Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 08:57, контрольная работа
Пытаясь понять, что такое право и какова его роль в жизни общества, еще римские юристы обращали внимание на то, что оно не исчерпывается одним каким-либо признаком или значением. Право, писал один из них (Павел), употребляется в нескольких смыслах. Во-первых, право означает то, что «всегда является справедливым и добрым», - таково естественное право. В другом смысле право – это то, что «полезно всем или многим в каком-либо государстве, каково цивильное право».
Введение.....................................................................................................................2
Глава 1. Понятие и признаки................................................................................4
1.1 Понятие и основные признаки государства...........................................4
1.2 Понятие и признаки права........................................................................6
Глава 2. Взаимодействие и соотношения государства и права......................8
2.1 Взаимодействие и соотношения государства и права..........................8
2.2 Воздействие государство на права...........................................................9
2.3 Воздействие права на государство.........................................................12
2.4 Правовое государство: основные признаки........................................14
Заключения.............................................................................................................17
Список используемой литературы.....................................................................19
III. Известны два метода, посредством которых государство навязывает свою волю обществу: метод насилия, присущий тоталитарным государствам, и цивилизованное управление социальными процессами с помощью правового инструментария. Такой метод органично присущ государствам с развитым демократическим режимом. Следовательно, современное демократическое государство не может вне и помимо права осуществлять свою деятельность. Право составляет необходимую сторону, аспект, свойство государственной деятельности. Такое качество присуще праву, поскольку оно незаменимо как обще-социальный регулятор и его использование обусловлено объективными факторами, находившимися вне государства. Право навязывается государству в силу необходимости, поэтому оно в принципе не может пренебречь правовой формой. Государство без ущерба для общества не может манипулировать правом или освободить от него.
IV. Обобщенно можно отметить ряд направлений, характеризующих организующую роль права в отношении к государству:
I. Право воздействует
на государство при его
II. Право легализует государственную деятельность, обеспечивает дозволенность охранительных и принудительных мер государства. Государственная деятельность посредством права вводится в строгие рамки юридических требований, приобретает юридическую форму.
III. Посредством права определяются границы деятельности государства, обозначаются пределы вмешательства в частную жизнь граждан.
IV. Право закрепляет специфические интересы наций и народностей и тем самым воздействует на государственную власть в ее взаимоотношениях с нациями и народностями.
V. Правовая форма обеспечивает возможность осуществления действенного контроля за деятельностью государственного аппарата и тем самым создает юридические гарантии ответственного поведения государства перед населением.
VI. Право выступает в современных условиях языком общения государства не только с населением, но и с другими государствами, мировым сообществом в целом.
VII. Право (и только оно) является основным средством легитимации государственного принуждения. Право определяет основания, пределы и формы государственного принуждения.
Итак, государство как
суверенная власть не может существовать
и функционировать вне права.
Концепция господства права (правового
государства) как раз исходит
из того, что право в интересах
личности, общества в целом связывает,
ограничивает государство. Оно выступает
мощным ограничителем государственного
произвола. В указанном смысле право
выступает как сила, способная
подчинить государство. Образно
говоря, право выступает над
В современных условиях связывающая роль права в отношении государства усиливается. При этом наблюдается следующая закономерность: чем точнее право отражает объективные потребности общественного развития, тем в большой мере оно связывает государство. Активность государства в этом случае не подавляется. Напротив, она расходуется результативно и исключительно в интересах общества и отдельной личности. Только будучи связанным с правом, государство может действовать свободно, а значит, соответствует своему историческому предназначению.
2
Идея правового государства
основывается на необходимости достижения
гармонии, справедливости в обществе.
Вековой опыт государственного правового
развития вырабатывал основные признаки,
позволяющие при их реализации в
жизни общества оградить личность от
произвола государства, достичь
оптимального соотношения интересов
государства и личности. Теория правового
государства изначально закладывалась
такими мыслителями как Платон, Аристотель,
Э.Кант, Д.Локк, Г.В. Гегель, Ш.А. Монтескье
и др. Эта идея, как противовес
абсолютизму разрабатывалась
- верховенство закона;
- организация и
- обеспечение взаимной ответственности государства и граждан.
Иные черты, которые встречаются
в литературе, являются как частные
случаи выражения этих трех основных
признаков правового
Верховенство закона отражает не только содержание законов, но и не в меньшей степени связанность государства и его органов и должностных лиц, а также требования ко всем гражданам соблюдения и исполнения законов. Верховенство закона означает и определенную иерархию нормативных актов, исключающую противоречие между ними. В государстве законы должны соответствовать нормам международного права. Основной закон (Конституция) является главенствующей в этой иерархической лестнице и все остальные нормативные акты должны ей соответствовать и не противоречить. Цивилизованное существование государственной власти может быть только не принципе четкого разграничения законодательной, исполнительной и судебных функций и отлаженного механизма сдержек и противовесов между ними. Ни одна власть не должна присвоить несвойственные ей функции и четко руководствоваться законом. Конституции устанавливают систему разделения властей и осуществления полномочий парламентом, правительствами, президентом и разграничивает полномочия федеральных органов и органов субъектов федерации. Действенное разделение функций властей может быть при взаимных сдержках и противовесах. Таким механизмом можно считать выборность органов, депутатский контроль за деятельностью органов и должностных лиц исполнительной власти формирование, избрание, утверждение должностных лиц в отдельных случаях, принятие решения об отрешение от должности президента Российской Федерации, объявления референдума, право созыва сессии парламента и др. Важнейшим механизмом в системе сдержек и противовесов является деятельность Конституционного Суда по разрешению дел о конституционности законов и иных нормативных актов, разрешению споров о компетенции между государственными организациями.
Вопрос о взаимной ответственности
государства и гражданина связан
с признанием их равными субъектами.
Следует отметить, что именно преувеличение
роли государства является причиной
того, что личность вытесняется из
политической системы и гарантии
обеспечения государством прав и
свобод в таких случаях носит
формальный характер. В правовом государстве
как государство должно нести
ответственность перед
Рассматривая основные признаки правового государства, следует отметить, что мерой каждому признаку должен быть человек. Реализация указанных признаков в жизни отражает движение к правовому государству.
Правовое государство не следует понимать как законченную, совершенную формулу, как некую статическую субстанцию. Правовое государство одновременно является категорией сущего и должного, идеалом, преобразующим действительность.
Заключение
Разные подходы к праву,
разные взгляды на сущность и функции
государства обусловлены
Признание закономерностей
социального развития и обращение
в связи с этим к историческому
опыту позволяет надеяться, что
прогностическое определение
Еще два – три десятилетия
назад политическая система России
развивалась в русле
Не было бы неверно оценивать весь опыт советского государственного строительства только отрицательно. Его компрометирует утопизм отдельных теоретических положений (догм) , забегание вперед, прожектерство, огосударствление форм общественной самодеятельности, лицемерие властвующих структур. В любом случае в постперестроечный период теория отмирания государства и права не находит своих сторонников. Единственной теорией, которая в последнее десятилетие XX в. пришла ей на смену в России является теория цивилизма (В.С. Нерсесянц), согласно которой на базе реального социализма открылась возможность формирования неотчуждаемого права каждого на равную цивильную собственность и в целом движения к более высокой ступени прогрессе свободы.
Негативное отношение к государству и не правовым законам, от него исходящим, может иметь место только там, где законодательство и государство характеризуются отрицательно. Но такую характеристику нельзя распространять на государство и право вообще. Уместно в это связи вспомнить, в силу каких причин появилось государство, почему его воле стали придавать общеобязательное значение. И если среди этих обстоятельств видеть некие общесоциальные (общечеловеческие) потребности, но именно с ними и следует связывать судьбу права и государства. Хорошо сравнение изобретения права с изобретением колеса. Последнее, как известно, могло употребляться для казней людей (колесование), но куда в большей степени оно используется для обеспечения поступательного развития общества. Наука общей теории права и государства должна моделировать прогрессивную роль государственно-правового механизма.
Вывод: Проблема соотношения права и государства будет стоять перед человечеством всегда. Было бы наивно утверждать и ожидать, что когда-нибудь все законы будут правовыми, а государства демократичными. Но общественные отноше- ния с течением времени претерпевают изменения (иногда даже кардинальные), и форма и содержание - эти неотъемлемые характеристики права - также должны изменяться. И в процессе создания новых законов всегда неизбежны ошибки как субъективного, так и объективного характера. Общее мнение одно — право и государство развиваются.
Признание закономерностей
их развития, а также обращение
к историческому опыту
Литература
1. Алексеев С.С. Государство и право; Начальный курс,-М.., 1996
2. Алексеев С.С. Философия права.-М..,1997
3. Алексеев С.С. Теория государства и права.-М.,1999
4. Архипов С.Н. Теория права и государства.-М.,2001
5. Вопленко Н.Н Сущность, принципы и функции права.- Волгоград,1998
6. Лазерев Б.М Что такое правовое государство.-М.,1990
7. Марченко М.Н. Теория государства и права: Элементарный курс.-М.,2002
8. Морозова Л.А. Основы государства и права, М., 2000 г.
9. Никитин А.Ф. 200 вопросов и ответов по основам государства и права,
10. Протасо В.Н Теория права и государства.-М.,2002
11. Сырых В.М Теория государства и права.-Былина.1998
12. Теория государства и права: Учебник для вузов/ Под. Ред В.К Бабаева.-М., Юрист. 2002