Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 17:32, курсовая работа
Целью данного исследования является потребность в систематизации накопившегося материала по настоящей проблеме, выявление наиболее характерных черт данных понятий, особенностей их проявления. Речь идет о целой системе мер, усилий, механизмов, призванных стимулировать и гарантировать соблюдение законов и поддержания должного правопорядка в общества, так как автоматически, само собой это не происходит.
Для достижения цели исследования мы ставим перед собой задачи: анализ и формирование понятий «законность» и «правопорядок», рассмотрение их основных черт, соотношение их с государственной дисциплиной.
ВВЕДЕНИЕ………..…………………………………………………..………...3
§1 Понятие и принципы законности……………………………………..…….5
§2 Понятие правопорядка и общественного порядка: их соотношение…………………………………………………………………….17
§3 Соотношение законности, правопорядка и государственной дисциплины………………………………………………………………….…..22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………….……………………………………...……26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………….......……27
Следует различать понятия «правовой порядок» и «общественный порядок». Они соотносятся как часть и целое, последнее понятие несколько шире первого. Если правопорядок, как сказано выше, основывается на праве и является конечным итогом его реализации, то общественный порядок предполагает соблюдение не только правовых, но и всех иных социальных норм, действующих в обществе (моральных, корпоративных, обычаев, традиций и т.д.). Это - результат общесоциальной регуляции, которая, конечно, включает в себя и правовую.
В этой связи необходимо подчеркнуть,
что правопорядок и общественный
порядок не совпадают лишь частично.
Правопорядок является ядром, центральным
элементом общественного
Так что правовое поле тоже достаточно
широкое, за его пределами находятся
лишь морально-этические, личные, интимные,
дружеские и некоторые иные отношения,
не требующие юридической
Конкретно различия между правопорядком и общественным порядком заключаются в следующем:
1) они не совпадают по своему
генезису, происхождению, эволюции;
если общественный порядок
2) у них разная нормативная основа; если правопорядок базируется на праве и является, в конечном счете, результатом его реализации, то общественный порядок есть следствие соблюдения не только правовых, но и всех иных социальных норм общества;
3) они по-разному обеспечиваются;
если правопорядок опирается
на особый аппарат принуждения,
4) при нарушении правопорядка
и общественного порядка
5) наконец, как уже отмечалось, правопорядок и общественный порядок не тождественны по своему объему, содержанию, элементному составу; последний по указанным выше причинам шире первого.
Следует заметить, что на уровне обыденного сознания общественный порядок понимается чаще всего несколько упрощенно (узко), а именно как порядок в общественных местах - на улицах, площадях, в парках, зонах отдыха, в помещениях для проведения культурно-массовых и спортивных мероприятий (стадионах), в общественном транспорте и т.д. Такое представление в принципе верно, но неполно, так как в действительности общественный порядок предполагает социальную упорядоченность всех общественных отношений, а не какой-то их части19.
Законность можно определить как принцип, метод и режим строго неуклонного соблюдения, исполнения норм права всеми участниками общественных отношений (государством, его органами, общественными и иными организациями, трудовыми коллективами, должностными лицами, гражданами – всеми без исключения). При этом принцип выступает как идеальная форма законности – соблюдать нормы права должны все. В действительности же отнюдь не все правовые нормы и не всеми субъектами соблюдаются и исполняются, имеет место немало нарушений законности.
С законностью теснейшим
образом связано другое правовое
явление – правовой порядок. Правопорядок
– это состояние
Именно правопорядок представляет собой цель правового регулирования, именно для его достижения издаются законы и другие нормативно-правовые акты, осуществляется совершенствование законодательства, принимаются меры по укреплению законности.
Законность в условиях
определенного исторического
Различия в содержании законности и правопорядка зависят от ее сторон(элементов): предметной («носители» законности – то, что должно соответствовать правовым требованиям; субъектной (состав субъектов, на которых распространяется обязанность соблюдать правовые предписания и право требовать такого соблюдения от других лиц); нормативной (круг правовых предписаний, обязательных для исполнения). Изменение этих сторон законности и определяет различный объем её содержания в конкретных исторических условиях, повышение или снижение ее роли в обществе20.
Другими словами, это свобода, определяемая объективными условиями общественного развития, мера которая получает выражение в законе. Законность логически предшествует правопорядку, связь здесь жесткая, причинно-следственная. Ведь не случайно в повседневном общественно- политическом лексиконе оба эти понятия ставят вместе: укрепление законности и правопорядка или нарушение законности и правопорядка. Правопорядок - это реальный показатель состояния законности, он отражает степень соблюдения законов. Правопорядок - это итог законности21.
Государственная дисциплина (порядок отношений, устанавливаемый государством, в соответствии с которым все государственные органы, организации, должностные лица и граждане должны выполнять возложенные на них задачи и обязанности. Государственная дисциплина включает: финансовую, договорную, плановую и технологическую дисциплины) же в свою очередь является понятием более широким чем законность, так как она предполагает соблюдение не только законов и иных нормативно-правовых актов, но и всех индивидуальных правил и установлений, а также устных приказов, распоряжений, указаний. Это признаётся и на уровне законодательства22. В частности, в ст. 1 Указа Президента РФ «О мерах по укреплению дисциплины в системе государственной службы» в редакции от 27 июня 2000 г. прямо закреплено следующее положение: «установить, что грубым однократным нарушением дисциплины в системе государственной службы, влекущим применение к виновным должностным лицам и работникам федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации мер дисциплинарной ответственности, вплоть до освобождения от занимаемой должности, являются: нарушение федеральных законов, указов Президента Российской Федерации; неисполнение или ненадлежащее исполнение федеральных законов, указов Президента Российской Федерации и вступивших в законную силу решений судов». Указание на то, что государственные служащие должны исполнять решения судов, лишний раз подчёркивает тот факт, что дисциплина есть выполнение обязанностей, содержащихся как в нормативных, так и в правоприменительных актах23. Поэтому дисциплина опирается не только на нормативно-правовые требования, но и на требования индивидуально-правового свойства, а также на нравственные, партийные и иные предписания. Конечно же, дисциплина включает в себя законность, но к ней не сводится. Эти явления близкие, но не совпадающие. Законность является центром дисциплины, без которого последняя немыслима. Дисциплина - нечто большее, чем просто законопослушание. Общее же между двумя этими понятиями заключается в том, что и законность и дисциплина представляют собой определенный режим, состояние, упорядоченность связей, отношений; они объективно необходимы для общества и выполняют во многом одинаковые функции. Субъектами дисциплины и законности являются все участники общественных отношений - как индивидуальные, так и коллективные24.
Законность, правопорядок, государственная дисциплина - все эти понятия тесно связанны между собой, одно предполагает другое. Полноценное существование данных категорий в отдельности не возможно, так как одно дополняет другое, помогает обеспечивать исполнение основных принципов, требований других категорий.
Заключение
Государство управляется с помощью различных методов и средств - экономических, политических, идеологических, организационных, правовых. Среди последних важное место занимают законность и правопорядок, без которых невозможно обеспечить нормальную жизнедеятельность общества, его граждан. Посредством одной силы этого сделать еще никому не удавалось.
В современных российских условиях
без законности и правопорядка невозможно
решение стоящих перед
Для претворения в жизнь этих
и других задач требуется
Наличие должного правопорядка в стране
позитивно сказывается на ее международном
престиже. Необходимо применять меры,
которые будут направлены на укрепление
государственности и
Список использованных источников
1 Борисов В.В. Правовой порядок развитого социализма.– Саратов – 1997.-С.332.
2 Витрук Н.В. Законность: понятие, защита и обеспечение. Конституционная законность и конституционное правосудие//Общая теория государства и права/Под ред. М.Н. Марченко.-М.:1998.-С.15.
3 Кудрявцев В.Н. Законность: содержание и современное состояние//Законность в Российской Федерации.-М.:-1998.-С.4.
4
Лисюткин А.Б. К понятию законности//Правоведение.-
5 Лазарев В.В. Теория права и государства. – М.: Право и закон. – 1996.-с.209.
6 Тиковенко А.Г.Общая теория государства и права// Минск:- Книжн.Дом-2006.-с.198.
7 Лазарев В.В. Теория права и государства. – М.: Право и закон. – 1996.-с.210.
8 Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. Учебник для вузов.// М.: НОРМА-ИНФРАМ, 1999.-с.532.
9 Лазарев В.В. Теория права и государства. – М.: Право и закон. – 1996.-с.212.
10 Лазарев В.В. Теория права и государства. – М.: Право и закон. – 1996.-с.214.
11 Лазарев В.В. Теория права и государства. – М.: Право и закон. – 1996.-с.216.
12 Конституция Российской Федерации ст.2 // Российская газета. – 1993. - №237
13 Конституция Российской Федерации ст.18 // Российская газета. – 1993. - №237
14 Конституция Российской Федерации ст.18 // Российская газета. – 1993. - №237
15 Борисов В.В. Правовой порядок развитого социализма.– Саратов – 1997.
16 Послание Президента РФ Федеральному Собранию « Порядок во власти -порядок в стране»// Российская газета, - 1997. - 7 февраля.
17 Клименко А.В., Румынина В.В. Теория государства и права. – М.: Мастерство, 2002. – 219с.
18 Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. Учебник для вузов.// М.: НОРМА-ИНФРАМ, 1999
19 Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. Учебник для вузов.// М.: НОРМА-ИНФРАМ, 1999.
20 Лазарев В.В. Теория права и государства. – М.: Право и закон. – 1996.- с.6-10.
21 Алексеев С.С. Теория права. – М.: БЕК, 1995. – С.275
22 Корельский В.М. Все начинается с дисциплины. – М.: Мысль, 1985.
23 Указа Президента РФ «О мерах по укреплению дисциплины в системе государственной службы» ст. 1//2000. – 7июня.
24 Корельский В.М. Все начинается с дисциплины. – М.: Мысль, 1985. - 204 c