Законодательство о браке, семье и опеке 1917-1920 годов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 19:31, курсовая работа

Описание работы

В апреле 1918 г. В. И. Ленин в работе «Очередные задачи Советской власти» предложил начать в Советской России построение основ социализма при сохранении многоукладной экономики и использовании опыта предпринимателей, дореволюционной технической интеллигенции. Однако план «государственного капитализма» не был реализован. Наоборот, руководство партии, переименованной в Российскую коммунистическую партию большевиков, РКП(б), в марте 1918 г, осуществив
попытку перехода к социализму с помощью чрезвычайных
политических мер.

Содержание работы

Введение
1.Законодательство о браке, семье и опеке 1917-1920 годов
2.Трудовое законодательство 1917-1920 годов, его особенности
3.Гражданское право 1917- 1920 годов, его особенности
4.Изменения в уголовном законодательстве периода «военного коммунизма»
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

Право в период военного коммунизма.doc

— 105.50 Кб (Скачать файл)

 

План

   Введение

1.Законодательство о  браке, семье и опеке 1917-1920 годов

2.Трудовое законодательство 1917-1920 годов, его особенности

3.Гражданское право 1917- 1920 годов, его особенности

4.Изменения в уголовном законодательстве периода «военного коммунизма»

Заключение

Библиографический список

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В апреле 1918 г. В. И. Ленин в работе «Очередные задачи Советской власти» предложил  начать в Советской России построение основ социализма при сохранении многоукладной экономики и использовании опыта предпринимателей, дореволюционной технической интеллигенции.  Однако план «государственного капитализма» не был реализован. Наоборот, руководство партии, переименованной в Российскую коммунистическую партию большевиков, РКП(б), в марте 1918 г, осуществив 
попытку перехода к социализму с помощью чрезвычайных  
политических мер.

Внутренняя  политика Советского правительства (лето 1918 - начала 1921 г.) получила название «военный коммунизм». Она была порождена предшествующим развитием Советской власти: установлением однопартийной большевистской диктатуры, созданием мощного государственного аппарата, опытом «кавалерийской атаки» на капитал                и военно-политического нажима на деревню весной - летом 1918 г.

Сущность  «военного коммунизма» виделась большевикам в военно-политическом союзе рабочих и беднейших крестьян. Целью союза являлся разгром сил контрреволюции, создание благоприятных условий для скорейшего перехода к социализму. В то же время это была вынужденная политика, обусловленная разрухой в стране и необходимостью мобилизовать все ресурсы для победы в гражданской воине. Впоследствии многие большевики признали ошибочность политики «военного коммунизма», пытались оправдать ее тяжелым внутренним и внешним положением молодого Советского государства.

Политика «военного  коммунизма» включала комплекс мероприятий, затронувших экономическую и социально-политическую сферу:

  1. Национализация промышленности, охватившая все сферы производства    (с ноября 1920 г. началась национализация мелкой промышленности).
  2. Сверхцентрализация экономики. Возникает целая система учреждений,           в задачи которых входило подчинение всей экономики нуждам фронта. Поначалу они создавались в традициях военного времени - на основах коллегиальности и широкого представительства различных органов и организаций. Постепенно в них усиливается тенденция к личной ответственности, централизации. Постепенно и сам коммунизм 
    начинают отождествлять с централизмом.
  3. Запрет частной торговли, свертывание товарно-денежных отношений, натуральная оплата труда рабочих и служащих, бесплатные коммунальные услуги. После декрета 21 ноября 1918 г. о переходе всей системы распределения в руки государства отпуск товаров производится через потребительские коммуны и кооперативы.
  4. Уравнительная оплата труда рабочих и служащих.
  5. Всеобщая трудовая повинность.
  6. Продразверска – обязательная сдача крестьянами государству по твердым ценам всех излишков и других продуктов.

 

1. Законодательство о браке, семье и опеке 1917-1920 годов

Революционное изменение семейного законодательства началось              с издания в декабре 1917 г. Декретов о гражданском браке и о расторжении брака. Декрет «О гражданском браке, о детях и о ведении  актов гражданского состояния» известен в литературе как Декрет oт 18 декабря 1917 г. «Российская Республика, - говорилось в Декрете, - впредь признает лишь гражданские браки; церковный брак, наряду с обязательным гражданским, является частным делом брачующихся».

Декрет освободил  брак от множества ограничений, которыми                    он сопровождался раньше. Для вступления в брак уже не требовалось согласия или разрешения родителей или начальства. Никакого значения          не имел вопрос о принадлежности к тому или иному сословию, к той или иной расе, религии.

Декрет четко провозгласил моногамию как единственно признаваемую форму брака. Был отменен запрет брака между свойственниками и между лицами, состоявшими в отдаленном родстве. Не допускались браки только между родственниками по прямой линии и между братьями и сестрами. Был установлен брачный возраст: для мужчин 18, для женщин - 16 лет, и только для коренного населения Закавказья допускалось вступление             в брак по достижении женихом 16 и невестой 13 лет.

Декрет о  браке предусматривал полное равенство  мужчин и женщин             в области брака и семьи; во всем уравнивал детей внебрачных с детьми, рожденными в браке; давал возможность установления отцовства в суде по заявлению матери ребенка, его опекуна или самого ребенка.

В Декрете  отсутствовала норма, которая явно определяла бы отношение государства к церковному браку. Провозглашая, что Российская Республика признает лишь гражданские браки и что браки совершаются           в советских гражданских органах (в отделах записи браков и рождений), Декрет еще не давал исчерпывающе ясной квалификации церковного брака как формы не только не обязательной, но в юридическом отношении безразличной, не влекущей за собой никаких прав (обязанностей).

Декрет о  гражданском браке реализовал часть  требований, связанных с принципом отделения церкви от государства, хотя он был издан раньше общего Декрета «О свободе совести, церковных и религиозных обществах».

Опубликованный в газетах 19 декабря 1917 г. Декрет о расторжении брака ликвидировал дореволюционный бракоразводный процесс                    и установил свободный развод по просьбе обоих супругов или хотя бы одного из них. Просьбы о разводе рассматривались судом, но развод по обоюдному согласию мог быть оформлен и загсом. В суд вызывались оба супруга или их доверенные. Судья, убедившись в том, что просьба о расторжении брака исходит действительно от обоих супругов или от одного из них, единолично принимал решение о расторжении брака и выдавал свидетельство о разводе. Одновременно с постановлением о расторжении брака суд должен был определить, у кого из родителей остаются                        несовершеннолетние дети и кто из супругов и в какой мере должен нести издержки по их воспитанию и содержанию, а также обязан ли муж и                      в каком размере доставлять жене средства на содержание.

Все дела о  расторжении брака, которые рассматривались  к моменту издания Декрета в духовных консисториях в Синоде и у духовных должностных лиц, и решения, по которым еще не были вынесены или не вступили в законную силу, признавались ликвидированными. Сторонам предоставлялось право, не ожидая прекращения прежнего дела, подать просьбу о расторжении брака по правилам нового Закона.

В годы Гражданской  войны продолжалось развитие семейного  права. 16 сентября 1918 г. был принят Кодекс законов РСФСР об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве. Он был первой кодификацией не только нашего семейного законодательства, но и вообще первым советским Кодексом законов и обобщением уже значительной к тому времени практики судебных органов и органов загса.

Кодекс дал  точный ответ на очень важный практический и теоретический вопрос: имеют ли силу браки, заключенные по религиозным обрядам до революции? В нем было сказано, что церковные и религиозные браки, заключенные до 20 декабря 1917 г., имеют силу зарегистрированных браков.

Брачный возраст был установлен, как и в Декрете 1917 г., -  18 и 16 лет, но без снижения этого возраста для коренных жителей Закавказья.

По-иному, чем в Декрете 1917 г., было выражено отношение                           к религиозным бракам, заключенным после 20 декабря 1917 г.: «Никаких прав и обязанностей для лиц, в него вступающих, религиозный брак не порождает».

Вопрос о правах и  обязанностях супругов в Кодексе 1918 г. получил более детальную разработку, чем в Декрете 1917 г. В советское  
семейное право была впервые введена норма, по которой перемена 
местожительства одним из супругов не влекла за собой для другого 
обязанности следовать за ним. Брак не создавал общности имущества 
супругов, и они могли вступать между собой во все дозволенные законом имущественно-договорные отношения.

В Кодексе говорилось уже не об односторонней обязанности  мужа содержать свою нетрудоспособную жену, а о праве нуждающегося супруга на получение содержания от другого супруга, если он в состоянии оказывать эту поддержку.

Подробно был урегулирован вопрос о судебном установлении отцовства. Полнее, чем в Декрете 1917 г. разработан вопрос о правах и обязанностях родителей и детей, реализована идея равноправия матери и отца. Впервые в отечественном законодательстве сформулировано положение о подчинении родительских прав интересам детей.

В Кодексе  впервые была установлена обязанность  алиментировать нуждающихся и нетрудоспособных стариков, внуков, братьев и сестер. Кодекс не признавал институт усыновления, т.к. существовало опасение, что институт усыновления будет использован для эксплуатации труда усыновленных беспризорных детей, детей бедняков, батраков, рабочих.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Трудовое законодательство 1917-1920 годов, его особенности

В условиях интервенции  и Гражданской войны организация  труда                         и трудовое право строились под определяющим воздействием военной обстановки.

В ноябре 1918 г. был принят Кодекс законов о труде (КЗоТ). Кроме введения он содержал 9 разделов: о трудовой повинности; праве на применение труда; порядке предоставления труда; предварительном испытании; переводе и увольнении трудящихся; вознаграждении за труд; рабочем времени; об обеспечении надлежащей производительности груда; охране груда — всего 137 статей. Было включено также 5 приложений: правила о порядке установления нетрудоспособности; пособий трудящимся во время их болезни; безработных и выдачи им пособий; трудовых книжках; еженедельном отдыхе и праздничных днях.

Сфера действия Кодекса определялась как регулирование  труда «лиц, работающих за вознаграждение». Основное внимание уделялось труду в форме организованного сотрудничества, т.е. трудовым отношениям рабочих                         и служащих.

В качестве важнейшего положения КЗоТ выдвигал обязательное привлечение к труду всех трудоспособных граждан. При этом оно сочеталось               с «правом на применение труда по своей специальности и за вознаграждение». Следует, однако, отметить, что право на применение труда по своей специальности носило скорее программный, перспективный характер.

Кодекс всячески подчеркивал роль профсоюзов. Им предоставлялись широкие права в регулировании вопросов найма, увольнения и оплаты труда. В частности, на них была возложена разработка тарифов или тарифных положений: либо по соглашению с руководителями или владельцами предприятий и хозяйствами (т.е. коллективные договоры, хотя самого термина «коллективный договор» в КЗоТе не было), либо самостоятельно (при невозможности достигнуть соглашения). Профсоюзы же должны были представлять тарифы на утверждение Наркомтруда.

Кодекс содержал регламентацию рабочего времени: правила  о нормальном рабочем времени (восемь часов), сокращении рабочего времени при работе в ночные часы, порядке допущения сверхурочных работ (в исключительных случаях), перерывах в работе, еженедельном отдыхе, праздничных днях и ежегодных отпусках. Продолжительность ежегодного отпуска за шесть месяцев непрерывной работы определялась в две недели, за год — месяц.

Но все  перечисленные положения были зафиксированы  лишь на бумаге. Время принятия КЗоТа — разгар Гражданской войны, время начала осуществления политики «военного коммунизма». Поэтому нормы КЗоТа, рассчитанные на нормальные условия работы, были го лишь декларацией и на практике почти не применялись.

В условиях Гражданской  войны организация труда и  трудовое право строились под определяющим воздействием военной обстановки Совнарком издал ряд специальных актов по регулированию труда вне  системы КзоТа, например, Общее нормальное Положение о тарифе от 2 мая 1919 г. и заменившее его Общее Положение о тарифе от 17 июня 1920 г.

Значение  указанных актов вышло далеко за рамки регулирования заработной платы. Они охватывали и другие институты трудового права: рабочее время и время отдыха, нормы выработки, прием и увольнение, гарантии и компенсации. На основе этих актов и проводилось фактически регулирование отношений по труду в 1919-1920 гг.

Широко применялась  трудовая повинность. На практике она  осуществлялась в различных формах: отраслевые натуральные повинности — натуральная дровяная повинность; трудовая повинность по заготовке, погрузке и выгрузке топлива; гужевая повинность; трудовые мобилизации специалистов горного дела, рабочих металлической промышленности, медико-санитарных работников и т.д.; милитаризация предприятий и учреждений, т.е. приравнивание всего их личного состава к военнослужащим.

К выполнению натуральной повинности того или  иного рода привлекались граждане, владевшие необходимым для работы транспортом, иными средствами производства. Трудовые мобилизации затрагивали всегда работников конкретных отраслей, определенных специальностей и известного возраста в масштабах всей страны или отдельных районов. Для укрепления трудовой дисциплины создавались дисциплинарные товарищеские суды. Они могли применять выговор, временное лишение права избрания в руководящие органы профсоюза, перемещение на низшую должность сроком до одного месяца, посылку на тяжелые общественно необходимые работы, увольнение с лишением свободы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Гражданское право 1917—1920 годов, его особенности

Конечно, изменения  в экономических отношениях не могли  не отразиться на гражданском праве. Особенно изменился статус субъектов гражданских правоотношений, т.е. физических лиц.

Для гражданского права данного периода характерны следующие основные тенденции: ограничение права частной собственности и расширение права государственной собственности; ограничение гражданской дееспособности как физических, так и юридических лиц; проведение классового принципа в определении гражданской дееспособности граждан; ограничение гражданского оборота и сферы применения гражданского договора как основания возникновения имущественных прав.

Экономическая политика Советского государства, с  первых дней существования заявившего о построении социализма как своей главной цели, базировалась на принципах, диаметрально противоположных принципам буржуазного хозяйствования. Это отразилось, в первую очередь, на правовом регулировании отношений собственности. В целях уничтожения капиталистической собственности и обеспечения господства нового вида собственности (социалистической, общественной) проводилась политика национализации — овладения государством командными высотами в промышленности и управлении. В результате практической реализации этой политики был создан огромный фонд государственной собственности.

Информация о работе Законодательство о браке, семье и опеке 1917-1920 годов