Законность и правопорядок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 16:10, доклад

Описание работы

Законность - основа нормальной жизнедеятельности цивилизованного общества, всех звеньев его политической системы. Охватывая своим действием наиболее важные сферы человеческого общежития, законность вносит в него соответствующую гармонию, обеспечивает справедливым дифференциацию интересов людей.

Файлы: 1 файл

доклад законность и правопорядок.docx

— 30.27 Кб (Скачать файл)
  1. Понятие законности

Законность - основа нормальной жизнедеятельности  цивилизованного общества, всех звеньев  его политической системы. Охватывая  своим действием наиболее важные сферы человеческого общежития, законность вносит в него соответствующую гармонию, обеспечивает справедливым дифференциацию интересов людей.

Как устойчивое явление общественной жизни, законность возникает и формируется в условиях цивилизованного общества, способного обеспечить реальное равенство граждан перед законом. Такие условия в значительной мере создаются рыночными экономическими отношениями, при которых свобода частой собственности ставится равной возможностью для всех. Обеспечить равенство в сфере производства материальных благ, поставить производителей в одинаково выгодные условия - главная задача закона правового государства. Имущественное же неравенство создается не юридическими законами, а естественными возможностями каждого человека. Поэтому до тех пор, пока в обществе существуют неравное положение людей в сфере производства материальных и духовных ценностей, нельзя говорить об их равенстве перед законом, а следовательно, и о законности.

Законность, как необходимое условие гармоничного функционирования человеческого общества, становится реальной силой в более  позднее время, когда общественное отношение приобретает новое качество, то есть когда из отношений зависимости, подавление и угнетения они постепенно превращаются относительно независимых и свободных производительных материальных благ. Этим создается необходимая база для действия справедливых, правовых, законов, в одинаковой мере защищающих интересы всех членов общества, участвующих в его воспроизводстве.

В обществе, функционирующем в режиме прочной  законности, реально существуют четкое разделение и гармоничное взаимодействие законодательной, исполнительной и судебной власти.

В юридического литературе существует несколько определений  правовой категории «законности». Борисов В.В. дает следующее определение: Законность - демократический принцип Советской власти. Он проявляется в том, что ко всем органам государства, учреждениям, предприятиям, общественным организациям, должностным лицам и гражданам предъявлено требование строжайшего выполнения советских законов; провозглашенные права и свободы граждан, их организаций, их законные интересы гарантируются, и обеспечивается выполнение возложенных на них обязанностей, реализация ответственности, точное и неуклонное выполнение нормативных актов и актов реализации права обеспечивается государственными и общественными мерами.

В других источниках интерпретировано сходное, по сути, определение  законности как принципа. Законность как принцип, представляет собой  совокупность идей и взглядов, посредством  которых у всех участников правовых отношений формируется внутренняя потребность в совершении правомерных  поступков. В характеристики законности, как метода государственного руководства  обществом, как режима, состояния, то есть фактически речь идет о строгом  соблюдении всеми субъектами правоотношений действующего законодательства, юридических  норм.

Данные суждения о понятии законности являются следствием исследования отдельных аспектов данной проблемы с применением конкретных методов познания, это объясняет  происхождения множества определений законности. В системе все это аспекты образуют методологическую основу научной разработки законности как сложного политико-правового явления.

В данном случае под аспектом понимается способ отражения  существенных особенностей социально-экономических  процессов посредством категории  «законность».

В связи с  этим можно выделить два аспекта: внутренний и внешний.

Внешние определяют место и роль законности в системе  правовых ценностей, которые используются для познания и объяснения окружающей действительности. К внешним аспектам, определяющим сущность законности можно  отнести социально-экономический, политико-идеологический, духовный, логико-семантический, и юридический.

Внутренние  отражают функциональную роль законности в системе правовых явлений, используемых для характеристики правовой действительности. К ним относятся определение  законности как принципа, как метода государственного руководства, как  режима, как состояния.

Законность-основа нормальной жизнедеятельности цивилизованного  общества, всех звеньев его политической системы. Охватывая своим действием  наиболее важные сферы человеческого общежития, законность вносит в него соответствующую гармонию, обеспечивает справедливым дифференциацию интересов людей.

Как устойчивое явление общественной жизни, законность возникает и формируется в условиях цивилизованного общества, способного обеспечить реальное равенство граждан перед законом. Такие условия в значительной мере создаются рыночными экономическими отношениями, при которых свобода частой собственности ставится равной возможностью для всех. Обеспечить равенство в сфере производства материальных благ, поставить производителей в одинаково выгодные условия - главная задача закона правового государства. Имущественное же неравенство создается не юридическими законами, а естественными возможностями каждого человека. Поэтому до тех пор, пока в обществе существуют неравное положение людей в сфере производства материальных и духовных ценностей, нельзя говорить об их равенстве перед законом, следовательно, и о законности.

Законность, как необходимое условие гармоничного функционирования человеческого общества, становится реальной силой в более  позднее время, когда общественное отношение приобретает новое качество, то есть когда из отношений зависимости, подавление и угнетения они постепенно превращаются относительно независимых и свободных производительных материальных благ. Этим создается необходимая база для действия справедливых, правовых, законов, в одинаковой мере защищающих интересы всех членов общества, участвующих в его воспроизводстве.

В обществе, функционирующем в режиме прочной  законности, реально существуют четкое разделение и гармоничное взаимодействие законодательной, исполнительной и судебной власти.

Сущность  законности есть строгое и полное осуществление предписаний правовых законов и основанных на них юридических  актов всеми субъектами права.

Данное требование выражает движение к цели - достижение законопослушания со стороны всех субъектов  общественных отношений. Законность характеризует  не состояние или конкретный результат, а живой процесс, например процесс формирования правового государства и гражданского общества.

  1. Принципы и гарантии законности

Подлинная, реальная (а не формальная) законность должна строиться на определенных принципах, основополагающих началах, обеспечивающий ее демократический, гуманный характер. Рассмотрим кратко эти принципы.

1. Единство  понимания и применения законов  на всей территории их действия (единство законности).

 При всем  многообразии действующих законов  и нормативных актов, при всех  местных особенностях законность  должна быть одна для всей  страны. Понимание и применение  законов должны быть одинаковы  на всей ее территории.

 Недопустимы  попытки создания, скажем, в каждом  субъекте Федерации (а тем более  на каком-либо предприятии, организации)  своей законности, отличной от общегосударственной. К сожалению, в России этот принцип не всегда проводится в жизнь, отдельные регионы принимают нормативные акты, противоречащие федеральным законам и даже Конституции РФ. Подобное положение нарушает единство законности, снижает эффективность правового регулирования, вносит дезорганизацию в общественные отношения.

 Единство  законности, однако, не означает  шаблона в применении правовых  актов, ущемлении самостоятельности  и инициативы мест.

 Законы  предъявляют абсолютно одинаковые  требования ко всем субъектам,  находящимся в сфере их временного  и пространственного действия. Законы  федеративного государства имеют  одинаковую силу на территории  всех государственных образований,  входящих в состав федерации.  Единое понимание сущности и  конкретного содержания законов  обеспечивает законность правоприменительной  деятельности компетентных органов  и должностных лиц.

 Она соответствует  действительному смыслу закона  и проводит в жизнь заложенные  в нем регулятивные функции.

2. Всеобщность  законности.

 Данный  принцип характеризует действие  законности по кругу лиц.

 Законность  не может быть избирательной,  ее требования обращены ко  всем субъектам без исключения. Правовые предписания должны  выполнять отдельные граждане  и их объединения, должностные  лица, государственные органы, государственные  органы, политические партии. В обществе не должно быть какой-либо организации или отдельного лица, выведенных из-под влияния законности, на которых бы ее требования не распространялись[17].

 Высказывается  мнение, что субъектами законности  могут быть только властные  органы, а не отдельные граждане, так как последние якобы своими  действиями не нарушают этого  режима. Действительно, неправомерная  деятельность государственных органов,  должностных лиц, наделенных властными  полномочиями, подрывает саму основу  законности, их последствия весьма  опасны для общества и личности. Не случайно большинство требований  законности обращено к государству  и его органам. Однако если  правонарушения граждан приобретают  массовый характер, если налицо рост преступности, режим законности безусловно нарушается. Поэтому нет оснований исключать граждан из числа субъектов законности, хотя, конечно, их роль в ее обеспечении не сравнима с такой же ролью государственных органов.

3. Целесообразность  законности.

 Критерием  оценки роли законности должно  быть то, как она способствует  достижению целей государства  и общества, насколько она обеспечивает  решение задач социального прогресса,  защиты прав и свобод граждан.

 Целесообразность  законности вытекает прежде всего из ценности самого права как выразителя свободы, ответственности, справедливости, как средства обеспечения порядка, организованности и дисциплины. Именно в праве, законе выражается высшая социальная целесообразность.

 Изложенное позволяет говорить о презумпции целесообразности изданного нормативного акта. Эта презумпция в свою очередь диктует необходимость неуклонной, точной реализации правовых предписаний независимо от субъективного отношения субъектов реализации права к его нормам. Только политико-правовой режзим законности, основанный на целесообразности, может оградить общество от случайностей, волюнтаризма и субъективизма отдельных лиц.

 В силу  формальной определенности закон  не может изменяться одновременно  с изменяющейся жизнью и поэтому  нередко отстает от ее требований, устаревает. Законы могут быть  неэффективными, несовершенными с  технической стороны. На этом  основании они могут нарушаться, то есть по мотивам нецелесообразности. С точки зрения принципов законности, любые отступления от требований  закона, чем бы они не мотивировались, терпимы быть не могут, о чем я уже упоминала выше.

 Иначе  говоря, с точки зрения целей  правового роегулирования в любой ситуации целесообразно следовать предписаниям закона, а отступление от них всегда нецелесообразно. Законность всегда целесообразна, и целесообразность выступает как принцип, основа законности.

 Итак, благодаря  своим принципам законность выступает  как наиболее эффективный, гуманный, справедливый режим общественно-политической  жизни, а всякое отступление  от этих принципов, их недооценка  приводят к нарушениям законности, принижению ее социальной ценности, эффективности правового регулирования  в целом.

 Нужно  различать законность как систему  формальных требований и реальную  законность. На практике требования  законности в той или иной  степени нарушаются, часто наблюдаются  отступления от правовых предписаний.

 Следовательно,  реальная законность имеет количественные  показатели, которые определяют  ее уровень в конкретном обществе.

Теперь рассмотрим гарантии законности.  Несмотря на свою значимость, требования законности не претворяются в жизнь автоматически, стихийно. Чтобы правовые предписания  не оставались на бумаге (и тем более  не нарушались), необходимы соответствующие  условия и определенный комплекс организационных, идеологических, политических, юридических мер, обеспечивающих реализацию, то есть гарантии законности.

 Гарантировать  законность - значит сделать ее  незыблемой.

 Гарантии  законности - это объективные условия  и субъективные факторы, а также  специальные средства, обеспечивающие  режим законности[18].

 Среди  данных гарантий нужно четко  различать общие условия и  специальные средства, обеспечивающие  режим законности.

 Общие  условия, то есть объективные  (экономические, политические и  т.д.) условия общественной жизни,  в которых осуществляется правовое  регулирование. Эти условия создают  макросреду реализации права,  его функционирования, предопределяя  в известной степени и специальные  средства по укреплению законности.

 Общие  условия подразделяются на:

1. Экономические  условия. Условиями, обеспечивающими  законность, здесь выступают такие  факторы, как степень организованности  в экономической сфере, ритмичная  работа всего хозяйственного  организма, постоянный рост производительности  труда и объема производства, устойчивая денежная система  и так далее.

Информация о работе Законность и правопорядок