Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 16:42, курсовая работа
Цель работы – комплексный анализ содержания и направлений осуществления полномочий Президента РФ в сфере исполнительной власти.
Задачами настоящего исследования являются рассмотрение процесса становления и развития института Президента в РФ, анализ правового статуса Президента РФ, рассмотрение классификации полномочий Президента РФ в сфере исполнительной власти, выявление актуальных проблемы взаимодействия Президента РФ и органов исполнительной власти и определить пути их решения.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Президент Российской Федерации в системе субъектов административного права………………………...5
1.1 Виды полномочий Президента Российской Федерации………………………5
1.2 Понятие и виды форм осуществления полномочий Президентом Российской Федерации в сфере исполнительной власти…………………………………..12
2. Взаимодействие Президента Российской Федерации с органами исполнительной власти России…………………..18
2.1 Взаимодействие Президента с федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации…………………………………………………18
2.2 Взаимодействие Президента с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации…………………………………………………………27
Заключение………………………………………………………………………..32
Список литературы………………………………………………………………34
Действующими правовыми актами предусмотрена
возможность возникновения на территории
страны или в отдельных ее местностях
экстраординарных ситуаций, первичную
оценку которым и необходимые меры к их
преодолению принимает Президент Российской
Федерации. Самая серьезная из них - военное
положение. Согласно части 2 статьи 87 Конституции
Российской Федерации Президент вводит
его на территории России или в отдельных
ее местностях в случае агрессии против
Российской Федерации или непосредственной
угрозы агрессии с незамедлительным сообщением
об этом Совету Федерации и Государственной
Думе.
Режим военного положения определяется
Федеральным конституционным законом
от 30 января 2002 года № 1-ФКЗ «О военном
положении». Под военным положением понимается
особый правовой режим, вводимый Президентом
Российской Федерации. Цель введения военного
положения - создание условий для отражения
или предотвращения агрессии против Российской
Федерации.
Сходные, но менее значительные меры устанавливаются
в случае чрезвычайного положения, которое
в соответствии со статьей 88 Конституции
Российской Федерации Президент правомочен
вводить на территории страны или в отдельных
ее местностях с незамедлительным сообщением
об этом Совету Федерации и Государственной
Думе. Обстоятельства, при которых возможно
введение чрезвычайного положения, а также
порядок его введения и режим предусмотрены
Федеральным конституционным законом
от 30 мая 2001 года № 3-ФКЗ «О чрезвычайном
положении».
Являясь по должности Верховным Главнокомандующим
Вооруженными Силами Российской Федерации,
Президент осуществляет общее руководство
их использованием в качестве сил обеспечения
безопасности, а также принимает оперативные
решения по обеспечению безопасности
в пределах компетенции, определенной
законом. Соответствующие полномочия
Президента Российской Федерации обстоятельно
определены Законом Российской Федерации
от 05 марта 1992 года № 2446-1 «О безопасности»
(статья 11), Федеральным законом от 31 мая
1996 года № 61-ФЗ «Об обороне» (статья 4),
Федеральным законом от 26 февраля 1997 года
№ 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке
и мобилизации в Российской Федерации»
(статья 4).
Третью группу составляют полномочия
Президента Российской Федерации по отношению
к отдельным ветвям государственной власти.
Полномочия Президента Российской Федерации
по отношению к отдельным ветвям власти
концентрируются, главным образом, вокруг
вопроса о кадрах, и, прежде всего руководящих,
федеральных органов государственной
власти. Президент Российской Федерации
располагает рядом конституционных полномочий
по воздействию на их состав:
1) единолично назначает и освобождает
высшее командование Вооруженных Сил
Российской Федерации, а после консультаций
с соответствующими комитетами и комиссиями
палат Федерального Собрания, назначает
и отзывает дипломатических представителей
России в иностранных государствах и международных
организациях;
2) назначает в порядке, установленном
федеральным законом, судей федеральных
судов (кроме Конституционного, Верховного
и Высшего Арбитражного судов Российской
Федерации);
3) по предложению Председателя Правительства
Российской Федерации назначает на должность
и освобождает от должности заместителей
Председателя Правительства Российской
Федерации и федеральных министров;
4) представляет Совету Федерации кандидатуры
для назначения на должности судей Конституционного,
Верховного и Высшего Арбитражного судов
Российской Федерации, а также кандидатуру
Генерального прокурора Российской Федерации;
5) представляет Государственной Думе
кандидатуру для назначения на должность
председателя Центрального банка Российской
Федерации и ставит перед ней же вопрос
об освобождении его от должности; 6) по
предложению министра внутренних дел
Российской Федерации назначает на должность
и освобождает от должности руководителей
органов внутренних дел субъектов Российской
Федерации.
Четвертую группу составляют полномочия
Президента Российской Федерации по отношению
к субъектам Федерации, которые будут
рассмотрены в главе 2 настоящей работы.
Пятую группу составляют полномочия Президента
Российской Федерации, связанные с внешнеполитическими
отношениями России. Они отражены в статье
86 Конституции Российской Федерации, согласно
которой Президент России осуществляет
руководство внешней политикой, ведет
переговоры и подписывает международные
договоры, принимает верительные и отзывные
грамоты аккредитуемых при нем дипломатических
представителей, представляет страну
в международных отношениях.
Шестая труппа полномочий Президента
связана с его нормотворчеством. В соответствии
со статьей 90 Конституции Российской Федерации
глава государства издает указы и распоряжения,
которые обязательны для исполнения на
всей территории Российской Федерации.
Наряду с тем, что Президент Российской
Федерации имеет собственные нормотворческие
полномочия, Конституция России относит
его к числу субъектов права законодательной
инициативы (часть 1 статьи 104).
Наконец, Президент Российской Федерации,
в соответствии со статьей 107 и 108 Конституции
Российской Федерации, подписывает и обнародует
принятые Федеральным Собранием законы,
завершая тем самым законотворческий
процесс. Без этого ни один закон не приобретает
юридической силы. Указами Президента
Российской Федерации включаются в текст
статьи 65 Конституции России новые наименования
субъектов страны (часть 2 статьи 137 Конституции
Российской Федерации).
Таким образом, рассмотрев вопрос статуса
Президента России, можно сделать вывод,
что глава государства обладает широким
кругом прав и обязанностей, которые необходимы
для реализации его полномочий, затрагивающих,
по сути дела, деятельность всех ветвей
государственной власти (законодательной,
исполнительной, судебной). Именно Президент
Российской Федерации, в конечном счете,
выступает в качестве объединяющего начала
в системе государственной власти России,
осуществляет функцию координации и единения
всех ветвей власти, что является юридической
основой административно - правового согласия
и созидательного взаимодействия всех
ветвей власти российского государства.
1.2 Понятие и виды форм осуществления полномочий Президентом Российской Федерации в сфере исполнительной власти
Полномочия Президента Российской
Федерации в сфере исполнительной власти
опосредованы использованием и применением
системы наиболее подходящих, оптимальных
средств, приемов, форм и методов их осуществления.
Для государственно-управленческой деятельности
Президента характерно то, что используемые
им правовые формы связаны единством исполнительно-распорядительных
функций. Они применяются для установления
подзаконных правил поведения по отнесенным
к компетенции Президента в сфере исполнительной
власти вопросам; для реализации норм
права и распорядительных полномочий;
для самостоятельного осуществления в
установленных законодательством случаях
административной юрисдикции. Действия
одного типа всегда вызывают непосредственное
управляющее воздействие. Естественно,
что внешне выраженные управленческие
функции и полномочия занимают центральное
место в наборе форм управления.
Формулируя понятие «форма управления»,
можно сказать, что это внешне выраженное
действие Президента, осуществленное
в рамках его компетенции и влекущее определенные
последствия, направленные на возникновение,
изменение, приостановление или прекращение
правоотношение в целях осуществления
задач, функций и полномочий, принадлежащих,
в соответствии с законодательством, главе
государства в сфере исполнительной власти.
Представляется целесообразным выделить
наиболее общие и крупные группы форм
управленческой деятельности или форм
реализации Президентом полномочий в
сфере исполнительной власти: правовые
формы, которые связаны с установлением,
применением и защитой норм административного
права, то есть это те формы управления,
которые вызывают четко выраженные внешние
юридические последствия (в этом и заключается
их юридическое значение и назначение);
неправовые формы, в которых совершение
тех или иных управленческих действий
непосредственно не связано с изданием
юридических актов управления, а совершаются
на их основе и в интересах их применения.
Существует еще вариант классификации
форм управления внешне выражаемый боле
широко, но по сути сводящийся к уже описанному:
издание нормативных актов управления;
издание индивидуальных актов управления;
заключение договоров; проведение непосредственных
организационных действий, к которым относят
повседневную оперативно-организационную,
организационно-инструкторскую и контрольную
работу, которая включает в себя анализ
состояния дел на тех или иных участках,
входящих в сферу исполнительной власти,
проведение различных совещаний, проверок,
разработку новых программ; осуществление
материально-технических операций, которые
включают в себя не только подготовительно-техническую
деятельность по обеспечению процесса
реализации задач и функций в сфере исполнительной
власти, но и работу с информацией, связанную
с проведением всевозможных проверок
и разработок; осуществление непосредственного
административного принуждения.
Таким образом, такие формы управления
как издание нормативных и индивидуальных
актов управления все же представляется
более целесообразным объединить в одну
группу под названием издание правовых
актов, включающую в себя как административное
нормотворчество Президента, так и распорядительство.
Цели, задачи, функции исполнительной
власти и полномочия Президента Российской
Федерации в этой области практически
реализуются в правовых управленческих
актах различного характера и содержания.
Соответственно, имеются условия, необходимые
для классификации этого вида юридических
актов по различным критериям.
По юридическому содержанию правовые
акты управления подразделяются на нормативные
и индивидуальные.
Нормативными являются те акты управления,
содержащие в себе нормы права, регулирующие
общественные отношения в сфере государственного
управления, рассчитанные на длительный
срок действия и не имеющие конкретного
персонифицированного характера. В нормативных
правовых актах управления находит свое
выражение административное нормотворчество.
В них конкретизируются нормы законов
и других актов высшей юридической силы
и определяются типовые правила поведения
в сфере государственного управления.
Этими актами закрепляется правовой статус
органов исполнительной власти, определяется
порядок совершения определенных действий
и процедур государственно-управленческого
характера, устанавливаются необходимые
ограничения и запреты, а также регулируются
другие вопросы государственно-управленческой
сферы. Нормативные правовые акты управления
являются одним из важнейших источников
административного права.
Индивидуальным актам присущ правоприменительный
характер. По своему юридическому содержанию
- это распорядительные правовые акты.
В них всегда получают свое прямое выражение
конкретные юридически властные волеизъявления
соответствующих субъектов исполнительной
власти. Конкретность таких волеизъявлений
проявляется в том, что, во-первых, с их
помощью решаются индивидуальные административные
дела или вопросы, возникающие в сфере
государственного управления; во-вторых,
они персонифицированы.
Заключение договоров - весьма дискуссионная
форма осуществления исполнительной власти
(соглашение), тесно связанная с законодательной
властью (договор), в силу чего нуждается
в особом рассмотрении.
Останавливаясь на характеристике
договоров, прежде всего, следует учесть,
что в действующем законодательстве термин
«административный договор» не употребляется.
Применительно к органам исполнительной
власти используется иной термин, а именно
- «соглашение». И это далеко не формальный
момент, так как договоры могут заключаться
только органами государственной представительной
власти Российской Федерации и ее субъектов,
являясь правовой формой разграничения
предметов ведения и полномочий между
ними.
Соглашение между органами исполнительной
власти Российской Федерации и органами
исполнительной власти ее субъектов является
правовой формой передачи осуществления
части своих полномочий друг другу. А это
означает, что соглашения не равнозначны
по своему юридическому содержанию договорам.
Об этом свидетельствуют, по крайней мере,
два момента. Во-первых, соглашения не
имеют своим предметом разграничение
предметов ведения и полномочий между
Российской Федерацией и ее субъектами
и, во-вторых, соглашения могут заключаться
на основании федерального закона по предметам
совместного ведения или договора.
Далее - сторонами договора являются законодательные
органы Российской Федерации и ее субъектов,
а сторонами соглашений являются федеральные
органы исполнительной власти и органы
исполнительной власти субъектов Российской
Федерации.
Есть и другие различия между договорами
и соглашениями. Порядок подготовки, предварительного
рассмотрения и согласования проектов
договоров и соглашений определяются
Президентом России. Но, если одобрение
или отклонение проекта договора - компетенция
законодательного (представительного)
органа субъекта Российской Федерации
и Совета Федерации, то проект соглашения
одобряется или отклоняется Правительством
Российской Федерации.
И еще об одном различии следует упомянуть.
Договор подписывается Президентом России
и должностным лицом, уполномоченным субъектом
Российской Федерации на подписание договора.
Что же касается соглашений, то после их
одобрения Правительством Российской
Федерации они подписываются руководителями
соответствующих федеральных органов
исполнительной власти и должностными
лицами, уполномоченными субъектом Российской
Федерации на их подписание.