Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 19:00, контрольная работа
На современном этапе развития России четкий и жесткий общественный правовой порядок выступает единственно возможным путем дальнейшего движения. Формирование правового государства и цивилизованное демократическое развитие без этого не представляется возможным. Правопорядок выступает необходимым условием возрождения экономики, функционирования всех социальных сфер, стабилизации жизненных процессов и становления подлинного народовластия.
Цель данной контрольной работы – всестороннее исследование категорий законности и правопорядка, а также их соотношения.
Введение 3
1. Законность: понятие и принципы 4
2. Правопорядок: понятие и содержание 6
3. Гарантии законности и правопорядка 8
4.Основные пути укрепления законности и правопорядка 12
Заключение 15
Список использованных источников 16
Юридические гарантии - система специальных юридических средств укрепления законности и правопорядка, деятельность специальных государственных органов по предупреждению и пресечению правонарушений и обеспечению правовой защищенности каждого человека. К специальным юридическим средствам следует отнести, прежде всего, все нормы права, в которых выражено требование законности. Правовая регламентация общественных отношений ставит правоохранительные органы в четкие правовые рамки, лишает их возможности действовать исходя из интересов целесообразности.
Сюда же можно отнести специальные процедуры правоприменительной деятельности, обеспечение права на защиту. Необходимо учитывать все эти и другие факторы, которые взаимосвязаны друг с другом.
В систему юридических гарантий обеспечения правовой законности и реального правопорядка входят:
- развитая и постоянно совершенствуемая система действующего законодательства;
- развитое состояние юридической науки, опирающейся на идеи и достижения юридической мысли и юридического правопонимания;
- развитая система подготовки и переподготовки юридических кадров;
- высокий уровень общественного и профессионального юридического правосознания;
- правовая активность граждан, юридических лиц, общественных организаций и гражданского общества в целом;
- развитые процессуально-правовые формы реализации норм права;
- эффективно действующая система защиты действующего права, поддержки правомерного поведения, пресечения правонарушений и применения надлежащих мер юридической ответственности;
- развитые организационно-
Идеологические (прежде всего, нравственные) гарантии — это благоприятная морально-психологическая обстановка в обществе, высокий уровень духовности и культуры людей, их правосознание[11]. Эти гарантии состоят в господстве идеологии, на базе которой развиваются духовная жизнь общества, идейное воспитание граждан, включая все формы общественного сознания, в первую очередь, глубокое уважение к праву как социальной ценности.
Международные гарантии включают реакцию со стороны организаций правозащитников, ООН, право граждан обращаться в международный суд и т. п.
Общественные гарантии законности представляют собой сложившийся в государстве комплекс профилактических и иных мер, применяемых общественностью с целью борьбы с нарушением законодательства.
В отличие от общих, специально-юридические гарантии законности представляют собой способы и средства, установленные в действующем законодательстве с целью предупреждения, устранения и пресечения правонарушений. [12] К ним, в частности, относятся:
- специальные принципы (например, принцип презумпции невиновности);
- правовые институты и процедуры (порядок возбуждения и рассмотрения уголовных дел);
- закрепленные в законе средства поощрения.
Только взаимное действие всех факторов может обеспечить стабильное функционирование режима правовой законности и реального правопорядка.
4. Основные пути укрепления законности и правопорядка
Законность и правопорядок – важнейшие социальные ценности, основа нормальной жизни общества, его граждан. Поэтому их укрепление – одна из главных задач, стоящих перед обществом, одно из основных направлений деятельности государства, его функция.
В обществе необходима специальная юридическая, государственно-властная деятельность по обеспечению законности. Формы этой деятельности разнообразны. Основными из них являются убеждение, правовое воспитание, профилактика правонарушений, общественное воздействие на нарушителей и применение к ним мер государственного принуждения.
Убеждение как метод укрепления законности состоит в повышении правосознания как граждан, так и должностных лиц.
Правовое воспитание предполагает внедрение в сознание людей знания права, понимания необходимости исполнения его требований, чувства нетерпимости к любым нарушениям законодательства. Это обеспечивается созданием стройной системы правового воспитания, обучения, средств пропаганды и систематической планомерной работой в данном направлении.
С убеждением тесно связана профилактика правонарушений. Суть ее заключается в предотвращении возможных правонарушений путем тщательного изучения причин и условий, способствовавших совершению нарушений законности, и принятии мер по их ликвидации.
Не следует сбрасывать со счетов и роль общественности в обеспечении законности. В нашей стране имеется богатая практика привлечения ее к такой деятельности[13]. Товарищеские суды, народные дружины, различные общественные образования граждан проводили большую работу по обеспечению законности и укреплению дисциплины в трудовых коллективах, по месту жительства, в общественных местах. К сожалению, в последние годы эти традиции оказались забытыми, в сознание людей все больше проникают идеи индивидуализма.
Важнейшая же роль в этой деятельности принадлежит государству. Именно оно реализует функции охраны свобод, собственности, правопорядка, которые проводятся в жизнь, прежде всего, правовыми средствами. Можно назвать следующие пути осуществления этих функций: постоянное совершенствование и своевременное обновление действующего законодательства, повышение роли правосудия, улучшение деятельности правоприменительных и правоохранительных органов.
Укрепление правопорядка в обществе невозможно без обеспечения законности в деятельности самого государственного аппарата, без ликвидации таких негативных явлений, как коррупция. И наконец, важнейшим условием укрепления законности и правопорядка служит всестороннее развертывание демократических начал во всех сферах общественной жизни, в том числе в деятельности государственного аппарата[14].
Заключение
Законность — фундаментальная категория всей юридической науки и практики. Даже самый совершенный закон жив только тогда, когда он выполняется, воздействует на общественные отношения, на сознание и поведение людей, т. е. действенность права характеризуется понятием «законность».
Можно сказать, что законность — это соблюдение всеми субъектами права законов и подзаконных актов. Законность выражает общий принцип отношения общества к праву в целом.
Сущность законности заключается в неуклонном и точном, строгом соблюдении, исполнении и применении законов и подзаконных актов, действующих на территории государства, всеми субъектами права: гражданами, должностными лицами, государственными и общественными организациями.
Правопорядок — это основанная на праве и законности организация общественной жизни, отражающая качественное состояние общественных отношений на определенном этапе развития общества.
Правопорядок существует в результате того, что участники регулируемых правом общественных отношений реализуют свои субъективные права и обязанности, следуют режиму законности. Иными словами, правопорядок складывается в результате соблюдения, исполнения, использования и применения норм права. В его сфере находятся все общественные отношения, регулируемые нормами права.
По сути, правопорядок представляет собой реализованную законность, можно сказать, — это результат законности.
Важнейшим условием укрепления законности и правопорядка служит всестороннее развитие демократических начал во всех сферах общественной жизни.
Список использованных источников
Нормативно-правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12.12.1993г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 26.01.2009. N 4. Ст. 445.
2. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от 28.12.2010) «О Конституционном Суде Российской Федерации» // Российская газета, N 138 - 139, 23.07.1994.
Учебная литература:
3. Аврутин Ю.Е., Кикоть В.Я., Сыдорук И.И. Правопорядок: организационно-правовое обеспечение в Российской Федерации. Теоретическое административно-правовое исследование. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2007.
4. Борисов Г. А. Теория государства и права: учебник. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2010.
5. Бошно С.В. Теория государства и права. - М.: Эксмо, 2009.
6. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. 3-е изд. - М.: Юриспруденция, 2010.
7. Емельянов С.А. Право: определение понятия. – М.: Юридическая литература, 2002.
8. Клименко СВ., Чичерин А.Л. Основы государства и права: - М.: Прометей, 2010.
9. Лейст О.Э. Сущность права. Проблемы теории и философии права. - М.: Зерцало, 2008.
10. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник / М.: Юристъ, 2011.
11. Мелехин А.В. Теория государства и права: учебник. - М.: Маркет ДС корпорейшн, 2011.
12. Солуков А.А. Законность как оценочная категория // Администратор суда. - 2010. - № 1. – С. 7-10.
13. Теория государства и права. Курс лекций / Под ред Матузова Н.И., Малько А.В. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2010.
14. Теория государства и права / Под ред. Пиголкина А.С. - Городец, 2010.
15. Теория государства и права / Под. ред. С.С. Алексеева. - М.: Норма, 2010.
16. Теория государства и права: Учебник / Под ред. В.К. Бабаева. - М.:Юристъ, 2010.
17. Теория государства и права: учебник / В.Л. Кулапов, А.В. Малько. – М.: Норма, 2009.
18. Теория государства и права: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.М. Корельского и проф. В.Д. Перевалова. – 2-е изд., изм. и доп. – М.: Издательство НОРМА, 2010.
2
[1] Клименко СВ., Чичерин А.Л. Основы государства и права: - М.: Прометей, 2010. – С. 105.
[2] Колюшкина Л.Ю., Лавриненко Н.И., Смоленский М.Б. Теория государства и права. — М.: ИКЦ «МарТ», 2009. – С. 216.
[3] Теория государства и права / Под. ред. С.С. Алексеева. - М.: Норма, 2010. – С 623.
[4] Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник / М.: Юристъ, 2011. – С. 405.
[5] Проблемы общей теории права и государства: Учебник для вузов / Под общ. ред. академика РАН, д. ю. и., проф. В. С. Нерсесянца. — М.: Норма, 2009. - С. 472.
[6] Теория государства и права / Под. ред. С.С. Алексеева. - М.: Норма, 2010. – С 623.
[7] Теория государства и права / Под. ред. С.С. Алексеева. - М.: Норма, 2010. – С 625.
[8] Аврутин Ю.Е., Кикоть В.Я., Сыдорук И.И. Правопорядок: организационно-правовое обеспечение в Российской Федерации. Теоретическое административно-правовое исследование. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2007. – С. 55.
[9] Борисов Г. А. Теория государства и права: учебник. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2010. – С. 240.
[10] См.: Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от 28.12.2010) «О Конституционном Суде Российской Федерации» // Российская газета, N 138 - 139, 23.07.1994.
[11] Мелехин А.В. Теория государства и права: учебник. - М.: Маркет ДС корпорейшн, 2011. – С. 425.
[12] Солуков А.А. Законность как оценочная категория // Администратор суда. - 2010. - № 1. – С. 7-10.
[13] Теория государства и права / Под. ред. С.С. Алексеева. - М.: Норма, 2010. – С 626.
[14] Проблемы общей теории права и государства: Учебник для вузов / Под общ. ред. академика РАН, д. ю. и., проф. В. С. Нерсесянца. — М.: Норма, 2009. - С. 472.