Взаимосвязь права и государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 16:19, курсовая работа

Описание работы

Государство и право взаимозависимы друг от друга, но в тоже время они относительно самостоятельны друг от друга. Если государство издает правовые акты, обеспечивает их соблюдение и в случае неисполнения содержащихся в них требований применяет принудительную силу, то право, в свою очередь, активно воздействует на государство путем установления общеобязательных для всех его органов, должностных лиц и организаций правил поведения. С помощью норм права закрепляется их статус, определяются рамки их деятельности, устанавливается их структура, порядок деятельности и взаимоотношений.

Содержание работы

I. Введение…………………………………………………………………4
II. Понятие государства и его основные признаки ……………………..7
2.1. Роль государства в политической системе общества……….9
2.2. Гражданское общество и государство ………………………11
2.3. Социальное государство……………………………………...14
III. Взаимосвязь права и государства…………………………………...16
3.1. Воздействие государства на право………………………………..
3.2. Влияние право на государство…………………………………..
3.3.Влияние государства на право………………………………..19
3.4.Влияние права на государство………………………………..22
3.3. Возникновение и развитие идеи правового государства…..25
IV. Заключение…………………………………………………………..28
Список литературы………………………………………………………30

Файлы: 1 файл

курсовая право..docx

— 58.52 Кб (Скачать файл)

В-пятых, государство является единственной организацией, обладающей суверенитетом, т.е. верховенством государственной  власти по отношению ко всем гражданам, по всем негосударственным организациям. Обладая суверенитетом, государство  организует само себя и издает общеобязательные правила поведения (законы).

Таким образом, государство занимает особое место  в политической системе общества и играет в ней основную роль.                                                               

2.2. Гражданское общество и государство

 

Государство – важнейший орган политической власти в любом обществе, если в  отношении господствующих классов  государство выступает как особый орган, управляющий общими делами этих классов, то в отношении к их противникам (в эксплуататорском обществе –  в отношении к большинству  населения) – как орудие управления и подавления. Характер  и цели государства определяются, в конечном счете, экономическим строем общества; как политическая настройка над  базисом государство играет важную роль в жизни общества, оказывая, в частности, обратное воздействие  и на ход экономического развития.

Государство – важнейшее, но не единственное звено  в системе политических организации  классового общества: в нее входят также партии и другие организации. Однако именно государству принадлежит  высшая власть в обществе (суверенность государственной власти). Верховенство государственной власти конкретно  выражается в универсальности (ее властная сила распространяется на все население  и общественные организации данной страны), прерогативах (государственная  власть может отменить любое проявление всякой другой общественной власти), а  также в наличии таких средств  воздействия, которыми никакая другая общественная власть не располагает (например, монополия законодательства, правосудия).

Как ни различные  исторические формы государства, его  сущность, природа его отношений  с обществом это государство  политических сил, находящихся у  власти.

В ходе истории  государства приобретает по отношению  к базису значительную, хотя и относительную  самостоятельность. Его самостоятельное  воздействие на основанные сферы  жизни общества (в том числе  на экономику), исторические и социальные процессы весьма существенно осуществляется в разных направлениях, т.е. государство  может способствовать развитию общественным отношением или, наоборот, тормозить его. По мере усложнения государственно-организованного общества роль этого воздействия возрастает.

Последовательное  становление демократического гражданского общества требует цивилизованности взаимоотношений личности и государства, гармонизации отношений в обществе. В сфере политических отношений государства по праву занимает ведущее место, при этом оно обусловлено гражданским обществом, т.к. его деятельность определяется выполнением общих дел, вытекающих из природы всякого общества.

В последнее  время можно услышать множество  суждений о том, что такое гражданское  общество. Надо полагать,  что есть способ организации экономических, производственных отношений и соответствующих  производственных сил, совокупность отношений  возникающих  в процессе пользования, владения и распоряжения собственностью, функционирования общественных объединений, средств массовой информации, воспитательных, образовательных, научных, культурных предприятий и учреждений.

Гражданское общество в лице самодеятельных ассоциаций людей (религиозных, общественных, политических партий, профессиональных союзов, кооперативов и т.п.), призванных выражать и защищать их групповые и индивидуальные интересы и права, становиться в особые политические отношения с государством.

Чем более  развито гражданское общество, тем  больше оснований для функционирования демократических форм государства. И, наоборот, чем меньше развито гражданское  общество, тем больше оснований для  наличия авторитарных и тоталитарных режимов власти. Развитость гражданского общества определяется не столько степенью охвата слоев населения, а, сколько  уровнем развития свободы личности, признаваемой в этом обществе.

В гражданском  обществе государство обеспечивает равную правовую защиту всем собственникам, объявляет ее неприкосновенной, при  возможном отчуждении собственности в случае общественной необходимости гарантируется ее возмещение, национализация собственности не допускается.

Труд  свободен и поощряется как государством, так и обществом, принудительный труд запрещается, гарантируется свобода  индивидуального и коллективного  труда. Государство создает условия  для полной трудовой занятости населения, осуществляет программу профессионального  обучения и переквалификации, выплачивает  пособия по трудовой подготовке и  по безработице.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Социальное государство

 

По мере развития буржуазного общества и  в теории, и в практике преобладает  подход, ориентированный на усиление социальной функции государства, направленной на согласование несправедливости, порождаемой  рыночными отношениями.

Однако  российскому обществу навязываются теории консервативного толка, где  социальная роль государства сведена  к минимуму. В современном мире это уже пройденный этап. Тем более  неприемлемы также теории в нашем  обществе, которое долгое время было ориентировано на социалистические принципы равенства и справедливости. И хотя эти принципы носили в основном популистский, демагогический характер, общественное сознание формировалось  именно на их основе.

Освобождая  общество от тотальной опеки государства, нельзя все же низводить его до роли «ночного сторожа». В условиях коренной ломки всех общественных структур именно государство должно стать  консолидирующие началом, призванные создавать новые политические, экономические, социальные отношения. Без воздействия  государства невозможно реальное преобразование общества. Особенно важна его деятельность в сфере защиты прав человека направленная на смягчение негативных последствий  рыночных реформ. Задача социального  государства состоит в перераспределении  доходов между различными слоями общества через систему налогов, государственный бюджет, специальные  социальные программы.

В качестве долговременной, перспективной цели государство должно стремиться к  выравниванию положения людей, хотя достижение фактического, а, не только юридического равенства – задача в исторически обозримые сроки  невыполнимые. Это не означает  отрицание  идеи равенства, содержащей в себе огромный нравственный потенциал.

Интересный  способ решения проблемы равенства  в пост-тоталитарном обществе предложен В.С.Нерсесянцем. Согласно его концепции социализм есть не случайная тупиковая ветвь развития общества, а естественный закономерный процесс, ведущий к созданию так называемого цивилизма – постсоциалистического строя, где всеобщее формально правовое равенство будет дополняться принципиально новым моментом – экономическим равенством всех граждан. Приватизация и десоциализация собственности, проводимые в России, неизбежно будут осуществлены таким образом, что экономическое неравенство сохранится. И никакая социальная помощь не может компенсировать разницу между собственником и несобственником. Только преобразование социалистической собственности в равную гражданскую собственность создает условие для «более высокой ступени человеческой свободы, равенства, справедливости и права»4.

Определение путей развития нашего общества, обоснование  пределов вмешательства государства  в экономическую и социальные сферы, его регулирующей роли в распределении собственности, усиления социальной функции государства и возрастания его ответственности за создание своим гражданам достойных условий жизни – актуальные задачи правовой науки.

Компетенция социального правового государства, обеспечивающего постепенный переход  к равенству, справедливости и нравственности, - важный аспект  модели  нового общества, которое должно быть сформировано в  России.

 

 

 

 

 

 

 

3 Взаимосвязь и права и государства

 

Различия  вытекают уже из определений этих понятий. Государство есть особая политико-территориальная  организация публичной власти, которая  является формой существования общества. Право может быть охарактеризовано как совокупность правил поведения, определяющих границы свободы и  равенства людей в осуществлении  и защите их интересов, которые закреплены государством в официальных источниках и исполнение которых обеспечивается принудительной силой государства.

Государство осуществляет силу, а право —  волю. Они не совпадают по форме, структуре, элементному составу, содержанию; они относятся к разным сферам общественной жизни. Они (каждое по-своему) отражают реальность, назревшие потребности, по-разному воспринимаются и оцениваются общественным сознанием. При известных обстоятельствах государство и право могут действовать в противоположных направлениях.

Взаимодействие  государства и права выражается в их многообразном влиянии друг на друга.

 

3.1. Воздействие государства на право

Воздействие государства на право состоит прежде всего в том, что первое создает второе, изменяет его, совершенствует, охраняет от нарушителей, претворяет в жизнь. Поэтому можно сказать, что воздействие государства на право осуществляется непрерывно — от создания права до его реализации в общественных отношениях. Государство, следовательно, способствует распространению права в социальном пространстве, обязывает участников общественных отношений действовать в соответствии с правом, исключать противоправные подходы в достижении общественно значимых результатов.

Существуют  объективные пределы воздействия  государства на право. Они обусловлены  регулятивным потенциалом самого права, возможностями государства обеспечивать действие права в данных общественных условиях. Возможности государства  не следует переоценивать, так как  это всегда ведет к идеализации  правовых средств, а в конечном счете снижает социальную ценность права. Государство не может использовать право в противоречии с его истинным назначением. Нужна научно обоснованная, эффективная юридическая политика государства, позволяющая наиболее рационально и в интересах общества применять правовой инструментарий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2. Влияние права на государство

Не менее  существенно многообразное обратное влияние права на государство. Исторический опыт показывает, что для своего существования государство как  организация нуждается в праве  не меньше, чем право в государстве. Зависимость государства от права  проявляется:

во внутренней организации государства; в его деятельности.

С помощью  права закрепляются внутренняя организация  государства, его форма, структура, аппарат (механизм) управления, статусы  и компетенция различных органов  и должностных лиц, принцип разделения властей.

Принципиально важное значение права во внутренней организации государства проявляется  в том, что право создаст юридические  гарантии против возможностей узурпации  всей власти одной из ее ветвей. Тем  самым ставится на правовую основу внутреннее функционирование государства, создаются юридические предпосылки  для эффективной работы всех звеньев государственной машины.

В деятельностном плане посредством права осуществляются цели, задачи и функции государства, проводится его внутренняя и внешняя политика, законодательно определяются и закрепляются конституционный строй и положение личности в обществе. Без права воля государства не может стать общеобязательной. Образно говоря, основным языком, на кагором государство разговаривает со своими гражданами и поддерживает отношения с правовыми субъектами, является язык права. Следовательно, демократическое современное государство не может действовать вне и помимо права. Право «навязывается» государству в силу необходимости, поэтому оно в принципе не может пренебрегать правовой формой. Государство без ущерба для общества не может манипулировать правом или освободиться от него. Можно сказать, что право облагораживает государственность, делает ее зрелой и полноценной.

В современных  условиях связующая роль права в  отношении государства усиливается. При этом наблюдается следующая  закономерность: чем точнее право  отражает объективные потребности  общественного развития, тем в большей мере оно связывает государство. Активность государства в этом случае не подавляется, напротив, она расходуется результативно и исключительно в интересах общества и отдельной личности. Только будучи связанным правом, государство может действовать свободно, а значит, соответствует историческому предназначению.

Непреходящим  общим началом любого правового  государства является ею связанность  правом. В своих началах, нормах и  предписаниях право выражает взаимодействие в системе «индивид — общество — государство». Взаимная уравновешенность названных элементов есть необходимое  равновесие свободы, условие обеспечения  правовой справедливости, при котором  возможно право, — государственное  устройство, отвечающее своему назначению. Еще И. Кант обосновал идею о правовом государстве как о такой государственной  власти, целью которой является право. С позиций современного анализа  это означает, что, только будучи связанным  правом, государство может действовать  свободно.

Информация о работе Взаимосвязь права и государства