Законность и правопорядок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 14:18, контрольная работа

Описание работы

В нашей действительности есть и такие нормативно-правовые акты, которые в целом или в части нельзя признать подлинно правовыми, поскольку они не выражают требований справедливости, свободы и равенства граждан. Такие акты нередко становятся объектом рассмотрения Конституционного суда Российской Федерации.
Целью данной контрольной работы является определение понятий законности и правопорядка, а так же определение их принципов.

Содержание работы

1. Введение……………………………………………………. 3
2. Понятие законности…………………………………………4
3. Общая характеристика принципов законности…………..7
4. Понятие и принципы правопорядка………………………13
5. Заключение…………………………………………………..18
6. Список используемой литературы…………………………20

Файлы: 1 файл

ТГП.docx

— 38.12 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

  1. Введение……………………………………………………. 3
  2. Понятие законности…………………………………………4
  3. Общая характеристика принципов законности…………..7
  4. Понятие и принципы правопорядка………………………13
  5. Заключение…………………………………………………..18
  6. Список используемой литературы…………………………20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Законность и правопорядок – фундаментальная категория  юридической науки, раскрывающая содержание правовой действительности под углом  зрения практического осуществления  права. Она появляется вместе с государством, законодательством и правосудием. Очевидно, что право без законности не осуществимо.

Ещё до начала глубоких социальных преобразований в России, отечественные  ученые-юристы, проблеме законности, уделяли  значительное внимание в статьях  и в специальных монографических  исследованиях. Но эти публикации не отражают процессов, происходящих в  настоящее время в нашей стране.

Не исключено, что проблема законности и правопорядка «оттеснена»  вниманием к другим острым проблемам  переходного периода. В нашем  законодательстве были и существуют законы, которые не отличаются высоким  качеством, нередко отражают отраслевые и корпоративные интересы, изобилируют  отсылочными нормами, что создает  обширное поле для подзаконного нормотворчества.

В нашей действительности есть и такие нормативно-правовые акты, которые в целом или в  части нельзя признать подлинно правовыми, поскольку они не выражают требований справедливости, свободы и равенства  граждан. Такие акты нередко становятся объектом рассмотрения Конституционного суда Российской Федерации.

Целью данной контрольной  работы является определение понятий  законности и правопорядка, а так же определение их принципов.

 

 

 

 

 

Понятие законности

Одной из внешних форм выражения  права является закон.

Закон – это принимаемый  в особом порядке и обладающий высшей юридической силой нормативно-правовой акт, выражающий государственную волю по ключевым вопросам регулирования  общественной и государственной  жизни.

Законы – первичные, основополагающие нормативные акты. Их высшая юридическая сила состоит в том, что:

  • Все остальные правовые акты должны исходить из законов и никогда не противоречить им;
  • Они не нуждаются в каком-либо утверждении другими органами;
  • Законы никто не в праве отменить, кроме органа, издавшего их.

Принятие государством законов  и подзаконных нормативных актов  ещё не обеспечивает того, что содержащаяся в них государственная воля воплотится в реальную ткань общественных отношений. Необходимо создать условия, чтобы  все субъекты, кому эти нормы адресованы, соблюдали содержащиеся в них  правовые предписания и требования, обеспечивали законность.

Законность – это совокупность известных требований, предъявленных  ко всем субъектам в сфере правового  регулирования.

По мнению проф. С.С. Алексеева, «это требование не только строжайшего, неукоснительного соблюдения и исполнения норм позитивного права, но и:

  1. Верховенства законов по отношению ко всем иным правовым актам;
  2. Равенства всех перед законом;
  3. Обеспечения для всех субъектов полного и реального осуществления субъективных прав;
  4. Независимого и эффективного правосудия;
  5. Эффективной работы всех правоохранительных органов».

В современной теории права  законность неизменно трактуется двояко: во-первых, как один из основополагающих принципов организации государственной  и общественной жизни, а во-вторых – в качестве её особого режима, обеспечивающего неуклонное исполнение законов всеми субъектами правоотношений.1

При этом сама идея законности может содержать в себе и элементы, не получившие однозначного закрепления  в структуре принципа конкретного  режима законности.

В этой связи предоставляется  весьма плодотворный подход В.В. Клочкова, который, характеризуя законность именно с позиций основополагающей идеи, выделяет при её  анализе особые требования законности. Под каждым из них понимается «основной элемент структуры законности, представляющий собой обусловленное потребностями развития общества, государства и права на определенном этапе их отношений. В зависимости от их адресата, направленности и содержания требования законности можно подразделить на три основных вида: а) требования общества к государству, праву, регулированию общественных отношений; б) требования государства к праву и обществу; в) требования права к государству и обществу». Более того, В.В. Клочков полагает, с чем трудно не согласиться, что требование законности к трактовке её основополагающей идеи представляют собой «вербальное выражение познанных закономерностей развития общества, государства и права. Данные закономерности имеют объективный характер, реализуются в процессе исторического развития независимо от воли и сознания людей и даже – вопреки им».

Можно сказать, что законность – это основа демократии, демократического режима общества.

В условиях режима законности становятся реальными демократические  права граждан, общественных движений и организаций, осуществляется принцип разделения властей, принцип всеобщего избирательного права, соблюдаются необходимые, основанные на законе, процедуры, как в правотворческой, так и в правоприменительной практике.

«Законность, - отмечает В.Н. Кудрявцев,- не только формальный принцип  права, но и содержательная категория, отражающая демократическое существо общественного строя».

В результате реализации требований законности в обществе происходит упорядочение общественных отношений: закрепляются и поддерживаются те из них, которые  соответствуют интересам общества и государства; другие развиваются  в соответствующем направлении, определенном правовыми нормами; пресекаются нежелательные, запрещенные законом деяния. Закрепленное в законах и других нормативных актах «бумажное» право становится «правом жизни», возникает порядок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Общая характеристика принципов  законности

Принцип единства законности:

Принцип единства законности состоит в единообразном понимании  ее принципов на всей территории Российской Федерации.

К сожалению, практика государственного управления знает немало примеров того, как центральные министерства и  ведомства бесцеремонно игнорируют права субъектов Федерации и  компетенцию высших органов государственной  власти. Это соответствовало общей  тенденции подмены представительных органов подотчетными им органами управления. В качестве ответной реакции наблюдаются  столь же пагубные стремления противопоставить законодательство субъектов Федерации  законодательству центральных органов.

Должна быть разработана  система мер и государственно-правовых механизмов для защиты прав субъектов  Федерации и для предотвращения случаев злоупотребления данными  правами, обеспечения единства правовой системы, защиты Конституционных прав и законных интересов граждан.

На уровне федеративных отношений  может стать актуальным и единство самих законов, единство правового  регулирования. Скажем, принимаются  законы о гражданстве в различных  республиках. Если не учитывать ситуацию единого государства и единого  гражданства, можно принять такие  положения, которые заведут практические органы, и прежде всего самих граждан  в тупик, из которого без потерь не выбраться. Так, одни республики могут  признать гражданами только тех, кто  родился на их территории, независимо от места их проживания, другие будут  устанавливать гражданство ребенка  в зависимости от гражданства  одного родителя. Появятся лица с двойным  и тройным гражданством, лица без  гражданства данной республики, но с гражданством другой, лица без  гражданства вообще. В итоге всё  это может привести к положению, существовавшему во времена всеобщей феодальной раздробленности, к затруднению экономических, культурных, политических связей, к ущемлению прав человека.

Следить за  единством  законности в правотворческой деятельности призваны Конституционный Суд и  органы прокуратуры в порядке  осуществления функций общего надзора.

Единство законности в  сфере реализации права призваны обеспечивать суды и те органы, которые  имеют право на официальное толкование правовых норм.

Принцип верховенства закона:

Принцип верховенства закона – важнейшее свойство законности, связанное с исключительностью  закона, означающее иерархию нормативно-правовых актов, которое закрепляется в Конституции  РФ. Последняя имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется по всей территории Российской Федерации. Функционирование государства должно осуществляться исключительно на основе законов, при строгой реализации должностными лицами своих обязанностей и прав социальных субъектов. Это свойство распространяется на все правовые формы деятельности государства – правотворческую, исполнительно-распорядительную и правоохранительную. Оно не позволяет должностным лицам – исполнителям норм права (прежде всего, закона) занимать позицию «свободного усмотрения», произвольно принимать решение исполнять или не исполнять закон по тем или иным мотивам.

Система права, формирующаяся  и функционирующая в любой  стране, во многих отношениях определяется устройством самой власти, в основе которого конституционный принцип  разделения властей делится на законодательную, исполнительную и судебную. При этом органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны2. Состояние законности и сам её режим во многих отношениях зависят от согласованных действий ветвей власти при их независимости друг от друга.

Всеобщность законности заключена  в её всеобщей обязательности, обращенной ко всем и каждому без исключения. Независимо от положения, чина и ранга. Перед законом все равны и  все должны ему подчиняться, в  противном случае предполагается неотвратимость ответственности. Законность включает в свое содержание равенство всех перед законом, равенство прав и  обязанностей. Выполнение последних, есть реализация требований законности и  в то же время обеспечение условий  пользования демократических прав, что способствует активному участию  граждан в делах общества и  государства, прежде всего в демократической  процедуре принятия законов и  других нормативных актов. Это является залогом того, что принимаемые  законы будут восприняты абсолютным большинством. Демократия, в свою очередь, обеспечивает демократическое содержание законодательства, заинтересованность в его исполнении и подконтрольность деятельности государственного аппарата. Это надежная гарантия законности.

Гарантированность прав и  свобод личности:

Институт прав и свобод человека и гражданина является центральным  в современном праве, ибо в  нем заложены ключевые гарантии защиты народа в целом и каждого конкретного  человека и гражданина от произвола  государственной власти, что, в свою очередь, является неотъемлемым условием нормального функционирования и  развития правового государства.

Личные права и свободы  граждан РФ перечислены в статьях 19-29 Конституции РФ.

К основным вилам прав и  свобод относятся:

  1. Право на жизнь – важнейшее личное право человека, предопределяющее все остальные права.
  2. Право на охрану государством достоинством личности.
  3. Право на свободу и личную неприкосновенность.
  4. Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений.
  5. Неприкосновенность жилища.
  6. Право определять и указывать свою национальную принадлежность, пользоваться родным языком, выбирать язык общения, воспитания, обучения и творчества.
  7. Право на свободу передвижения.
  8. Свобода совести, свобода вероисповедания.
  9. Свобода мысли и слова.

Формы защиты прав и свобод человека:

  1. Право на самозащиту. Каждый в праве сам защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом3. Одним из таких способов является необходимая оборона от нападения, допускающая причинение вреда нападающему, вплоть до лишения его жизни.
  2. Судебная защита прав и свобод. В настоящее время это самый распространенный способ защиты прав и свобод человека и гражданина. Российская судебная система нередко не справляется с потоком исков и жалоб граждан, в результате чего, рассмотрение дел растягивается на месяцы и даже годы.
  3. Право на подачу жалобы Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации. Должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации учреждена в соответствии с Конституцией в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления  и должностными лицами. Уполномоченный при осуществлении своих полномочий независим и неподотчетен каким-либо государственным органам и должностным лицам.
  4. Международная защита прав и свобод человека и гражданина. В соответствии с Конституцией Российской Федерации4, каждый в праве в соответствии  с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внегосударственные средства правовой защиты.

Информация о работе Законность и правопорядок