Законодательный процесс в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 15:04, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является раскрытие таких вопросов как: участники законодательного процесса, субъекты права законодательной инициативы, его основные функции и принципы, стадии и процедуры законопроектной деятельности.

Содержание работы

Введение
1. Понятие законодательного процесса и виды законов.
2. Стадии законодательного процесса
2.1. Внесение законопроекта - законодательная инициатива.
2.2 Обсуждение законопроекта в Государственной Думе.
2.3 Принятие закона.
2.4 Рассмотрение и одобрение Советом Федерации принятого Государственной Думой федерального закона.
2.5 Преодоление разногласий, возникших при отклонении Федеральных законов Советом Федерации.
2.6 Подписание и обнародование Федерального закона Президентом РФ.
3. Особенности принятия федеральных конституционных законов и законов о поправках к Конституции РФ.
3.1. Федеральный конституционный закон.
3.2. Законы о поправках и пересмотре Конституции РФ.
Заключение
Список литературы и нормативно-правовых актов

Файлы: 1 файл

Курсовая Законодательный процесс в РФ.docx

— 43.36 Кб (Скачать файл)

 

3. Особенности принятия федеральных конституционных законов и законов о поправках к Конституции РФ.

 

3.1. Федеральный  конституционный закон.

Рассмотрим особенности  принятия федеральных конституционных  законов. Федеральные конституционные  законы принимаются только по вопросам, предусмотренным Конституцией Российской Федерации:

- о принятии в Российскую  Федерацию и образовании в  ее составе нового субъекта  Федерации; 

- об изменении статуса  субъекта Российской Федерации; 

- о чрезвычайном и  военном положении; 

- о Государственных флаге, гербе, гимне;

- о референдуме; 

- об Уполномоченном по  правам человека;

- о Правительстве Российской  Федерации; 

- о судебной системе; 

- о Конституционном, Верховном,  Высшем Арбитражном и иных  федеральных судах; 

- о Конституционном Собрании.

Эти законы принимаются в  том же порядке, что и все федеральные  законы, но с определенной спецификой. Федеральный конституционный закон  может быть принят только по вопросам, установленным Конституцией Российской Федерации. Закон считается одобренным Государственной Думой, если за него проголосовало не менее двух третей депутатов. А для одобрения его  Советом Федерации необходимо три  четверти голосов. После этого закон  в течение 14 дней подлежит подписанию Президентом и обнародованию. Президент  при этом не имеет права отлагательного вето, но он может обратиться в Конституционный Суд с запросом о соответствии этого закона Конституции Российской Федерации.

В порядке принятия федерального конституционного закона принимается  и закон Российской Федерации  о поправках к гл. 3—8 Конституции  Российской Федерации. При этом порядок  принятия закона дополняется процедурой одобрения его законодательными органами не менее двух третей субъектов  Российской Федерации. Контроль за прохождением этой процедуры осуществляет Совет Федерации.

 

3.2. Законы о  поправках и пересмотре Конституции  РФ.

Выйти с инициативой о  поправках и пересмотре Конституции  РФ могут только Президент РФ, Совет  Федерации, Государственная Дума, Правительство  РФ, законодательные органы субъектов  РФ, а также группа численностью не менее 1/5 части членов Совета Федерации  или депутатов Государственной  Думы.

Поправки к гл. 3-8 Конституции  РФ принимаются в порядке, установленном  для федеральных конституционных  законов (2/3 голосов Думы, 3/4 - Совета Федерации). После этого текст  поправки публикуется для всеобщего  сведения и направляется в законодательные  органы для его рассмотрения в  течение года. Итоги рассмотрения подводит Совет Федерации. Закон  о поправке к Конституции РФ считается  принятым, если его одобрят 2/3 субъектов  РФ.

Изменения гл. 1, 2, 9 возможны только в результате общего пересмотра Конституции, что осуществляется специально избранным Конституционным Собранием. Проект новой конституции, разработанный  Собранием, может быть принят им 2/3, голосов или вынесен на референдум.

 

Заключение

 

Каждое государство стремится  надлежаще урегулировать общественные отношения в различных сферах действительности.

Конституция Российской Федерации, закрепив принцип разделения властей, исходит из того, что каждая ветвь  власти принимает нормативные акты по вопросам своего ведения.

Между тем, коренные изменения, происходящие в обществе и российской правовой действительности, предъявляют  повышенные требования к современному законотворческому процессу.

Процесс законотворчества за последние восемь - десять лет переживает пик своего развития. Ежемесячно в  Российской Федерации принимается  до 2000 разноуровневых нормативных актов.

Казалось бы, что правовые основы законотворческого процесса в нашей стране сформировались. Приняты  Конституция, Конституционные Федеральные  законы и Федеральные законы, направленные на регулирования законотворческого  процесса.

Однако, анализируя качество принятых за последнее время федеральных  законов, В.В. Путин в ежегодном  Послании Президента Российской Федерации  к Федеральному Собранию Российской Федерации указал на то, что позитивные результаты в законотворчестве не могут  оправдать принятия законов, часто  противоречащих друг другу. Одни законы, будучи принятыми, не исполняются. Другие же постоянно подвергаются изменениям, иной раз, даже не вступив в силу.

Подобные оценки делают и  исследователи законотворческого  процесса. С одной стороны, отмечается, что характерными нарушениями в  законотворческом процессе являются: ошибки в проектировании механизма  правового регулирования; пробелы; избыточная нормативность; погрешности; коллизии между отдельными нормативно-правовыми  актами и т.д. С другой стороны, Российские законодательные органы уделяют  большое внимание юридической форме принимаемых законодательных актов, их простоте, точности и компактности. Более четко и единообразно оформляется структура законов, упрощается стиль изложения нормативных предписаний, упорядочивается терминология. Наблюдается тенденция принятия новой редакции законов, не отвечающих изменившимся условиям, вместо неоднократного внесения в них многочисленных изменений и дополнении.

А между тем, некачественное законотворчество имеет негативные социальные, юридические, а порой  и политические последствия, может  возникнуть и такая опасная тенденция, как обесценивание норм права.

 

Список литературы и нормативно-правовых актов

 

  1. Енгибарян Р.В., Тадевасян Э.В. Конституционное право. – М.: Юристъ, 2000;
  2. Конституционное право России: Учебник / Отв.ред. А.Н. Кокотов и М.И. Кукушкин. – М.: Юристъ, 2003;
  3. Конституция РФ;
  4. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации";
  5. Федеральный закон от 14 июня 1994 г. «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания».

Информация о работе Законодательный процесс в РФ