2. Политические
условия. Основным политическим
условием стабильной законности
является сильная государственная
власть, то есть устойчивая, легитимная,
пользующаяся поддержкой общества
власть, способная обеспечить реализацию
принимаемых правовых предписаний.
3. Идеологические
условия. Законность предполагает
такой уровень правовой культуры,
когда уважение к праву, закону
является личным убеждением человека,
причем не только рядового гражданина,
но в первую очередь государственного
служащего, законодателя.
4. Социальные
условия. Прочная законность возможна
только в условиях социальной
стабильности, уверенности граждан
в незыблемости своих социальных
прав и свобод.
5. Правовые
условия. Состояние законности
как политико-правового явления
обусловлено состоянием самого
права, системы законодательства[19].
Специальные
средства законности - это юридические
и организационные средства, предназначенные
исключительно для обеспечения
законности. Среди них можно выделить
юридические и организационные
средства (гарантии).
Юридические
гарантии - совокупность закрепленных
в законодательстве средств, а
также организационно-правовая деятельность
по их применению, направленная
на обеспечение законности, на
беспрепятственное осуществление,
защиту прав и свобод. Юридические
гарантии сопряжены с общими
условиями и определяются ими.
Они юридически опосредуют их,
выступая в качестве юридической
формы, не сливаясь, однако, с ними.
Выделяются
следующие юридические гарантии
(средства):
- средства
выявления правонарушений;
- средства
предупреждения правонарушений;
- средства
пресечения правонарушений;
- меры защиты
и восстановления нарушенных
прав, устранения последствий правонарушений;
- юридическая
ответственность;
- правосудие.
Под организационными
гарантиями понимаются различные
мероприятия организационного характера,
обеспечивающие укрепление законности,
борьбу с правонарушениями, защиту
прав граждан. Сюда относятся
кадровые, организационные меры
по созданию условий для нормальной
работы юрисдикционных и правоохранительных
органов, образование в структуре последних
спецподразделений (для борьбы с оргпреступностью,
коррупцией и др.).
- Понятие правопорядка
Правопорядок
– это часть системы общественных
отношений [между членами общества,
утвердившаяся как образ жизни
в результате воздействия всей системы
нормативного регулирования] урегулированных
нормами права. Это такая же реальность,
как всякие фактические отношения, существующие
в обществе. Поэтому правопорядок – его
социальная ценность. Он находится под
защитой закона, поддерживается в качестве
господствующего и тем самым «воспроизводится».
Правопорядок
существует в результате того, что
участники регулируемых правом общественных
отношений реализуют свои субъективные
права и обязанности, следует
режиму законности. Иными словами, правопорядок
складывается в результате соблюдения,
исполнения, использования и применения
норм права. В его сфере находятся
все общественные отношения, регулируемые
нормами права.
Правопорядок
– объективная необходимость
и закономерность развития общества,
он является правовой формой образа жизни,
обеспечивает нормальное функционирование
общества, является эталоном для его
членов в выборе ими поведенческих
решений.
Правопорядок
как результат проявления закономерности
есть состояние фактической упорядоченности
общественных отношений, приобретших
форму правовых отношений, содержанием
которых является деятельность лиц,
реализующих свои права и обязанности.
Можно сказать, что правопорядок
– это законность в действии.
Наиболее существенным моментом в правопорядке
является то, что законность должна
не только провозглашаться, а реально,
практически проводится в жизнь.
Было бы неверно полагать, что правопорядок
можно обеспечить любыми средствами,
в том числе и незаконными.
Правопорядок основывается на сознательном
и добровольном соблюдении норм права
большинством граждан, он складывается,
существует и поддерживается в результате
проведения в жизнь требований законности,
то есть, основан на ней. Существует
прямая зависимость между правопорядком
и законностью: укрепление законности
влечет в качестве результата укрепление
правопорядка, и наоборот, если нарушается
законность, то нарушается и правопорядок.
- Гарантии законности и правопорядка
Итак, в правовом
государстве существует целая система
гарантий законности и правопорядка.
Гарантии законности как таковой
уже рассмотрены.
Под гарантиями
законности и правопорядка понимаются
такие условия общественной жизни
и специальные меры, принимаемые
государством, которые обеспечивают
прочный режим законности и стабильность
правопорядка в обществе. Различаются
материальные, политические, юридические
и нравственные гарантии законности и
правопорядка.
К материальным
гарантиям относится такая экономическая
структура общества, в рамках
которой устанавливаются эквивалентные
отношения между производителями
и потребителями материальных
благ. При эквивалентных рыночных товароотношениях
создается реальная материальная основа
для нормального функционирования гражданского
общества. В этих условиях любой субъект
права становится экономически свободным
и самостоятельным.
Поддерживаемый
и охраняемый законом, он в
полной мере реализует свои
возможности в сфере материального
производства, что является важнейшей
гарантией законности и правопорядка
в обществе. Материально обеспеченный
и социально защищенный индивид,
как правило, сообразует свое
поведение с правом, поскольку
его интересы гарантируются режимом
законности и получают объективное
воплощение в правопорядке.
Политическими
гарантиями законности и правопорядка
являются все элементы политической
системы общества, которые поддерживают
и воспроизводят общественную
жизнь на основе юридических
законов, отражающих объективные
закономерности общественного развития.
Государство, его органы, разнообразные
общественные объединения и частные
организации, трудовые коллективы,
то есть все звенья современной
политической системы общества,
в интересах своего жизнеобеспечения
всемерно поддерживают необходимый
режим законности и стабильность
правопорядка. Те политические организации
или отдельные политические деятели,
которые противопоставляют себя
порядку, установленному законом,
лишаются защиты со стороны
государства.
К юридическим
гарантиям относится деятельность
государственных органов и учреждений,
специально направленная на предотвращение
и пресечение нарушений законности
и правопорядка. Ее осуществляют
законодательные, исполнительные
и судебные органы государственной
власти. Основные направления борьбы
с правонарушениями формируют
законодательные органы, издавая
соответствующие нормативно-правовые
акты, предусматривающие юридическую
ответственность за противоправные
действия. Непосредственную же работу
по профилактике и пресечению
правонарушений осуществляют правоохранительные
государственные органы. При наличии
достаточно прочных экономических
и политических гарантий правоохранительная
деятельность государства эффективно
обеспечивает оптимальный режим
законности и устойчивость правопорядка.
Нравственными
гарантиями законности и правопорядка
являются благоприятная морально-психологическая
обстановка, в которой реализуется
юридические права и обязанности
участников правоотношений; уровень
их духовности и культуры; чуткость
и внимание государственных органов
и должностных лиц к человеку,
его интересам и потребностям.
В создании здоровой нравственной
обстановки в сфере правового
регулирования участвуют все
звенья политической системы
общества, в том числе благотворительные
организации, учреждения культуры
и искусства, школа, высшие
учебные заведения, церковь. Нравственно
здоровое общество - это общество,
функционирующее на основе законов,
в условиях стабильного правопорядка.
Законность
и правопорядок в обществе
обеспечиваются всей системой
гарантий, которые органически взаимодействуют
между собой, взаимообусловливают
и дополняют друг друга.
- Международный правопорядок
Одну из характерных
черт метода функционирования международного
права составляет то, что воздействие
на международные отношения оказывается
в значительной мере путем создания
и поддержания международного правопорядка
. Нормы применяются в рамках общего правопорядка
или правопорядка в определенной области
регулирования .
Было бы правильнее
говорить о международно-правовом порядке
как порядке, основанном именно на международном
праве. Точно так же более точными
являются выражения "международно-правовая
субъектность" вместо "международная
правосубъектность", "международно-правовое
сознание" вместо "международное
правосознание" и т.д. Причина такого
расхождения в том, что терминология была
заимствована у внутригосударственной
юрисдикции: правопорядок, правосубъектность,
правосознание, к которым механически
добавили определение "международный".
В решении
Международного Суда ООН по делу об
установлении морской границы в
районе залива Мэн говорится об "определении
в рамках международного порядка
норм права, которые регулируют вопрос,
решаемый в данном деле" (ICJ. Reports.
1984. P. 288).
Растущее
значение международного правопорядка
привлекает к нему внимание ученых
<*>. Естественно, высказываются различные
взгляды. Наиболее распространенным и
простым является понимание, согласно
которому правопорядок представляет собой
систему или совокупность правоотношений,
складывающихся в соответствии с
нормами международного права.
Как мы видели,
существует два понимания правоотношений.
В одном случае это особый вид
идеологических отношений, представляющих
взаимосвязь субъективных прав и
обязанностей; в другом - это общественные
отношения, урегулированные правом.
Соответственно, должны существовать
и два понятия правопорядка. В
первом случае это только юридическое
явление - система чисто правовых
отношений, во втором - это реальное
состояние отношений, закрепленное
международным правом. В результате
мы имеем юридический и фактический
правопорядок, у которых немало различий.
В одном случае - правовая модель,
в другом - результаты ее претворения
в жизнь.
Понятие
фактического правопорядка близко
к понятию мирового порядка.
Но между ними есть и разница.
Правопорядок действительно выражает
и закрепляет организационную
структуру мирового сообщества,
но вместе с тем правопорядок
есть результат функционирования
международного права, его упорядочивающего
действия.
Далеко
не всем международным отношениям
корреспондируют правоотношения, не
говоря уже о том, что право
далеко не полностью охватывает
даже регулируемые отношения.
Жизнь богаче правовой модели.
Избыточная юридизация международной
жизни нежелательна. Правовое регулирование
требует значительных затрат
и потому должно использоваться
лишь тогда, когда это оправданно.
Существуют
концепции правопорядка, включающие
в него не только правоотношения,
но и нормы международного
права и даже правосознание
(В.Н. Лихачев). Наконец, по мнению
некоторых, правопорядком охватывают
почти все правовые явления
(А.П. Мовчан). В таком случае
понятие правопорядка совпадает
с понятием международно-правовой
системы.
В общем,
можно предложить следующее определение
международного правопорядка.
Международный
правопорядок - это система международно-правовых
отношений, призванная придать
сообществу государств структурную
устойчивость на основе целей и принципов
международного права.
Правопорядок
опирается на согласованную систему
ценностей. Учитывая значение
правопорядка, он сам должен быть
отнесен к категории общечеловеческих
ценностей.
Международный
правопорядок исторически обусловлен
и определяется потребностями
не только международной системы,
но и национальных социально-политических
систем. В мире произошли важные
перемены, что поставило в повестку
дня создание нового мирового
порядка. Идет процесс согласования
системы ценностей, которая будет
положена в его основу. На базе
системы ценностей согласуется
концепция порядка, без чего
он не может быть устойчивым.
Все это находит отражение
и закрепление в нормах международного
права, которое служит важным
инструментом созидания нового
мирового порядка.