Законодательный процесс: понятие и стадии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Августа 2013 в 14:47, контрольная работа

Описание работы

Под законодательной процедурой понимается установленный порядок прохождения проектов законов вплоть до их принятия и вступления в силу.
В каждой стране законодательная процедура имеет свои особенности. Но везде она закрепляется и регулируется в конституциях, текущих законах, а также в специальных положениях и регламентах, устанавливающих порядок правотворческой деятельности государственных органов.
Законодательная процедура состоит из целой серии юридически закрепленных правил, определяющих порядок подготовки и принятия законов.1

Содержание работы

Введение – 3стр.
Понятие и стадии законодательного процесса – 4-7 стр.
Стадии законодательного процесса в Российской Федерации – 8-10 стр.
Стадии законодательного процесса в зарубежных странах. – 11-13 стр.
Заключение - 14 стр.
Список использованной литературы – 15 стр.

Файлы: 1 файл

законодательный процесс .doc

— 81.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Стадии законодательного процесса в зарубежных странах 

на примере  Испании, ФРГ и США

Испания – одна из немногих стран, в Конституции которой четко определена форма правления – парламентская монархия (Ст. 1 Конституции Испании). Законодательную власть осуществляет парламент – Генеральные кортесы, состоящие из двух палат: Конгресса депутатов (нижняя палата) и Сената (верхняя палата). Исполнительную власть осуществляет Правительство Испании. Главой государства является Король, но роль его номинальна.

Законодательная инициатива принадлежит Правительству, Конгрессу  и Сенату. Допускается народная инициатива по представлению законодательных предложений, за исключением тех, которые относятся к сфере регулирования органическими законами (связанными с основными правами и свободами, вводящие статусы автономных сообществ, устанавливающие основы избирательной системы), налогообложению, международным отношениям, помилованию. По статье 87 Конституции Испании для народной инициативы необходимо собрать 500 тыс. заверенных подписей.

Законопроекты рассматриваются  Конгрессом депутатов и направляются в Сенат. В соответствии со ст. 90 Конституции  Испании Сенат в течение двух месяцев после получения законопроекта может наложить на него вето или внести поправки в текст. Вето принимается абсолютным большинством голосов.

Законодательный процесс  заканчивается передачей закона, прошедшего через обе палаты Генеральных  кортесов, Королю. Король подписывает  такие законы, не обладая при этом правом вето, и дает распоряжение об их немедленном обнародовании (ст. 91 Конституции Испании).

ФРГ по форме правления представляет собой классический пример парламентской республики. Законодательная власть в ФРГ осуществляется Бундестагом и Бундесратом, которые в своей совокупности составляют соответственно нижнюю и верхнюю палату германского парламента. Исполнительную власть осуществляет Федеральное правительство, возглавляемое Федеральным канцлером, который фактически исполняет функции главы государства, поэтому ФРГ иногда называют «канцлерской республикой».6 Официальный глава государства – Федеральный президент, но роль его номинальна.

В соответствии со ст. 76 Основного Закона ФРГ законопроекты вносятся в Бундестаг Федеральным правительством, членами Бундестага или Бундесратом. При этом законопроекты Федерального правительства представляются сначала в Бундесрат, которому принадлежит право дать заключение по ним, а законопроекты Бундесрата представляются Бундестагу через Федеральное правительство, которое обязано дать по нему свое заключение.

Федеральные законы принимаются  Бундестагом. По принятии они немедленно отправляются Бундесрату. Дальнейшая судьба закона зависит от того, обязательно  ли по Основному Закону ФРГ одобрение его Бундесратом. В случае, когда одобрение обязательно, Бундесрат обязан рассмотреть законопроект в течение двух недель. Если Бундесрат не соглашается с текстом закона, а предлагает свои изменения или дополнения, создается согласительный комитет. Если же одобрение закона не обязательно, а Бундесрат не соглашается, то он вправе заявить протест. Если согласительный комитет, который состоит из членов обеих палат принимает решение в пользу Бундестага, то закон вступает в силу, а если в пользу Бундесрата, то закон отправляется в Бундестаг на повторное рассмотрение.

Законы, принятые на основании  положений настоящего Основного  закона, после их контрассигнации  оформляются Федеральным президентом  и публикуются в ”Вестнике  федеральных законов“.

По форме правления США – типичная президентская (дуалистическая) республика. Вся законодательная власть принадлежит парламенту – Конгрессу, который состоит из двух палат: Палаты представителей (нижняя палата) и Сената (верхняя палата). Исполнительная власть принадлежит Президенту. Законодательная инициатива принадлежит Конгрессу, однако Президент реализует это право косвенным путем, при помощи посланий Президента Конгрессу о положении Союза, предусмотренные разд. 3 ст. 2 Конституции, нередко содержащих программу и законодательных мероприятий, на базе которой парламентарии, принадлежащие к президентской партии, выступают формально со своей личной законодательной инициативой.

В сфере осуществления  законодательной деятельности обе  палаты равны. Законопроект, одобренный одной палатой, направляется на рассмотрение другой. Если другая палата соглашается с этим законопроектом, то он передается Президенту США для подписания в течение 10 дней. Если другая палата вносит поправки, то палата, представившая законопроект либо соглашается с ними, либо законопроект отправляется в согласительный комитет. Президенту США может быть предан для подписания только согласованный обеими палатами законопроект.

Если Президент США  не одобряет законопроект, то возвращает его с своими изменениями в  ту из палат, от которой он исходил. Палата может преодолеть право вето Президента США не менее чем двумя третями голосов в обеих палатах.7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В заключении необходимо сделать выводы о том, как осуществляется законодательный процесс, как это происходит в России и в зарубежных странах, какие недостатки существуют и каковы пути их решения.

Необходимо отметить, что стадии законодательного процесса едины для всех стран, различны только органы власти, которые осуществляют законодательный процесс.

В России законодательный процесс в своей идее кажется мне успешным, так как он носит демократичный характер. Но нельзя не заметить, что законодательная система не совершенна. Но по-другому и быть не может. Ведь, по сравнению с зарубежными странами, она еще очень молода, и в таком виде существует чуть менее 20 лет. Конечно, для такой огромной Великой страны, как Россия, которая собрала в себе столько различных субъектов, культур, наций, природных особенностей, создать единую законодательную систему, которая бы четко работа в совокупности с исполнительной властью, очень тяжело.

Необходимо постоянно  совершенствовать законодательную  систему, использовать опыт международного права, сокращать время рассмотрения закона, так как чрезмерное затягивание  законодательного процесса может повлечь за собой противоречия в законодательной системе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Конституция (Основной Закон) Российской Федерации 1993г.
  2. Теория государства и права. Учебник под редакцией Марченко М.Н., Москва: Проспект, 2011 – 640с.
  3. Теория государства и права. Учебник под редакцией Хропанюк В. Н. ОМЕГА-Л, 2011 – 323с.
  4. Конституционное право зарубежных стран, Григонис Э.П., Григонис В. П. – СПб.: Питер, 2010 – 208с.
  5. Источники российского права. Учебное пособие. Марченко М.Н., Москва: Норма, 2011 – 336с.
  6. Новейшая история России. Учебник под редакцией Сахарова А.Н., Москва: Проспект, 2010 – 480с.
  7. Труды по философии права. Трубецкой Е.Н. СПб: Издательство Русского Христианского гуманитарного института, 2001 – 543с.
  8. Российская газета от 31 декабря 2010 г. № 5376

Интернет-ресурсы:

1)http://www.council.gov.ru/about/agenda/ch2/item267.html

Регламент Совета Федерации РФ

2)http://www.duma.gov.ru/legislative/program-implementation/

Законодательная работа Государственной Думы РФ

3) http://dic.academic.ru/dic.nsf/lower/14796 Юридический словарь

4) http://vivovoco.rsl.ru/VV/LAW/SPAIN.HTM Конституция Испании

5)http://vivovoco.rsl.ru/VV/LAW/BRD.HTM Основной Закон ФРГ

6) http://www.pseudology.org/state/Cons_usa.html Конституция США

1 Марченко М.Н.Теория государства и права. Учебник. М., 2011. С 552

2Юридичский словарь. Электронный ресурс: http://dic.academic.ru/dic.nsf/lower/14796

3 Цит. по: Марченко М.Н. Тория государства и права. Учебник. С.555

4 Трубецкой Е.Н. Труды по философии права. СПБ, 2001. С. 34

5 См. Сахаров А.Н. Новейшая история России. Учебник. М., 2010

6 Григонис Э.П., Григонис В.П. Конституционное право зарубежных стран. СПб, 2010.С.112

7 См. Григонис Э.П., Григонис В.П. Конституционное право зарубежных стран.




Информация о работе Законодательный процесс: понятие и стадии