Взаимодействие Президента и Правительства в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 12:32, курсовая работа

Описание работы

целью работы будет исследование вопроса взаимоотношения Президента РФ и Правительства РФ.
Задачи стоящие при написании работы:
- исследовать вопрос Взаимоотношения Президента РФ и Правительства РФ;
- рассмотреть вопрос административно-правового регулирования легитимного изменения баланса властей в Российской Федерации;
- рассмотреть конституционные способы воздействия президента РФ на исполнительную власть и связанные с ними особенности российской
формы правления;

Содержание работы

Введение___________________________________________________3

Правовой статус Президента России. Президент и Правительство в механизме государственной власти__________________________________5

2. Федеральное Собрание – Парламент Российской Федерации______12

3. Вопросы взаимодействия и баланса полномочий Президента и Парламента______________________________________________________19

Заключение________________________________________________25

Список литературы_________________________________________27

Файлы: 1 файл

курсовая 2012.doc

— 109.50 Кб (Скачать файл)

 Совместные полномочия Президента и Парламента можно условно подразделить на несколько групп, в зависимости от выполняемых этими органами функций.

Прежде всего, это формирование органов государственной власти. Так, Президент назначает Председателя Правительства Российской Федерации, но осуществляет это только с согласия Государственной Думы – низшей палаты парламента России.

Как видно, Президент имеет большие полномочия, связанные с формированием федеральных органов государственного управления. Значительный объем такого рода полномочий обусловлен следующими причинами.

Поскольку путем всенародных выборов  программ лица, ставшего Президентом, поддержана избирателями, он, естественно, должен обладать определенными полномочиями в формировании федеральных органов исполнительной власти. Так как реализация его программы в основном лежит на органах исполнительной власти, полномочия Президента в отношении их формирования наиболее значительны.

Составляющий одну из основ конституционного строя Российской Федерации принцип  разделения властей не допускает, чтобы  какой-либо орган государственной  власти Российской Федерации был  обязан своим «рождением» только одно ветви власти. Поэтому в соответствии с Конституцией в формировании федеральных органов государственной власти задействованы и Президент, и Федеральное Собрание – представитель Парламента. Это достигается двумя путями: либо Президент назначает определенных должностных лиц, а Парламент одобряет, либо парламент назначает, а кандидатуры предлагает Президент.

В отношении формирования исполнительной власти полномочия Президента наиболее широки.

Так, Президент назначает Председателя Правительства, заместителей Председателя Правительства и федеральных министерств.

Что касается органов  судебной власти, то Президент предлагает кандидатуры судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда и т.п., а назначает указанных  лиц Совет Федерации.

Также в совместной компетенции Президента и Парламента находится утверждение и отзыв дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях. Однако роль Парламента здесь, в сущности, номинальна. Президент назначает и отзывает дипломатических представителей после консультаций (а не согласования), с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания.

Исследованный порядок формирования федеральных органов государственной  власти должен, как уже указывалось выше, стать гарантией против их ориентации на одну из ветвей власти.

Ст.84 Конституции Российской Федерации  содержит полномочия Президента Российской Федерации по взаимодействию с федеральной  законодательной властью. Осуществление  государственной власти невозможно без тесного сотрудничества, взаимодействия глав государства с парламентом. В демократическом государстве законодательная и судебная ветви имеют рычаги взаимного влияния. В рамках такого же влияния строятся отношения между Президентом России и палатами Федерального Собрания Российской Федерации.

В отношениях с Государственной  Думой на Президента возложен ряд  иных полномочий, связанных с деятельностью  данного государственного органа. Так, согласно ст.84 Конституции РФ Президент  назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией и федеральным законом, а также распускает Государственную Думу в случае и порядке, предусмотренных Конституцией. Последнее полномочие выступает как правовое средство разрешения конфликтных, тупиковых ситуаций, угрожающих самим условиям государственности. Конституция предусматривает три основания роспуска Государственной Думы Президентом: трехкратное отклонение представленных Президентом кандидатур Председателя Правительства (ч.3 ст.111); повторное в течение трех месяцев выражение недоверия Правительству (ч.3 ст.117); отказ в доверии Правительству, вопрос о котором был поставлен по инициативе его Председателя (ч.4 ст.117).

Государственная Дума не вправе, в свою очередь, решить вопрос об отставке Президента, однако такое полномочие предоставлено другой палате Федерального Собрания – Совету Федерации, который вправе отрешить Президента Российской Федерации от должности в случаях, установленных законом.

Президент и Парламент  обладают равной законодательной инициативой и вправе вносить законопроекты для обсуждения. Однако, в отличие от Парламента, Президент законы не принимает. Таким правом наделена Государственная Дума. В то же время, после принятия закона, он может быть отклонен Советом Федерации. Но и в законотворческом процессе наблюдается тесная взаимосвязь деятельности Президента и Парламента, поскольку, если закон принят Государственной Думой и не был отклонен Советом Федерации, он поступает именно к Президенту, который подписывает и обнародует его.

Средством влияния главы  государства на деятельность Федерального Собрания является и предусмотренный  п.«е» ст.84 Конституции РФ институт послания Президента парламенту о положении  в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства. Ст.84 Конституции в самом общем виде определяет основное содержание послания: положение в стране, основные направления внутренней и внешней политики.

Президент Российской Федерации  утверждает военную доктрину Российской Федерации, является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами России, назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил, формирует и возглавляет Совет Безопасности. Ему предоставлено право в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии вводить на территории страны или в отдельных ее местностях военное положение. Однако введение военного положения, как и введение чрезвычайного положения, возможны только при соблюдении условия незамедлительного сообщения об этом Совету Федерации и Государственной Думе (ч.2 ст.87 Конституции РФ). В то же время Президенту Российской Федерации не принадлежит право объявления войны и заключения мира. Этот вопрос относится к исключительной компетенции Совета Федерации (ст.106 Конституции Российской Федерации).

В соответствии со ст.93 Конституции  РФ Президент России может быть отрешен  от должности Советом Федерации  только на основании выдвинутого  Государственной Думой обвинения  в государственно измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления и заключением Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

Таким образом, как следует из п.1 ст.93 и п.«ж» ст.103 Конституции РФ выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации – это прерогатива Государственной Думы. Она должна образовать специальную комиссию, которая в соответствии с Регламентом Государственной Думы оценивает соблюдение процедурных правил и фактической обоснованности обвинения. Специальная комиссия заслушивает на своих заседаниях лиц, имеющих сведения о фактах, положенных в основу предложения о выдвижении обвинения, рассматривает соответствующие документы, заслушивает представителя Президента. Предложения о выдвижении обвинения против Президента рассматриваются на заседании Государственной Думы.

Решение об отрешении  Президента Российской Федерации от должности принимает Совет Федерации. Однако отрешение Президента от должности  на основании предъявленного обвинения не означает привлечения его к уголовной ответственности.

Нельзя не заметить, что процедура  отрешения Президента Российской Федерации  от должности весьма своеобразна  и достаточно сложна. Существуют даже предположения, что Президента в  рамках имеющейся на сегодняшний день процедуры вообще невозможно отрешить от должности. Таким образом, эта сложность не позволяет парламенту превратить ее в орудие политической борьбы и угрожать Президенту отстранением от должности по чисто политическим мотивам.

Фактически на сегодняшний день сложился так называемый институт президента – «хозяина», «гаранта», поскольку  правительство, как таковое, самостоятельностью не обладает. Причем, наличие такого института обоснованно, но при соблюдении определенных условий. Так, зона политической ответственности президента может находиться только в области сохранения и укрепления основ государственности в рамках конституционного строя, ответственного лидерства в чрезвычайных ситуациях, разрешения конституционных тупиков, политический арбитраж. Для этой роли не стоит «скупиться» на предоставление полномочий президенту и только в этой роли может быть оправдана беспартийность главы государства. Иными словами, если сохранять полупрезидентскую модель, то придется более сбалансировано определить функции и полномочия институтов власти.

Однако, как считают многие правоведы, боле рациональным для России на сегодняшний  день является не очередное реформирование полупрезидентской формы, а создание модели президентской республики, которая должна обеспечить баланс полномочий между высшими органами власти.

В общих чертах путем введения такой  модели возможны следующие результаты:

1. Исчезнет дополнительный центр  власти в виде обособленной  структуры правительства, который  не просто отягощает всю конструкцию разделения властей, но делает политическую систему запутанной и нездоровой.

2. Появится четкость программных  установок очередного лидера  и соответственно основания для  его оценки избирателями.

3. Станет реальным парламентский  контроль за исполнительной властью.

4. Станет затруднительным «аппаратный»  метод определения кандидатов  в президенты.

Таким образом, во взаимоотношениях основных государственных ветвей власти на сегодняшний  день особенно актуальным является вопрос баланса полномочий и функций властных институтов, который должен решить проблему политической конкуренции и обеспечить реальную политическую ответственность.

 

 

Заключение

 

Практически во всех государствах в ХХ веке появился ряд совершенно новых политических и социальных институтов, одним из которых стал, несмотря на то, что он известен уже не первое столетие, институт парламентаризма.

Открытием он стал и для  России: сначала – Российской Империи, которая в начале ХХ века создала  так недолго просуществовавшую  Государственную думу. В то время Российская империя по форме правления оставалась еще монархией с незначительными элементами конституционализма.

На сегодняшний день законодательная  власть, осуществляемая представительными  органами, в системе разделения властей  занимает чрезвычайно важное место. В сущности, вопросы организации и функционирования органов законодательной власти находятся в центре политической практики и конституционно-правовых доктрин.

В силу все большего распространения  всеобщего избирательного права  значение парламента как органа, представляющего все общество, также повышается.

Однако в последнее время  в России наметилась явная тенденция, свидетельствующая о явном, в  той или иной степени, ограничивающем положении парламента в демократических  государствах по отношению к роли Президента и Правительства. Это и усиление позиций исполнительной власти, в руках которой сосредоточены огромные полномочия во всех сферах управленческой деятельности, и фактическая монополизация политического процесса политическими партиями. Принятие решений перемещается в руководство политических партий, велико значение партийной бюрократии. Парламентарии практически никогда не рискуют идти наперекор общественному мнению, в определенной степени теряя самостоятельность.

Кроме этого, очевидной в Российской Федерации является и проблема взаимодействия самого Президента и Правительства, которая также оказывает непосредственное влияние на характер взаимоотношений между парламентом и Президентом.

В качестве основополагающих моментов здесь следует выделить, например, излишне объемные полномочия Президента по формированию и отставке Правительства, которые на практике обычно вытекают в «наказание виноватого правительства», не справившегося с поставленными Президентом задачами. При этом совершенно невозможно установить ответственность здесь самого Президента, поскольку номинально главой исполнительной власти он не является. Глава исполнительной власти – это Председатель Правительства, который и несет ответственность за принимаемые Президентом решения.

Проведенное исследование конституционных  норм и практики политической деятельности свидетельствуют о том, что итак не самая удачная модель полупрезидентской  республики, сложившись в Российской Федерации с учетом собственной  специфики страны, привела к тому, что полномочия Президента и Парламента в России до сих пор не сбалансированы, что накладывает отпечаток на всю публичную жизнь страны. Более того, складывается тенденция все большего усиления неограниченной президентской власти, что явно может привести к появлению безоппонентного политического режима.

В связи с этим взгляды многих правоведов и политологов обращены на изменение структуры соотношения  властей в конституционных масштабах. И чаще всего здесь говорится  о создании модели президентской  республики, которая должна обеспечить баланс полномочий между высшими органами власти. Именно президентская республика, по мнению многих, должна решить проблему политической конкуренции и обеспечить реальную политическую ответственность всех ветвей государственной власти.

Информация о работе Взаимодействие Президента и Правительства в Российской Федерации