Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 16:42, курсовая работа
Цель работы – комплексный анализ содержания и направлений осуществления полномочий Президента РФ в сфере исполнительной власти.
Задачами настоящего исследования являются рассмотрение процесса становления и развития института Президента в РФ, анализ правового статуса Президента РФ, рассмотрение классификации полномочий Президента РФ в сфере исполнительной власти, выявление актуальных проблемы взаимодействия Президента РФ и органов исполнительной власти и определить пути их решения.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Президент Российской Федерации в системе субъектов административного права………………………...5
1.1 Виды полномочий Президента Российской Федерации………………………5
1.2 Понятие и виды форм осуществления полномочий Президентом Российской Федерации в сфере исполнительной власти…………………………………..12
2. Взаимодействие Президента Российской Федерации с органами исполнительной власти России…………………..18
2.1 Взаимодействие Президента с федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации…………………………………………………18
2.2 Взаимодействие Президента с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации…………………………………………………………27
Заключение………………………………………………………………………..32
Список литературы………………………………………………………………34
Правовые акты управления являются основной
юридической (административно-правовой)
формой реализации задач и функций Президента.
Правовой акт управления, исходящий от
Президента, можно определить как основанное
на законе одностороннее юридически властное
волеизъявление, изданное в пределах его
компетенции, регулирующее общественные
отношения в сфере государственного управления
либо направленное на установление административно-правовых
норм или возникновение, изменение и прекращение
административно-правовых отношений в
целях реализации задач и функций исполнительной
власти.
Правовые акты Президента имеют следующие
характерные черты: подзаконность, правовой
характер, императивность.
Подзаконность акта управления означает,
что издаваемый акт не должен противоречить
требованиям действующих законодательных
актов и должен издаваться в пределах
компетенции Президента Российской Федерации.
Правовой характер актов управления означает
их способность вызывать определенные
юридические последствия. Эти последствия
могут выражаться в установлении соответствующих
правил поведения (норм) общего характера
или затрагивать отношения, связанные
с конкретными лицами.
Императивность акта управления связана
с государственно-властными полномочиями
Президента Российской Федерации и выражается
в обязательности исполнения, независимо
от желания исполнителей.
Наконец, Президент России в соответствии
со статьей 107 и 108 Конституции Российской
Федерации подписывает и обнародует принятые
Федеральным Собранием законы, завершая,
тем самым, законотворческий процесс.
Без этого ни один закон не приобретает
юридической силы.
Правовые акты Президента могут издаваться
в пределах его конституционных полномочий.
Круг вопросов, которые могут в них затрагиваться,
конкретно в законодательном порядке
не установлен. Выявить их возможно лишь
путем анализа компетенции Президента
и текста Конституции Российской Федерации.
Во-первых, в соответствии с ней, указы
Президента не могут противоречить Конституции
России, федеральным конституционным
и федеральным законам (статья 90).
Во-вторых, Президент не может издавать
свои правовые акты, если Конституция
или федеральный закон содержит прямое
предписание о том, что какой-то конкретный
вопрос подлежит регулированию только
законом.
В-третьих, в Конституции и некоторых
законодательных актах предусматривается
необходимость регулирования определенных
отношений исключительно указами Президента.
Так, военное и чрезвычайное положение
вводятся указами Президента (статьи 87,
88, Конституции Российской Федерации).
Указами Президента вносятся изменения
в статью 65 Конституции при изменении
наименования субъекта Российской Федерации.
Таким образом, Президент Российской
Федерации обладает широким кругом полномочий,
которые реализуются посредством издания
им правовых актов. В заключение можно
добавить, что акты Президента Российской
Федерации, как и все действующие нормативные
акты Российской Федерации, нуждаются
в систематизации. Указы и распоряжения
необходимо обобщить и издать в виде отдельного
сборника, что позволит устранить имеющиеся
противоречия между актами главы государства,
исключить их дублирование, и будет способствовать
их большей согласованности.
Однако никем не оспаривается тот факт,
что во многих случаях акты главы государства
не только запустили механизм реформ во
многих областях общественной жизни, но
и заставили законодателя поторопиться
с созданием необходимой базы для их проведения.
2 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ С ОРГАНАМИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ВЛАСТИ РОССИИ
2.1 Взаимодействие Президента с федеральными
органами исполнительной власти Российской
Федерации
Раскрывая проблему взаимодействия Президента
Российской Федерации с федеральными
органами исполнительной власти, следует
остановиться не только на полномочиях
главы государства в данной области, но,
прежде всего, определить понятие самой
исполнительной власти и охарактеризовать
Правительство Российской Федерации как
орган, на который Конституцией Российской
Федерации возложено осуществление исполнительной
власти в России, остановиться на вопросе
взаимодействия Президента и Правительства
России.
Прежде всего, исполнительная власть
рассматривается как политико-правовая
категория: исполнительная власть в России
является самостоятельной ветвью единой
государственной власти наряду с законодательной
и судебной ветвями. Но эта самостоятельность
появляется лишь в функционально-компетенционном
смысле. Ее отличительной чертой является
то, что она реализуется в общегосударственном
масштабе в качестве специфической государственной
функции правоприменительного характера.
Определяющим является то, что исполнительная
власть имеет определенное субъектное
выражение, то есть она олицетворяется
в деятельности специальных субъектов,
наделенных властными полномочиями. Исполнительная
власть представлена в государственно-властном
механизме органами исполнительной власти,
в практической деятельности которых
она получает свое выражение.
Особенность органов исполнительной
власти заключается в том, что они выполняют
исключительно государственно-властные
полномочия в системе разделения властей
и находятся в непосредственном контакте
и постоянном взаимодействии с двумя другими
ветвями государственной власти - законодательной
и судебной. Важно отметить, что Конституция
Российской Федерации, выделив исполнительную
власть как самостоятельную ветвь, возложила
ее осуществление на специальную систему
органов, возглавляемую Правительством
Российской Федерации.
Федеральный орган исполнительной власти
- самостоятельный структурный элемент
как целостной системы органов исполнительной
власти (статья 78 Конституции Российской
Федерации), так и системы федеральных
органов исполнительной власти, призванных
осуществлять и реализовывать свою компетенцию
по предметам ведения Российской Федерации.
Принципы организации и деятельности
системы федеральных органов исполнительной
власти обусловлены государственным строем
России как демократического правового
государства, задачами социального государства,
политика которого направлена на создание
условий, обеспечивающих достойную жизнь
и свободное развитие человека. Принципы
деятельности органов исполнительной
власти обусловлены нормами Конституции
Российской Федерации и могут быть охарактеризованы
следующим образом: обеспечение верховенства
Конституции России и федеральных законов;
приоритет прав и свобод человека, поскольку
они составляют смысл и содержание деятельности
органов исполнительной власти; федерализм,
обусловливающий систему органов исполнительной,
власти на федеральном уровне и на уровне
субъектов Российской Федерации и, таким
образом, наличие в этой системе двух подсистем;
единство системы органов исполнительной
власти по предметам ведения Российской
Федерации и по предметам совместного
ведения Российской Федерации и ее субъектов;
разграничение полномочий между федеральными
органами исполнительной власти и органами
исполнительной власти субъектов Российской
Федерации; ответственность органов исполнительной
власти перед народом как носителем суверенитета
и единственным источником власти в Российской
Федерации; строгое следование требованиям
Конституции Российской Федерации и основанных
на ней законодательным актам.
Согласно части 1 статьи 110 Конституции
России исполнительную власть в нашей
стране осуществляет Правительство Российской
Федерации. Его компетенция, порядок формирования,
состав определяются Конституцией, федеральными
конституционными и федеральными законами,
а также нормативными указами Президента.
В настоящее время Правительство состоит
из Председателя Правительства Российской
Федерации, заместителей Председателя
Правительства Российской Федерации и
федеральных министров.
Говоря о Правительстве как об органе
исполнительной власти, необходимо выделить
две основные его функции: во-первых, организацию
исполнения законов, принятых Федеральным
Собранием, во-вторых, организацию контроля
над исполнением законов и указов Президента
органами исполнительной власти сверху
донизу. Здесь налицо взаимодействие Президента
и Правительства.
Закрепив самостоятельность исполнительной
власти, Конституция Российской Федерации,
вместе с тем, сохранила за Президентом
возможность кардинально влиять на руководство
исполнительной властью в целом. Достаточно
сказать, что в семи из восьми статей Главы
шестой Конституции (статьи 111, 112, 113, 114,
115, 116, 117) закреплено непосредственное
или опосредованное участие Президента
в работе Правительства, определении его
организационных и функциональных прерогатив.
Статус Президента Российской Федерации
как главы государства призван обеспечить
«согласованное функционирование и взаимодействие
органов государственной власти» (пункт
2 статьи 80 Конституции Российской Федерации),
в том числе исполнительной, накладывает
отпечаток на всю систему сотрудничества
Президента и Правительства.
Главе государства предоставлено право
назначать и освобождать от должности
высших руководителей практически всех
органов исполнительной власти. Но Конституция
Российской Федерации оговорила некоторые
законодательные ограничения полномочий
Президента по формированию этих органов.
Согласно пункту 2 статьи 112 Конституции
России, Председатель Правительства Российской
Федерации предлагает Президенту кандидатуры
на должности заместителей Председателя
Правительства и федеральных министров.
В то же время согласно пунктам «а», «г»,
«д» статьи 83 Конституции только глава
государства назначает, с согласия Государственной
Думы, Председателя Правительства России.
Наибольший объем полномочий закреплен
за Президентом в сфере, связанной не только
с формированием, но и с деятельностью
органов исполнительной власти. И это
закономерно, так как исполнительные органы
государственной власти являются важнейшим
каналом практической реализации программных
установок Президента, получивших одобрение
на всенародных выборах и воплощаемых
в ежегодных посланиях Президента Федеральному
Собранию Российской Федерации.
Как отмечено выше, Президент по Конституции
Российской Федерации не является главой
исполнительной власти. Специфика полномочий
Президента и Правительства, их взаимодействие,
связь и соотношение их компетенции таково,
что делает правомерным достаточно активные
каналы влияния Президента на деятельность
Правительства. Президент России имеет
право председательствовать на заседаниях
Правительства Российской Федерации и
на заседаниях Президиума Правительства
Российской Федерации; он вправе отменить
постановления и распоряжения Правительства
Российской Федерации в случае их противоречия
Конституции Российской Федерации, федеральным
конституционным законам, федеральным
законам и указам Президента России. В
предусмотренных Конституцией Российской
Федерации случаях Председатель Правительства
может временно исполнять обязанности
Президента Российской Федерации. Правительство
Российской Федерации может подать в отставку,
которая принимается или отклоняется
Президентом России. Президент Российской
Федерации вправе принять решение об отставке
Правительства Российской Федерации,
в том числе и в предусмотренных Конституцией
Российской Федерации случаях выражения
Государственной Думой недоверия Правительству
Российской Федерации либо в случаях отказа
в доверии ему Государственной Думой.
В случае отставки или сложения полномочий
Правительство Российской Федерации по
поручению Президента Российской Федерации
продолжает действовать до формирования
нового Правительства России. Основаниями
для отставки Правительства Российской
Федерации по Конституции являются: заявление
Правительства Российской Федерации об
уходе в отставку; инициатива Президента
России о принятии решения об отставке
Правительства Российской Федерации;
выражение недоверия Правительству Российской
Федерации Государственной Думой; постановка
Правительством перед Государственной
Думой Российской Федерации вопроса о
доверии (при отрицательном решении).
Так, система органов исполнительной
власти - это виды органов исполнительной
власти, а структура - конкретный их перечень.
Указом Президента Российской Федерации
от 09 марта 2004 года № 314 «О системе и структуре
федеральных органов исполнительной власти»
установлено, что в системе исполнительных
органов Российской Федерации имеются
следующие виды органов, различающихся
по назначению, задачам, принципам и сферам
деятельности, другим признакам: федеральные
министерства, федеральные службы, федеральные
агентства. В Указе определяются особенности
каждого из этих видов органов. Федеральные
органы исполнительной власти создаются
только с такими наименованиями и статусом,
которые предусмотрены этим Указом. Президент
определяет не только систему, но и структуру
федеральных органов исполнительной власти,
то есть устанавливает конкретный их перечень.
Эта структура утверждается каждым новым
Президентом Российской Федерации при
решении вопроса о формировании Правительства.
В указе о структуре федеральных органов
исполнительной власти определяются те
изменения, которые вносятся в структуру
этих органов, то есть устанавливается,
какие органы упраздняются, каким органам
передаются их полномочия, какие наименования
придаются органам, каково число заместителей
Председателя Правительства, сроки преобразований
в структуре федеральных органов государственной
власти, решаются и другие вопросы организации
деятельности Правительства. Одновременно
с этим Указом структура федеральных органов
исполнительной власти публикуется в
«чистом виде» (как приложение к Указу)
и содержит конкретный перечень действующих
государственных органов исполнительной
власти.
В настоящее время в соответствии с Указом
Президента Российской Федерации от 20
мая 2004 года № 649 «Вопросы структуры федеральных
органов исполнительной власти» структура
федеральных органов исполнительной власти
состоит из трех уровней: 1) федеральные
министерства, федеральные службы и федеральные
агентства, руководство деятельностью
которых осуществляет Президент Российской
Федерации, федеральные службы и федеральные
агентства, подведомственные этим федеральным
министерствам; 2) федеральные министерства,
руководство деятельностью которых осуществляет
Правительство Российской Федерации,
федеральные службы и федеральные агентства,
подведомственные этим федеральным министерствам;
3) федеральные службы и федеральные агентства,
руководство деятельностью которых осуществляет
Правительство Российской Федерации.
Федеральное министерство является федеральным
органом исполнительной власти, осуществляющим
функции по выработке государственной
политики и нормативно-правовому регулированию
в установленной актами Президента Российской
Федерации и Правительства Российской
Федерации сфере деятельности. Министерство
осуществляет правовое регулирование
за исключением вопросов, правовое регулирование
которых в соответствии с Конституцией
Российской Федерации, федеральными конституционными
законами, федеральными законами, актами
Президента Российской Федерации и Правительства
Российской Федерации осуществляется
исключительно федеральными конституционными
законами, федеральными законами, актами
Президента Российской Федерации и Правительства
Российской Федерации; осуществляет координацию
и контроль деятельности находящихся
в его ведении федеральных служб и федеральных
агентств, а также координирует деятельность
государственных внебюджетных фондов.