Законность и правопорядок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 17:32, курсовая работа

Описание работы

Целью данного исследования является потребность в систематизации накопившегося материала по настоящей проблеме, выявление наиболее характерных черт данных понятий, особенностей их проявления. Речь идет о целой системе мер, усилий, механизмов, призванных стимулировать и гарантировать соблюдение законов и поддержания должного правопорядка в общества, так как автоматически, само собой это не происходит.
Для достижения цели исследования мы ставим перед собой задачи: анализ и формирование понятий «законность» и «правопорядок», рассмотрение их основных черт, соотношение их с государственной дисциплиной.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………..…………………………………………………..………...3
§1 Понятие и принципы законности……………………………………..…….5
§2 Понятие правопорядка и общественного порядка: их соотношение…………………………………………………………………….17
§3 Соотношение законности, правопорядка и государственной дисциплины………………………………………………………………….…..22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………….……………………………………...……26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………….......……27

Файлы: 1 файл

Курсовая работа №1-ТГП.docx

— 59.43 Кб (Скачать файл)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ 

 

ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ  АКАДЕМИЯ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА

 

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Кафедра государственно-правовых дисциплин

 

 

Д.А. САЛИХОВА

ЗАКОННОСТЬ И ПРАВОПОРЯДОК

 

Курсовая работа

по теории государства  и права

Студента 1 курса очной формы обучения, группы Ю-11-1

 

                                                                                   

                                                                 Научный руководитель:

Кандидат юридических  наук,

                                                                       Доцент Е.Н. Бырдин

 

 

Допущена к защите

      «__» ______________2012г.

                                                       Дата защиты

                               «__» ______________2012г. Оценка _______

 

 

Тюмень 2012 г.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………..…………………………………………………..………...3

§1 Понятие и принципы законности……………………………………..…….5

§2 Понятие правопорядка и общественного порядка: их соотношение…………………………………………………………………….17

§3 Соотношение законности, правопорядка и государственной дисциплины………………………………………………………………….…..22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………….……………………………………...……26

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………….......……27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В современной науке объектом пристального внимания ученых – юристов как  в области теории государства  и права, так и в отраслевых науках являются  законность и правопорядок. В результате чего, в теории государства и права сложилась две отдельные категории: «законность», в рамках которой существуют различные определения данного явления и «правопорядок», в которой тесно переплетаются мотивы правового и не правового характера, государственного и обще социального содержания, взаимодействуют интересы различных групп, слоев, граждан общества.

На данном этапе избранная нами тема приобретает новое звучание. Она требует определенного переосмысления с позиции новых данных науки, потребностей юридической практики. Наш интерес к данной проблеме выражен, прежде всего тем, что в юридической литературе нет единого мнения о трактовке данных правовых категорий, существует несколько определений и рассуждений о законности и правопорядке. В правовой системе общества эти два понятия тесно взаимосвязаны между собой. Они имеют много общего, поскольку слишком высока степень их взаимопроникновения. Например, упорядоченность, с одной стороны, есть результат осуществления права и законности, а с другой - их важнейшее свойство. Долгое время в содержание законности и правопорядка вкладывалось исполнение законов и поэтому различие между ними не проводилось.

Действительно, эти категории формируются  на одних и тех же принципах, тесно  взаимосвязаны с властью, у них  единое государственно-волевое содержание и интересы. Они сочетаются с правами, свободами, обязанностями и ответственностью граждан, субъектов права, имеют  формальную нормативную определенность. Но все это не отрицает, а предполагает наличие принципиальных отличий, выражающих их самостоятельность, специфику.

Правопорядок и законность - своеобразные инструменты, позволяющие решать поставленные задачи и достигать цели. Есть законность - есть и правопорядок. Существование  законности и правопорядка не мыслимо без демократии. От того, в какой степени в демократическом государстве исполняются законы и насколько строгим является правопорядок, зависит дальнейшее развитие современной цивилизованной демократической страны.

 Целью данного исследования  является потребность в систематизации  накопившегося материала по настоящей  проблеме, выявление наиболее характерных  черт данных понятий, особенностей  их проявления. Речь идет о  целой системе мер, усилий, механизмов, призванных стимулировать и гарантировать  соблюдение законов и поддержания  должного правопорядка в общества, так как автоматически, само  собой это не происходит.

Для достижения цели исследования мы ставим перед собой задачи: анализ и формирование понятий «законность» и «правопорядок», рассмотрение их основных черт, соотношение их с  государственной дисциплиной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      1.  Понятие и принципы законности

Законность - одно из центральных  и, пожалуй, наиболее сложных понятий  правоведения. Соответственно существует и множество его трактовок  от совпадающих до взаимоисключающих. Разброс мнений, помимо прочего, объясняется тем, что само это явление сильно политизировано и идеологизировано, отражало и отражает устремления различных правящих элит, которые, сменяя друг друга, придавали категории законности нужное, нередко конъюнктурное, содержание и направленность, использовали в своих целях. Именно поэтому законность, как никакой другой правовой институт, всегда имела не только чисто теоретическое, но и остро социальное и самое непосредственное практическое значение, ибо от уровня, состояния и понимания законности зависят жизнь и судьба миллионов людей.

В юридического литературе существует несколько определений  правовой категории «законности». Борисов В.В. дает следующее определение: Законность - демократический принцип Советской власти. Он проявляется в том, что ко всем органам государства, учреждениям, предприятиям, общественным организациям, должностным лицам и гражданам предъявлено требование строжайшего выполнения советских законов; провозглашенные права и свободы граждан, их организаций, их законные интересы гарантируются, и обеспечивается выполнение возложенных на них обязанностей, реализация ответственности, точное и неуклонное выполнение нормативных актов и актов реализации права обеспечивается государственными и общественными мерами1.

В других источниках интерпретировано сходное, по сути, определение законности как принципа. Законность как принцип, представляет собой совокупность идей и взглядов, посредством которых  у всех участников правовых отношений  формируется внутренняя потребность  в совершении правомерных поступков. В характеристики законности, как метода государственного руководства обществом, как режима, состояния, то есть фактически речь идет о строгом соблюдении всеми субъектами правоотношений действующего законодательства, юридических норм.

В последние годы предпринимаются  попытки по - новому сформулировать понятие законности. В частности Н.В. Витрук пишет: «Законность означает идею, требование, систему реального выражения права в законах государства, в самом законотворчестве, в подзаконном правотворчестве»2. В.Н. Кудрявцев говорит о том, что: « Законность - определенный режим общественной жизни, метод государственного руководства, состоящий в организации общественных отношений посредством издания и неуклонного осуществления законов и других правовых актов»3. Данные суждения о понятии законности являются следствием исследования отдельных аспектов данной проблемы с применением конкретных методов познания, это объясняет происхождения множества определений законности. В системе все эти аспекты образуют методологическую основу научной разработки законности как сложного политико-правового явления. В данном случае под аспектом понимается способ отражения существенных особенностей социально-экономических процессов посредством категории «законность». В связи с этим можно выделить два аспекта: внутренний и внешний.

Внешние определяют место  и роль законности в системе правовых ценностей, которые используются для  познания и объяснения окружающей действительности. К внешним аспектам, определяющим сущность законности можно отнести  социально-экономический, политико-идеологический, духовный, логико-семантический, и юридический.

Внутренние отражают функциональную роль законности в системе правовых явлений, используемых для характеристики правовой действительности. К ним  относятся определение законности как принципа, как метода государственного руководства, как режима, как состояния.

Однако, несмотря на всю свою многогранность, законность имеет достаточно простое и краткое определение. Под законностью понимается строгое  и неуклонное соблюдение всеми субъектами права существующих в стране законов  и основанных на них подзаконных  нормативных актов. Ключевым словом здесь выступает соблюдение. Именно в нем изначальный смысл и  суть рассматриваемого явления в  любой его интерпретации. Нет  соблюдения - нет и законности. Такое понимание законности было преобладающим в советское время, как, впрочем, и раньше. Остается оно в принципе в силе (с различными вариациями) и сейчас, поскольку, там, где нет соблюдения законов, там нет и быть не может законности как таковой, ибо в этом случае она утрачивает одно из коренных, главных своих свойств.

Как справедливо отмечается в литературе (Н.В. Витруком и другими), главный недостаток определения законности только через соблюдение законов состоит в том, что оно (определение) не затрагивает вопроса о характере самих законов. Между тем законы бывают разные - демократические, справедливые, гуманные или, как принято теперь говорить, правовые, т.е. соответствующие высшим идеалам права; и законы антидемократические, неправовые, идущие вразрез с интересами народа, противоречащие подлинному праву (например, репрессивные, тоталитарные, дискриминационные, фашистские и т.д.). Получается, что соблюдение и этих законов есть законность. С этим согласиться нельзя. Кроме того, понятие законности должно распространяться не только на область действия законов, но и на сферу их создания, т.е. законотворчество, а шире - все правотворчество, ибо эти процессы также подвержены оценке с позиций идей нравственности и законности. Не должны издаваться законы, ущемляющие права человека и гражданина, не соответствующие принципам международных гуманитарных стандартов.

Как устойчивое явление общественной жизни, законность возникает и формируется  в условиях цивилизованного общества, способного обеспечить реальное равенство  граждан перед законом. Такие  условия в значительной мере создаются  рыночными экономическими отношениями, при которых свобода частой собственности  ставится равной возможностью для всех. Обеспечить равенство в сфере  производства материальных благ, поставить  производителей в одинаково выгодные условия - главная задача закона правового  государства. Имущественное же неравенство  создается не юридическими законами, а естественными возможностями  каждого человека. Поэтому до тех  пор, пока в обществе существуют неравное положение людей в сфере производства материальных и духовных ценностей, нельзя говорить об их равенстве перед  законом, а следовательно, и о законности.

Законность, как необходимое  условие гармоничного функционирования человеческого общества, становится реальной силой в более позднее  время, когда общественное отношение  приобретает новое качество, то есть когда из отношений зависимости, подавление и угнетения они постепенно превращаются относительно независимых  и свободных производительных материальных благ. Этим создается необходимая  база для действия справедливых, правовых, законов, в одинаковой мере защищающих интересы всех членов общества, участвующих  в его воспроизводстве. Сущность законности есть строгое и полное осуществление предписаний правовых законов и основанных на них юридических актов всеми субъектами права. Данное требование выражает движение к цели - достижение законопослушания со стороны всех субъектов общественных отношений. Законность характеризует не состояние или конкретный результат, а живой процесс, например процесс формирования правового государства и гражданского общества4.

Важное значение для теории и практики укрепления законности имеет вопрос о разграничении принципов и требований законности. Под принципами законности понимаются исходные, основополагающие начала, характеризующие данное явление как с внутренней, так и внешней стороны. В принципах раскрываются социальное и функциональное назначение законности, ее сущность, роль и место в обществе, связь с другими категориями (правом, политикой, культурой и т.д.). К основным принципам законности относятся следующие.

1. Принцип единства. Этот  принцип направлен на эффективное  противодействие местничеству, ведомственности,  региональному влиянию. Законность, если видеть в ней прежде всего соблюдение законов, должна быть единой и одинаковой для всех и на всей территории страны. Она не может быть разной для разных зон – «калужской» или «казанской», а только единой всероссийской. Законность – «не земледелие»5.

Соответственно и прокуратура, призванная осуществлять надзор за единообразным  пониманием и соблюдением законности, должна иметь централизованное подчинение и не зависеть от местных властей. Для законности как единого общегосударственного режима не имеют значения местные  условия, специфика, различия, ибо такие  особенности, традиции учитываются  в самих законах и иных нормативно-правовых актах, издаваемых субъектами Федерации. Требования же законности одинаковы6.

Проблема единства законности особенно обострилась в связи  с ростом в последнее время  регионального сепаратизма, противостояния, одностороннего понимания самостоятельности, настроений неподчиненности центру. Для преодоления этих негативных тенденций как раз и нужна твердая общефедеральная законность, способная обеспечить единое правовое пространство, равную защиту прав и свобод человека, соблюдение Конституции РФ, целостность государства.

К сожалению, сегодня в  России фактически нет единой законности, общеюридическое поле размыто, на местах издаются законы и другие нормативно-правовые акты, противоречащие федеральному законодательству. Нарушаются конституционные основы построения правовой системы, правового регулирования, рвутся экономические и культурные связи.

Вместо этого устанавливаются  разного рода цензы (оседлости, грамотности, языка, местожительства, гражданства), принимаются решения по вопросам исключительной компетенции центра. Появились многочисленные «разновидности» местной законности. Между тем понимание и применение законов не терпит разнобоя, самодеятельности. При всем разнообразии законов и других правовых актов, несхожести местных условий законность должна быть одна. Недопустимо, чтобы каждый регион, город, а тем более каждое предприятие имели «свою» (областную, заводскую, республиканскую) законность.

Информация о работе Законность и правопорядок