Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 15:04, курсовая работа
Целью данной работы является раскрытие таких вопросов как: участники законодательного процесса, субъекты права законодательной инициативы, его основные функции и принципы, стадии и процедуры законопроектной деятельности.
Введение
1. Понятие законодательного процесса и виды законов.
2. Стадии законодательного процесса
2.1. Внесение законопроекта - законодательная инициатива.
2.2 Обсуждение законопроекта в Государственной Думе.
2.3 Принятие закона.
2.4 Рассмотрение и одобрение Советом Федерации принятого Государственной Думой федерального закона.
2.5 Преодоление разногласий, возникших при отклонении Федеральных законов Советом Федерации.
2.6 Подписание и обнародование Федерального закона Президентом РФ.
3. Особенности принятия федеральных конституционных законов и законов о поправках к Конституции РФ.
3.1. Федеральный конституционный закон.
3.2. Законы о поправках и пересмотре Конституции РФ.
Заключение
Список литературы и нормативно-правовых актов
Содержание
Введение 1. Понятие законодательного процесса и виды законов. 2. Стадии законодательного процесса 2.1. Внесение законопроекта - законодательная инициатива. 2.2 Обсуждение законопроекта в Государственной Думе. 2.3 Принятие закона. 2.4 Рассмотрение и одобрение Советом Федерации принятого Государственной Думой федерального закона. 2.5 Преодоление разногласий, возникших при отклонении Федеральных законов Советом Федерации. 2.6 Подписание и обнародование Федерального закона Президентом РФ. 3. Особенности принятия федеральных конституционных законов и законов о поправках к Конституции РФ. 3.1. Федеральный конституционный закон. 3.2. Законы о поправках и пересмотре Конституции РФ. Заключение Список литературы и нормативно-правовых актов |
2 3 5 5 6 7 11
14
16 17
17 18 19 |
Введение
Законотворческий процесс - главная составная часть правотворческого процесса, являющийся его ядром. Именно принятие законов характеризует данный процесс в целом. Политические и экономические реформы, проводимые в России, требуют интенсивного законотворчества, в результате чего становится ясно, насколько важен сам процесс создания закона, выработки первоначальной концепции будущего акта, составление и обсуждение проекта, учет мнений и интересов различных социальных групп, соотношение с другими нормативными актами, способность будущего закона "вписаться" в уже существующую правовую систему, способность адаптироваться новому закону, экономические основы его существования и реального применения.
Процесс создания правовых
норм начинается с возникновения
объективных общественных закономерностей,
требующих правового
Процесс создания правовых норм не может быть произвольным, субъективным, он базируется на принятых и закрепленных конституционно и нормативно правилах, которые государство обязано соблюдать. Отступая от принципа законности либо создавая законы, неспособные прижиться в обществе, противоречащие друг другу и общественной системе в целом, государственная власть ослабляет свой авторитет, снижает степень общественного доверия.
Целью данной работы является раскрытие таких вопросов как: участники законодательного процесса, субъекты права законодательной инициативы, его основные функции и принципы, стадии и процедуры законопроектной деятельности.
В современном обществе люди
и различного рода их объединения
постоянно соприкасаются с
Правотворчество - это деятельность государства, направленная на создание юридических норм. В узком смысле под правотворчеством подразумевается непосредственно сам процесс создания правовых норм компетентными органами. В широкой трактовке данный процесс «исчисляется» с момента правотворческого замысла и до практической реализации юридической нормы (подготовка, принятие, опубликование и т.д.).1
Законодательный процесс представляет собой совокупность последовательно сменяющих друг друга стадий, посредством которых осуществляется законодательная деятельность Федерального Собрания.
Законодательный процесс состоит из следующих основных стадий:
1) законодательная инициатива;
2) предварительное рассмотрение законопроекта;
3) рассмотрение законопроекта
и принятие закона
4) рассмотрение и одобрение закона Советом Федерации;
5) подписание и обнародование закона Президентом РФ.
Наряду с основными стадиями в законодательном процессе могут
1 Енгибарян Р.В., Тадевасян Э.В. Конституционное право. – М.: Юристъ, 2000
присутствовать дополнительные, так называемые факультативные стадии. К ним относятся:
1) преодоление разногласий,
возникших между Советом
2) повторное рассмотрение
Государственной Думой и
Законодательный процесс регулируется Конституцией РФ (ст. 104-108), Регламентами палат Федерального Собрания.
По юридической силе, особенностям принятия различают следующие виды законов: 1) Конституция РФ; 2) законы РФ о поправках к федеральной Конституции; 3) федеральные конституционные законы; 4) федеральные законы, не имеющие значения конституционных; 5) законы, принимаемые представительными (законодательными) органами государственной власти субъектов РФ. Конституция закрепляет основополагающие принципы правового регулирования в РФ, является правовой основой текущего законодательства, имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется без каких-либо изъятий (оговорок) на всей территории РФ. Законы и другие правовые акты не должны противоречить Конституции РФ. Федеральными законами регулируются наиболее важные стороны общественной жизни, основные права, свободы и обязанности граждан, правовое положение партий и иных общественных объединений, федеральные налоги и сборы, принципы организации, формирования и деятельности органов государственной власти, уголовная и административная ответственность и др. Основания и порядок принятия законов о поправках к Конституции РФ определены гл. 9 Конституции РФ. По сфере действия все законы в РФ подразделяются на законы РФ и законы субъектов РФ.
2. Стадии законодательного процесса
2.1. Законодательная инициатива – это официальное внесение в компетентный орган парламента управомоченным субъектом законопроекта или законопредложения.
Законопроект – текст будущего закона со всеми его атрибутами (преамбулой, статьями, параграфами, точными формулировками норм и т.д.). Законопредложение – лишь идея или концепция будущего закона.
Наличие у субъекта права законодательной инициативы означает, что парламент обязан рассмотреть внесенное данным субъектом предложение об издании закона или его проект, но парламент не обязан принять соответствующий закон.
В РФ субъектами права законодательной инициативы в соответствии со ст. 104 Конституции РФ являются Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, а также Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ по вопросам их ведения.
Регламент Государственной Думы Федерального Собрания РФ требует от субъекта законодательной инициативы наряду с текстом законопроекта представить:
а) пояснительную записку к законопроекту;
б) перечень законов, подлежащих отмене или изменению в связи с принятием законопроекта;
в) финансово‑экономическое обоснование (в случае, если реализация законопроекта потребует материальных затрат);
г) заключение на законопроект Правительства РФ (оно обязательно, если законопроект предусматривает расходы из федерального бюджета).
Законопроект считается внесенным в Государственную Думу со дня его регистрации в Управлении документационного обеспечения Аппарата Государственной Думы.
2.2. Предварительное рассмотрение законопроекта — изучение внесенного в Государственную Думу законопроекта соответствующим комитетом и его рассмотрение до процедуры первого чтения. После регистрации внесенного в Государственную Думу законопроекта Совет палаты назначает ответственный комитет по законопроекту и включает данный законопроект в Примерную программу законодательной работы Государственной Думы. В соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1999 г. "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации" законопроекты по предметам совместного ведения после их внесения в Государственную Думу, а также после их принятия Государственной Думой в первом чтении направляются в органы государственной власти субъектов РФ для возможного внесения предложений и замечаний в месячный срок. С учетом предложений ответственного комитета Совет Государственной Думы устанавливает срок представления в ответственный комитет отзывов, предложений, замечаний. Основываясь на предложениях ответственного комитета, Совет палаты определяет срок подготовки законопроекта к рассмотрению Государственной Думой.
Порядок предварительного рассмотрения законопроекта, сроки представления по нему заключений, отзывов, предложений и замечаний определяются ответственным комитетом, но этот порядок и эти сроки могут быть изменены Советом палаты. После получения текста законопроекта ответственным комитетом из числа членов данного комитета назначается докладчик, который координирует работу членов рабочей группы (создаваемой ответственным комитетом), заинтересованных организаций и лиц. Ответственный комитет вправе принять решение направить законопроект в государственные и иные организации для подготовки отзывов, предложений и замечаний, проведения научной экспертизы. Полученные отзывы, предложения и замечания депутатов, иных субъектов права законодательной инициативы рассматриваются на заседании ответственного комитета. Если по законопроекту проводилась правовая экспертиза, то на заседание приглашаются работники правового управления, проводившие такую экспертизу. Инициатор законопроекта до рассмотрения законопроекта в первом чтении вправе: а) по предложению ответственного комитета изменить текст законопроекта; б) отозвать внесенный им законопроект.
Подготовленный к первому чтению законопроект направляется ответственным комитетом в Совет палаты для внесения на рассмотрение Государственной Думы, как правило, не позднее чем за 14 дней до внесения его на рассмотрение палаты. Вместе с законопроектом представляются: а) проект постановления палаты о принятии законопроекта в первом чтении; б) заключение ответственного комитета с мотивированным обоснованием необходимости принятия или отклонения данного законопроекта; в) заключение Государственно-правового управления; г) проект решения Совета Государственной Думы с указанием даты рассмотрения законопроекта на заседании палаты, докладчика по законопроекту и содокладчика от ответственного комитета.
2.3. Рассмотрение законопроекта и принятие закона Государственной Думой.
Рассмотрение законопроекта
Государственной Думой
При рассмотрении Государственной Думой законопроекта в первом чтении обсуждается его концепция, дается оценка соответствия основных положений законопроекта Конституции РФ, его актуальности и практической значимости.
Обсуждение законопроекта
начинается с доклада субъекта права
законодательной инициативы, внесшего
законопроект, и содоклада представителя
ответственного комитета. При рассмотрении
законопроекта заслушиваются
По результатам обсуждения законопроекта в первом чтении Государственная Дума может:
1) принять законопроект в первом чтении и продолжить работу над ним с учетом предложений и замечаний в виде поправок;
2) отклонить законопроект;
3) принять закон.
В случае принятия законопроекта в первом чтении Государственная Дума устанавливает срок подачи поправок к законопроекту и внесения его на второе чтение.
Поправки к законопроекту,
принятому в первом чтении, вносятся
субъектами права законодательной
инициативы в ответственный комитет.
Ответственный комитет изучает
и обобщает внесенные поправки. На
основании внесенных в
Текст законопроекта с
учетом поправок, рекомендуемых к
принятию, таблицы поправок направляются
ответственным комитетом в