Законодательный процесс и другие формы работы парламента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 16:57, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследования именно сущности и содержание законодательного процесса.
Задачей выполнение которой будет достижением указанной цели будет являться рассмотрение следующих вопросов:
Понятие законодательного процесса
Законодательная инициатива и предварительное рассмотрение
Рассмотрение законопроектов и принятие законов Государственной Думой

Файлы: 1 файл

ТГП Курсач.doc

— 204.00 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки 

Российской  Федерации

Московский  государственный областной университет

Юридический факультет

Кафедра государственно-правовых дисциплин

К У Р С  О В А Я   Р А Б О  Т А

 

 

По дисциплине: Теория государства и права

 

На тему:  Законодательный процесс и другие формы работы парламента

 

 

 

 

                                                     Выполнено: Козлова К.К.

                                                    Научный руководитель: Дерябина  Е.М.

 

 

                          К защите  __________________________________________

                                        (с доп./не доп., дата , подпись руководителя)

 

                                 Работа защищена с оценкой  ______________________________

                                                                                  (оценка, дата)

 

 

                                                Москва, 2008 г.

                                       Содержание:

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

          Тема законодательного процесса, на мой взгляд, очень актуальна в нашем государстве, как и в другом ином, поэтому мой выбор выпал именно на неё.

 Изменения, произошедшие в социально-политической и экономической сферах в Российском государстве с начала 90-х годов прошлого столетия породили необходимость срочного изменения текущего законодательства (отмена старых нормативно-правовых актов и принятие новых).

Процесс принятия новых  законов в Российской Федерации  именуется законодательным процессом  и именно ему будет посвящена  данная работа.

На взгляд Исакова  В., всю проблематику подготовки и принятия законов в правовом государстве можно разделить на три предметных сферы:

  • проблемы политического характера, законодательной политики;
  • проблемы регламентного уровня, иначе говоря, проблемы организации законодательного процесса;
  • проблемы языка, стиля, терминологии, классификации, кодификации, систематизации - все то, что обобщенно называют "проблемами юридической техники"1.

Целью данной работы является исследования именно сущности и содержание законодательного процесса.

Задачей выполнение которой  будет достижением указанной цели будет являться рассмотрение следующих вопросов:

  1. Понятие законодательного процесса
  2. Законодательная инициатива и предварительное рассмотрение
  3. Рассмотрение законопроектов и принятие законов Государственной Думой
  4. Рассмотрение Советом Федерации законов, принятых Государственной Думой
  5. Рассмотрение законов в согласительной комиссии
  6. Президент РФ в законодательном процессе.

7. Другие формы парламента

 

 

 

 

 

                 I. ПОНЯТИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

 

Классическое понимание  законотворчества и законодательного процесса в парламенте демократического правового государства базируется на принципе верховенства высшего представительного органа власти в законодательной деятельности. Это соответствует разделению властей как принципу и институционально-функциональной форме организации государственной власти, когда выразителем народного суверенитета и, следовательно, суверенитета государства выступают высшие органы народного представительства. Именно они закрепляют законодательно общие интересы и потребности общественного развития.

Согласно Конституции Российской Федерации2 Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации – является постоянно действующим представительным и законодательным органом, в соответствии с чем законотворчество является основной функцией российского парламента. Никто, кроме Федерального Собрания, не имеет права издавать федеральные законы, имеющие высшую юридическую силу по отношению к другим нормативным актам и прямое действие на всей территории Российской Федерации. "Федеральные законы принимаются Государственной Думой"3, - прямо установлено Конституцией. Такой подход соответствует мировой практике: в двухпалатных парламентах основная законотворческая деятельность возлагается на палату, образуемую путем всеобщих прямых выборов.

В широком смысле процесс принятия законов в государстве не ограничивается лишь рамками парламента. Его истоки лежат в самом обществе, включаясь  в структуру иных процессов, прежде всего социального и политического. Вместе с тем "законодательный процесс" есть прежде всего юридическое понятие и правовое установление, в связи с чем его следует отличать от общего понятия законотворчества. Законотворчество как более широкое понятие включает в себя действия и отношения, предваряющие законодательный процесс, в частности такие, как выявление потребности в принятии закона, научная, экспертная и организационная подготовка законодательной инициативы, если это не регулируется нормами о законодательном процессе. Законотворчество не всегда имеет правовое регулирование и не исчерпывается собственно созданием закона, а может включать оценку его эффективности и возможную последующую корректировку. А более широкое понятие – правотворчество – охватывает процесс создания всех видов источников права, не только законов, но и подзаконных актов, а также становление норм и традиций обычного права.

Таким образом, в широком  смысле законодательный процесс  рассматривается именно как порядок  деятельности Федерального Собрания по созданию законов – федеральных  и федеральных конституционных законов. В более узком смысле, с точки зрения конституционного права, законодательный процесс можно представить как конституционно установленный ряд последовательно сменяющих друг друга этапов. Следуя логике парламентского права, законодательный процесс является строго регламентированной процедурой принятия закона, которая, в свою очередь, включает в себя ряд парламентских процедур, начиная от внесения законопроекта в парламент и кончая опубликованием принятого закона и его вступлением в силу.

Иные стадии, связанны с работой комитетов и комиссий палат и поэтому называются комитетскими. В каждой стране законодательный  процесс имеет свои особенности, тем не менее возможно представить  его общую схему.

Как правило, выделяются следующие общие стадии законодательного процесса:

  • внесение законопроекта или законопредложения (законодательная инициатива);
  • рассмотрение законопроекта в парламентских палатах и комитетах (комиссиях);
  • принятие закона;
  • промульгация (подписание закона главой государства);
  • опубликование закона.

Последняя из названных  стадий иногда разделяется на две:

а) санкционирование (подписание закона главой государства);

б) промульгацию с официальным опубликованием3.

Однако поскольку в  разных странах законодательный  процесс имеет свои особенности, стадии этого процесса также обладают своей спецификой.

В  странах,  где   существует  равноправие  палат  парламента  в законодательной   сфере,  участие  обеих палат  в законодательном процессе строится на  одинаковых  началах. Законопроект рассматривается параллельно обеими палатами (Италия) либо вносится в любую из палат (Бельгия, Бразилия, Швейцария), и его обсуждение в каждой из них проходит те же стадии.

В Российской Федерации, подобно другим странам с неодинаковым статусом палат парламента, основным законодательным органом является Государственная Дума. Ей принадлежит главная роль в законодательном процессе, в нее вносится законопроект.

_________________________________________________________

2 Конституция Российской Федерации, ст.94.

 3 Там же, ч.1 ст.105.

 

Обязательной является передача принятого одной палатой  закона другой палате. Иная особенность  законодательного процесса связана  с порядком прохождения законопроекта  в парламенте. Этот порядок зависит  от того, какой закон должен быть принят. В большинстве стран существует особая процедура принятия конституционных законов, внесения поправок в конституцию. Она гораздо сложнее процедуры принятия обычных законов. Вместе с тем конституции обеспечивают участие в обсуждении и принятии законопроектов также и других палат.

Конституция Российской Федерации как главный источник российского парламентского права  устанавливает основы законодательного процесса и определяет круг его субъектов. Детально весь законодательный процесс  определяется в регламентах Государственной Думы и Совета Федерации, вступающего в этот процесс на стадии одобрения закона, уже принятого Государственной Думой. Регламенты палат принимаются постановлениями, соответственно, Совета Федерации и Государственной Думы. В Регламенте Совета Федерации, утвержденном постановлением Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 6 февраля 1996 г. N 42-СФ, выделена часть вторая, полностью посвященная участию Совета Федерации в законодательной деятельности. В Регламенте Государственной Думы имеется отдельный раздел – третий, который называется "Законодательная процедура".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

_____________________________________________________________________________

4 Конституционное (государственное) право зарубежных стран. / Отв. ред. Б.А. Страшун. Общая часть. М., 1996. С.492-493

II. Законодательная инициатива и предварительное рассмотрение законопроектов

 

В каждом государстве  желание внести законопроект в парламент присуще многим органам, организациям и должностным лицам, но если бы все они осуществили свое желание, то работа законодательного органа оказалась была блокированной, поэтому Конституция и законы ясно очерчивают круг субъектов, имеющих право на официальное внесение законопроектов в парламент. Такое право отличается от простого обращения в парламент тем, что автоматически порождает обязанность парламента начать рассмотрение внесенного законопроекта в соответствии с принятой процедурой.

Право законодательной  инициативы - это возможность вносить  в законодательный орган законопроекты, т.е. предварительные тексты законов. Ему корреспондирует обязанность законодательного органа обсудить вопрос о принятии таких законопроектов к рассмотрению.

Внесение законопроекта  в парламент, порождающее обязанность  парламента начать рассмотрение данного  законопроекта в соответствии с принятой процедурой, называется законодательной инициативой.

 Согласно ч. 1 ст. 104 Конституции РФ правом законодательной инициативы обладают Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, а также Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ по вопросам их ведения.

В прежних, советских  конституциях право законодательной инициативы демагогически закреплялось за общественными организациями, хотя свободно пользоваться им они не могли. Но в плюралистическом свободном обществе это стало невозможным из-за резкого увеличения числа общественных организаций. Поэтому законопроекты, в которых заинтересованы общественные объединения, не представленные в Государственной Думе, могут быть внесены в Государственную Думу только через субъектов права законодательной инициативы, указанных в Конституции РФ.

Законопроекты согласно Конституции РФ вносятся только в Государственную Думу. Этим закрепляется привилегия Думы начинать рассмотрение любого законопроекта, что исключает аналогичную возможность для Совета Федерации.

Совет Федерации, включенный в круг субъектов законодательной инициативы, может реализовать это свое право только путем внесения законопроекта в Государственную Думу.

Право законодательной  инициативы осуществляется в форме  внесения в Государственную Думу законопроектов и поправок к законопроектам, законодательных предложений о  разработке и принятии новых законов, законопроектов о внесении изменений и дополнений в действующие законы либо признании этих законов утратившими силу; предложений о поправках и пересмотре положений Конституции РФ.

Необходимым условием внесения законопроекта является представление вместе с ним ряда разработок и материалов, в том числе текста законопроекта; обоснования необходимости принятия закона и прогноза последствий его принятия; перечня законов и иных нормативных правовых актов, отмены, изменения, дополнения или принятия которых потребует принятие данного законопроекта и др. В представленных материалах указываются фамилии депутатов Государственной Думы, являющихся инициаторами разработки законопроекта, государственные органы, общественные объединения, учреждения, организации, а также отдельные лица, принимавшие участие в их подготовке. В текст внесенного законопроекта должны быть включены положения о сроках и порядке вступления закона в силу, об отмене, изменениях и дополнениях ранее принятых законов и других нормативных правовых актов в связи с принятием данного закона, предложение Президенту РФ и поручение Правительству РФ о приведении в соответствие с вновь принятым законом их правовых актов.

Информация о работе Законодательный процесс и другие формы работы парламента