Законодательный процесс в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 06:33, контрольная работа

Описание работы

Итак, цель данной курсовой работы – исследовать правовые основы и проблематику законотворчества.
Исходя из поставленной цели, мы ставим перед собой следующие задачи:
- рассмотреть понятие, принципы и стадии законотворческого процесса;
- проанализировать современные тенденции развития правотворческого процесса;
- в заключение работы наметить проблематику законотворческого процесса.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...3
1. Понятие законотворчества………………………………………………….4
2. Стадии законотворческого процесса……………………………………...5
3. Законодательный процесс в РФ…………………………………………....7
Заключение……………………………………………………………………12
Список использованных источников……

Файлы: 1 файл

Право.docx

— 516.68 Кб (Скачать файл)

В случае несогласия Государственной  Думы с решением Совета Федерации  федеральный закон считается  принятым, если при повторном голосовании  за него проголосовало не менее  2/3 от общего числа депутатов Государственной Думы.

После одобрения Советом  Федерации принятый федеральный  закон в течение пяти дней поступает  на подпись Президенту России. Следует  отметить, что после принятия Государственной  Думой закона либо его отклонения она принимает соответствующее  постановление. Совет Федерации  также принимает аналогичное  постановление при одобрении  или отклонении закона.

Утверждение (подписание) принятого  закона. Президент в течение 14 дней с момента поступления закона:

  • либо подписывает закон и обнародует его,
  • либо отклоняет закон, т. е накладывает вето.

Вето (от лат. veto - запрещаю) является одним из средств сохранения баланса, сдерживания законодательной ветви власти исполнительной ветвью. Суть его заключается в отказе главы государства ставить свою подпись под принимаемыми актами, без чего они не могут получить юридической силы.

Вето может быть абсолютным или относительным.

Абсолютное вето - когда парламент не имеет юридической возможности его преодолеть и больше не возвращается к рассмотрению закона. Так, в соответствии с Основными законами Российской империи абсолютное вето имел император.

Относительное вето может быть преодолено парламентом. Так, в США вето президента может быть преодолено2/, голосов сената и палаты представителей.

В Российской Федерации вето Президента может быть преодолено следующим  образом. Если Президент РФ в течение 14 дней с момента поступления  федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет  Федерации в установленном Конституцией РФ порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее 2/3 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом РФ в течение 7 дней и обнародованию.

Заключительная стадия законодательного процесса - обнародование принятого закона.

Ее назначение состоит  в доведении до сведения населения  информации о содержании принятого  закона. Обнародование бывает двух уровней: официальное и неофициальное.

Официальное обнародование заключается в доведении текста закона для всеобщего сведения путем его опубликования в официальном издании. Часть 3 ст. 15 Конституции РФ гласит: «Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения».

Обнародование осуществляется от имени государственного органа или  же самим органом, издавшим или подписавшим  данный акт. Для обнародования акта устанавливается строго определенный срок. На официальное издание, где  публикуются законы и другие нормативные  акты, можно ссылаться в актах  применения норм права, в печатных работах, официальных документах.

Федеральный закон от 25 мая 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования  и вступления в силу федеральных  конституционных законов, федеральных  законов, актов палат Федерального Собрания» устанавливает следующее.

Федеральные конституционные  законы, федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение 7дней после дня их подписания Президентом РФ. Акты палат Федерального Собрания публикуются не позднее 10 дней после дня их принятия.

Официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в «Парламентской газете» и «Российской газете»  или Собрании законодательства Российской Федерации.

Федеральные конституционные  законы, федеральные законы направляются для официального опубликования  Президентом РФ.

Акты палат Федерального Собрания направляются для официального опубликования председателем соответствующей  палаты или его заместителем.

Федеральные конституционные  законы, федеральные законы, акты палат  Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу.

Федеральный конституционный  закон, федеральный закон, акт палаты Федерального Собрания, в которые  были внесены изменения или дополнения, могут быть повторно официально опубликованы в полном объеме.

Неофициальное обнародование  законов (и других нормативно- правовых актов) осуществляется в виде сообщения об их издании или изложения их содержания в неофициальных печатных изданиях, радио- и телевизионных передачах и т. д. Ссылаться на неофициальные издания в актах применения права и официальных документах нельзя.

 

 

Заключение

Процесс законотворчества - это сложный социальный процесс, сочетающий в себе действие законов  объективной действительности и  субъективную волю законодателя. Только принятие объективно обусловленных  выражающих общественные потребности  законов может служить основой  эффективного законотворчества, основным показателем которого является реальное действие закона.

Из всего вышеизложенного  необходимо выделить ряд насущных проблем  современного законотворчества.

Во-первых, необходимо изменить существующую практику законотворчества на стадии подготовки проекта закона. Здесь представляется возможным  разработка проекта группой ученых-специалистов, которая заменила бы ведомственный  порядок подготовки законопроектов. Целесообразно выносить важнейшие  законопроекты на всенародное обсуждение, предварительно разработав механизм подведения итогов обсуждения и их учета в  законопроекте.

Серьезной проблемой является неоправданная федеральная законотворческая активность. Многие законы изменяются и дополняются уже через несколько  месяцев или даже недель после  их принятия. Причина происходящего - вовсе не в изменчивой социальной практике, как утверждают некоторые, а в изначально заниженных требованиях  к принимаемым законопроектам. В  результате их применения обнаруживается множество «дыр», которые приходится немедленно «штопать».

Во-вторых, качество самого закона. Основная задача состоит в  том, чтобы создать надежный организационно-правовой заслон немотивированным законодательным  актам. Только научно обоснованная норма  может быть облечена в официально-правовые формы, и это, следует закрепить  конституционно.

Очень важной является проблема понятийной определенности законодательства. Для достижения краткости и точности юридического языка большое значение имеет правильное использование  правовой терминологии. Необходимо создать  единый терминологический словарь  законодательства.

Еще одна проблема – баланс запретительных и разрешительных норм в нашем законодательстве. Необходимо конституционно установить круг вопросов общеправового характера, который  должен регулироваться исключительно  на законодательном уровне, уточнить систему государственных органов, обладающих правом законодательствовать.

Среди всех проблем законотворчества наиболее остро встает проблема исполнения законов. Многие законы, которые создаются  с огромными интеллектуальными  и психологическими закатами не работают, парализуя всю правовую систему, все три власти - законодательная, исполнительная и судебная - должны сосредоточиться именно на реализации принятых решений.

Естественно, перечисленный  перечень трудностей законотворческого  процесса не является исчерпывающим. Необходимо глубокое научное исследование этих вопросов, разработка на ого основе практических мер по совершенствованию  законотворческого процесса. Закон, если даже он воплощает насущные интересы, не будет работать автоматически. Для  его реализации требуется особый механизм, который начинает действовать  на организационном этапе. Только так  государство может воздействовать на государственный механизм и общество в целом с целью установления отношений, предписанных законом.

 

 

 

Список использованных источников

1.  Конституция Российской  Федерации // Российская Газета  от 25.12.1993.

2.  Федеральный закон  «О порядке опубликования и  вступления в силу федеральных  конституционных законов, федеральных  законов, актов палат Федерального  собрания» от 14.06.1994 № 5-ФЗ (ред.  от 22.10.1999) // Собрание законодательства  РФ. – 1994. - №8. - Ст. 801.

3.  Баглай М.В. Конституционное  право Российской Федерации. Учебник  для юридичесикх вузов и факультетов.  – М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 2006. – 752 с.

4.  Венгеров А.Б. Теория  государства и права. – М.: Юристъ, 2004. – 312 с.

5.  Енгибарян Р.В., Тадевасян  Э.В. Конституционное право. –  М.: Юристъ, 2000. – 691 с.

6.  Козлова Е.И., Кутафин  О.Е. Конституционное право РФ. – М.: НОРМА, 2007. – 651 с.

7.  Комментарий к Конституции  РФ / Под общ. ред. Ю.В. Кудрявцева. – М.: Фонд «Правовая культура», 2006. – 276 с.

8. Марченко М.Н. Теория государства и права. – М.: Юристъ, 2006.– 495 с.

9.  Общая теория права  и государства: Учебник / Под  ред. В.В. Лазарева. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2006. – 472 с.

10.  Общая теория права:  Учебное пособие для юридических  вузов. Изд. 2-е / Под ред. А.С.  Пиголкина. – М.: Юристъ, 2005. –  343 с.

11.  Сырых В.М. Теория  государства и права. Учебник  для вузов. – М.: Издательство  «Былина», 2007. – 512с.

12.  Теория государства  и права: Учебное пособие для  вузов / Под ред. проф. А.И. Косарева. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2005. – 207 с.

13.  Теория государства  и права. Учебник для юридических  вузов и факультетов. Под ред.  В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. – М.: Издательская группа Норма  –Инфра -М, 2005. – 570 с.

14.  Чиркин В.Е., Конституционное  право России: Учебник.- 3-е изд., перераб.  и доп. – М.: Юристъ, 2004. - 375с.

 

 

 

Приложение 1. Начальные стадии законодательного процесса

 


Информация о работе Законодательный процесс в РФ