Законодательный процесс и другие формы работы парламента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 16:57, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследования именно сущности и содержание законодательного процесса.
Задачей выполнение которой будет достижением указанной цели будет являться рассмотрение следующих вопросов:
Понятие законодательного процесса
Законодательная инициатива и предварительное рассмотрение
Рассмотрение законопроектов и принятие законов Государственной Думой

Файлы: 1 файл

ТГП Курсач.doc

— 204.00 Кб (Скачать файл)

И, наконец, еще один момент. Как справедливо указывает Л. А. Окуньков, истинной причиной возвращения  Президентом законов в парламент, как правило, является не нарушение требований Конституции к принятию закона, но принципиальное несогласие Президента с содержанием закона. Кроме того, автор обращает внимание на то, что возвращение наиболее дискуссионных законов без рассмотрения осуществлялось в качестве следующей меры после наложения вето. Как представляется, подобная тактика Президента: отклонение закона, а затем его возвращение - в настоящее время невозможна, поскольку она вступает в противоречие с правовой позицией Конституционного Суда РФ, выраженной в Постановлении от 6 апреля 1998 года7.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

VII. Официальное опубликование федеральных законов

 

   Конституция  не  содержит положений,  непосредственно регулирующих завершающую законотворческий процесс процедуру  официального  опубликования и вступления в силу федеральных законов.  Часть 2 ст. 107 Конституции установила,  что  Президент  подписывает и обнародует федеральный закон в течение четырнадцати  дней.  Но  термин "обнародование" может очень широко толковаться и включает в себя не только опубликование,  но и,  к примеру, доведение до общего  сведения  текста  акта  по  радио. Вместе  с  тем многие вопросы рассматриваемой процедуры были во многом определены в ч.3 ст. 15 Конституции, установившей,  что законы подлежат официальному опубликованию и что неопубликованные законы не применяются.   

   Процедура  официального опубликования федеральных законов была установлена посредством принятия Федерального закона "О порядке опубликования и вступления в  силу федеральных конституционных законов,  федеральных законов, актов палат Федерального Собрания". В соответствии с ч.1  ст.3  и ч.2 ст.4 этого акта федеральные законы подлежат опубликованию в течение семи дней после дня их подписания  Президентом и направляются для официального опубликования Президентом.

                            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

VIII. ПОРЯДОК ПРИНЯТИЯ  ПОСТАНОВЛЕНИЙ  ПАЛАТ

ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ

 

 Часть 2 ст. 102 Конституции устанавливает, что  Совет Федерации принимает постановления по вопросам, отнесенным Конституцией к его ведению.  Часть 1 ст. 102 содержит перечень таких вопросов.                          

   По ряду  других вопросов Совет Федерации  в  соответствии с Конституцией также принимает постановления. Посредством принятия таких актов Совет Федерации: принимает  свой  Регламент и решает вопросы внутреннего распорядка своей .деятельности (ч. 4 ст. 101); избирает из своего состава Председателя Совета Федерации и его заместителей (ч.1 ст.101); образует комитеты и комиссии (ч.3 ст.101), проводит по вопросам своего ведения  парламентские  слушания  (ч.3 ст.101);  вправе осуществлять законодательную инициативу (ч.1 ст.  104); осуществляет  полномочия  по  рассмотрению конституционных и федеральных законов (ч.  4  ст.  105, ч.3 ст. 107 и ч.2 ст. 108); вправе обращаться в Конституционный Суд (ч.ч.2,  3 и 5 ст.  125);  вправе вносить

предложения  о поправках и пересмотре положений Конституции РФ (ч.1 ст. 134); вправе поддержать предложение о пересмотре положений глав 1,  2 и 9 Конституции РФ (ч.2 ст. 135); участвует в конституционной процедуре принятия поправок к главам 3-8 Конституции РФ (ст. 136).   

   Часть  3 ст.  102 Конституции определяет,  что постановления Совета Федерации принимаются большинством  голосов  от  общего числа членов Совета Федерации,  если иной порядок принятия решений                          (квалифицированным большинством голосов) не  предусмотрен Конституцией.                                  

   Таких  случаев пять. Принятие решений квалифицированным большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации предусмотрено Конституцией для случаев принятия Советом  Федерации  решения  об отрешении Президента РФ от должности (ч.2 ст.93) и преодоления "вето" Президента РФ при повторном голосовании по федеральному закону (ч.3 ст.107).  Для одобрения федерального конституционного закона или закона о поправке  к  Конституции Российской Федерации требуется большинство в количестве не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации (ч.2 ст. 108). Для поддержки предложения о пересмотре положений глав 1,  2 и 9 Конституции РФ требуется три пятых голосов от общего числа членов Совета Федерации (ч.2. ст. 135).      

   Часть  2 ст. 103 Конституции устанавливает,  что Государственная Дума принимает постановления по вопросам ее ведения, определенным Конституцией. Часть 1 ст. 103 содержит перечень таких вопросов.                       

   По ряду  других вопросов Государственная Дума в соответствии с Конституцией также принимает  постановления. Посредством  принятия таких актов Государственная Дума: принимает свой Регламент и решает  вопросы  внутреннего

распорядка  своей деятельности (ч.4 ст.101 Конституции),избирает из своего состава Председателя Государственной умы и его заместителей (ч.1 ст.101), образует комитеты и комиссии,  проводит по вопросам своего ведения парламентские слушания (ч.3 ст.101), осуществляет полномочия по принятию федеральных законов и одобрению федеральных конституционных и федеральных законов (ч.ч.1, 4 и 5 ст. 105;  ч.3 ст. 107 и ч.2 ст.108), обращается в Конституционный  Суд  Российской  Федерации  (ч.ч.2,  3 и 5 ст.125), вносит предложения о поправках и пересмотре положений Конституции (ч.1 ст. 134), поддерживает предложение о пересмотре положений глав 1,  2 и 9  Конституции (ч.2  ст.  135),  реализует полномочия по рассмотрению конституционных поправок (ст. 136).                   

   В соответствии  с ч.3 ст. 103 Конституции постановления Государственной Думы принимаются большинством,  голосов от общего числа ее депутатов,  если иной  порядок принятия  решений (квалифицированным большинством голо-

сов) не  предусмотрен  Конституцией.  Существуют  шесть случаев принятия решений Государственной Думой различными видами квалифицированного большинства. Не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы требуется для:  принятия решения о выдвижении против Президента Российской Федерации обвинения  в  государственной  измене  или совершении иного тяжкого преступления в целях отрешения Президента РФ от должности (ч.2 ст.93), преодоления "вето" Совета Федерации по федеральному закону, принятому Государственной Думой (ч.5 ст.105); преодоления "вето" Президента РФ по отклоненному федеральному закону (ч.3 ст.107),  одобрения  федерального  конституционного  закона  или закона Российской Федерации о поправке к Конституции  Российской Федерации (ч.2 ст. 108). Не менее трех пятых от общего числа депутатов  Государственной  Думы  необходимо для  поддержки  предложения о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции (ч.2 ст.135).   

 

 

 

 

Заключение

 

Итак, подведем итог нашего исследования.

Принятие закона состоит  из нескольких последовательно следующих  одна за другой стадий, совокупность которых называется законодательным процессом. Закон считается принятым и вступившим в силу, если он внесен, рассмотрен, принят двумя палатами парламента, подписан и обнародован главой государства в соответствии с установленным Конституцией порядком.

В Российской Федерации  законодательный процесс состоит из следующих основных стадий:

 — законодательная инициатива и предварительное рассмотрение,

  • рассмотрение законопроектов и принятие законов Государственной Думой,
  • рассмотрение Советом Федерации законов, принятых Государственной Думой,
  • рассмотрение законов в согласительной комиссии при возникновении разногласий,
  • повторное рассмотрение Государственной Думой законов, отклоненных Советом Федерации,
  • повторное рассмотрение Государственной Думой законов, отклоненных Президентом РФ,

— повторное рассмотрение Советом Федерации законов, отклоненных Президентом РФ,

— подписание и обнародование законов Президентом РФ.

Разумеется, некоторые  из этих стадий являются только возможными, а не обязательными.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

  1. Конституция РФ. М.:Ось-89.2008.
  2. Жаров С. И. Почему голосование стало предметом спора? // Журнал российского права. 1998. N 7.
  3. Законотворчество в Российской Федерации: Научно-практич. и метод. пособ. / Под. ред. А.С. Пиголкина. - М., 2000.
  4. Звягин Ю. Г. Право безотлагательного вето Президента - на весах конституционного правосудия. Заметки с заседания Суда // Журнал российского права. 1998. N 6.
  5. Исаков В. Подготовка и принятие законов в правовом государстве: российские проблемы и решения // Российская юстиция, 1997, N 7.
  6. Колюшин Е. И. Скрытые полномочия или присвоение власти? // Журнал российского права. 1998. N 7.
  7. Котенков А. А. Актуальные проблемы взаимоотношений Президента РФ и Государственной Думы Федерального Собрания РФ в законодательном процессе // Государство и право. 1998. N 10.
  8. Котков А. С. Почему решают за депутата // Журнал российского права. 1998. N 10/11.
  9. Крылов Б. C. Мнение ученого // Журнал российского права. 1998. N 10/11.
  10. Магомедов С.К. Технико-правовые аспекты законотворчества // Адвокат, 2002, № 7.
  11. Нуянзин А.Н. О праве Президента РФ возвращать принятые федеральные законы. Некоторые дискуссионные вопросы // "Журнал российского права", 2001, № 10.
  12. Окуньков Л. А. Вето Президента // Журнал российского права. 1998. N 2.
  13. Пocтaнoвлeниe Конституционного Суда РФ от 6 апреля 1998 года N 11-П по делу о разрешении спора между Советом Федерации и Президентом РФ, между Государственной Думой и Президентом РФ об обязанности Президента РФ подписать принятый Федеральный закон "О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации" // СЗ РФ. 1998. N 16. Ст. 1879.
  14. Постановление Конституционного Суда от 6 апреля 1998 года N 11-П.
  15. Постановление Конституционного Суда РФ от 22 апреля 1996 года N 10-П по делу о толковании отдельных положений статьи 107 Конституции РФ // СЗ РФ. 1996. N 18. Ст.2253.
  16. Постановление Конституционного Суда РФ от 22 апреля 1996 года N 10-П.
  17. Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации (под ред. Окунькова Л.А.) Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, М.: Издательство, 1994.

 

    

 

1 Исаков В. Подготовка и принятие законов в правовом государстве: российские проблемы и решения // Российская юстиция, 1997, N 7.С.72.

1 См.: Пocтaнoвлeниe Конституционного  Суда РФ от 6 апреля 1998 года N 11-П  по делу о разрешении спора  между Советом Федерации и  Президентом РФ, между Государственной  Думой и Президентом РФ об  обязанности Президента РФ подписать  принятый Федеральный закон "О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации" // СЗ РФ. 1998. N 16. Ст. 1879.

3 См.: пункты 1, 3 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда от 6 апреля 1998 года N 11-П.

7 См.: Звягин Ю. Г. Право безотлагательного вето Президента - на весах конституционного правосудия. Заметки с заседания Суда // Журнал российского права. 1998. N 6. С.48-50.

5 См., например: Жаров С. И. Почему голосование стало предметом спора? // Журнал российского права. 1998. N 7. С. 58-60; Котков А. С. Почему решают за депутата // Журнал российского права. 1998. N 10/11. С. 120-124; Крылов Б. C. Мнение ученого // Журнал российского права. 1998. N 10/11. С.124-127; Котенков А. А. Актуальные проблемы взаимоотношений Президента РФ и Государственной Думы Федерального Собрания РФ в законодательном процессе // Государство и право. 1998. N 10. С.15-17.

6 См.: Окуньков Л. А. Вето Президента // Журнал российского права. 1998. N 2. С.11-28; Колюшин Е. И. Скрытые полномочия или присвоение власти? // Журнал российского права. 1998. N 7. С.53-56.

7 Нуянзин А.Н. О праве Президента РФ возвращать принятые федеральные законы. Некоторые дискуссионные вопросы // "Журнал российского права", 2001, № 10.С.91




Информация о работе Законодательный процесс и другие формы работы парламента