Законность и правопорядок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 19:00, контрольная работа

Описание работы

На современном этапе развития России четкий и жесткий общественный правовой порядок выступает единственно возможным путем дальнейшего движения. Формирование правового государства и цивилизованное демократическое развитие без этого не представляется возможным. Правопорядок выступает необходимым условием возрождения экономики, функционирования всех социальных сфер, стабилизации жизненных процессов и становления подлинного народовластия.
Цель данной контрольной работы – всестороннее исследование категорий законности и правопорядка, а также их соотношения.

Содержание работы

Введение 3
1. Законность: понятие и принципы 4
2. Правопорядок: понятие и содержание 6
3. Гарантии законности и правопорядка 8
4.Основные пути укрепления законности и правопорядка 12
Заключение 15
Список использованных источников 16

Файлы: 1 файл

Законность и правопорядок.doc

— 101.00 Кб (Скачать файл)


СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

1. Законность: понятие и  принципы

2. Правопорядок: понятие и содержание

3. Гарантии законности и правопорядка

4.Основные пути укрепления законности и правопорядка

Заключение

Список использованных источников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Лю­бое человеческое общество, независимо от того, на какой ступени развития цивилизации оно находится, нуждается в определенной правовой ор­ганизации. При отсутствии законов и других правовых актов, их реализации в жизни невозможно цивилизованное существование государства. Поэтому законность можно рассматривать как сложное социальное явле­ние, неразрывно связанное с правом. Устанавливаемый порядок объективно обусловливается уровнем развития общества.

Исторически законность возникла как требование государственной власти к населению соблюдать изданные ею законы. Но постепенно требование о соблюдении законов стало предъявляться и к самой власти. Сегодня законность является одним из принципов построения демократического общества и правового государства, лежит в основе взаимоотношений личности и государства.

На современном этапе развития России четкий и жесткий общественный правовой порядок выступает единственно возможным путем дальнейшего движения. Формирование правового государства и цивилизованное демократическое развитие без этого не представляется возможным. Правопорядок выступает необходимым условием возрождения экономики, функционирования всех социальных сфер, стабилизации жизненных процессов и становления подлинного народовластия.

Цель данной контрольной работы – всестороннее  исследование  категорий законности и правопорядка, а также их соотношения.

При проведении исследования по теме работы были проанализированы  нормы Конституции Российской Федерации, действующего законодательства, а также теоретические источники по данной проблеме.

Контрольная работа состоит из введения,  основной части,  заключения и списка использованных источников.


1.Законность: понятие и  принципы

Законность – фундаментальная категория всей юридической науки и практики, а ее уровень и состояние служат главными критериями оценки правовой жизни общества, его граждан.

Юридическая наука и практика по-разному определяют явление законности.

С точки зрения науки, законность - точное и неуклонное соблюдение юридических норм всеми субъектами права, т. е. речь о законности может идти лишь тогда, когда, все без исключения субъекты права будут соблюдать или в полной мере реализовывать содержание правовых норм[1].

Юридическая практика рассматривает законность как требование соблюдения действующих законов государства и их реальное исполнение[2].

Отсюда следует понятие режима законности. Режим законности  - политические, экономические, моральные и иные условия жизни, при которых беспрепятственное осуществление прав и добросовестное выполнение обязанностей является принципом деятельности государственных органов, должностных лиц и граждан.

Законность — явление сложное, потому для понимания его природы нужно выяснить его основные свойства и принципы.

Для укрепления законности важное значение имеют принципы за­конности, т.е. основные идеи, начала, выражающие содержание закон­ности. Можно выделить четыре ведущих принципа законности: верхо­венство закона, единство, целесообразность и реальность законности[3].

Верховенство закона означает главенство закона в системе нормативных актов. Однако в более широком понимании принцип законности требует также подчинения закону всех актов реали­зации права (соблюдения, исполнения, использования и применения). Поэтому верховенство закона следует рассматривать с точки зрения содер­жания законов, подчиненность закону всех нормативных актов и всех актов реализации права (применения, соблюдения, исполнения и ис­пользования). Только в таких услови­ях этот принцип становится универсальным и всеобщим.

Под единством законности понимается единое применение зако­нов и других нормативных актов субъектами права на всей террито­рии действия нормативных актов. Единство законности представляет собой единую направленность правотворческой и правоприменительной деятельности в рамках определенной системы права. Иначе говоря, за­коны должны предъявлять абсолютно одинаковые требования ко всем субъектам, находящимся в сфере их временного и территориального действия.

Принцип целесообразности законности означает необходимость выбора законных вариантов осуществления правотворческой и правоприменительной деятельности. Например, судьи при определении уголовного наказания, руководствуясь законом, назначают ту меру наказания, которая наи­более целесообразна для данного случая, с учетом тяжести совершенного преступления, лич­ности преступника и т.д.

Целесообразность законности означает необходимость выбора строго в рамках закона наиболее оптимальных, отвечающих целям и задачам общества, вариантов осуществления правотворческой и правореализующей деятельности. На практике недопустимо противопос­тавление законности и целесообразности, потому что правовые законы сами по себе обладают высшей общественной целесообразностью, которая позволяет учитывать все многообразие общих и индивидуальных интересов людей[4].

Реальность законности представляет собой достижение фактического исполнения требований юридических норм в правовых отношениях, неотвратимость ответственности за любое их нарушение.

Иногда среди принципов законности выделяют:

      связь закон­ности с общей культурой;

      контроль со стороны общества за законностью;

      осуществление прав не должно нарушать права других;

      эффективная борьба с правонарушениями[5].

 

2. Правопорядок: понятие и содержание

 

С законностью теснейшим образом связан правопорядок, который возникает как цель и результат правового регули­рования общественных отношений.

Понятие «правопорядок» широко используется в действующем законодательстве, охрана правопорядка – важнейшая функция государства. Несмотря на это, в отечественной науке до сих пор не выработано единого определения данного феномена.

Правопорядок можно определить как основанную на праве и законности организацию общественной жизни, отражающую качественное состояние общественных отношений на определенном этапе развития общества[6].

Правопорядок есть состояние упорядоченности, организованности общественной жизни. Это порядок, предусмотренный нормами права. Правопорядок возникает в результате фактической реализации правовых норм, претворения их в жизнь, является итогом правового регулирования.

Правопорядок обеспечивается  государством. Как известно, далеко не все нормы права реализуются повсеместно, нередки и отступления от требований правовых норм, правонарушения. Поэтому необходимо различать реально существующий правопорядок (итог правового регулирования) и правопорядок, к достижению которого стремился законодатель на том или ином этапе развития общества (цель правового регулирования). Первый зависит от состояния общественных отношений в конкретных условиях, уровня политической и правовой культуры общества, состояния законодательства, характера законности и др.

В теории  государства и права выделяют принципы правопорядка[7]:

      Определенность. Правопорядок базируется на формально определенных правовых предписаниях, реализация которых и обеспечивает определенность общественных отношений. Этим он отличается от системы отношений, возникающих в результате действия иных социальных норм, где отсутствуют четкие формальные ориентиры, а роль субъективных моментов очень велика.

      Системность. По той же причине (связь с правом) правопорядок не совокупность единичных, разрозненных актов поведения, различных правоотношений. Это система отношений, которая основана на единой сущности права, господствующей в обществе форме собственности, системе экономических отношений и обеспечивается силой единой государственной власти.

      Организованность. Правопорядок возникает не стихийно, а при организующей деятельности государства, его органов.

      Государственная гарантированность. Существующий правопорядок обеспечивается государством, охраняется им от нарушений. Неслучайно одной из основных функций государства является охрана существующего правопорядка.

      Устойчивость. Возникающий на основе права и обеспечиваемый государством правопорядок достаточно стабилен, устойчив. Попытки дестабилизации, нарушения правопорядка пресекаются соответствующими правоохранительными органами.

      Единство. Характер организации неодинаков в различных сферах общественной жизни. Однако основанный на единых политических и правовых принципах, обеспечиваемый единством государственной воли и законности, правопорядок един на территории всей страны. Все его составляющие в равной степени гарантируются государством, любые его нарушения считаются правонарушениями и пресекаются государственным принуждением.

Правопорядок как результат проявления законности есть состоя­ние фактической упорядоченности общественных отношений, при­обретших форму правовых отношений, содержанием которых явля­ется деятельность лиц, реализующих свои права и обязанности. Мож­но сказать, что правопорядок — это законность в действии[8].

 

3. Гарантии законности и правопорядка

 

 

Законность и правопорядок являются основой нормальной жизни цивилизованного общества. Они выступают непременным условием эффективной деятельности государственных и иных общественных институтов, обеспечивают охрану прав и свобод человека и гражданина, формируют у членов общества высокий уровень правосознания и правовой культуры.

Законы и иные нормативно-правовые акты реализуют­ся не автоматически. Для того, чтобы они не остались на бу­маге, а реально претворялись в жизнь, требуются соответству­ющие условия и определенный комплекс организационных, идеологических, политических и юридических мер, обеспе­чивающих такую реализацию. Эти меры называют гарантия­ми законности. Они представляют собой взятые в системе объективно сложившиеся факторы и специально предприни­маемые государством меры, обеспечивающие процесс реали­зации законности.

В связи с этим особое значение приобретает гарантированность законности и правопорядка государством.

Гарантии можно разделить на две группы: юридические и неюридические[9].

К неюридическим гарантиям относятся те объектив­но сложившиеся в обществе социальные, экономические, политические, идеологические условия, отношения и факторы, которые оказывают существенное, хотя и опосредо­ванное, влияние на весь процесс формирования, установ­ления и реализации права. Их можно назвать условиями обеспечения законности.

К юридическим гарантиям относятся условия и фак­торы юридического характера, оказывающие непосред­ственное воздействие на процесс установления, упрочения и реального функционирования режима правовой законно­сти и правопорядка.

Различают общие гарантии: социально-экономические, политические, юридические, идеологические, международ­ные и специальные — нормативные и организационно-правовые.

Главным определяющим элементом общей законности в государстве является кон­ституционная законность, представляющая собой реально действующую систему конституционализма в стране. Струк­тура конституционной законности включает такие элемен­ты, как правовой характер конституции, ее верховенство в правовой системе страны, прямое действие на всей тер­ритории государства, а также эффективную защиту основ­ного закона государства. В Российской Федерации ведущая роль в охране Конституции принадлежит Конституционно­му Суду РФ[10].

Социально-экономические (материальные) гарантии озна­чают установление эквивалентных отношений между произ­водителями и потребителями материальных благ.

Социальные гарантии включают в себя весь комплекс обществен­ных мер по борьбе с правонарушениями, отступлениями от идеи за­конности. Это профилактическая деятельность по предупреждению правонарушений, контрольная функция общественности, использо­вание возможностей учета общественного мнения и т.п.

Экономические (материальные) гарантии — это, прежде всего, ма­териальные условия жизни общества, сердцевиной которых являют­ся социально-экономическое устройство общества, существующие формы собственности, их многообразие, хозяйственная самостоятель­ность частных (физических) и юридических лиц.

Политические гарантии - это совокупность элементов политической системы общества, демократизм государственного и общественного строя, отраженный в функционировании политиче­ской системы в целом, с присущими демократическому обществу по­литическим плюрализмом, реальностью разделения властей, участием граждан в управ­лении государством, наличием правового государства (или хотя бы тенденции к его построению).

Информация о работе Законность и правопорядок