Взаимодействие политических партий и государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2015 в 11:30, реферат

Описание работы

Политическая партия - одно из важных достижений цивилизации необходимый для нормальной общественной жизни политический институт. Партия, самая политическая из всех общественных организаций: ее целью является завоевание и удержание власти, осуществление прямых и обратных связей между обществом и государством. Обратная связь помогает партии выполнять уникальную роль - агрегирования, согласования, выведения на политический уровень реальных и многообразных интересов, существующих или вновь зарождающихся в обществе.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
§1. Понятие политической системы общества …………………………..........5
§2. Структура политической системы общества ………………………….......8
§3. Типы политических систем………………………………………………...12
§4. Государство в политической системе общества…………………………..16
§5. Взаимодействие государства и политических партий…………………….20
Заключение…………………………………………………………….................22
Список источников………………………………………………………………23

Файлы: 1 файл

тгп_реф.doc

— 110.00 Кб (Скачать файл)

3. Функциональная подсистема  представляет собой совокупность  тех функций и ролей, которые осуществляются как отдельными социально-политическими институтами, так и их группами. Она охватывает политический процесс в его динамике, а также включает методы и средства осуществления политической власти, т. с. политический режим.

4. Идеологическая подсистема включает в себя всю совокупность политических идей, теорий, взглядов, концепций, на основе которых разрабатываются различные политические программы и осуществляют свою деятельность различные общественно-политические институты как элементы политической системы общества. Выражая интересы различных социальных групп, политическая идеология может оказывать либо консолидирующее, либо деструктивное влияние на политическую систему в целом. Значительную роль для функционирования политической системы играет и политическая культура как совокупность типичных для данного общества образцов поведения, ценностных ориентации и установок, сложившихся представлений о политике.

Политическая культура выполняет своеобразную охранительную функцию, поддерживающую стабильность политической системы.

5. Коммуникативная подсистема  охватывает совокупность разнообразных  объединяющих связей и отношений  между различными компонентами  политической системы общества. Это отношения между субъектами  политики по поводу завоевания, распределения и удержания власти. Сюда включаются как формализованные отношения, основанные на правовых нормах и ими регулируемые, так и неформализованные связи и отношения, т. е. возникающие спонтанно.

Каждая из рассмотренных подсистем имеет свою внутреннюю структуру, особенности функционирования и обладает относительной самостоятельностью. Из всех подсистем, как уже было отмечено, ведущая роль принадлежит институциональной, т. е. политической организации, поскольку именно она решает вопрос о власти, придает политической системе целостность, определяет ее нормативноправовую базу, основные направления деятельности и социальное назначение.

Выделив указанные подсистемы, можно определить и механизм функционирования политической системы в целом. Политические организации и институты, выражая интересы определенных социальных групп, формируют определенную идеологию, положенную в основу политической культуры общества. На основе определенных норм и др. средств регулирования взаимосвязей, используя те или иные средства и методы осуществления власти и выполняя определенные функции в обществе, политические организации и институты вступают в определенные отношения, которые и выражают сущность политических процессов, происходящих в рамках данной политической системы.

 

§3. Типы политических систем


На протяжении истории человечества существовало и в настоящее время существует огромное количество политических систем. Тип политической системы - это совокупность общих признаков, свойственных определенным группам политических систем. Данная категория отображает прежде всего момент изменчивости, развития изучаемого явления. Классификации политических систем проводят по различным основаниям.

По основанию формационный подход можно выделить политическую систему рабовладельческого, феодального, буржуазного и социалистического общества.

По основанию положение личности в обществе (отсутствие либо провозглашение и наличие гарантий прав и свобод граждан), степени централизации власти и методов ее осуществления выделяют две основные категории политических систем: авторитарные и демократические.

По отношению к действительности различают консервативные политические системы, которые характеризуются относительной стабильностью политических институтов, и реформаторские политические системы, в которых те или иные политические институты формируются или развиваются. В зависимости от направленности развития говорят о прогрессивных и реакционных политических системах.

По состоянию политической структуры и уровню политической культуры выделяют следующие типы: англо- американский, континентально-европейский, доиндустриальный, тоталитарный. Рассмотрим названные виды.

Политическая система англо-американского типа (США, Ангия, Канада, Австралия) характеризуется однородностью культуры. Политические цели и средства их достижения разделяют все. Большинство населения ставит выше всего свободу личности, массовое благосостояние и безопасность. Эта система четко организована (каждый элемент выполняет свои функции), стабильна.

Политическая система континентально-европейского типа (Франция, Германия, Италия) характеризуется смешанной политической культурой, сосуществованием новых и старых культур. Характерно наличие многих политических партий с разной идеологией и старыми традициями, имеющими значительное влияние в обществе.

Доиндустриальная (или частично индустриальная) политическая система (многие страны Азии, Африки, Латинской Америки) отличается смешанной политической культурой, но она сильно отличается от смешанной политической культуры западноевропейских систем, поскольку может соединять в себе самые неожиданные противоположности: западные ценности, этнические и религиозные традиции. Для данного типа политической системы свойственны личный авторитаризм, высокий уровень насилия.

Политическая система тоталитарного типа (фашистская Италия и Германия) отличается чрезмерной централизацией власти, высокой степенью насилия и т.п.

Существует классификация политических систем по характеру их взаимоотношений с внешней средой: открытые и закрытые.

Закрытые политические системы имеют ограниченные связи с внешней средой, невосприимчивы к ценностям иных систем и самодостаточны, т.е. ресурсы находят внутри таких систем.

Открытые системы активно обмениваются ресурсами с внешним миром, успешно усваивают передовые ценности иных систем, подвижны и динамичны.

Типология политических систем осуществляется по разным основаниям. В зависимости от характера их взаимоотношений со средой они делятся на закрытые и открытые. Закрытые политические системы имеют ограниченные связи с внешней средой, невосприимчивы к ценностям иных политических систем и самодостаточны, т. е. ресурсы развития находят внутри таких систем. Открытые системы активно обмениваются ресурсами с внешним миром, успешно осваивают передовые ценности иных систем, подвижны, динамичны.

По политическим культурам и их выражениям в формах организации власти Г. Алмонд, американский политолог, подразделил все политические системы на четыре типа. Англо-американская политическая система функционирует в рамках однородной культуры, ориентированной на защиту общепризнанных в обществе либеральных ценностей; власть распределена между различными звеньями политической системы: государством, партиями, группами интересов и т.д. Континенталъно-европейская политическая система отличается расколотостью политической культуры, наличием внутри национальных культур противоположных ориентации, ценностей, присущих какому-то классу, этносу, группе, партии. Поэтому разделение политических функций происходит не в масштабах общества, а внутри класса, группы, партии и т.д. Однако наличие разнородных субкультур не мешает находить в обществе согласие, поскольку имеется общая культурная основа - либеральные ценности.

Доиндустриалъные и частично индустриальные политические системы имеют смешанную политическую культуру. Она состоит из местных политических субкультур, в основе которых лежат ценности рода, клана, племени, общины. Поэтому найти согласие здесь, не прибегая к насилию, практические невозможно. Интеграция общества с помощью насилия приводит к концентрации власти и влияния в руках узкого круга лиц.

Тоталитарные политические системы функционируют на основе приоритета классовых, национальных или религиозных ценностей. Власть сконцентрирована в руках монопольно правящей партии или группы лиц. Она контролирует все стороны жизнедеятельности общества и индивида.

Достаточно распространенной является классификация политических систем по политическому режиму, т. е. на основе характера и способов взаимодействия власти, личности и общества. По этому критерию выделяются тоталитарные политические системы, авторитарные и демократические. Для тоталитарной политической системы характерно полное подчинение личности и общества власти, регламентация и контроль над всеми сферами жизни людей со стороны государства. Авторитарная политическая система основана на неограниченной власти одного лица или группы лиц при сохранении некоторых экономических, гражданских, духовных свобод для граждан. Демократическая политическая система предполагает приоритет прав личности, контроль общества над властью.

 

§4. Государство в политической системе общества


Государство как политический институт обладает рядом качественных признаков, которые отличают его от негосударственных политических организаций (партий, движений и т.д.), оказывающих существенное влияние на общество.

а) Государство выступает как единая организация политической власти в масштабах всей страны. Государственная власть распространяется на все население в пределах определенной территории, Целостность общества и взаимосвязь его членов обеспечивает институт гражданства, или подданства. Именно в наличии института гражданства выражается сущность государства для отдельного индивида. Осуществление власти на определенной территории требует установления ее пространственных пределов - государственной границы, которая отделяет одно государство от другого. В пределах данной территории государство обладает верховенством и полнотой законодательной и судебной власти над населением.

б) Государство представляет собой особую организацию политической власти, обладающую специальным механизмом, системой органов и учреждений, которые непосредственно управляют обществом. Механизм государства предоставлен институтами законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти. Для поддержания нормальных условий существования общества государство применяет также принуждение, осуществляемое с помощью органов насилия: армии, служб охраны правопорядка и безопасности.

в) Государство организует общественную жизнь на основе права. Только государство может регулировать жизнь общества с помощью законов, имеющих общеобязательный характер. Требования правовых норм государство проводит в жизнь с помощью своих специальных органов (судов, администраций).

г) Государство представляет собой суверенную организацию власти. Суверенитет государственной власти выражается в ее верховенстве и независимости от любых других властей внутри страны или во взаимоотношениях с другими государствами. Верховенство государственной власти проявляется: а) в общеобязательности ее решений для населения; б) в возможности отмены постановлений и решений негосударственных политических организаций; в) в обладании рядом исключительных прав, например правом издания законов, имеющих для населения обязательный характер; г) в наличии специальных средств воздействия на население, отсутствующих у других организаций (аппарат принуждения и насилия).

д) Государство располагает системой принудительного взимания налогов и обязательных платежей, которая обеспечивает его экономическую самостоятельность.

На протяжении истории человечества, отмеченные признаки государства не оставались неизменными с точки зрения содержания и механизмов реализации властной воли. Они трансформировались в структуре институтов государственной власти, их специализации и дифференциации. Соотношение институтов законодательной, исполнительной и судебной власти в значительной мере определяется теми функциями, которые выполняет государство в конкретном обществе. Объем этих функций обусловлен зрелостью экономической, социальной и культурной сфер общества, ролью основных властных институтов и принципами их формирования.

Государство занимает в политической системе общества центральное место. Это обусловлено сущностью и некоторыми признаками государства как социального института. Назначение государства состоит в организации управления обществом. Иначе говоря, государство - это специальное учреждение, предназначенное для принятия управленческих, политических решений в масштабах всего общества. Никакой другой элемент политической системы не имеет такого специального назначения. Государство обладает публичными органами.

Особое место государства в политической системе общества предопределяется также тем фактором, что государство в любой стране и на любом этапе развития общества выступает как самая массовая, самая широкая организация. Оно объединяет или, по крайней мере, стремится объединить вокруг себя самые различные слои населения. Например, в Конституции Швеции подобное стремление государства выступать в качестве организации всего народа выражается в закреплении положения, согласно которому «вся государственная власть в Швеции исходит от народа. Правление шведского народа основывается на свободном формировании мнений и на всеобщем и равном избирательном праве. Правление осуществляется посредством государственного строя, основанного на представительной и парламентской системе, и посредством коммунального самоуправления».

Кроме того, особое место и роль государства в политической системе общества определяются тем, что оно сосредотачивает в своих руках огромные материальные и финансовые средства. В ряде стран оно является исключительным собственником основных орудий и средств производства. В других странах государство оставляет за собой решающие средства производства.

Сравнивая, например, масштабы огосударствления в разных промышленно развитых странах, можно заметить, что на долю государственного сектора в экономике Англии приходится около 53 % валового национального продукта, на долю государства в национальном доходе Франции - около 48 % , в национальном доходе Японии 23,5 % и т.д.

Информация о работе Взаимодействие политических партий и государства