Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 16:57, курсовая работа
Целью данной работы является исследования именно сущности и содержание законодательного процесса.
Задачей выполнение которой будет достижением указанной цели будет являться рассмотрение следующих вопросов:
Понятие законодательного процесса
Законодательная инициатива и предварительное рассмотрение
Рассмотрение законопроектов и принятие законов Государственной Думой
Московский
государственный областной
Юридический факультет
По дисциплине: Теория государства и права
На тему: Законодательный процесс и другие формы работы парламента
К защите ______________________________
Введение.
Тема законодательного процесса, на мой взгляд, очень актуальна в нашем государстве, как и в другом ином, поэтому мой выбор выпал именно на неё.
Изменения, произошедшие в социально-политической и экономической сферах в Российском государстве с начала 90-х годов прошлого столетия породили необходимость срочного изменения текущего законодательства (отмена старых нормативно-правовых актов и принятие новых).
Процесс принятия новых
законов в Российской Федерации
именуется законодательным
На взгляд Исакова В., всю проблематику подготовки и принятия законов в правовом государстве можно разделить на три предметных сферы:
Целью данной работы является исследования именно сущности и содержание законодательного процесса.
Задачей выполнение которой будет достижением указанной цели будет являться рассмотрение следующих вопросов:
7. Другие формы парламента
I. ПОНЯТИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Классическое понимание
законотворчества и законодательного процесса
в парламенте демократического правового
государства базируется на принципе верховенства
высшего представительного органа власти
в законодательной деятельности. Это соответствует
разделению властей как принципу и институционально-
Согласно Конституции
В широком смысле процесс принятия
законов в государстве не ограничивается
лишь рамками парламента. Его истоки
лежат в самом обществе, включаясь
в структуру иных процессов, прежде
всего социального и
Таким образом, в широком смысле законодательный процесс рассматривается именно как порядок деятельности Федерального Собрания по созданию законов – федеральных и федеральных конституционных законов. В более узком смысле, с точки зрения конституционного права, законодательный процесс можно представить как конституционно установленный ряд последовательно сменяющих друг друга этапов. Следуя логике парламентского права, законодательный процесс является строго регламентированной процедурой принятия закона, которая, в свою очередь, включает в себя ряд парламентских процедур, начиная от внесения законопроекта в парламент и кончая опубликованием принятого закона и его вступлением в силу.
Иные стадии, связанны с работой комитетов и комиссий палат и поэтому называются комитетскими. В каждой стране законодательный процесс имеет свои особенности, тем не менее возможно представить его общую схему.
Как правило, выделяются следующие общие стадии законодательного процесса:
Последняя из названных стадий иногда разделяется на две:
а) санкционирование (подписание закона главой государства);
б) промульгацию с официальным опубликованием3.
Однако поскольку в разных странах законодательный процесс имеет свои особенности, стадии этого процесса также обладают своей спецификой.
В странах, где существует равноправие палат парламента в законодательной сфере, участие обеих палат в законодательном процессе строится на одинаковых началах. Законопроект рассматривается параллельно обеими палатами (Италия) либо вносится в любую из палат (Бельгия, Бразилия, Швейцария), и его обсуждение в каждой из них проходит те же стадии.
В Российской Федерации, подобно другим странам с неодинаковым статусом палат парламента, основным законодательным органом является Государственная Дума. Ей принадлежит главная роль в законодательном процессе, в нее вносится законопроект.
______________________________
2 Конституция Российской Федерации, ст.94.
3 Там же, ч.1 ст.105.
Обязательной является передача принятого одной палатой закона другой палате. Иная особенность законодательного процесса связана с порядком прохождения законопроекта в парламенте. Этот порядок зависит от того, какой закон должен быть принят. В большинстве стран существует особая процедура принятия конституционных законов, внесения поправок в конституцию. Она гораздо сложнее процедуры принятия обычных законов. Вместе с тем конституции обеспечивают участие в обсуждении и принятии законопроектов также и других палат.
Конституция Российской Федерации как главный источник российского парламентского права устанавливает основы законодательного процесса и определяет круг его субъектов. Детально весь законодательный процесс определяется в регламентах Государственной Думы и Совета Федерации, вступающего в этот процесс на стадии одобрения закона, уже принятого Государственной Думой. Регламенты палат принимаются постановлениями, соответственно, Совета Федерации и Государственной Думы. В Регламенте Совета Федерации, утвержденном постановлением Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 6 февраля 1996 г. N 42-СФ, выделена часть вторая, полностью посвященная участию Совета Федерации в законодательной деятельности. В Регламенте Государственной Думы имеется отдельный раздел – третий, который называется "Законодательная процедура".
______________________________
4 Конституционное (государственное) право зарубежных стран. / Отв. ред. Б.А. Страшун. Общая часть. М., 1996. С.492-493
II. Законодательная инициатива и предварительное рассмотрение законопроектов
В каждом государстве желание внести законопроект в парламент присуще многим органам, организациям и должностным лицам, но если бы все они осуществили свое желание, то работа законодательного органа оказалась была блокированной, поэтому Конституция и законы ясно очерчивают круг субъектов, имеющих право на официальное внесение законопроектов в парламент. Такое право отличается от простого обращения в парламент тем, что автоматически порождает обязанность парламента начать рассмотрение внесенного законопроекта в соответствии с принятой процедурой.
Право законодательной
инициативы - это возможность вносить
в законодательный орган
Внесение законопроекта в парламент, порождающее обязанность парламента начать рассмотрение данного законопроекта в соответствии с принятой процедурой, называется законодательной инициативой.
Согласно ч. 1 ст. 104
Конституции РФ правом
В прежних, советских конституциях право законодательной инициативы демагогически закреплялось за общественными организациями, хотя свободно пользоваться им они не могли. Но в плюралистическом свободном обществе это стало невозможным из-за резкого увеличения числа общественных организаций. Поэтому законопроекты, в которых заинтересованы общественные объединения, не представленные в Государственной Думе, могут быть внесены в Государственную Думу только через субъектов права законодательной инициативы, указанных в Конституции РФ.
Законопроекты согласно Конституции РФ вносятся только в Государственную Думу. Этим закрепляется привилегия Думы начинать рассмотрение любого законопроекта, что исключает аналогичную возможность для Совета Федерации.
Совет Федерации, включенный в круг субъектов законодательной инициативы, может реализовать это свое право только путем внесения законопроекта в Государственную Думу.
Право законодательной инициативы осуществляется в форме внесения в Государственную Думу законопроектов и поправок к законопроектам, законодательных предложений о разработке и принятии новых законов, законопроектов о внесении изменений и дополнений в действующие законы либо признании этих законов утратившими силу; предложений о поправках и пересмотре положений Конституции РФ.
Необходимым условием внесения законопроекта является представление вместе с ним ряда разработок и материалов, в том числе текста законопроекта; обоснования необходимости принятия закона и прогноза последствий его принятия; перечня законов и иных нормативных правовых актов, отмены, изменения, дополнения или принятия которых потребует принятие данного законопроекта и др. В представленных материалах указываются фамилии депутатов Государственной Думы, являющихся инициаторами разработки законопроекта, государственные органы, общественные объединения, учреждения, организации, а также отдельные лица, принимавшие участие в их подготовке. В текст внесенного законопроекта должны быть включены положения о сроках и порядке вступления закона в силу, об отмене, изменениях и дополнениях ранее принятых законов и других нормативных правовых актов в связи с принятием данного закона, предложение Президенту РФ и поручение Правительству РФ о приведении в соответствие с вновь принятым законом их правовых актов.
Информация о работе Законодательный процесс и другие формы работы парламента