Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 17:32, курсовая работа
Целью данного исследования является потребность в систематизации накопившегося материала по настоящей проблеме, выявление наиболее характерных черт данных понятий, особенностей их проявления. Речь идет о целой системе мер, усилий, механизмов, призванных стимулировать и гарантировать соблюдение законов и поддержания должного правопорядка в общества, так как автоматически, само собой это не происходит.
Для достижения цели исследования мы ставим перед собой задачи: анализ и формирование понятий «законность» и «правопорядок», рассмотрение их основных черт, соотношение их с государственной дисциплиной.
ВВЕДЕНИЕ………..…………………………………………………..………...3
§1 Понятие и принципы законности……………………………………..…….5
§2 Понятие правопорядка и общественного порядка: их соотношение…………………………………………………………………….17
§3 Соотношение законности, правопорядка и государственной дисциплины………………………………………………………………….…..22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………….……………………………………...……26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………….......……27
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА
ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
Кафедра государственно-правовых дисциплин
Д.А. САЛИХОВА
ЗАКОННОСТЬ И ПРАВОПОРЯДОК
Курсовая работа
по теории государства и права
Студента 1 курса очной формы обучения, группы Ю-11-1
Кандидат юридических наук,
Допущена к защите
«__» ______________2012г.
«__» ______________2012г.
Тюмень 2012 г.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ………..……………………………………………
§1 Понятие и принципы законности……………………………………..…….5
§2 Понятие правопорядка и общественного
порядка: их соотношение…………………………………………………
§3 Соотношение законности, правопорядка
и государственной дисциплины……………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………….……………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………….......……27
Введение
В современной науке объектом пристального внимания ученых – юристов как в области теории государства и права, так и в отраслевых науках являются законность и правопорядок. В результате чего, в теории государства и права сложилась две отдельные категории: «законность», в рамках которой существуют различные определения данного явления и «правопорядок», в которой тесно переплетаются мотивы правового и не правового характера, государственного и обще социального содержания, взаимодействуют интересы различных групп, слоев, граждан общества.
На данном этапе избранная нами
тема приобретает новое звучание.
Она требует определенного
Действительно, эти категории формируются
на одних и тех же принципах, тесно
взаимосвязаны с властью, у них
единое государственно-волевое
Правопорядок и законность - своеобразные инструменты, позволяющие решать поставленные задачи и достигать цели. Есть законность - есть и правопорядок. Существование законности и правопорядка не мыслимо без демократии. От того, в какой степени в демократическом государстве исполняются законы и насколько строгим является правопорядок, зависит дальнейшее развитие современной цивилизованной демократической страны.
Целью данного исследования
является потребность в
Для достижения цели исследования мы ставим перед собой задачи: анализ и формирование понятий «законность» и «правопорядок», рассмотрение их основных черт, соотношение их с государственной дисциплиной.
Законность - одно из центральных и, пожалуй, наиболее сложных понятий правоведения. Соответственно существует и множество его трактовок от совпадающих до взаимоисключающих. Разброс мнений, помимо прочего, объясняется тем, что само это явление сильно политизировано и идеологизировано, отражало и отражает устремления различных правящих элит, которые, сменяя друг друга, придавали категории законности нужное, нередко конъюнктурное, содержание и направленность, использовали в своих целях. Именно поэтому законность, как никакой другой правовой институт, всегда имела не только чисто теоретическое, но и остро социальное и самое непосредственное практическое значение, ибо от уровня, состояния и понимания законности зависят жизнь и судьба миллионов людей.
В юридического литературе существует несколько определений правовой категории «законности». Борисов В.В. дает следующее определение: Законность - демократический принцип Советской власти. Он проявляется в том, что ко всем органам государства, учреждениям, предприятиям, общественным организациям, должностным лицам и гражданам предъявлено требование строжайшего выполнения советских законов; провозглашенные права и свободы граждан, их организаций, их законные интересы гарантируются, и обеспечивается выполнение возложенных на них обязанностей, реализация ответственности, точное и неуклонное выполнение нормативных актов и актов реализации права обеспечивается государственными и общественными мерами1.
В других источниках интерпретировано сходное, по сути, определение законности как принципа. Законность как принцип, представляет собой совокупность идей и взглядов, посредством которых у всех участников правовых отношений формируется внутренняя потребность в совершении правомерных поступков. В характеристики законности, как метода государственного руководства обществом, как режима, состояния, то есть фактически речь идет о строгом соблюдении всеми субъектами правоотношений действующего законодательства, юридических норм.
В последние годы предпринимаются попытки по - новому сформулировать понятие законности. В частности Н.В. Витрук пишет: «Законность означает идею, требование, систему реального выражения права в законах государства, в самом законотворчестве, в подзаконном правотворчестве»2. В.Н. Кудрявцев говорит о том, что: « Законность - определенный режим общественной жизни, метод государственного руководства, состоящий в организации общественных отношений посредством издания и неуклонного осуществления законов и других правовых актов»3. Данные суждения о понятии законности являются следствием исследования отдельных аспектов данной проблемы с применением конкретных методов познания, это объясняет происхождения множества определений законности. В системе все эти аспекты образуют методологическую основу научной разработки законности как сложного политико-правового явления. В данном случае под аспектом понимается способ отражения существенных особенностей социально-экономических процессов посредством категории «законность». В связи с этим можно выделить два аспекта: внутренний и внешний.
Внешние определяют место и роль законности в системе правовых ценностей, которые используются для познания и объяснения окружающей действительности. К внешним аспектам, определяющим сущность законности можно отнести социально-экономический, политико-идеологический, духовный, логико-семантический, и юридический.
Внутренние отражают функциональную
роль законности в системе правовых
явлений, используемых для характеристики
правовой действительности. К ним
относятся определение
Однако, несмотря на всю свою многогранность, законность имеет достаточно простое и краткое определение. Под законностью понимается строгое и неуклонное соблюдение всеми субъектами права существующих в стране законов и основанных на них подзаконных нормативных актов. Ключевым словом здесь выступает соблюдение. Именно в нем изначальный смысл и суть рассматриваемого явления в любой его интерпретации. Нет соблюдения - нет и законности. Такое понимание законности было преобладающим в советское время, как, впрочем, и раньше. Остается оно в принципе в силе (с различными вариациями) и сейчас, поскольку, там, где нет соблюдения законов, там нет и быть не может законности как таковой, ибо в этом случае она утрачивает одно из коренных, главных своих свойств.
Как справедливо отмечается в литературе (Н.В. Витруком и другими), главный недостаток определения законности только через соблюдение законов состоит в том, что оно (определение) не затрагивает вопроса о характере самих законов. Между тем законы бывают разные - демократические, справедливые, гуманные или, как принято теперь говорить, правовые, т.е. соответствующие высшим идеалам права; и законы антидемократические, неправовые, идущие вразрез с интересами народа, противоречащие подлинному праву (например, репрессивные, тоталитарные, дискриминационные, фашистские и т.д.). Получается, что соблюдение и этих законов есть законность. С этим согласиться нельзя. Кроме того, понятие законности должно распространяться не только на область действия законов, но и на сферу их создания, т.е. законотворчество, а шире - все правотворчество, ибо эти процессы также подвержены оценке с позиций идей нравственности и законности. Не должны издаваться законы, ущемляющие права человека и гражданина, не соответствующие принципам международных гуманитарных стандартов.
Как устойчивое явление общественной
жизни, законность возникает и формируется
в условиях цивилизованного общества,
способного обеспечить реальное равенство
граждан перед законом. Такие
условия в значительной мере создаются
рыночными экономическими отношениями,
при которых свобода частой собственности
ставится равной возможностью для всех.
Обеспечить равенство в сфере
производства материальных благ, поставить
производителей в одинаково выгодные
условия - главная задача закона правового
государства. Имущественное же неравенство
создается не юридическими законами,
а естественными возможностями
каждого человека. Поэтому до тех
пор, пока в обществе существуют неравное
положение людей в сфере
Законность, как необходимое условие гармоничного функционирования человеческого общества, становится реальной силой в более позднее время, когда общественное отношение приобретает новое качество, то есть когда из отношений зависимости, подавление и угнетения они постепенно превращаются относительно независимых и свободных производительных материальных благ. Этим создается необходимая база для действия справедливых, правовых, законов, в одинаковой мере защищающих интересы всех членов общества, участвующих в его воспроизводстве. Сущность законности есть строгое и полное осуществление предписаний правовых законов и основанных на них юридических актов всеми субъектами права. Данное требование выражает движение к цели - достижение законопослушания со стороны всех субъектов общественных отношений. Законность характеризует не состояние или конкретный результат, а живой процесс, например процесс формирования правового государства и гражданского общества4.
Важное значение для теории и практики укрепления законности имеет вопрос о разграничении принципов и требований законности. Под принципами законности понимаются исходные, основополагающие начала, характеризующие данное явление как с внутренней, так и внешней стороны. В принципах раскрываются социальное и функциональное назначение законности, ее сущность, роль и место в обществе, связь с другими категориями (правом, политикой, культурой и т.д.). К основным принципам законности относятся следующие.
1. Принцип единства. Этот
принцип направлен на
Соответственно и прокуратура,
призванная осуществлять надзор за единообразным
пониманием и соблюдением законности,
должна иметь централизованное подчинение
и не зависеть от местных властей.
Для законности как единого
Проблема единства законности особенно обострилась в связи с ростом в последнее время регионального сепаратизма, противостояния, одностороннего понимания самостоятельности, настроений неподчиненности центру. Для преодоления этих негативных тенденций как раз и нужна твердая общефедеральная законность, способная обеспечить единое правовое пространство, равную защиту прав и свобод человека, соблюдение Конституции РФ, целостность государства.
К сожалению, сегодня в России фактически нет единой законности, общеюридическое поле размыто, на местах издаются законы и другие нормативно-правовые акты, противоречащие федеральному законодательству. Нарушаются конституционные основы построения правовой системы, правового регулирования, рвутся экономические и культурные связи.
Вместо этого устанавливаются разного рода цензы (оседлости, грамотности, языка, местожительства, гражданства), принимаются решения по вопросам исключительной компетенции центра. Появились многочисленные «разновидности» местной законности. Между тем понимание и применение законов не терпит разнобоя, самодеятельности. При всем разнообразии законов и других правовых актов, несхожести местных условий законность должна быть одна. Недопустимо, чтобы каждый регион, город, а тем более каждое предприятие имели «свою» (областную, заводскую, республиканскую) законность.