность органов внутренних дел: Монография / А.Д. Сафронов. – М.: Юнити, 2003. – 415 с.

Информация о работе Выработка политики по борьбе с коррупцией в органах государственной власти