Взаимосвязь права и государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 16:19, курсовая работа

Описание работы

Государство и право взаимозависимы друг от друга, но в тоже время они относительно самостоятельны друг от друга. Если государство издает правовые акты, обеспечивает их соблюдение и в случае неисполнения содержащихся в них требований применяет принудительную силу, то право, в свою очередь, активно воздействует на государство путем установления общеобязательных для всех его органов, должностных лиц и организаций правил поведения. С помощью норм права закрепляется их статус, определяются рамки их деятельности, устанавливается их структура, порядок деятельности и взаимоотношений.

Содержание работы

I. Введение…………………………………………………………………4
II. Понятие государства и его основные признаки ……………………..7
2.1. Роль государства в политической системе общества……….9
2.2. Гражданское общество и государство ………………………11
2.3. Социальное государство……………………………………...14
III. Взаимосвязь права и государства…………………………………...16
3.1. Воздействие государства на право………………………………..
3.2. Влияние право на государство…………………………………..
3.3.Влияние государства на право………………………………..19
3.4.Влияние права на государство………………………………..22
3.3. Возникновение и развитие идеи правового государства…..25
IV. Заключение…………………………………………………………..28
Список литературы………………………………………………………30

Файлы: 1 файл

курсовая право..docx

— 58.52 Кб (Скачать файл)

Государственная власть, признающая право и, одновременно, ограниченная им, по мнению древних  мыслителей, считается справедливой государственностью. “Там, где отсутствует  власть закона,- писал Аристотель,- нет  места и (какой-либо) форме государственного строя”. Цицерон говорил о государстве  как о “деле народа”, как о  правовом общении и “общем правопорядке”. Государственно-правовые идеи и институты  Древней Греции и Рима оказали  заметное влияние на становление  и развитие более поздних прогрессивных  учений о правовом государстве.

Рост  производительных сил, изменение социальных и политических отношений в обществе в эпоху перехода от феодализма к  капитализму порождают новые  подходы к государству и пониманию  его роли в организации общественных дел. Центральное место в них  занимают проблемы правовой организации  государственной жизни, исключающей  монополизацию власти в руках  одного лица или властного органа, утверждающей равенство всех перед законом, обеспечивающей индивидуальную свободу посредством права.5

Наиболее  известные идеи правовой государственности  изложили прогрессивные мыслители  того времени Н. Маккиавелли и Ж. Боден. В своей теории Маккиавелли на основе опыта существования государств прошлого и настоящего объяснял принципы политики, осмыслял движущие политические силы. Цель государства он видел в возможности  свободного пользования имуществом и обеспечении безопасности для каждого. Боден определяет государство как правовое управление многими семействами и тем, что им принадлежит. Задача государства состоит в том, чтобы обеспечить права и свободы.

В период буржуазных революций в разработке концепции право-

вой государственности  значительный вклад внесли прогрессивные  мыслители Б. Спиноза, Д. Локк, Т. Гоббс, Ш. Монтескье и другие.

Хотелось  бы отметить, что среди русских  философов идеи правового государства  тоже нашла отражение. Они излагались в трудах П. И. Пестеля, Н. Г. Чернышевского, Г. Ф. Шершеневича.

Так, Шершеневич отмечает следующие пути формирования и основные параметры правового государства: 1) для устранения произвола необходимо установление норм объективного права, которые определяют пределы свободы каждого и ограничивают одни интересы от других, в том числе и государственной организации,- отсюда идея господства права в управлении; 2) если личная инициатива требует простора, то государству достаточно ограничиться охраною субъективных прав; 3) чтобы новый порядок не нарушался самими органами власти, необходимо строго определить полномочия последних, отделив от исполнительной власти законодательную, утвердив самостоятельность судебной власти и допустив к соучастию в законодательстве выборные общественные элементы.

Заключение

Признание закономерностей социального развития и обращение в связи с этим к историческому опыту позволяет  надеяться, что прогностическое  определение судеб права и  государства будет удовлетворять  научному подходу и служить практике государственного правового строительства.

Еще 20 –30 лет назад политическая система  России развивалась в русле марксистско-ленинской  теории отмирания права и государства. Ее основной вывод состоит в том, что государство и право существуют не извечно, они опять исчезнут с  построением бесклассового коммунистического  общества.

Не было бы неверно оценивать весь опыт советского государственного строительства только отрицательно. Его компрометирует утопизм  отдельных теоретических положений (догм), забегание вперед, прожектерство, огосударствление форм общественной самодеятельности, лицемерие властвующих структур. В любом случае в постперестроечный  период теория отмирания государства  и права не находит своих сторонников. Единственной теорией, которая в  последнее десятилетие XX в. пришла ей на смену в России является теория цивилизма (В.С. Нерсесянц), согласно которой на базе реального социализма открылась возможность формирования неотчуждаемого права каждого на равную цивильную собственность и в целом движения к более высокой ступени прогрессе свободы.

Негативное  отношение к государству и  неправовым  законам, от него исходящим, может иметь место только там, где законодательство и государство  характеризуются отрицательно. Но такую  характеристику нельзя распространять на государство и право вообще. Уместно в это связи вспомнить, в силу каких причин появилось  государство, почему его воле стали  придавать общеобязательное значение. И если среди этих обстоятельств  видеть некие общечеловеческие потребности, но именно с ними и следует связывать  судьбу права и государства. Хорошо сравнение изобретения права с изобретением колеса. Последнее, как известно, могло употребляться для казней людей (колесование), но куда в большей степени оно используется для обеспечения поступательного развития общества. Наука общей теории права и государства должна моделировать прогрессивную роль государственно-правового механизма.

Список литературы:

    1. Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В.Лазарева – М. Юрист, 1996 – 472 с.
    2. Основы государства и права: Учебное пособие. /Под общей ред. С.А. Комарова – М. Манускрипт, Русь-90, 1996-312с.
    3. Теория государства и права: Курс лекций в 2-х томах / Под ред. Профессора М.Н. Марченко – М. Юридический колледж МГУ, 1995г.- 228с.
    4. Лившиц Р.З. Современная теория права: Краткий очерк – М., 1992г.
    5. Теория права и государства: Учебник для вузов. /Под ред. Профессора Г.Н.Манова – М. БЕК, 1996- 336с.
    6. Конституция Российской Федерации – М. «Издательство Новая Волна». 1997 – 63с.. 1997 – 63с.
    7. Нерсесянц В.С. Наш путь к праву. От социализма к цивилизму – М.1992г.- 320с.

 

 

 

 

 

 

1 См. об этом: Зорькин В.Д. Позитивистская теория права в России. М. 1978г.

2 Алексеев С.С. Введение в юридическую специальность. М. 1976. С.13.

3 Емельянов С.А. Право: определение понятия. М. 1992. С.3-4.

4 Нерсесянц В.С. Наш путь к праву. От социализма к цивилизму. М., 1992. С.320

5 Венегеров А. Б.. Теория государства и права: Часть 1.

 


Информация о работе Взаимосвязь права и государства