Законодательный процесс в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 06:33, контрольная работа

Описание работы

Итак, цель данной курсовой работы – исследовать правовые основы и проблематику законотворчества.
Исходя из поставленной цели, мы ставим перед собой следующие задачи:
- рассмотреть понятие, принципы и стадии законотворческого процесса;
- проанализировать современные тенденции развития правотворческого процесса;
- в заключение работы наметить проблематику законотворческого процесса.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...3
1. Понятие законотворчества………………………………………………….4
2. Стадии законотворческого процесса……………………………………...5
3. Законодательный процесс в РФ…………………………………………....7
Заключение……………………………………………………………………12
Список использованных источников……

Файлы: 1 файл

Право.docx

— 516.68 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Негосударственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

«Институт профессиональных инноваций»

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

«ПРАВО»

 

 

НА ТЕМУ:

«Законотворческий процесс»

 

 

 

 

ВЫПОЛНИЛ:

студент 2 курса

факультета

«Экономики и управления»

специальность

«Экономика»

Шаркова  А.А.

 

ПРОВЕРИЛ:

преподаватель

________________

 

 

 

 

Москва - 2013

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3

1. Понятие законотворчества………………………………………………….4

2. Стадии законотворческого процесса……………………………………...5

3. Законодательный  процесс в РФ…………………………………………....7

Заключение……………………………………………………………………12

Список использованных источников………………………………………..13

Приложение 1…………………………………………………………………16

 

Введение

Каждое государство стремится  надлежаще урегулировать общественные отношения в различных сферах действительности. Основной закон Российской Федерации - Конституция, закрепив принцип разделения властей, исходит из того, что каждая ветвь власти принимает нормативные акты по вопросам своего ведения.

Между тем, коренные изменения, происходящие в обществе и российской правовой действительности, предъявляют повышенные требования к современному законотворческому процессу.

Так же, некачественное законотворчество имеет негативные социальные, юридические, а порой и политические последствия.

В связи с вышесказанным, актуальным, на мой взгляд, является анализ современного правового регулирования  законотворчества в РФ, поиск путей  совершенствования Российского  законотворчества.

Итак, цель данной курсовой работы – исследовать правовые основы и  проблематику законотворчества.

Исходя из поставленной цели, мы ставим перед собой следующие  задачи:

- рассмотреть понятие,  принципы и стадии законотворческого  процесса;

- проанализировать современные  тенденции развития правотворческого процесса;

- в заключение работы  наметить проблематику законотворческого  процесса.

 

 

  1. Понятие законотворчества

Законодательный процесс  — процесс принятия и вступления в силу законов, начиная от внесения законопроекта и завершая опубликованием принятого закона, — в России проходит следующие стадии:

- законодательная инициатива.

Право законодательной инициативы (внесения законопроекта в Государственную  Думу) принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам  Государственной Думы, Правительству  РФ, законодательным органам субъектов  Федерации, а также Конституционному, Верховному и Высшему Арбитражному Судам по вопросам их ведения;

- рассмотрение законопроектов  в Государственной Думе.

 Проект, как правило,  рассматривается трижды. В первом  чтении обычно анализируются  общие положения, во втором  тщательно рассматриваются детали  и вносятся поправки, в третьем  чтении поправки уже не вносятся: законопроект просто одобряется  или не одобряется в целом;

- принятие законов Государственной  Думой. 

Федеральные законы принимаются  Государственной Думой простым  большинством голосов, федеральные  конституционные законы (о референдуме, чрезвычайном или военном положении, принятии в состав России нового субъекта и т.д.) принимаются, если они одобрены двумя третями голосов. Принятые законы в пятидневный срок передаются на рассмотрение Совета Федерации;

- одобрение законов в  Совете Федерации. 

Федеральные законы считаются  одобренными, если за них проголосовали  больше половины членов Совета Федерации. Федеральные конституционные законы одобряются, если за них проголосовали  больше 3/4 членов. Законы должны быть одобрены или отклонены в двухнедельный  срок;

- подписание законов Президентом  РФ.

Принятый и одобренный закон передается на подпись Президенту РФ, который должен подписать или  отклонить закон (наложить вето) в  двухнедельный срок. Отклоненный  закон возвращается в Государственную  Думу на повторное рассмотрение и  внесение поправок. Вето Президента РФ может быть преодолено, если за закон  в ранее принятой редакции проголосует  более 2/з депутатов Государственной  Думы и членов Совета Федерации. В этом случае Президент РФ будет обязан подписать закон в недельный срок;

- опубликование и вступление  в силу.

Подписанный Президентом  РФ закон должен быть обнародован  в недельный срок. Закон вступает в силу через 10 дней (если специально не указаны иные сроки) после официального опубликования полного текста закона в специальных изданиях (обычно в  «Российской газете» и «Собрании  законодательства Российской Федерации»).

Во времени действие правовой нормы начинается с момента вступления закона в силу и заканчивается  в момент утраты законом своей  юридической силы вследствие истечения  срока его действия (например, было введено чрезвычайное положение  сроком на один месяц); прямой отмены акта другим актом; замены действующего акта на другой. Как правило, законы и  иные нормативные акты не имеют обратной силы. Это значит, что в случае правонарушения применяется тот  закон, который действовал во время  правонарушения (за исключением случаев, когда новый закон подразумевает  смягчение или устранение ответственности  за такие правонарушения, и других, особо оговоренных случаев).

Существуют также ограничения  действия закона в пространстве: некоторые  законы действуют только на определенной территории. Например, законы, принятые в каком-либо государстве, действуют  только на территории этого государства; некоторые законы действуют в  границах определенного региона (например, Дальнего Востока). Нормы деятельности за пределами национальных границ определяются специальными соглашениями или законами соответствующих стран.

Обычно нормы распространяются на всех лиц, находящихся на территории страны, включая не только граждан  страны, но и иностранцев, и лиц  без гражданства. В иных случаях  в тексте нормативного правового  акта специально определяется круг лиц, которым адресованы нормы.

 

 

 

 

 

2. Стадии законотворческого процесса.

Законодательный (законотворческий) процесс проходит в своем развитии несколько стадий:

1. законодательная инициатива. Это право определенных органов и должностных лиц ставить вопрос о принятии законов и вносить их проекты на рассмотрение Государственной Думы, порождающее обязанность законодательного органа их рассмотреть. Таким правом обладают Президент, Совет Федерации, Правительство, законодательные органы субъектов Федерации, Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный суды, а также члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы. Круг субъектов законодательной инициативы, как видим, не очень широк. Это связано со следующими обстоятельствами. Во-первых, его существенное расширение поставит Государственную Думу перед необходимостью тратить львиную долю времени на решение вопроса о принятии или отклонении предложения. Во-вторых, указанные субъекты располагают значительной информацией о социальной жизни, что не всегда можно сказать о других государственных органах и гражданах;

2. подготовка законопроектов. Такая подготовка должна начинаться с выявления социальных потребностей в создании правовых норм на основе всестороннего изучения общественной практики, научных данных, предложений государственных органов, политических партий и других общественных объединений, а также отдельных граждан. Готовить проекты нормативных актов могут различные органы. Чаще применяется отраслевой принцип, который далеко не безупречен (проект готовит тог орган, который отвечает за ту или иную сферу). Иногда образуются специальные комиссии по подготовке законопроектов. Кроме того, законопроекты могут подготавливаться и на альтернативной основе;

3. обсуждение законопроекта. Оно происходит на заседании законодательного органа и открывается докладом представителя субъекта, внесшего законопроект на обсуждение. Затем профильный комитет законодательного органа дает свое заключение. Далее депутаты обсуждают, оценивают законопроект, вносят в него поправки. Проект проходит, как правило, три чтения;

4. принятие закона. Оно осуществляется путем открытого голосования. Голосование может быть за проект в целом или постатейное. Для принятия обычных законов достаточно простого большинства голосующих, для конституционных — двух третей общего числа депутатов. Закон в течение двух недель должен быть рассмотрен Советом Федерации (который его может одобрить или отклонить), но если рассмотрс- ния не последовало, то закон считается принятым. В двухнедельный срок после этого закон должен подписать Президент, который в свою очередь может наложить на него и вето;

5. опубликование закона. Это помещение полного текста нормативного акта в общедоступном печатном издании, выпуск которого носит официальный характер. Эта стадия — необходимое условие вступления любого нормативного акта в силу, поскольку в противном случае нельзя применять санкции за его неисполнение да и вообще требовать его соблюдения. Публикуются законы в течение 10 дней после их подписания в «Собрании законодательства Российской Федерации», «Российской газете» и «Парламентской газете». Там же публикуются и другие российские нормативные акты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Законодательный процесс в РФ.

Второй этап законодательного процесса включает в себя следующие  стадии:

• рассмотрение и принятие закона в высшем законодательном органе;

• утверждение (подписание) закона;

• обнародование закона.

Первые две стадии представлены на рис. 1. (Приложение 1)

Рассмотрим подробнее  стадии второго этапа законодательного процесса.

Рассмотрение и принятие закона. Эта стадия начинается с официального обсуждения законопроектов. Вначале обсуждение осуществляется на уровне парламентских комитетов. Затем происходит обсуждение законопроекта на уровне нижней парламентской палаты (Государственной Думы) в первом чтении. Согласно Регламенту' Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации представленные законопроекты обсуждаются в трех чтениях.

Во время первого чтения обсуждению подлежат лишь основные, принципиально важные положения законопроекта. В случае принципиального согласия депутатов с проектом закона в первом чтении он передается вместе со всеми поправками в соответствующий профильный парламентский комитет, ответственный за его подготовку и прохождение. На него возлагается обязанность доработки законопроекта с учетом сделанных замечаний и предложений и представления его в Государственную Думу для рассмотрения во втором чтении.

Во время второго чтения идет детальное, постатейное обсуждение рассматриваемого проекта вместе с внесенными в первоначальный его текст поправками (изменениями и дополнениями). Затем законопроект снова поступает в профильный комитет, который готовит его для третьего чтения.

Во время третьего чтения — завершающего этапа процесса обсуждения — не разрешается вносить в законопроект какие бы то ни были содержательные поправки и предложения. Можно внести изменения только редакционного характера. В третьем чтении речь идет об одобрении или неодобрении проекта.

После одобрения закона он поступает в течение пяти дней в Совет Федерации. Согласно Конституции  Совет Федерации некоторые законы, поступившие из Государственной  Думы, может вообще не обсуждать  и не рассматривать, что означает согласие с принятием закона. Однако это не касается:

  • федеральных конституционных законов;
  • федеральных законов по вопросам федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования и денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации; статуса и защиты государственной границы России, а также войны и мира.
  • Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой.

Информация о работе Законодательный процесс в РФ