Законность и правопорядок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 14:18, контрольная работа

Описание работы

В нашей действительности есть и такие нормативно-правовые акты, которые в целом или в части нельзя признать подлинно правовыми, поскольку они не выражают требований справедливости, свободы и равенства граждан. Такие акты нередко становятся объектом рассмотрения Конституционного суда Российской Федерации.
Целью данной контрольной работы является определение понятий законности и правопорядка, а так же определение их принципов.

Содержание работы

1. Введение……………………………………………………. 3
2. Понятие законности…………………………………………4
3. Общая характеристика принципов законности…………..7
4. Понятие и принципы правопорядка………………………13
5. Заключение…………………………………………………..18
6. Список используемой литературы…………………………20

Файлы: 1 файл

ТГП.docx

— 38.12 Кб (Скачать файл)

Принцип неотвратимости наказания  за нарушение законности:

Уголовный кодекс непосредственно  закрепил принципы уголовного права: законности, равенства граждан перед законом  и неотвратимости наказания за его  нарушение, вины, справедливости, гуманизма.

Неотвратимость реализации законности обозначает пресечение любых  нарушений закона, от кого бы они не исходили, неотвратимость ответственности за эти нарушения. Всякое лицо, совершившее преступление, подлежит наказанию либо иным мерам уголовно-правового воздействия, предусмотренными уголовным законом. Смысл этого принципа заключается в том, что неотвратимость наказания, есть лучший способ проявления предупредительного воздействия уголовного закона и его применения.

Принцип недопустимости противопоставления законности и целесообразности:

Законность есть высшая целесообразность.

В принципе отход от законности нельзя обосновать ссылками на целесообразность. Юристы, по существу, были едины в  том, что наиболее целесообразное решение  основано на законе и вопрос о целесообразности может ставиться только в рамках закона. Однако вопрос о соотношении  законности и целесообразности не так  прост, как может показаться. Сегодня  приводят довольно много аргументов и примеров в пользу, как принципа законности, так и целесообразности решения вопреки конкретному закону. Сторонников законности всегда отпугивал произвол суда и администрации при допущении малейшей возможности отхода от закона. Приверженцев принципа целесообразности отталкивает бездушное понимание правовой нормы, хотя часто разногласия между теми и другими являются мнимыми. Закон требует обоснованности решений. В некоторых случаях данное требование приобретает самостоятельное значение. Это проявляется именно там, где закон позволяет, не выходя за его рамки, учитывать соображения целесообразности. Нормативный акт, как правило, предполагает один вывод в смысле юридической квалификации соответствующих обстоятельств, но в смысле юридических последствий и их меры чаще предоставляет возможность выбора  наиболее целесообразного решения. Коль скоро общество управляется с помощью предписаний общего характера, имеющих общеобязательное значение, приобретают особый вес правовые ценности, среди которых первое место отводится законности. Допущение отхода от принятых законов и обхода или нарушения их под предлогом целесообразности всегда чревато серьезной угрозой правопорядку в целом. Поэтому законы считаются целесообразными и подлежащими обязательной реализации вплоть до их дополнения, изменения или отмены.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие и принципы правопорядка

С конструкцией законности ограниченно связано теоретическое понимание правового порядка. Под порядком обычно понимается правильное, налаженное состояние чего-либо, существующее устройство, определенная степень организованности какой-либо материи. Термин «правовой порядок» (или «правопорядок») применяется для характеристики состояния организованности, упорядоченности общественных отношений, которые возникают в результате их регламентации правовыми нормами и реализации данных норм. Правопорядок в обществе достигается тогда, когда деятельность всех субъектов права является правомерной,  когда надлежащим образом осуществляются субъективные права и исполняются юридические обязанности, т.е. когда субъекты права совершают обязательные или дозволенные действия, либо воздержаться от  совершения запрещенных действий.

В интересующем нас плане  прилагательное «правовой» указывает  на то, что порядок образуется в  связи с правом и базируется на нем. Следовательно, важнейшей предпосылкой правопорядка надо считать юридическую  норму и механизмы, обеспечивающие её издание и претворение. Правопорядок, как утверждает  большинство специалистов, результат реализации юридических  норм. Так полагали Рудольф Иеринг и Георг Еллинек в Германии, Г.Ф. Шершеневич и Н.М. Коркунов в дореволюционной России. Эту позицию разделяет большинство современных российских юристов.

Понятие «правопорядок» используется в действующем законодательстве, в официальных документах. На современном  этапе развития России четкий правовой порядок – необходимая предпосылка  результативной работы власти, упорядочения различных сфер общественной жизни. Несмотря на это, в теории права не выработано единого определения  этого правового явления. «Правопорядок, - отмечает С.С. Алексеев, – это состояние упорядоченности общественных отношений, выражающих реальное, практическое осуществление требований законности. По мнению А.Ф. Черданцева, «Правопорядок – это порядок общественных отношений, складывающихся в результате соблюдения и исполнения законов и основанных на них других юридических актов. Правопорядок – результат действия законности.»

«Правопорядок можно определить, - пишет А.С. Шабуров, - как основанную на праве и законности организацию общественной жизни, отражающую её качественное состояние на определенном этапе развития общества».5

В приведенных определениях, несмотря на отдельные различия, есть общий, можно сказать, сквозной момент. Его смысл в следующем: правопорядок – система общественных отношений, основанных на нормах права, требованиях законности. Иными словами, он включает в себя сложившуюся систему правовых отношений общества и правомерное поведение индивидов, организации.

Правопорядку, как комплексному образованию, свойственны следующие  особенности:

  1. Правопорядок есть система общественных отношений, отличающихся состоянием упорядоченности, организованности.
  2. Правопорядок – результат действия права, законности, организующий деятельность государства, его органов.
  3. Содержание правопорядка составляет правомерное поведение субъектов права, надлежащая реализация ими и субъективных прав, и исполнение возложенных обязанностей.
  4. Правопорядок – итоговый результат действия права, как бы замыкает цепь остальных правовых явлений: право - правоотношения, законность-правопорядок.
  5. Правопорядок обеспечивается государством, охраняется им от нарушений.
  6. Правопорядок, как составная часть общества характеризуется теми тенденциями, которые свойственны всей социальной основе (кризисное состояние общества, так или иначе сказывается на состоянии правопорядка).

В юридической литературе также по-разному понимают и определяют правопорядок. Говорят о системе  правовых отношений, охраняемых государством; о результате законности, соблюдения прав, свобод и обязанностей граждан; о режиме подчиненности субъектов  правовым предписаниям; о формах реализации права и воплощении законности в  реальных отношениях; о состоянии  упорядоченности общественных отношений , основанных на праве.

Однако правовой порядок  нельзя отождествлять с другими  социальными и правовыми явлениями  и категориями. Он имеет свои характерные  черты и качественную определенность, что обуславливает недопустимость его идентификации с системой правовых отношений, с правом и законностью, с правовым режимом.

Существует утверждение, что правопорядок – это государственный, конституционный порядок. В принципе это верно. Но нельзя не учитывать  и другого: не всегда государственные вопросы получают правовое регулирование и оформление, не все правовые стороны жизни отражаются в Конституции. Последняя может быть эффективной и неэффективной, но не все её положения могут быть реализованы. Поэтому нельзя ставить знака равенства между этими категориями. В данном случае выделяется лишь одна связь – государственная, конституционная подчиненность и характеристика порядка.

Содержание и формы  правопорядка находятся в единстве, в этом и заключается источник его жизненности и эффективности. Форма менее подвижна и более  консервативна, более устойчивая и  стабильна. Но она не пассивная сторона единства, она организует и выражает содержание, добиваясь формализации и придавая ему качественную определенность. В законах страны закрепляются все вопросы, связанные с установлением, функционированием и поддержанием правопорядка. Правопорядок не должное или возможное, а фактическое состояние урегулированных правом отношений.

Каковы же принципы правопорядка?

Определенность. Правопорядок базируется на формально-определенных правовых предписаниях, реализация которых  обеспечивает определенность общественных отношений. Этим он отличается от системы отношений, возникающих в результате действия иных социальных норм, где отсутствуют четкие формальные ориентиры, а роль субъективных моментов очень велика.

Системность. По той же причине (связь с правом) правопорядок не совокупность единичных, разрозненных актов поведения, различных правоотношений. Это система отношений, которая основана на единой сущности права, господствующей в обществе форме собственности, системе экономических отношений и обеспечивается силой единой государственной власти.

Организованность. Правопорядок возникает не стихийно, а при организующей деятельности государства, его органов.

Государственная гарантированность. Существующий правопорядок обеспечивается государством, охраняется им от нарушений. Не случайно одной из основных функций государства является охрана существующего правопорядка.

Устойчивость. Возникающий на основе права и обеспечиваемый государством правопорядок достаточно устойчив и стабилен. Попытки дестабилизации, нарушения правопорядка пресекаются соответствующими правоохранительными органами.

Единство. Характер организации неодинаков в различных сферах общественной жизни. Однако основанный на единых политических и правовых принципах, обеспечиваемый единством государственной воли и законности, правопорядок один на территории всей страны. Все его составляющие в равной степени гарантируются государством, любые его нарушения считаются правонарушениями и пресекаются государственным принуждением.

В силу указанных особенностей правопорядок можно охарактеризовать как порядок, обеспечивающий стабильность общественной жизни и социальный прогресс. Поскольку он закрепляется правом и обеспечивается государством, то закрепляет наиболее важные черты  и стороны социально-экономического строя, систему государствующих  в стране политических отношений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

На основании проведенной  работы можно сделать выводы:

Существует несколько  определений законности. В современной  теории права законность неизменно  трактуется двояко: во-первых, как один из основополагающих принципов организации  государственной и общественной жизни, а во-вторых – в качестве её особого режима, обеспечивающего  неуклонное исполнение законов всеми  субъектами правоотношений. Режим законности неразрывно связан с демократией, в условиях которой признаются и реализуются в действительности принципы народовластия, равенства граждан, созданы условия для их участия в решении вопросов государственной и общественной жизни.

В форме особого режима законность получает воплощение в целой  системе предметных и более частных  принципов, отличающих один режим законности от другого, а также в базирующейся на этих принципах совокупности специальных  мер и гарантий и выступающих  в этой роли государственных и  негосударственных институтов, обеспечивающих действие режима законности.

Право, законы – юридическая  основа правопорядка, законность –  средства его установления, правопорядок – результат осуществления права  и законности, упорядочивающий социальную жизнь.

Единственное, что осталось отметить, учитывая постоянные перепады настроения в государственной и  общественной жизнедеятельности в  условиях существующего в нашей  стране демократического режима, то, что  подлинная демократия невозможна без  законности и правопорядка, без которых  превращается в хаос и различные  злоупотребления.

В свою очередь законность и правопорядок не будут социально-ценными (т.е. не будут приносить людям  пользу) без демократических механизмов, институтов и норм, с помощью которых  можно легитимно изменять нормативную базу законности и правопорядка, без чего невозможно их эффективное утверждение в общественной жизни.

Укреплению законности и  правопорядка способствуют такие проявления демократии, как демократическое  содержание законодательства, контроль общественности за реализацией законов. В свою очередь, законность и правопорядок могут способствовать развитию и  укреплению демократии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

  1. Конституция РФ, 12 декабря 1993 г., с изменениями от 30 декабря 2008 г. № 6 – ФКЗ;
  2. Азаров Н.И. Теория государства и права. Учебное пособие для студентов вузов. М: ЮНИТИ, 2000;
  3. Алексеев С.С. Теория государства и права. Учебник для вузов. М: Норма. 2000;
  4. Алексеев С.С. Государство и право. Начальный курс. М.: Юридическая литература, 2006 г.;
  5. Законность в Российской Федерации. Сборник статей. М, 2006 г.;
  6. Клочков В.В. Требования законности: понятие, виды, генезис.// Конституционная законность и прокурорский надзор. М., 2000;
  7. Сухарев А.Я. Российская юридическая энциклопедия. М: Инфра-М, 1999;
  8. Юридический энциклопедический словарь. М, 1988 г.

Информация о работе Законность и правопорядок