Закон и право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 12:23, контрольная работа

Описание работы

Понятие закон раскрывается на протяжении нескольких тысячилетий в научной и практической деятельности. Иногда понятие закон употребляется как синоним понятия права, любого источника права. Поэтому еще в XIX веке предлагалось различать закон в формальном и материальном смыслах. В материальном – опять же, как синоним всех источников права, формально – как акт, принятый в соответствии с установленной процедурой законодательным органом.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ЗАКОН, ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И ВИДЫ 5
1.1 Понятие закон 8
1.2 Закон как нормативный юридический акт 10
СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ ЗАКОН И ПРАВО 14
2.1 Отрасли российского права 14
2.2 Органы представительной и законодательной власти 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
ГЛОССАРИЙ 21
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 22
ПРИЛОЖЕНИЕ 23

Файлы: 1 файл

закон, понятие.doc

— 118.50 Кб (Скачать файл)

 

Рассматривая закон как нормативный юридический акт – источник права, необходимо отличать его от иных правовых актов:

во-первых, от индивидуальных актов, т.е. актов, содержащих индивидуальныеп предписания по конкретным, “разовым” вопросам, например, назначение на должность, поручение передать имущество (такие индивидуальные предписания иногда встречаются в законах, посвященных, скажем, приватизации, управленческим вопросам);

во-вторых, от интерпретирующих актов, в которых дается только разъяснение действующих норм, но не устанавливаются действующие нормы (такие акты в большинстве случаев имеют другие наименования, например, “постановления”, “разъяснения”).6

Законы в демократическом государстве  должны занимать первое место среди  всех источников права, быть основой  всей правовой системы, основой законности, крепкого правопорядка.

“Законодательство – это вся совокупность законов, действующих в стране”.

Необходимо, однако, иметь в виду, что в некоторых формулировках  нормативных актов под термином “законодательство” понимаются не только законы, но и другие нормативные документы, содержащие первичные правовые нормы (например, нормативные указы Президента РФ, нормативные постановления Правительства).

В настоящее время нормативные  указы Президента, (а также постановления Правительства), принятые по вопросам, относящимся к законодательной области, имеют соответствующую, близкую к закону, юридическую силу до принятия и вступления в силу закона по данному вопросу. В части первой ГК РФ прямо записано: “В случае противоречия указа Президента РФ или Постановления Правительства РФ настоящему Кодексу или иному закону применяется настоящий Кодекс или соответствующий закон” (п. 5 ст. 3).7

Законодательство имеет свою четкую систему, классификацию законов:

законы подразделяются на:    

а) конституцию, конституционные (органические);

б) обыкновенные.

К числу конституционных  законов относятся прежде всего, законы, вносящие  изменения и дополнения в конституцию, а также законы, необходимость издания которых предусмотрена непосредственно конституцией. В Конституции РФ 1993 года названо четырнадцать таких конституционных законов. Примером последних могут быть законы о Правительстве Российской федерации ( ст. 114), о Конституционном Суде Российской Федерации (ст. 128), об изменении конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации (ст.137) Конституции РФ. Для конституционных законов установлена более сложная по сравнению с обычными законами процедура их прохождения и принятия в Федеральном Собрании. На принятый конституционный закон не может быть наложено вето Президента (ст. 108 Конституции РФ).

Обыкновенные законы – это акты текущего законодательства, посвященные различным сторонам экономической, политической, социальной, духовной жизни общества. Они, как и все законы, обладают высшей юридической силой, но сами должны соответствовать Конституции, конституционным законам. Этим и обеспечивается единство всей законодательной системы и последовательное проведение в ней тех основополагающих политических и правовых начал, которые выражены в Конституции, конституционных законах. Главная задача особого органа правосудия – Конституционного Суда – и состоит в том, чтобы обеспечивать строгое соответствие Конституции Российской Федерации всех законов, иных нормативных – юридических актов и тем самым осуществление во всех актах конституционных законов.   

Среди законов следует  выделять:

а) федеральные законы – те, которые принимаются федеральным  законодательным органом – Федеральным Собранием – и распространяются на всю территорию Российской Федерации,

б) законы субъектов Федерации (республиканские законы, законы областей, краев) – те, которые принимаются в соответствии с распределением компетенции республиками, другими субъектами Федерации и распространяются только на их территорию.

Нормативно-правовой акт, в котором находит свое выражение  и закрепление закон, может иметь разные формы. Наряду с наиболее распространенной формой – изложением закона в отдельном, обособленном письменном акте – теория права выделяет и нормативно-правовые акты в виде кодексов (сборников, списков). Гражданский, уголовный, семейный, трудовой и иные кодексы – это сборники, объединяющие по единому предмету регулирования и, как правило, методу обширную совокупность, систему правовых норм.

Кодекс (кодифицированный акт) – это единый, свободный, юридически и логически цельный, внутренне согласованный закон, иной нормативный акт, обеспечивающий полное, обобщенное и системное регулирование данной группы общественных отношений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ ЗАКОН И ПРАВО

 

Нормы российского права  регулируют управленческие, трудовые, имущественные, семейные и другие общественные отношения. В рамках каждой из крупных групп общественных отношений различаются их разновидности: купля-продажа, наем имущества, собственность и наследование – в гражданском праве; рабочее время, время отдыха, заработная плата – в трудовом праве; виды преступлений и наказаний за их совершение – в уголовном праве и т.д.

Регулирование многообразных  отношений нормами права должно строится не хаотично, а взаимосвязано, без логических противоречий и излишней множественности норм. Это и достигается объединением однородных норм права в различные отрасли и составляющие их институты права, в своем единстве образующие систему права.8

В соответствии с системой правовых норм, ее дифференциацией  на отрасли и институты (а зачастую на подотрасли и субинституты) строится и система законодательства, т.е. группировка отдельных законов в кодексы, уставы, положения и другие кодифицированные акты, составляющие основу системы законодательства российского государства.

Законами регулируются все правовые отношения в государстве, во всех отраслях права.9

 

2.1. Отрасли российского  права

 

Система российского  права делится на отрасли по основным видам общественных отношений (предмет отрасли права), регулируемым единым, специфическим для данной отрасли правовым методом (метод правового регулирования отрасли).

Основные отрасли права  и законодательства отражены в Конституции  РФ (ст.71 и ст.72). Главное место в этой системе занимает конституционное право, выраженное не только в самой Конституции РФ, но и в конституциях республик и уставах регионов, в ряде законов, указов Президента об организации системы исполнительной власти. Конституция предусматривает издание двенадцати конституционных законов, из числа которых приняты еще не все. 10

Конституция РФ называет также такие отрасли федерального права, как законодательство о судоустройстве и прокуратуре; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство. Эти отрасли относятся к сфере публичного (властного, направленного на защиту общественных интересов) права, отнесенного к предметам ведения Федерации.

Среди других отраслей федерального права, но относящихся к сфере  частного (т.е. направленного на защиту частных интересов) права, Конституцией предусмотрены гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство.

Все названные отрасли  законодательства Российской Федерации  получили значительное развитие в виде принятых федеральных законов и кодексов.

Особое место в системе  российского права и отраслевого  законодательства занимает финансовое право, которое регулирует порядок аккумуляции и расходования государством денежных средств на общие нужды общества и государства (бюджетное право и внебюджетные фонды), осуществление государством валютного и ценового регулирования, денежной эмиссии, финансирование государственных целевых программ, регулирование банковской деятельности.

Наряду с перечнем отраслей законодательства Российской Федерации в ст.72 Конституции закреплены отрасли законодательства по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов: административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство об охране окружающей среды. По данным отраслям права принят ряд новых федеральных законов: по административному праву, Семейный, Водный кодексы, Законы о недрах, об охране окружающей природной среды. Значительно обновлен Кодекс об административных правонарушениях (КоАП), Кодекс о труде (КзоТ), Жилищный кодекс.

Следует отметить, что  многие из этих законов сочетают начала публичного и частного права. В рамках отраслей права складываются институты права, т.е. группы однородных норм, регулирующих тот или иной вид отношений в сфере регулирования данной отрасли. Например, институтами гражданского права являются группы норм о праве собственности, обязательственном праве, праве наследования и т.п. В трудовом праве сложились институты приема на работу и увольнения, рабочего времени, трудовой дисциплины и т.п.11

Наряду с отраслевым регулированием отношений в российском праве в соответствии с Конституцией РФ складываются комплексные массивы  законодательства, объединяющие нормы различных отраслей права для разрешения задач интеграции правового регулирования в различных сферах экономической, социальной жизни. Например, как и в других странах, в России сложилась самостоятельная кодификация законов в области морского, воздушного и железнодорожного транспорта, связи. Современные технологии требуют специального законодательства об энергетических системах, о расщепляющихся материалах, о деятельности в космосе, об информации и информатизации (п. “и” ст.71 Конституции). В условиях перехода к рынку сохраняется необходимость государственного регулирования ведущих отраслей экономики, а также специальных законов о науке, здравоохранении, народном образовании. Во всехэтих сферах сочетаются административно-правовые, гражданско-правовые нормы, нормы о труде и социальной защите граждан в специальных комплексах правового регулирования12.

В прошлом, советском, законодательстве не признавалось деление права на публичное и частное, принятое в  большинстве стран романо-германской правовой системы.

Все право было подчинено интересам государства, а иные, личные, интересы также регулировались под контролем государства. В связи с признанием приоритета прав и свобод личности, в том числе права частной собственности и свободы предпринимательства, в современном российском праве стало необходимым признание частного права, сферы свободной деятельности, где все, включая и государство, участвуют в отношениях на равных основаниях. Это и есть частное право.

Публичное право составляют отрасли и институты, регулирующие полномочия  и деятельность органов государства, участие граждан в выборах и политической деятельности, отношения власти и подчинения, свойственные административному, финансовому, уголовному, процессуальному праву.

Вместе с тем эти  крупные “суперотрасли” взаимодействуют между собой, обеспечивая сочетание публичных и частных интересов там и в той мере, в какой это необходимо для интересов общества и каждого человека и гражданина.13

 

2.2. Органы представительной  и законодательной власти

 

В соответствии со ст. 94 Конституции РФ представительным и законодательным органом РФ является Федеральное Собрание, которое состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы.14

В Совет Федерации  входят по два представителя от каждого  субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.

Государственная Дума состоит  из 450 депутатов, работающих на профессиональной постоянной основе, ее главная функция – принятие законов.15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

“Верховенство закона” как принцип правового государства означает не только обязательность исполнения закона, но и обязательное соответствие всех иных нормативно-правовых актов закону, в том числе соответствие законов субъектов федерации федеральным законам.

Этот принцип “верховенства закона” следует отличать от принципа “верховенства права”. В последнем заключена иная идея, а именно – приоритета права над произволом, усмотрением власти. Руководствоваться правом при решении всех дел, связанных с управлением, - таков смысл этого принципа. И, следовательно, верховенство права над произволом, усмотрением, субъективизмом выражается в принципе “верховенство права”. В рамках этого принципа должно обеспечиваться также равенство всех перед судом, законом и, подчеркнем, властью.

Следует упомянуть и  о таких нормативно-правовых актах, которые со временем фактически утрачивают свою юридическую силу, не применяются и не отменяются. Законодатель и общество как бы забывают о них. Эти фактически утратившие силу акты именуются по аббревиатуре “фусами”.

Регулирование многообразных отношений нормами права должно строится не хаотично, а взаимосвязано, без логических противоречий и излишней множественности норм. Это и достигается объединением однородных норм права в различные отрасли и составляющие их институты права, в своем единстве образующие систему права.

Информация о работе Закон и право