Взаимодействие государства и права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2015 в 20:13, курсовая работа

Описание работы

Актуализация избранной темы курсового исследования обусловлена еще и тем, что в юридической науке пробивают себе дорогу взгляды о признании в качестве объективной социальной ценности не только права, но и государства. Такие воззрения на государство являются вполне обоснованными и их следует поддерживать и развивать дальше. Они вполне вписываются в политико-правовое сознание и культуру граждан нашей страны, стержнем которых являются представления о государстве-справедливости. Кроме того, твердая государственность как раз и является необходимой гарантией осуществления юридических предписаний, охраны и реализации прав и свобод человека, а также одним из важнейших условий развития общества в целом, так как последнее представляет собой источник государства и государственной власти, а с другой стороны являет собой постоянное их местонахождение.

Содержание работы

Введение………………..….………………………….……….…………..3
1. Модели соотношения государства и права..….…..……….………...5
2. Влияние государства на право…..………………………….………...12
3. Воздействие права на государство………..………………..………...21
Заключение……………………………..……….............………..……….26
Список использованных источников и литературы….………..….…..28

Файлы: 1 файл

Взаимодействие государства и права.doc

— 143.50 Кб (Скачать файл)

Отходя от позитивистской концепции понимания проблемы, О.В. Макаров воздействие государства на право связывает с оказанием субъектам права со стороны государства содействия в реализации прав, свобод и обязанностей, а также с достижением максимального сочетания правовой нормы, устанавливаемой законодательным путем, и права как продукта потребностей и интересов нормальной человеческой деятельности.31

 

 

3. Воздействие права на государство

 

Зависимость государства от права также имеет различные проявления.

Во-первых, она раскрывается во внутренней организации государства, связях между его отдельными звеньями. Право оформляет структуру и взаимодействие между элементами механизма государства, создает гарантии против концентрации государственной власти в одной из ее ветвей, регулирует отношения между отдельными государственными органами, а в федерации - разграничивает предметы ведения между центром и субъектами федерации.

Во-вторых, зависимость раскрывается во внешних проявлениях государства, в той роли, которую оно играет в общественных отношениях. Право воздействует на государство при его отношениях с населением, определяя пределы воздействия государства на личность, его права и обязанности, правовые гарантии со стороны государства. Одновременно право предает деятельности государства легальный характер, вводит его деятельность в юридические рамки, определяет пределы государственного вмешательства в частную жизнь, пределы, формы и основания для применения государственного принуждения. Однако необходимо помнить, что право способно лишь в принципе ограничить государство, не допустить его произвола, при условии, если власть сама пойдет на известное самоограничение.

Своеобразным венцом, кульминацией, выражающей позитивный потенциал, заложенный в праве, в его соотношении с государством, является правовое государство. В правовом государстве право способно значительно преодолевать негативные проявления феномена власти, оно способствует раскрытию позитивного потенциала государства как формы правления, в свою очередь, государство углубляет свое правовое развитие и содержание.

Наиболее высокую ступень развития права, С.С. Алексеев связывает не просто с правовым государством, а с обществом права, т. е. обществом, в котором устанавливается безусловное верховенство права, абсолютное и нерушимое господство его начал и ценностей.32

Начала общеобязательности права, его системности, нормативности, формальной определенности обеспечивают наиболее эффективное проведение в жизнь государственной воли. Государственная власть посредством права придает своей воле всеобщее значение, определяет нормативные основы функционирования государственного механизма, устанавливает правовые связи государственных органов между собой и с гражданами.

Государство предоставляет необходимые полномочия и надлежащие средства воздействия правоохранительным учреждениям, органам юрисдикции. Специально отметим то, что государственное принуждение в цивилизованном обществе может быть только правовым. Его вид и мера определены правовыми нормами, применяются в процессуальных формах, в условиях определенных процедур, предусмотренных законодательными актами.

По мнению В.М. Корельского, «право придает государственной власти легитимность, подчиняет ее конкретному правовому режиму. При подчиненности государственной власти праву и формируется правовое государство».33

Следовательно, право как важнейший нормативный регулятор относительно государственной власти выполняет особую роль. Оно активно воздействует на государственно-властные структуры путем установления для них общеобязательных предписаний. Нормы права закрепляют правовой статус государственных органов, должностных лиц, определяют юридические рамки их деятельности, субординацию, формы взаимоотношений и др.

В юридической литературе последнего времени особый акцент делается на следующем: право представляет социальный институт, который призван противостоять власти, быть для нее известным противовесом. В этом видится одна из важнейших сторон предназначения права. «Именно право, – отмечает С.С. Алексеев, – способно не только «организовать» власть, но и упорядочить ее, ввести ее осуществление в строгие рамки, умерить власть, устранить ее произвол, возвыситься над ней. Отсюда и проистекает сама возможность такого построения власти, когда она выступает в виде «правового государства».34

Право в нашей стране претерпело сложную эволюцию, в ряде аспектов сблизившись с правом развитых демократических стран. Одно из достижений здесь в том, что право становится далеко не всегда «инструментом государства». И государство, и его органы, и должностные лица постепенно становятся подконтрольными праву, призваны подчиняться действующим юридическим нормам. По этому поводу справедливо пишет И.А. Ильин: «Сильная власть грядущей России должна быть не внеправовой и не сверхправовой, а оформленная правом и служащая по праву, при помощи права – всенародному правопорядку».35

В настоящее время есть весомые основания полагать, что в современной России наметился процесс «перенастройки права» в соответствии со стратегической конституционной целью формирования гражданского общества и правового государства в нашей стране. Необходимо отметить то, что сам этот «качественный перелом» в области российского права определился, реально происходит. Сказанное подтверждается тем, что формируются новые политико-правовые институты прогрессивной направленности (разделение властей, федерализма, разъединения государственной и муниципальной власти и др.), которые препятствуют концентрации власти и превращению ее в самодовлеющий фактор. «Подобное самоусмирение власти, – отмечает С.С. Алексеев, – приобретает реальный характер в развитом демократическом обществе, где по существенным содержательным элементам государственная политика и функционирование более или менее развитой юридической системы совпадают».36

С учетом особенностей правовой жизни общества в современной России, с закреплением в Конституции РФ37 идеи правового государства наметились новые подходы к определению законности. В этой связи предлагается узкое и широкое понимание законности. Трактовка законности в первом смысле следующая: законность – это требование строгого, неукоснительного соблюдения и исполнения юридических норм всеми субъектами, то есть гражданами, их объединениями, должностными лицами, государственными органами.

Законность в широком аспекте – это не просто исполнение законов, но и прав, подзаконность деятельности государства, обязательность законов для всех государственных органов. При этом особый акцент делается на том, что «законность должна быть «развернута» на личность, на ее правовые возможности, на утверждение субъективного права.38

Согласно названному подходу, законность выражает новое гуманистическое мировоззрение, природу такой общественной системы, которая нацелена на обеспечение прав личности, на исключение из общественной жизни ее бесправия, произвола властных структур. В этой связи в поле зрения находится такая важная сфера социальной жизни, которая связана с созданием предпосылок для реализации гражданами предоставленных им прав и свобод. Дело в следующем: трудно и сложно призывать граждан к неуклонному соблюдению законов, реализации возложенных обязанностей (заполнение декларации о доходах, исполнение воинского долга и др.), если государство не способно достаточно эффективно воздействовать на важнейшие области общественной жизни, осуществлять свои функции по отношению к гражданам (проблема неуставных отношений в воинских подразделениях и др.).

Можно сказать следующее: законность исполняет роль «посредника», который как бы «переносит право в плоскость реального осуществления прав и обязанностей граждан, организаций, «подводит» под действие права властные государственные структуры. Принципиально значимо то, что перед законом должны быть равны все. Это положение не должно содержать каких-либо изъятий.

В действительности, всеобщая обязанность соблюдать законы и, в этом смысле, равноправное положение граждан и государственных органов, должностных лиц, неотвратимое наказание любого из субъектов права за неисполнение требований законности – необходимый ресурс повышения авторитета государственной власти, формирования правосознания граждан.

Одна из стратегических задач государства – и упрочение законности, и разработка основ правовой политики, ее реализации в обществе.

 

Заключение

 

Важнейшее положение марксистского учения в решении вопроса  взаимодействия государства и права заключается в том, что государство и право неразрывно органически связаны друг с другом, т.е. государство не может существовать вне права, и наоборот.

Новое в понимании взаимосвязи государства и права сопряжено с конкретно-историческим подходом истолкования этой взаимосвязи между государством и правом. Конкретный исторический подход к данной проблеме выражается в том, что взаимосвязь государства и права наполняется особым содержанием в различных исторических условиях.

Если в ходе общественного развития утверждается авторитарный, тоталитарный политические режимы, то на первый план выдвигается приоритетное значение государственной власти по отношению к праву. Право при таких условиях превращается в нечто вспомогательное, несущественное и выступает в качестве «придатка» государственной власти, т.е. ведущую роль играет воля государства. Если она выражена, то в соответствии с ней должен применяться и закон.

Если в ходе исторического развития утверждается подлинно демократический политический режим, то приоритетное значение приобретает право по отношению к государству.

Соотношение государства и права проявляется в том, что государство не порождает права, не производит его, является, с одной стороны, зависимой, подчиненной ему силой, а с другой – мощным средством, поддерживающим и усиливающим мощь права, его потенциал в общественной системе. Государство использует право в качестве средства управления общественными процессами, но лишь в той мере, в какой само право ему это «позволяет». Право как явление и важнейший институт современного общества оказывает огромное влияние на жизнь людей; без него ни одно государство не может функционировать и распространять свою власть на граждан. Соотношение государства и права проявляется в их взаимосвязи и взаимодействии, в процессе которого они объединяют потенциал для позитивного, полезного, необходимого воздействия на наиболее значимые стороны жизни современного общества.

Вместе с тем в основе происхождения и действия государства и права лежат не только сугубо экономические и социальные причины, но и этнические, духовные, нравственные и многие иные жизненные обстоятельства. На функционирование государства и права влияют различного рода интересы, потребности, идеи, побуждения, мотивы, ценности, порождаемые и отражаемые общественной жизнью, волей людей.

Такое состояние необходимо учитывать при решении обществом задачи утверждения правового государства.

 

 

 

 

 

Список использованных источников и литературы

 

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2009. – № 4. – Ст. 445.
  2. Jhering R. von. Der Zweck im Recht. 3. Aufl. – Leipzig, 1893. Bd. 1. – 442 р.
  3. Алексеев С.С. Основы правовой политики в России. Курс лекций. – Екатеринбург-Москва, 1995. – 128 с.
  4. Алексеев С.С. Право: Азбука. Теория. Философия: Опыт комплексного исследования. – М.: Статут, 1999. – 712 с.
  5. Алексеев С.С. Теория права. – М., 1994. – 223 с.
  6. Аржанов М.А. Государство и право в их соотношении. – М.: Изд-во Академии наук СССР, 1960. – 287 с.
  7. Бабенко Н.А. Ценности права и государственные ценности: соотношение и взаимодействие // Правовые проблемы укрепления российской государственности: Сборник статей. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 2011, Ч. 49. – С. 67-69.
  8. Виноградов П.Г. Очерки по теории права. – М., 1915. – 155 с.
  9. Вопленко Н.Н. Социалистическая законность и применение права / Под ред. М.И. Байтина. – Саратов, 1983. – 184 с.
  10. Гоббс Т. Избранные произведения: в 2 т. – М.: Мысль, 1964. – Т. 1. – 428 с.
  11. Государственное право Германии / Б.Н. Топорнин (Отв. ред.). – М., 1994. – Т. 1. – 542 с.
  12. Графский В.Г. История политических и правовых учений: учебник. – 3-е изд., доп. – М.: Норма, 2012. – 736 с.
  13. Дюрягин И.Я. Применение норм советского права: Теоретические вопросы. – Свердловск, 1973. – 248 с.
  14. Зорькин В.Д. Позитивистская теория права в России. – М., 1978. – 270 с.
  15. Ильин А.И. Наши задачи. – М., 1994. – 507 с.
  16. Карташов В.Н. Юридическая деятельность: понятие, структура, ценность. – Саратов, 1989. – 218 с.
  17. Кейзеров Н.М. Власть и авторитет. Критика буржуазных теорий. – М., 1973. – 264 с.
  18. Кудрявцев В.Н. О правопонимании и законности // Государство и право. – 1994. – № 3. – С. 3-8.
  19. Кудрявцев Ю.В. Знание правовой нормы // Советское государство и право. – 1983. – № 9. – С. 27-33.
  20. Макаров О.В. Соотношение права и государства // Государство и право. – 1995. – № 5. – С. 16-22.
  21. Мартышин О.В. Совместимы ли основные типы понимания права? // Государство и право. – 2003. – № 6. – С. 13-21.
  22. Михайлов П.Е. Проблема права. Новые идеи в правоведении. – СПб., 1915. – 435 с.
  23. Неновски Н. Единство и взаимодействие государства и права. – М., 1982. – 150 с.
  24. Палеха Р.Р. Природа правоприменения как особой формы реализации права / Автореф. дисс. … канд. юрид. наук. – Тамбов, 2006. – 19 с.
  25. Панова И.В. Административно-процессуальная деятельность в Российской Федерации. – Саратов, 2001. – 452 с.
  26. Проблемы общей теории права и государства: учебник / Под общ. ред В.С. Нерсесянца. – М.: Норма: Инфра-М, 2010. – 816 с.
  27. Проблемы теории государства и права: учебник / Под ред. М.Н. Марченко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма: Инфра-М, 2012. – 784 с.
  28. Сабо И. Основы теории права. – М., 1974. – 271 с.
  29. Сауляк О.П. Законность и правопорядок: на пути к новым парадигмам. – М.: Юрлитинформ, 2009. – 224 c.
  30. Теория государства и права: курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2012. – 640 с.
  31. Теория государства и права: Учебник для вузов / Отв. ред. В.Д. Перевалов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2007. – 484 с.
  32. Четвернин В.А. Понятия права и государства. Введение в курс теории права и государства. – М., 1997. – 120 с.

 

1 Бабенко Н.А. Ценности права и государственные ценности: соотношение и взаимодействие // Правовые проблемы укрепления российской государственности: Сборник статей. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 2011, Ч. 49. – С. 68.

2 Четвернин В.А. Понятия права и государства. Введение в курс теории права и государства. – М., 1997. – С. 38, 100.

3 Зорькин В.Д. Позитивистская теория права в России. – М., 1978. – С. 78.

4 Четвернин В. А. Понятия права и государства. Введение в курс теории права и государства. – М., 1997. – С. 61.

5 Мартышин О.В. Совместимы ли основные типы понимания права? // Государство и право. – 2003. – № 6. – С. 13.

6 Проблемы общей теории права и государства: учебник / Под общ. ред В.С. Нерсесянца. – М.: Норма: Инфра-М, 2010. – С. 677.

7 Аржанов М.А. Государство и право в их соотношении. – М.: Изд-во Академии наук СССР, 1960. – 287 с.

8 Теория государства и права: курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2012. – С. 60.

9 Неновски Н. Единство и взаимодействие государства и права. – М., 1982. – С. 36, 43.

10 Алексеев С.С. Теория права. – М., 1994. – С. 72.

11 Михайлов П.Е. Проблема права. Новые идеи в правоведении. – СПб., 1915. – С. 11; Виноградов П.Г. Очерки по теории права. – М., 1915. – С. 28.

12 Государственное право Германии / Б.Н. Топорнин (Отв. ред.). – М., 1994. – Т. 1. – С. 308.

13 Проблемы теории государства и права: учебник / Под ред. М.Н. Марченко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма: Инфра-М, 2012. – С. 287.

14 Кудрявцев В.Н. О правопонимании и законности // Государство и право. – 1994. – № 3. – С. 7.

15 Алексеев С.С. Теория права. – М., 1994. – С. 74.

16 Алексеев С.С. Теория права. – М., 1994. – С. 72.

17 Проблемы теории государства и права: учебник / Под ред. М.Н. Марченко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма: Инфра-М, 2012. – С. 282.

18 Графский В.Г. История политических и правовых учений: учебник. – 3-е изд., доп. – М.: Норма, 2012. – С. 287.

19 Гоббс Т. Избранные произведения: в 2 т. – М.: Мысль, 1964. – Т. 1. – С. 176-181.

20 Гоббс Т. Избранные произведения: в 2 т. – М.: Мысль, 1964. – Т. 1. – С. 165, 200.

21 Jhering R. von. Der Zweck im Recht. 3. Aufl. – Leipzig, 1893. Bd. 1. – Р. 320.

22 Вопленко Н.Н. Социалистическая законность и применение права / Под ред. М.И. Байтина. – Саратов, 1983. – С. 32.

23 Дюрягин И.Я. Применение норм советского права: Теоретические вопросы. – Свердловск, 1973. – С. 25-30.

24 Карташов В.Н. Юридическая деятельность: понятие, структура, ценность. – Саратов, 1989. – С. 55.

25 Алексеев С.С. Теория права. – Харьков, 1994. – С. 174.

26 Панова И.В. Административно-процессуальная деятельность в Российской Федерации. – Саратов, 2001. – С. 31.

27 Палеха Р.Р. Природа правоприменения как особой формы реализации права / Автореф. дисс. … канд. юрид. наук. – Тамбов, 2006. – С. 13.

28 Кейзеров Н.М. Власть и авторитет. Критика буржуазных теорий. – М., 1973. – С. 46.

Информация о работе Взаимодействие государства и права