Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Августа 2013 в 14:47, контрольная работа
Под законодательной процедурой понимается установленный порядок прохождения проектов законов вплоть до их принятия и вступления в силу.
В каждой стране законодательная процедура имеет свои особенности. Но везде она закрепляется и регулируется в конституциях, текущих законах, а также в специальных положениях и регламентах, устанавливающих порядок правотворческой деятельности государственных органов.
Законодательная процедура состоит из целой серии юридически закрепленных правил, определяющих порядок подготовки и принятия законов.1
Введение – 3стр.
Понятие и стадии законодательного процесса – 4-7 стр.
Стадии законодательного процесса в Российской Федерации – 8-10 стр.
Стадии законодательного процесса в зарубежных странах. – 11-13 стр.
Заключение - 14 стр.
Список использованной литературы – 15 стр.
Содержание.
Введение
Под законодательной процедурой понимается установленный порядок прохождения проектов законов вплоть до их принятия и вступления в силу.
В каждой стране законодательная процедура имеет свои особенности. Но везде она закрепляется и регулируется в конституциях, текущих законах, а также в специальных положениях и регламентах, устанавливающих порядок правотворческой деятельности государственных органов.
Законодательная процедура состоит из целой серии юридически закрепленных правил, определяющих порядок подготовки и принятия законов.1
Целью настоящей работы является рассмотрение всех стадий законодательного процесса, а также фактическая реализация его в Российской Федерации, а также на примере трех стран: Испании, ФРГ и США. Не случайно выбраны именно эти три страны, так как они являются представителями различных форм правления и государственного устройства.
По итогу проведенной работы необходимо сделать вывод о реализации законодательного процесса в Российской Федерации, а также провести сравнительную характеристику с зарубежными странами, с целью выявления недостатков или преимуществ.
.
Понятие и стадии законодательного процесса
Законодательный процесс - порядок деятельности органа законодательной власти по созданию законов, обычно закрепленный в конституции и регламенте соответствующего представительного органа.2
В отечественной и зарубежной литературе выделяют четыре основные стадии законодательного процесса: законодательная инициатива, обсуждение законопроекта, принятие и утверждение закона и обнародование закона. Каждая из них относительно самостоятельная, имеет свою специфику, свой статус. Вместе же они образуют единый монолитный законодательный процесс, отражающий и закрепляющий логику прохождения проекта закона с момента его зарождения и до момента его принятия и обнародования.
Отмечая данное обстоятельство, известный русский ученый Трубецкой Е.Н. писал еще в начале двадцатого века о том, что все четыре стадии, через которые закон должен пройти, имеют место во всех государствах, «независимо от того какое где существует государственное устройство и форма правления». Ибо для возникновения закона нужно, чтобы кто-нибудь указал на жизненную потребность, которая вызывает тот ли иной законопроект. Далее. Прежде чем принять закон, необходимо подвергнуть его всестороннему обсуждению «в законодательном учреждении, которому присвоено право обсуждать законы». Чтобы закон получил обязательную силу, «он должен быть утвержден верховной властью». Наконец, для того, чтобы он действовал, необходимо обнародовать его и довести до сведения всех граждан.3
Рассмотрим каждую из стадий законодательного процесса в отдельности.
Первая – законодательная инициатива. Она представляет собой, согласно широко распространенному мнению, право внесения законопроектов в законодательное учреждение (конгресс, национальное собрание, сейм и т. п.) в соответствии с действующим законодательством и установленной процедурой. Иногда понятие законодательной инициативы трактуется более широко, то есть включает внесение в законодательные органы не только готовых законопроектов, но и предложения об издании, изменении или отмене действующих законов.
В дореволюционной юридической литературе России законодательная инициатива, именовавшаяся иногда законодательным почином, безоговорочно включала в себя самый широкий спектр действий и предложений, направленных на изменение и дополнение законодательства. Речь, разумеется, не шла о любых заявлениях и предложениях, высказанных устно или в печати относительно необходимости совершенствования законодательства. Когда мы встречаем в газетах, писал в связи с этим Е.Н. Трубецкой, заявления о необходимости расширить свободу печати или, наоборот, требования обуздать произвол печати, то такие заявления не имеют значения законодательной инициативы. Если же составляется докладная записка и в установленном порядке передается законодательной власти, в таком случае мы имеем дело с официальным обращением к законодателю, которое и носит название законодательной инициативы.4
В современной российской и зарубежной литературе тоже просматривается тенденция к расширенному представлению о законодательной инициативе. В учебниках и научных исследованиях совершенно справедливо указывается на то, что законодательную инициативу нельзя понимать узко, только как внесение законопроектов. Она предполагает также право на внесение в законодательные органы вопросов любого значения, требующих в последующем правового оформления.
Право законодательной инициативы не является всеобщим, не принадлежит всем без исключения субъектам – гражданам, государственным органам или общественным организациям. Это особое, строго ограниченное конституционное право. Каждое государство, в зависимости от его природы и назначения решает по-своему вопрос о субъектах права законодательной инициативы.
Следующая стадия законодательного
процесса - обсуждение внесенного в
порядке законодательной
Предварительное обсуждение проводится, как правило, с привлечением широкого круга заинтересованных лиц, экспертов, представителей соответствующих государственных и общественных организаций. Оно может осуществляться в самых различных формах, включая, например, поведение тематических, научно-практических конференций, семинаров, заседаний круглых столов, дачу экспертных заключений, проведение теле и радиодебатов, посвященных обсуждаемым законопроектам.
Предварительное обсуждение проектов законов весьма важно для повышения качества как конкретного закона, так и всего законодательного процесса. На этом этапе представленный проект закона проходит всестороннюю юридическую, экономическую, социально-политическую экспертизу.
Официальное обсуждение законопроектов обычно осуществляется на двух уровнях – на уровне парламентских комиссий, комитетов и подкомитетов, а также на уровне парламентских палат. Регулируется этот процесс специальными положениями и регламентами.
Следующая стадия законодательного процесса – принятие и утверждение закона. В юридической литературе данную стадию иногда рассматривают как две относительно самостоятельные стадии. Первая из них связана с принятием, вторая с утверждением закона. Принятие закона происходит в высшем законодательном органе государства. Его утверждение (подписание) осуществляется главой государства.
Утверждение (подписание)
принятого закона главой государства
является весьма важным во многих отношениях
актом, и прежде всего в плане
поддержания баланса между
Заключительная стадия законодательного процесса – обнародования принятого закона. Назначение этой стадии состоит в доведении до сведения населения информации о содержании правового акта. Обнародование бывает двух уровней – официальное и неофициальное. Осуществляется оно чаще всего в идее опубликования.
Официальное обнародование заключается в доведении текста закона для всеобщего сведения путем его опубликования в официальном издании. Обнародование осуществляется от имени государственного органа или же самим органом, издавшим или подписавшим данный акт. Для обнародования акта устанавливается строго определенный срок. На официальное издание, где публикуются законы и другие нормативные акты, можно ссылаться в актах применения норм права, в сводах и собраниях законодательства, в печатных работах, официальных документах.
Неофициальное обнародование законов (и других нормативно-правовых актов) осуществляется в виде сообщения об их издании или изложения их содержания в неофициальных печатных изданиях, радио- и телевизионных передачах, в научных изданиях.
Стадии законодательного процесса в Российской Федерации
Законодательная система в России – это сложная структура, которая на протяжении многих веков подвергалась кардинальным изменениям, связанным со сменой формы правления и государственного устройства. От веча, Боярской думы, дореволюционных Государственных дум и Государственного совета, до советского народовластия и современных форм парламентской демократии – шла история законодательных учреждений. В настоящее время мы живем в демократическом федеративном правовом государстве с республиканской формой правления согласно Статье 1 Основного Закона – Конституции России, которая была принята 12 декабря 1993г. Эта Конституция положила конец идеологии государственной власти, всей системе советского тоталитарного режима. Конституция впервые в истории Российского государства утвердила основополагающий принцип современного парламентаризма – принцип разделения властей. Также впервые в соответствии с общепринятой мировой практикой законодательный орган был назван парламентом, его полномочия были отделены от полномочий других государственных органов, что позволило ему сосредоточиться на законодательной деятельности.5
Рассмотрим все стадии законодательного процесса в Российской Федерации в настоящее время.
Первая стадия - право законодательной инициативы (Согласно ч.1ст 104 Конституции РФ) принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации, Верховному Суду Российской Федерации и Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.
Законодательным органом Российской Федерации является Федеральное собрание- парламент Российской Федерации, который состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы.
Законопроекты вносятся в Государственную Думу. Согласно Регламенту Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, представленные законопроекты могут обсуждаться в трех чтениях. Во время первого чтения обсуждению подлежат лишь основные, принципиально важные положения законопроекта. При этом учитываются высказываемые пожелания и предложения, принимаются во внимание предлагаемые поправки. В случае принципиального согласия депутатов с проектом закона в первом чтении, он передается вместе со всеми предложениями об его изменение и дополнениями в соответствующий парламентский комитет, ответственный за его подготовку и прохождение.
На комитет возлагается
обязанность доработки с учетом
сделанных замечаний и
Во время третьего чтения – завершающего этапа процесса обсуждения – не разрешается вносить в законопроект какие бы то ни было поправки и предложения. Речь идет о его одобрении или неодобрении.
Дальнейшее прохождение проекта закона, включая его обсуждение, регулируется Регламентом Совета Федерации – верхней палаты парламента России, в которую он должен быть передан в течение пяти дней после принятия законопроекта в нижней палате - Государственной Думе.
Совет Федерации некоторые законы, поступившие от Государственной Думы, может вообще не обсуждать и не рассматривать, что означает согласие с принятием закона. Исключением являются федеральные законы по вопросам: федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии, ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации, статуса и защиты государственной границы Российской Федерации, войны и мира.
Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.
Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования. Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней подписывает федеральный закон и обнародует его. Если Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией Российской Федерации порядке вновь рассматривают закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом Российской Федерации в течение семи дней и обнародованию. Законы публикуются в официальных изданиях – «Российской газете», «Собрании законодательства Российской Федерации».
Информация о работе Законодательный процесс: понятие и стадии