Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 19:00, контрольная работа
На современном этапе развития России четкий и жесткий общественный правовой порядок выступает единственно возможным путем дальнейшего движения. Формирование правового государства и цивилизованное демократическое развитие без этого не представляется возможным. Правопорядок выступает необходимым условием возрождения экономики, функционирования всех социальных сфер, стабилизации жизненных процессов и становления подлинного народовластия.
Цель данной контрольной работы – всестороннее исследование категорий законности и правопорядка, а также их соотношения.
Введение 3
1. Законность: понятие и принципы 4
2. Правопорядок: понятие и содержание 6
3. Гарантии законности и правопорядка 8
4.Основные пути укрепления законности и правопорядка 12
Заключение 15
Список использованных источников 16
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Законность: понятие и принципы
2. Правопорядок: понятие и содержание
3. Гарантии законности и правопорядка
4.Основные пути укрепления законности и правопорядка
Заключение
Список использованных источников
Введение
Любое человеческое общество, независимо от того, на какой ступени развития цивилизации оно находится, нуждается в определенной правовой организации. При отсутствии законов и других правовых актов, их реализации в жизни невозможно цивилизованное существование государства. Поэтому законность можно рассматривать как сложное социальное явление, неразрывно связанное с правом. Устанавливаемый порядок объективно обусловливается уровнем развития общества.
Исторически законность возникла как требование государственной власти к населению соблюдать изданные ею законы. Но постепенно требование о соблюдении законов стало предъявляться и к самой власти. Сегодня законность является одним из принципов построения демократического общества и правового государства, лежит в основе взаимоотношений личности и государства.
На современном этапе развития России четкий и жесткий общественный правовой порядок выступает единственно возможным путем дальнейшего движения. Формирование правового государства и цивилизованное демократическое развитие без этого не представляется возможным. Правопорядок выступает необходимым условием возрождения экономики, функционирования всех социальных сфер, стабилизации жизненных процессов и становления подлинного народовластия.
Цель данной контрольной работы – всестороннее исследование категорий законности и правопорядка, а также их соотношения.
При проведении исследования по теме работы были проанализированы нормы Конституции Российской Федерации, действующего законодательства, а также теоретические источники по данной проблеме.
Контрольная работа состоит из введения, основной части, заключения и списка использованных источников.
1.Законность: понятие и принципы
Законность – фундаментальная категория всей юридической науки и практики, а ее уровень и состояние служат главными критериями оценки правовой жизни общества, его граждан.
Юридическая наука и практика по-разному определяют явление законности.
С точки зрения науки, законность - точное и неуклонное соблюдение юридических норм всеми субъектами права, т. е. речь о законности может идти лишь тогда, когда, все без исключения субъекты права будут соблюдать или в полной мере реализовывать содержание правовых норм[1].
Юридическая практика рассматривает законность как требование соблюдения действующих законов государства и их реальное исполнение[2].
Отсюда следует понятие режима законности. Режим законности - политические, экономические, моральные и иные условия жизни, при которых беспрепятственное осуществление прав и добросовестное выполнение обязанностей является принципом деятельности государственных органов, должностных лиц и граждан.
Законность — явление сложное, потому для понимания его природы нужно выяснить его основные свойства и принципы.
Для укрепления законности важное значение имеют принципы законности, т.е. основные идеи, начала, выражающие содержание законности. Можно выделить четыре ведущих принципа законности: верховенство закона, единство, целесообразность и реальность законности[3].
Верховенство закона означает главенство закона в системе нормативных актов. Однако в более широком понимании принцип законности требует также подчинения закону всех актов реализации права (соблюдения, исполнения, использования и применения). Поэтому верховенство закона следует рассматривать с точки зрения содержания законов, подчиненность закону всех нормативных актов и всех актов реализации права (применения, соблюдения, исполнения и использования). Только в таких условиях этот принцип становится универсальным и всеобщим.
Под единством законности понимается единое применение законов и других нормативных актов субъектами права на всей территории действия нормативных актов. Единство законности представляет собой единую направленность правотворческой и правоприменительной деятельности в рамках определенной системы права. Иначе говоря, законы должны предъявлять абсолютно одинаковые требования ко всем субъектам, находящимся в сфере их временного и территориального действия.
Принцип целесообразности законности означает необходимость выбора законных вариантов осуществления правотворческой и правоприменительной деятельности. Например, судьи при определении уголовного наказания, руководствуясь законом, назначают ту меру наказания, которая наиболее целесообразна для данного случая, с учетом тяжести совершенного преступления, личности преступника и т.д.
Целесообразность законности означает необходимость выбора строго в рамках закона наиболее оптимальных, отвечающих целям и задачам общества, вариантов осуществления правотворческой и правореализующей деятельности. На практике недопустимо противопоставление законности и целесообразности, потому что правовые законы сами по себе обладают высшей общественной целесообразностью, которая позволяет учитывать все многообразие общих и индивидуальных интересов людей[4].
Реальность законности представляет собой достижение фактического исполнения требований юридических норм в правовых отношениях, неотвратимость ответственности за любое их нарушение.
Иногда среди принципов законности выделяют:
связь законности с общей культурой;
контроль со стороны общества за законностью;
осуществление прав не должно нарушать права других;
эффективная борьба с правонарушениями[5].
2. Правопорядок: понятие и содержание
С законностью теснейшим образом связан правопорядок, который возникает как цель и результат правового регулирования общественных отношений.
Понятие «правопорядок» широко используется в действующем законодательстве, охрана правопорядка – важнейшая функция государства. Несмотря на это, в отечественной науке до сих пор не выработано единого определения данного феномена.
Правопорядок можно определить как основанную на праве и законности организацию общественной жизни, отражающую качественное состояние общественных отношений на определенном этапе развития общества[6].
Правопорядок есть состояние упорядоченности, организованности общественной жизни. Это порядок, предусмотренный нормами права. Правопорядок возникает в результате фактической реализации правовых норм, претворения их в жизнь, является итогом правового регулирования.
Правопорядок обеспечивается государством. Как известно, далеко не все нормы права реализуются повсеместно, нередки и отступления от требований правовых норм, правонарушения. Поэтому необходимо различать реально существующий правопорядок (итог правового регулирования) и правопорядок, к достижению которого стремился законодатель на том или ином этапе развития общества (цель правового регулирования). Первый зависит от состояния общественных отношений в конкретных условиях, уровня политической и правовой культуры общества, состояния законодательства, характера законности и др.
В теории государства и права выделяют принципы правопорядка[7]:
Определенность. Правопорядок базируется на формально определенных правовых предписаниях, реализация которых и обеспечивает определенность общественных отношений. Этим он отличается от системы отношений, возникающих в результате действия иных социальных норм, где отсутствуют четкие формальные ориентиры, а роль субъективных моментов очень велика.
Системность. По той же причине (связь с правом) правопорядок не совокупность единичных, разрозненных актов поведения, различных правоотношений. Это система отношений, которая основана на единой сущности права, господствующей в обществе форме собственности, системе экономических отношений и обеспечивается силой единой государственной власти.
Организованность. Правопорядок возникает не стихийно, а при организующей деятельности государства, его органов.
Государственная гарантированность. Существующий правопорядок обеспечивается государством, охраняется им от нарушений. Неслучайно одной из основных функций государства является охрана существующего правопорядка.
Устойчивость. Возникающий на основе права и обеспечиваемый государством правопорядок достаточно стабилен, устойчив. Попытки дестабилизации, нарушения правопорядка пресекаются соответствующими правоохранительными органами.
Единство. Характер организации неодинаков в различных сферах общественной жизни. Однако основанный на единых политических и правовых принципах, обеспечиваемый единством государственной воли и законности, правопорядок един на территории всей страны. Все его составляющие в равной степени гарантируются государством, любые его нарушения считаются правонарушениями и пресекаются государственным принуждением.
Правопорядок как результат проявления законности есть состояние фактической упорядоченности общественных отношений, приобретших форму правовых отношений, содержанием которых является деятельность лиц, реализующих свои права и обязанности. Можно сказать, что правопорядок — это законность в действии[8].
3. Гарантии законности и правопорядка
Законность и правопорядок являются основой нормальной жизни цивилизованного общества. Они выступают непременным условием эффективной деятельности государственных и иных общественных институтов, обеспечивают охрану прав и свобод человека и гражданина, формируют у членов общества высокий уровень правосознания и правовой культуры.
Законы и иные нормативно-правовые акты реализуются не автоматически. Для того, чтобы они не остались на бумаге, а реально претворялись в жизнь, требуются соответствующие условия и определенный комплекс организационных, идеологических, политических и юридических мер, обеспечивающих такую реализацию. Эти меры называют гарантиями законности. Они представляют собой взятые в системе объективно сложившиеся факторы и специально предпринимаемые государством меры, обеспечивающие процесс реализации законности.
В связи с этим особое значение приобретает гарантированность законности и правопорядка государством.
Гарантии можно разделить на две группы: юридические и неюридические[9].
К неюридическим гарантиям относятся те объективно сложившиеся в обществе социальные, экономические, политические, идеологические условия, отношения и факторы, которые оказывают существенное, хотя и опосредованное, влияние на весь процесс формирования, установления и реализации права. Их можно назвать условиями обеспечения законности.
К юридическим гарантиям относятся условия и факторы юридического характера, оказывающие непосредственное воздействие на процесс установления, упрочения и реального функционирования режима правовой законности и правопорядка.
Различают общие гарантии: социально-экономические, политические, юридические, идеологические, международные и специальные — нормативные и организационно-правовые.
Главным определяющим элементом общей законности в государстве является конституционная законность, представляющая собой реально действующую систему конституционализма в стране. Структура конституционной законности включает такие элементы, как правовой характер конституции, ее верховенство в правовой системе страны, прямое действие на всей территории государства, а также эффективную защиту основного закона государства. В Российской Федерации ведущая роль в охране Конституции принадлежит Конституционному Суду РФ[10].
Социально-экономические (материальные) гарантии означают установление эквивалентных отношений между производителями и потребителями материальных благ.
Социальные гарантии включают в себя весь комплекс общественных мер по борьбе с правонарушениями, отступлениями от идеи законности. Это профилактическая деятельность по предупреждению правонарушений, контрольная функция общественности, использование возможностей учета общественного мнения и т.п.
Экономические (материальные) гарантии — это, прежде всего, материальные условия жизни общества, сердцевиной которых являются социально-экономическое устройство общества, существующие формы собственности, их многообразие, хозяйственная самостоятельность частных (физических) и юридических лиц.
Политические гарантии - это совокупность элементов политической системы общества, демократизм государственного и общественного строя, отраженный в функционировании политической системы в целом, с присущими демократическому обществу политическим плюрализмом, реальностью разделения властей, участием граждан в управлении государством, наличием правового государства (или хотя бы тенденции к его построению).