Взаимодействие Президента и Правительства в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 12:32, курсовая работа

Описание работы

целью работы будет исследование вопроса взаимоотношения Президента РФ и Правительства РФ.
Задачи стоящие при написании работы:
- исследовать вопрос Взаимоотношения Президента РФ и Правительства РФ;
- рассмотреть вопрос административно-правового регулирования легитимного изменения баланса властей в Российской Федерации;
- рассмотреть конституционные способы воздействия президента РФ на исполнительную власть и связанные с ними особенности российской
формы правления;

Содержание работы

Введение___________________________________________________3

Правовой статус Президента России. Президент и Правительство в механизме государственной власти__________________________________5

2. Федеральное Собрание – Парламент Российской Федерации______12

3. Вопросы взаимодействия и баланса полномочий Президента и Парламента______________________________________________________19

Заключение________________________________________________25

Список литературы_________________________________________27

Файлы: 1 файл

курсовая 2012.doc

— 109.50 Кб (Скачать файл)

Таким образом, на сегодняшний день, определяя правовой статус Президента России и характер его взаимоотношений с Правительством Российской Федерации, нельзя не отметить очевидную тенденцию в фактическом превращении Президента в руководителя исполнительной власти, главу федерального правительства, политического посредника в спорах между органами различных ветвей и уровней власти. Примечательно, что такое положение вещей оказывает влияние не только на качество ответственности Президента за выполняемые им действия, но и в масштабах его взаимодействия  с другими органами государственной власти, в том числе и Парламентом России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Федеральное  Собрание – Парламент Российской  Федерации

 

 

Парламент – это избираемый населением страны представительный орган, носитель законодательной власти, неотъемлемый институт демократического государственного строя.9

В соответствии со ст.94 Конституции  Российской Федерации10 Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации, является законодательным и исполнительным органом Российской Федерации.

Парламент как конституционно-правовой институт имеет многовековую историю. Первые парламенты (английский парламент, испанские кортесы) возникли еще в XII-XIII веках. Парламенты еще именовались легислатурами (от латинского lex – закон). Под легислатурами подразумевались политические институты, власть которых проистекает из того, что их члены являются представителями общества.11

Современный парламент – это  общегосударственный представительный орган, главная функция которого в системе разделения властей  заключается в осуществлении  законодательной власти.12

Таким образом, на сегодняшний день законодательная власть, осуществляемая представительными органами, в системе  разделения властей занимает чрезвычайно  важное место. Как считает Н.В.Онишко13, без преувеличения можно сказать, что вопросы организации и функционирования органов законодательной власти находятся в центре политической практики и конституционно-правовых доктрин. Тенденция к демократизации общественной жизни и государственного устройства весьма отчетливо проявляется в развитии институтов представительной демократии, парламентаризма.

Как институт государственной власти парламент породил две производных: парламентаризм и парламентское  право, тщательно изучаемые доктриной  права. Под парламентским правом понимают совокупность правовых норм, регламентирующих статус, порядок формирования, внутреннюю организацию и деятельность парламента. Парламентаризмом обычно называют такую систему организации органов государственной власти, в которой парламент играет заметное (или ведущее) место.14

Парламентаризм не может существовать без парламента, и в то же время парламент основан на нескольких принципах парламентаризма, основными из которых являются разделение властей, представительность и законность.

Эти принципы нашли свое отражение  и в Конституции РФ. Так, в ст.94 Конституции указано, что Федеральное Собрание является представительным органом Российской Федерации.  Тем самым Конституция устанавливает, что формой государства Российской Федерации является представительная, то есть опосредованная выборами, парламентская демократия, в условиях которой формирование политической воли народа возлагается на народное представительство, самостоятельно принимающее наиболее ответственные решения.

Этой же статьей Конституции (94) Федеральное Собрание характеризуется  как законодательный орган Российской Федерации. В предоставлении парламенту законодательной власти реализуется принцип народного суверенитета как основы легитимации правопорядка. В результате парламент законодательно регулирует жизнь страны и содействует формированию правового государства.

Принцип проявления разделения властей  проявляется в признании Федерального Собрания представительным и законодательным  органом Российской Федерации (ст.94 Конституции РФ).

Согласно ст.95 Конституции РФ Федеральное  Собрание состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы. Такая структура проистекает из федеративного государственного устройства, когда одна из палат является палатой общенародного представительства, а в другой палате реализуется представительство субъектов Федерации. Роль палаты Федерального Собрания, выражающей интересы субъектов РФ, принадлежит Совету Федерации. Вторая палата Федерального Собрания – Государственная Дума – призвана представлять интересы населения России в целом.15

Палаты Федерального Собрания самостоятельно разрешают вопросы, относящиеся к их компетенции. В соответствии с п.1 ст.100 Конституции Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно. Законом лишь предусмотрено, что палаты могут собираться совместно лишь для заслушивания посланий Президента РФ, посланий Конституционного Суда РФ, выступлений руководителей иностранных государств (п.3 ст.100 Конституции РФ).

Более того, Конституция предусматривает  совершено различную компетенцию  для каждой из палат, обеспечивая  тем самым систему «сдержек и противовесов» в деятельности Федерального Собрания, в которой Совету Федерации отводится роль своего рода, как своеобразно выразились Е.И.Козлова и О.Е.Кутафин16,  тормоза по отношению к Государственной Думе, призванного предотвратить возможность установления в Российской Федерации «тирании большинства», завоеванного на выборах в Государственную Думу теми или иными политическими силами.

Следует отметить, что в России имеется откровенное недоверие  к представительным органам государственной  власти вообще, и к парламенту в частности, что во многом является следствием той политической борьбы, которая предшествовала принятию действующей Конституции Российской Федерации. В обществе имеются силы, которые считают, что от парламента как от государственного института следует отказаться вообще либо превратить его в послушную, не играющую самостоятельной роли структуру.

Однако в связи с этим нельзя забывать о том, что полная дискредитация  парламента может существенно подорвать  складывающиеся устои российской демократии. Во многих демократических странах парламент является своеобразным олицетворением политических традиций, важным показателем национальной политической культуры. Одновременно с этим парламент выступает как своего рода уравновешивающая сила и в отношениях конкурирующих политических сил, как представитель интересов тех из них, которые обладают меньшими возможностями воздействия на политическую жизнь страны.

В связи с изложенным, деятельность российского парламента сегодня  зачастую осуществляется сложным, во многом противоречивым путем.

Так, как уже было указано выше, парламент Российской Федерации  состоит из двух палат – Совета Федерации и Федерального Собрания, каждая из которых наделена рядом  полномочий по осуществлению государственной  власти.

В соответствии со ст.102 Конституции РФ, к ведению Совета Федерации относятся:

- утверждение изменения границ  между субъектами Российской  Федерации;

- утверждение указа Президента  Российской Федерации о введении  военного положения;

- утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;

- решение вопроса о возможности  использования Вооруженных Сил  Российской Федерации за пределами  территории Российской Федерации;

- назначение выборов Президента  Российской Федерации;

- отрешение Президента Российской Федерации от должности;

- назначение на должность судей  Конституционного Суда Российской  Федерации, Верховного Суда Российской  Федерации, Высшего Арбитражного  Суда Российской Федерации;

- назначение на должность  и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации;

- назначение на должность и  освобождение от должности заместителя  Председателя Счетной палаты  и половины состава ее аудиторов.

Кроме этого, Совет Федерации принимает  постановления по вопросам, отнесенным к его ведению Конституцией Российской Федерации. Постановления Совета Федерации принимаются большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.

Таким образом, в ст.102 Конституции РФ определены вопросы, относящиеся к ведению Совета Федерации. Вместе с тем, их перечень не является исчерпывающим. Например, Совет Федерации утверждает указы Президента о введении военного положения и введении чрезвычайного положения на всей территории РФ или в отдельных ее местностях в случае агрессии или угрозы агрессии. В компетенции Совета Федерации также находится назначение по представлению Президента Российской Федерации на должность судей федеральных судов: Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, а также Генерального прокурора, заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

А в компетенции Государственной  Думы находится решение следующих  вопросов (ст.103 Конституции РФ):

- дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;

- решение вопроса о доверии  Правительству Российской Федерации;

- назначение на должность и  освобождение от должности Председателя  Центрального банка Российской Федерации;

- назначение на должность и  освобождение от должности Председателя  Счетной палаты и половины  состава ее аудиторов;

- назначение на должность и  освобождение от должности Уполномоченного  по правам человека, действующего  в соответствии с федеральным конституционным законом;

- объявление амнистии;

- выдвижение обвинения против  Президента Российской Федерации  для отрешения его от должности.

Также Государственная Дума принимает  постановления по вопросам, отнесенным к ее ведению Конституцией Российской Федерации. Постановления Государственной Думы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.

Как показывает анализ статьи, в ней определены вопросы исключительной компетенции Государственной Думы. Вместе с тем, осуществление части этих полномочий тесным образом связаны с деятельностью Президента РФ. Так, Государственная Дума дает согласие Президенту России на назначение Председателя Правительства. В соответствии с п.«г» ст.83 Конституции РФ кандидатура на должность Председателя Центрального банка предоставляется Президентом России. Государственной Думой назначается Председатель Центрального банка на срок, предусмотренный Федеральным Законом «О центральном банке Российской Федерации (Банке России)»17, - согласно ст.14 на четыре года, и считается назначенным, если за него проголосовало большинство от числа избранных депутатов.

Особый статус Федеральное Собрание имеет в отношении принятия законов (ст.ст.104-108 Конституции РФ).

Так, правом законодательной инициативы, кроме Совета Федерации и Государственной  Думы, также имеет Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации и другие лица. Однако непосредственно федеральные законы принимаются Государственной Думой (ст.105 Конституции РФ), а принятые законы передаются на рассмотрение Совету Федерации, который вправе отклонить или одобрить принятый закон. А далее федеральный закон, принятый Государственной Думой и одобренный Советом Федерации, направляется Президенту Российской Федерации, который вправе либо подписать его и, соответственно, как требует закон, обнародовать его, либо отклонить его.

Подводя краткие итоги, необходимо отметить следующее:

Парламент в Российской Федерации  представлен Федеральным Собранием, состоящим из двух палат – Совета Федерации и Государственной  Думы. Федеральное Собрание – это  высший представительный и законодательный  орган Российской Федерации, наделенный для осуществления возложенных на него Конституцией РФ обязанностей рядом полномочий, причем, каждая палата обладает собственными правами. Анализ полномочий свидетельствует о том, что деятельность обеих палат российского парламента тесно связана, особенно это видно в процессе принятия федеральных законов. Кроме этого, осуществляя свои государственные функции, Федеральное Собрание России взаимодействует в своей работе и с другими субъектами власти, но в большей степени – с Президентом Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

3. Вопросы взаимодействия  и баланса полномочий

Президента  и Парламента

 

Рассматривая порядок взаимодействия двух основных субъектов федеральной  власти – Президента и Парламента, следует отметить, что законодатель закрепил основы такого взаимодействия в главе 4 Конституции Российской Федерации, которая в целом посвящена статусу именно Президента России, что еще раз подчеркивает высший статус Президента как органа государственной власти по отношению к другим субъектам.

Основы взаимодействия Федерального Собрания с Президентом охватывают чрезвычайно широкий спектр вопросов, в частности таких, как согласование назначений ряда должностных лиц, назначение выборов и роспуск Государственной  Думы, участие Президента в законодательном процессе, введение военного и чрезвычайного положения, отрешение Президента от должности и другие.18

Информация о работе Взаимодействие Президента и Правительства в Российской Федерации