Закон и право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 12:23, контрольная работа

Описание работы

Понятие закон раскрывается на протяжении нескольких тысячилетий в научной и практической деятельности. Иногда понятие закон употребляется как синоним понятия права, любого источника права. Поэтому еще в XIX веке предлагалось различать закон в формальном и материальном смыслах. В материальном – опять же, как синоним всех источников права, формально – как акт, принятый в соответствии с установленной процедурой законодательным органом.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ЗАКОН, ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И ВИДЫ 5
1.1 Понятие закон 8
1.2 Закон как нормативный юридический акт 10
СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ ЗАКОН И ПРАВО 14
2.1 Отрасли российского права 14
2.2 Органы представительной и законодательной власти 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
ГЛОССАРИЙ 21
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 22
ПРИЛОЖЕНИЕ 23

Файлы: 1 файл

закон, понятие.doc

— 118.50 Кб (Скачать файл)


СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                          3

 

ЗАКОН, ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И ВИДЫ                                                    5

 

    1.  Понятие закон                                                                                               8
    2. Закон как нормативный юридический акт                                               10

 

СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ ЗАКОН И  ПРАВО                                        14

 

2.1 Отрасли российского права                                                                      14

2.2 Органы представительной и законодательной власти                           17

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                 19    

 

ГЛОССАРИЙ                                                                                                     21

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК                                                              22

 

ПРИЛОЖЕНИЕ                                                                                                 23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Выявление круга источников в различных  правовых системах имеет важное значение для раскрытия многих явлений правовой действительности. В частности, от формы права зависят такие факторы, как способы правового регулирования, нормативность, общеобязательность, степень юридической силы различных правовых актов и т.д.

Настает черед и теме о форме  права, т.е. о том, как, в каком реальном, практически воспринимаемом обличии мы можем право наблюдать, изучать, применять, использовать. В частности от формы права зависят такие факторы, как способы правового регулирования, нормативность, общеобязательность, степень юридической силы различных правовых актов и т.д.

Процесс появления первичных  юридических письменных источников (отдельных законов, кодексов), имевших  своим назначением регулирование  складывающихся новых общественных отношений, возник очень давно. Тогда  же появляется объективная нужда  раннеклассовых государств в новых формах системы социального регулирования. Упорядочить, закрепить социальные отношения во вновь возникающих государственно-организованных обществах можно было только с помощью четких, формально установленных, признанных правил поведения, охватывающих не единичные, а типичные, многократно повторяющиеся явления и процессы в трудовой, бытовой, иной социально-экономической сфере обществ. Была раскрыта и специфика этих правил, их отличие от социальных норм первобытного общества, в том числе обеспечение их обязательности, возможностью государственного принуждения.

Понятие закон раскрывается на протяжении нескольких тысячилетий  в научной и практической деятельности. Иногда понятие закон употребляется  как синоним понятия права, любого источника права. Поэтому еще в XIX веке предлагалось различать закон в формальном и материальном смыслах. В материальном – опять же, как синоним всех источников права, формально – как акт, принятый в соответствии с установленной процедурой законодательным органом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКОН, ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И ВИДЫ

 

Нормативно-правовой акт  всегда имеет внешнюю структуру: определенные реквизиты, которые позволяют его относить к соответствующему виду, например, различать закон это или постановление, а также определить, когда он был принят, когда вступил в действие, кем принят, утвержден, подписан и т.д. Официальные реквизиты представляют собой сведения о должностном лице подписавшим акт, заголовок, вид акта, номер акта и дату принятия. (Например, Постановление Верховного Совета РСФСР “О Концепции Судебной Реформы” от 24 октября 1991 года №44 или Федеральный закон “О Введении в действие Арбитражного Процессуального Кодекса Российской Федерации” принят Государственной Думой 5 апреля 1995 года, опубликован в Российской газете 1995, 16 мая). Также нормативно-правовой акт имеет “преамбулу” – предисловие – вводная или вступительная часть, в которой обычно излагаются принципиальные положения, побудительные мотивы, цели издания соответствующего акта. Преамбула содержит “нормы-цели” и “нормы-принципы”, которые не обладают непосредственной юридической силой, но могут учитываться при толковании других положений акта. В частности, в Конституции РФ написано “Мы, многонациональный народ РФ, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившиеся государственные единства, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, что память предков, возрождая суверенную государственность России, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущим поколением, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем Конституцию Российской Федерации” это и является преамбулой.

Но нормативно-правовой акт имеет и внутреннюю структуру: деление на разделы, главы, статьи, параграфы, пункты, подпункты, части, абзацы, предписания и т.п. Такое строение нормативно-правового акта – результат длительного нормотворческого развития и служит, с одной стороны, последовательному и четкому изложению правового материала в акте, а с другой удобству пользования им.

В других же отраслях права  мы находим различные способы  изложения правовых норм в статьях  нормативно-правового акта – от полного соответствия до изложения нормы права в разных статьях, а то и вообще в разных нормативно-правовых актах.

Понятие “юридическая сила” как и многие иные выражения, юридической науки, заимствованы из других областей знания и наполнены специфическим юридическим содержанием. Так вот и физическое понятие “сила” в юридическом смысле означает обязательное соответствие акта, принятого нижестоящим государственным органом, акту, принятому вышестоящим государственным органом, или соответствие акта, принятого субъектом федерации, акту, принятому на федеральном уровне.

И в этой связи неверными  являются положения некоторых конституций  субъектов Российской Федерации, устанавливающие, например, приоритет республиканских  законов над федеральными, особенно в бюджетной и иных сферах.

Высшую юридическую  силу имеет конституция, которую  именуют по этому критерию Основным законом. Иная юридическая сила у  обычных законов, федеральных законов, иная – у постановлений Правительства и т.д. Но это не значит, что как-то нормативно-правовые акты полностью или частично являются менее обязательными или менее “влиятельными”. Нет, это означает лишь требование соблюдать принцип “подзаконности”, “соответствия” построении системы нормативно-правовых актов, в иерархии актов.1

Разумеется, реализация и обеспечение этой иерархии, этого соответствия большая и трудная практическая задача, которая решается как самими государственными органами, так и специальными механизмами проверки “соответствия” (Конституционным судом, иными судебными органами, прокуратурой и т.п.). Таким образом, юридическая сила акта – это его место в иерархии нормативно-правовых актов, соответствие, соподчиненность актов, принятых нижестоящим органом.

Но следует учитывать, что понятие “юридическая сила” иногда используется в ином смысле – как юридическое значение документа, как определение новых видов документов. Говорится, например, о юридической силе документов на машинных носителях (магнитных лентах, дисках) наряду с юридической силой обычных, письменных документов. Это иное, весьма условное употребление понятия “юридическая сила”. 2

В этой связи устанавливаются  и правила обработки, хранения документов на ЭВМ. И тогда отсутствие определенных реквизитов, формата, позволяющих обрабатывать для цели учета, использования документ делают его юридически ничтожным, лишают “юридической силы”, т.е. юридического значения.

Еще один немаловажный вопрос, связанный с определением нормативно-правового  акта: почему нормативно-правовой, а  не просто нормативный акт? Здесь  существует весьма тонкое различие, которое выделяет теория права.

Дело в том, что наряду с нормами права (социальными  правилами поведения), которые воплощает, содержит нормативно-правовой акт, существуют и нормы, не имеющие правового характера и значения, однако они также воплощены, закреплены в письменной и иной документальной форме. Например, в инструкциях, в которых определяются правила обращения с электротехникой, с бытовыми приборами. Эти акты также являются нормативными, но не правовыми, они содержат технические, но не правовые нормы. Существуют и смешанные акты, например, государственные стандарты. В них, с одной стороны, содержатся определенные технические требование к качеству продукции, с другой – устанавливается, что нарушение этих требований строго запрещается, влечет ответственность по закону.

Иногда в юридической  литературе, вместо словосочетания “нормативно-правовой акт” употребляется все же понятие нормативный акт, хотя, оно имеет в точном смысле иное содержание.

Нормативно-правовые акты образуют стройную систему, основанную на их юридической силе.

Можно определить наиболее важные критерии, по которым непосредственно  или по их сочетанию выделяются виды нормативно-правовых актов. Это следующие критерии: содержание нормативно-правового акта, процедура его принятия, орган, принимающий акт, круг лиц, на которых распространяется его действие, пространство и время, которые охватываются действием акта, утрата юридического значения, внутренняя структура, организационные этапы и ряд других критериев.

По содержанию, органу и процедуре принятия выделяются, прежде всего, такой вид нормативно-правового акта, как закон.

 

1.1 Понятие закон

 

Закон – это нормативно-правовой акт, который принимается с соблюдением правил по установленной процедуре в соответствии с компетенцией законодательным органом власти (парламентом, конгрессом, верховным советом, собранием и т.д.). Законы могут приниматься и на референдумах – в ходе специальной процедуры непосредственного, прямого волеизъявления населения по  тому или иному, как правило, крупному вопросу общественной жизни. По содержанию закон, как правило, регулирует наиболее важные общественные отношения3.

Понятие закон раскрывается на протяжении нескольких тысячилетий  в научной и практической деятельности. Иногда понятие закон употребляется как синоним понятия права, любого источника права. Поэтому еще в XIX веке предлагалось различать закон в формальном и материальном смыслах. В материальном – опять же, как синоним всех источников права, формально – как акт, принятый в соответствии с установленной процедурой законодательным органом.

Смешение этих значений может приводить к негативным последствиям. Такое произошло, к  сожалению, в Конституции Российской Федерации 1993 года. Во всех современных  конституциях закрепляется принцип  независимости судей. 4 Это фиксируется в формуле “судьи независимы и подчиняются только  закону”.

В данном контексте понятие  закон употребляется в широком  смысле, как синоним права, как  защита от вмешательства других ветвей власти в судебную деятельность, прежде всего, “от телефонного права”. Кроме того, этой формулой утверждается принцип законности судебной деятельности.

Однако в п.1 ст.120 Конституции  РФ эту формулу слегка подправили, подчеркивая значение конституции. Она гласит так: “судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону”. Иными словами, понятие “закон” здесь употребляется в узком смысле, как акт, принятый федеральным законодательным органом. Но тогда возникает вопрос, – а почему судья не должен подчиняться закону, принятому субъектом федерации, иным источником права? Смешение двух значений понятия “закон” привело к серьезной принципиальной ошибке в важнейшем виде закона – Конституции Российской Федерации.

Во-первых, закон - юридический  акт, притом акт – документ, в котором фиксируется правотворческие действия по введению в правовую систему юридических норм, по их отмене или изменению; закон – всегда письменный документ, в котором закрепляются вводимые юридические нормы или их изменения, закон – источник права;

во- вторых, закон – акт строго определенных, высших органов власти в государстве, как правило, представительного высшего органа страны – в России Федерального Собрания, высших представительных органов субъектов Федерации или непосредственно народа (при принятии закона в порядке референдума), т.е. субъектов, являющихся носителями государственного суверенитета;

в-третьих, закон –  нормативный акт, обладающий высшей юридической силой, т.е. акт самого высокого юридического “ранга”; ему, в принципе, “все под силу”, все иные акты “ниже” закона, находятся “под” законом, должны соответствовать закону, не в чем ему не противоречить;

в-четвертых, закон –  нормативный акт, содержащий первичные, изначальные юридические нормы, т.е. нормы, которых раньше в правовой системе не было, при том нормы по основным, ключевым вопросам жизни страны, другим принципиальным экономическим, политическим, социальным вопросам; с закона юридическое регулирование по данным вопросам “начинается”.5

 

1.2 Закон как нормативный юридический акт

Информация о работе Закон и право