Законность и правопорядок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 17:32, курсовая работа

Описание работы

Целью данного исследования является потребность в систематизации накопившегося материала по настоящей проблеме, выявление наиболее характерных черт данных понятий, особенностей их проявления. Речь идет о целой системе мер, усилий, механизмов, призванных стимулировать и гарантировать соблюдение законов и поддержания должного правопорядка в общества, так как автоматически, само собой это не происходит.
Для достижения цели исследования мы ставим перед собой задачи: анализ и формирование понятий «законность» и «правопорядок», рассмотрение их основных черт, соотношение их с государственной дисциплиной.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………..…………………………………………………..………...3
§1 Понятие и принципы законности……………………………………..…….5
§2 Понятие правопорядка и общественного порядка: их соотношение…………………………………………………………………….17
§3 Соотношение законности, правопорядка и государственной дисциплины………………………………………………………………….…..22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………….……………………………………...……26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………….......……27

Файлы: 1 файл

Курсовая работа №1-ТГП.docx

— 59.43 Кб (Скачать файл)

Следует различать понятия «правовой порядок» и «общественный порядок». Они соотносятся как часть и целое, последнее понятие несколько шире первого. Если правопорядок, как сказано выше, основывается на праве и является конечным итогом его реализации, то общественный порядок предполагает соблюдение не только правовых, но и всех иных социальных норм, действующих в обществе (моральных, корпоративных, обычаев, традиций и т.д.). Это - результат общесоциальной регуляции, которая, конечно, включает в себя и правовую.

В этой связи необходимо подчеркнуть, что правопорядок и общественный порядок не совпадают лишь частично. Правопорядок является ядром, центральным  элементом общественного порядка  и в решающей степени покрывает  его, поскольку основная масса наиболее существенных и принципиальных отношений  закрепляется, опосредуется, охраняется правом (отношения собственности, социально-экономического и политического устройства, положения  личности, ее права, свободы, обязанности; семейные, трудовые, гражданские, административные и иные отношения).

Так что правовое поле тоже достаточно широкое, за его пределами находятся  лишь морально-этические, личные, интимные, дружеские и некоторые иные отношения, не требующие юридической регламентации  или даже объективно не подконтрольные (не подвластные) такому воздействию. Правопорядок выражает прежде всего волю государства, но объективно в нем заинтересованы все18.

Конкретно различия между правопорядком  и общественным порядком заключаются  в следующем:

1) они не совпадают по своему  генезису, происхождению, эволюции; если общественный порядок исторически  возникает вместе с возникновением  и становлением человеческого  общества как его органическая  часть и условие существования,  то правопорядок в качестве  политико-юридического явления зарождается  гораздо позже, а именно когда  возникают публичная власть, право,  законы; он - атрибут государства;

2) у них разная нормативная  основа; если правопорядок базируется  на праве и является, в конечном счете, результатом его реализации, то общественный порядок есть следствие соблюдения не только правовых, но и всех иных социальных норм общества;

3) они по-разному обеспечиваются; если правопорядок опирается  на особый аппарат принуждения,  то общественный порядок - на  силу общественного мнения, меры  негосударственного воздействия;  за первым стоит мощь государства,  за вторым - влияние (давление) всего  общества;

4) при нарушении правопорядка  и общественного порядка возникают  разные последствия; в первом  случае могут быть применены  юридические санкции, во втором - только меры морального характера;

5) наконец, как уже отмечалось, правопорядок и общественный  порядок не тождественны по своему объему, содержанию, элементному составу; последний по указанным выше причинам шире первого.

Следует заметить, что на уровне обыденного сознания общественный порядок понимается чаще всего несколько упрощенно (узко), а именно как порядок в общественных местах - на улицах, площадях, в парках, зонах отдыха, в помещениях для проведения культурно-массовых и спортивных мероприятий (стадионах), в общественном транспорте и т.д. Такое представление в принципе верно, но неполно, так как в действительности общественный порядок предполагает социальную упорядоченность всех общественных отношений, а не какой-то их части19.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      1.  Соотношение законности, правопорядка и государственной дисциплины

 

Законность можно определить как принцип, метод и режим  строго неуклонного соблюдения, исполнения норм права всеми участниками  общественных отношений (государством, его органами, общественными и иными организациями, трудовыми коллективами, должностными лицами, гражданами – всеми без исключения). При этом принцип выступает как идеальная форма законности – соблюдать нормы права должны все. В действительности же отнюдь не все правовые нормы и не всеми субъектами соблюдаются и исполняются, имеет место немало нарушений законности.

С законностью  теснейшим  образом связано другое правовое явление – правовой порядок. Правопорядок – это состояние упорядоченности  общественных отношений, основанное на праве законности. Это – конечный результат реализации правовых требовании и предписаний, результат соблюдения, исполнения правых норм, т.е. законности.

Именно правопорядок представляет собой цель правового регулирования, именно для его достижения издаются законы и другие нормативно-правовые акты, осуществляется совершенствование  законодательства, принимаются меры по укреплению законности.

Законность в условиях определенного исторического периода  определенного государства, его  политического режима и т.п. наполняется  конкретным содержанием. Содержание законности и правопорядка в условиях восточных  деспотий, афинской рабовладельческой  демократии, феодального абсолютизма  демократических и тоталитарных режимов современности имеет  огромные различия, хотя законность всегда остается соблюдением, исполнением  норм права, а правопорядок – ее результатом.

Различия в содержании законности и правопорядка зависят  от ее сторон(элементов): предметной («носители» законности – то, что должно соответствовать правовым требованиям; субъектной (состав субъектов, на которых распространяется обязанность соблюдать правовые предписания и право требовать такого соблюдения от других лиц); нормативной (круг правовых предписаний, обязательных для исполнения). Изменение этих сторон законности и определяет различный объем её содержания в конкретных исторических условиях, повышение или снижение ее роли в обществе20.

Другими словами, это свобода, определяемая объективными условиями  общественного развития, мера которая получает выражение в законе. Законность логически предшествует правопорядку, связь здесь жесткая, причинно-следственная. Ведь не случайно в повседневном общественно- политическом лексиконе оба эти понятия ставят вместе: укрепление законности и правопорядка или нарушение законности и правопорядка. Правопорядок - это реальный показатель состояния законности, он отражает степень соблюдения законов. Правопорядок - это итог законности21.

Государственная дисциплина (порядок отношений, устанавливаемый  государством, в соответствии с которым  все государственные органы, организации, должностные лица и граждане должны выполнять возложенные на них задачи и обязанности. Государственная дисциплина включает: финансовую, договорную, плановую и технологическую дисциплины) же в свою очередь является понятием более широким чем законность, так как она предполагает соблюдение не только законов и иных нормативно-правовых актов, но и всех индивидуальных правил и установлений, а также устных приказов, распоряжений, указаний. Это признаётся и на уровне законодательства22. В частности, в ст. 1 Указа Президента РФ «О мерах по укреплению дисциплины в системе государственной службы» в редакции от 27 июня 2000 г. прямо закреплено следующее положение: «установить, что грубым однократным нарушением дисциплины в системе государственной службы, влекущим применение к виновным должностным лицам и работникам федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации мер дисциплинарной ответственности, вплоть до освобождения от занимаемой должности, являются: нарушение федеральных законов, указов Президента Российской Федерации; неисполнение или ненадлежащее исполнение федеральных законов, указов Президента Российской Федерации и вступивших в законную силу решений судов». Указание на то, что государственные служащие должны исполнять решения судов, лишний раз подчёркивает тот факт, что дисциплина есть выполнение обязанностей, содержащихся как в нормативных, так и в правоприменительных актах23. Поэтому дисциплина опирается не только на нормативно-правовые требования, но и на требования индивидуально-правового свойства, а также на нравственные, партийные и иные предписания. Конечно же, дисциплина включает в себя законность, но к ней не сводится. Эти явления близкие, но не совпадающие. Законность является центром дисциплины, без которого последняя немыслима. Дисциплина - нечто большее, чем просто законопослушание. Общее же между двумя этими понятиями заключается в том, что и законность и дисциплина представляют собой определенный режим, состояние, упорядоченность связей, отношений; они объективно необходимы для общества и выполняют во многом одинаковые функции. Субъектами дисциплины и законности являются все участники общественных отношений - как индивидуальные, так и коллективные24.

Законность, правопорядок, государственная  дисциплина - все эти понятия тесно  связанны между собой, одно предполагает другое. Полноценное существование  данных категорий в отдельности  не возможно, так как одно дополняет другое, помогает обеспечивать исполнение основных принципов, требований других категорий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Государство управляется с помощью  различных методов и средств - экономических, политических, идеологических, организационных, правовых. Среди последних важное место занимают законность и правопорядок, без которых невозможно обеспечить нормальную жизнедеятельность общества, его граждан. Посредством одной силы этого сделать еще никому не удавалось.

В современных российских условиях без законности и правопорядка невозможно решение стоящих перед обществом  задач: успешное проведение курса экономических  реформ, становление рыночных отношений, развитие производства; построение гражданского общества и правового государства; эффективное функционирование институтов демократии, политической системы; реализация прав и свобод человека, упрочнение их гарантий; четкая работа государственного аппарата; борьба с преступностью; обеспечение управленческого процесса; формирование политико-правовой культуры и повышение правосознания личности и всего общества.

Для претворения в жизнь этих и других задач требуется организованность, порядок и дисциплина. Понятно, что  они касаются не только рядовых членов общества, но и властных структур, правящих элит и во власти в целом. Стабильная правовая ситуация выступает важнейшей  предпосылкой всякой иной - экономической, социальной, политической, морально-психологической. России как никогда нужны законность и правопорядок.

Наличие должного правопорядка в стране позитивно сказывается на ее международном  престиже. Необходимо применять меры, которые будут направлены на укрепление государственности и законности, наведение порядка в стране, повышения  управляемости обществом.

 

 

Список использованных источников

    1. Алексеев С.С. Теория права. –  М.: БЕК, 1995. – С. 265-275.
    2. Борисов В.В. Правовой порядок развитого социалтизма/ Саратов, - 1977. -  408с.
    3. Витрук Н.В. Законность: понятие, защита и обеспечение. Конституционная законность и конституционное правосудие // Общая теория государства и права / Под ред. М.Н. Марченко. – М.: 1998. – С.15.
    4. Клименко А.В., Румынина В.В. Теория государства и права. – М.: Мастерство, 2002. – 219с.
    5. Корельский В.М. Все начинается с дисциплины. – М.: Мысль, 1985. - 204 c.
    6. Кудрявцев В.Н. Законность: содержание и современное состояние// законность в РФ. М. 1998, с.4.
    7. Лазарев В.В. Теория права и государства. – М.: Право и закон. – 1996. –  С. 209-216.
    8. Лисюткин А.Б. К понятию законности// Правоведение. – 1993. - № 5. - С. 108 - 112.
    9. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. Учебник для вузов.// М.: НОРМА-ИНФРАМ, - 1999.-с.532-536.
    10. Тиковенко А.Г.Общая теория государства и права: Учебное пособие// Минск: -Книжн.Дом, 2006.- 320с.
    11. Черданцев А. Ф. Теория государства и права. Учебник// М.: Юрайт ,-2001.-с.210.
    12. Конституция Российской Федерации ст.2 // Российская газета. – 1993. - №237
    13. Конституция Российской Федерации ст.18 // Российская газета. – 1993. - №237
    14. Послание Президента РФ Федеральному Собранию « Порядок во власти -порядок в стране»// Российская газета, - 1997. -  7 февраля
    15. Указа Президента РФ «О мерах по укреплению дисциплины в системе государственной службы»  ст. 1 //  2000. – 27 июня.

 

 

 

 

1 Борисов В.В. Правовой порядок развитого социализма.– Саратов – 1997.-С.332.

2 Витрук Н.В. Законность: понятие, защита и обеспечение. Конституционная законность и конституционное правосудие//Общая теория государства и права/Под ред. М.Н. Марченко.-М.:1998.-С.15.

3 Кудрявцев В.Н. Законность: содержание и современное состояние//Законность в Российской Федерации.-М.:-1998.-С.4.

4 Лисюткин А.Б. К понятию законности//Правоведение.-1993.-№5.-с.108-112.

5 Лазарев В.В. Теория права и государства. – М.: Право и закон. – 1996.-с.209.

6 Тиковенко А.Г.Общая теория государства и права// Минск:- Книжн.Дом-2006.-с.198.

7 Лазарев В.В. Теория права и государства. – М.: Право и закон. – 1996.-с.210.

8 Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. Учебник для вузов.// М.: НОРМА-ИНФРАМ, 1999.-с.532.

9 Лазарев В.В. Теория права и государства. – М.: Право и закон. – 1996.-с.212.

10 Лазарев В.В. Теория права и государства. – М.: Право и закон. – 1996.-с.214.

11 Лазарев В.В. Теория права и государства. – М.: Право и закон. – 1996.-с.216.

12 Конституция Российской Федерации ст.2 // Российская газета. – 1993. - №237

13 Конституция Российской Федерации ст.18 // Российская газета. – 1993. - №237

14 Конституция Российской Федерации ст.18 // Российская газета. – 1993. - №237

15 Борисов В.В. Правовой порядок развитого социализма.– Саратов – 1997.

16 Послание Президента РФ Федеральному Собранию « Порядок во власти -порядок в стране»// Российская газета, - 1997. -  7 февраля.

17 Клименко А.В., Румынина В.В. Теория государства и права. – М.: Мастерство, 2002. – 219с.

18 Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. Учебник для вузов.// М.: НОРМА-ИНФРАМ, 1999

19 Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. Учебник для вузов.// М.: НОРМА-ИНФРАМ, 1999.

20 Лазарев В.В. Теория права и государства. – М.: Право и закон. – 1996.- с.6-10.

21 Алексеев С.С. Теория права. –  М.: БЕК, 1995. – С.275

22 Корельский В.М. Все начинается с дисциплины. – М.: Мысль, 1985.

23 Указа Президента РФ «О мерах по укреплению дисциплины в системе государственной службы»  ст. 1//2000. – 7июня.

24 Корельский В.М. Все начинается с дисциплины. – М.: Мысль, 1985. - 204 c

 


Информация о работе Законность и правопорядок