Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 12:23, контрольная работа
Понятие закон раскрывается на протяжении нескольких тысячилетий в научной и практической деятельности. Иногда понятие закон употребляется как синоним понятия права, любого источника права. Поэтому еще в XIX веке предлагалось различать закон в формальном и материальном смыслах. В материальном – опять же, как синоним всех источников права, формально – как акт, принятый в соответствии с установленной процедурой законодательным органом.
ВВЕДЕНИЕ 3
ЗАКОН, ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И ВИДЫ 5
1.1 Понятие закон 8
1.2 Закон как нормативный юридический акт 10
СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ ЗАКОН И ПРАВО 14
2.1 Отрасли российского права 14
2.2 Органы представительной и законодательной власти 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
ГЛОССАРИЙ 21
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 22
ПРИЛОЖЕНИЕ 23
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ЗАКОН, ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И ВИДЫ
СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ ЗАКОН И
ПРАВО
2.1 Отрасли российского права
2.2 Органы представительной и законодательной
власти
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ГЛОССАРИЙ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЕ
Выявление круга источников в различных правовых системах имеет важное значение для раскрытия многих явлений правовой действительности. В частности, от формы права зависят такие факторы, как способы правового регулирования, нормативность, общеобязательность, степень юридической силы различных правовых актов и т.д.
Настает черед и теме о форме права, т.е. о том, как, в каком реальном, практически воспринимаемом обличии мы можем право наблюдать, изучать, применять, использовать. В частности от формы права зависят такие факторы, как способы правового регулирования, нормативность, общеобязательность, степень юридической силы различных правовых актов и т.д.
Процесс появления первичных
юридических письменных источников
(отдельных законов, кодексов), имевших
своим назначением
Понятие закон раскрывается на протяжении нескольких тысячилетий в научной и практической деятельности. Иногда понятие закон употребляется как синоним понятия права, любого источника права. Поэтому еще в XIX веке предлагалось различать закон в формальном и материальном смыслах. В материальном – опять же, как синоним всех источников права, формально – как акт, принятый в соответствии с установленной процедурой законодательным органом.
ЗАКОН, ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И ВИДЫ
Нормативно-правовой акт всегда имеет внешнюю структуру: определенные реквизиты, которые позволяют его относить к соответствующему виду, например, различать закон это или постановление, а также определить, когда он был принят, когда вступил в действие, кем принят, утвержден, подписан и т.д. Официальные реквизиты представляют собой сведения о должностном лице подписавшим акт, заголовок, вид акта, номер акта и дату принятия. (Например, Постановление Верховного Совета РСФСР “О Концепции Судебной Реформы” от 24 октября 1991 года №44 или Федеральный закон “О Введении в действие Арбитражного Процессуального Кодекса Российской Федерации” принят Государственной Думой 5 апреля 1995 года, опубликован в Российской газете 1995, 16 мая). Также нормативно-правовой акт имеет “преамбулу” – предисловие – вводная или вступительная часть, в которой обычно излагаются принципиальные положения, побудительные мотивы, цели издания соответствующего акта. Преамбула содержит “нормы-цели” и “нормы-принципы”, которые не обладают непосредственной юридической силой, но могут учитываться при толковании других положений акта. В частности, в Конституции РФ написано “Мы, многонациональный народ РФ, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившиеся государственные единства, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, что память предков, возрождая суверенную государственность России, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущим поколением, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем Конституцию Российской Федерации” это и является преамбулой.
Но нормативно-правовой акт имеет и внутреннюю структуру: деление на разделы, главы, статьи, параграфы, пункты, подпункты, части, абзацы, предписания и т.п. Такое строение нормативно-правового акта – результат длительного нормотворческого развития и служит, с одной стороны, последовательному и четкому изложению правового материала в акте, а с другой удобству пользования им.
В других же отраслях права мы находим различные способы изложения правовых норм в статьях нормативно-правового акта – от полного соответствия до изложения нормы права в разных статьях, а то и вообще в разных нормативно-правовых актах.
Понятие “юридическая сила” как и многие иные выражения, юридической науки, заимствованы из других областей знания и наполнены специфическим юридическим содержанием. Так вот и физическое понятие “сила” в юридическом смысле означает обязательное соответствие акта, принятого нижестоящим государственным органом, акту, принятому вышестоящим государственным органом, или соответствие акта, принятого субъектом федерации, акту, принятому на федеральном уровне.
И в этой связи неверными
являются положения некоторых
Высшую юридическую силу имеет конституция, которую именуют по этому критерию Основным законом. Иная юридическая сила у обычных законов, федеральных законов, иная – у постановлений Правительства и т.д. Но это не значит, что как-то нормативно-правовые акты полностью или частично являются менее обязательными или менее “влиятельными”. Нет, это означает лишь требование соблюдать принцип “подзаконности”, “соответствия” построении системы нормативно-правовых актов, в иерархии актов.1
Разумеется, реализация и обеспечение этой иерархии, этого соответствия большая и трудная практическая задача, которая решается как самими государственными органами, так и специальными механизмами проверки “соответствия” (Конституционным судом, иными судебными органами, прокуратурой и т.п.). Таким образом, юридическая сила акта – это его место в иерархии нормативно-правовых актов, соответствие, соподчиненность актов, принятых нижестоящим органом.
Но следует учитывать, что понятие “юридическая сила” иногда используется в ином смысле – как юридическое значение документа, как определение новых видов документов. Говорится, например, о юридической силе документов на машинных носителях (магнитных лентах, дисках) наряду с юридической силой обычных, письменных документов. Это иное, весьма условное употребление понятия “юридическая сила”. 2
В этой связи устанавливаются и правила обработки, хранения документов на ЭВМ. И тогда отсутствие определенных реквизитов, формата, позволяющих обрабатывать для цели учета, использования документ делают его юридически ничтожным, лишают “юридической силы”, т.е. юридического значения.
Еще один немаловажный вопрос, связанный с определением нормативно-правового акта: почему нормативно-правовой, а не просто нормативный акт? Здесь существует весьма тонкое различие, которое выделяет теория права.
Дело в том, что наряду с нормами права (социальными правилами поведения), которые воплощает, содержит нормативно-правовой акт, существуют и нормы, не имеющие правового характера и значения, однако они также воплощены, закреплены в письменной и иной документальной форме. Например, в инструкциях, в которых определяются правила обращения с электротехникой, с бытовыми приборами. Эти акты также являются нормативными, но не правовыми, они содержат технические, но не правовые нормы. Существуют и смешанные акты, например, государственные стандарты. В них, с одной стороны, содержатся определенные технические требование к качеству продукции, с другой – устанавливается, что нарушение этих требований строго запрещается, влечет ответственность по закону.
Иногда в юридической литературе, вместо словосочетания “нормативно-правовой акт” употребляется все же понятие нормативный акт, хотя, оно имеет в точном смысле иное содержание.
Нормативно-правовые акты образуют стройную систему, основанную на их юридической силе.
Можно определить наиболее важные критерии, по которым непосредственно или по их сочетанию выделяются виды нормативно-правовых актов. Это следующие критерии: содержание нормативно-правового акта, процедура его принятия, орган, принимающий акт, круг лиц, на которых распространяется его действие, пространство и время, которые охватываются действием акта, утрата юридического значения, внутренняя структура, организационные этапы и ряд других критериев.
По содержанию, органу и процедуре принятия выделяются, прежде всего, такой вид нормативно-правового акта, как закон.
1.1 Понятие закон
Закон – это нормативно-правовой
акт, который принимается с соблюден
Понятие закон раскрывается на протяжении нескольких тысячилетий в научной и практической деятельности. Иногда понятие закон употребляется как синоним понятия права, любого источника права. Поэтому еще в XIX веке предлагалось различать закон в формальном и материальном смыслах. В материальном – опять же, как синоним всех источников права, формально – как акт, принятый в соответствии с установленной процедурой законодательным органом.
Смешение этих значений может приводить к негативным последствиям. Такое произошло, к сожалению, в Конституции Российской Федерации 1993 года. Во всех современных конституциях закрепляется принцип независимости судей. 4 Это фиксируется в формуле “судьи независимы и подчиняются только закону”.
В данном контексте понятие закон употребляется в широком смысле, как синоним права, как защита от вмешательства других ветвей власти в судебную деятельность, прежде всего, “от телефонного права”. Кроме того, этой формулой утверждается принцип законности судебной деятельности.
Однако в п.1 ст.120 Конституции РФ эту формулу слегка подправили, подчеркивая значение конституции. Она гласит так: “судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону”. Иными словами, понятие “закон” здесь употребляется в узком смысле, как акт, принятый федеральным законодательным органом. Но тогда возникает вопрос, – а почему судья не должен подчиняться закону, принятому субъектом федерации, иным источником права? Смешение двух значений понятия “закон” привело к серьезной принципиальной ошибке в важнейшем виде закона – Конституции Российской Федерации.
Во-первых, закон - юридический акт, притом акт – документ, в котором фиксируется правотворческие действия по введению в правовую систему юридических норм, по их отмене или изменению; закон – всегда письменный документ, в котором закрепляются вводимые юридические нормы или их изменения, закон – источник права;
во- вторых, закон – акт строго определенных, высших органов власти в государстве, как правило, представительного высшего органа страны – в России Федерального Собрания, высших представительных органов субъектов Федерации или непосредственно народа (при принятии закона в порядке референдума), т.е. субъектов, являющихся носителями государственного суверенитета;
в-третьих, закон – нормативный акт, обладающий высшей юридической силой, т.е. акт самого высокого юридического “ранга”; ему, в принципе, “все под силу”, все иные акты “ниже” закона, находятся “под” законом, должны соответствовать закону, не в чем ему не противоречить;
в-четвертых, закон – нормативный акт, содержащий первичные, изначальные юридические нормы, т.е. нормы, которых раньше в правовой системе не было, при том нормы по основным, ключевым вопросам жизни страны, другим принципиальным экономическим, политическим, социальным вопросам; с закона юридическое регулирование по данным вопросам “начинается”.5
1.2 Закон как нормативный юридический акт