Законодательство о браке, семье и опеке 1917-1920 годов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 19:31, курсовая работа

Описание работы

В апреле 1918 г. В. И. Ленин в работе «Очередные задачи Советской власти» предложил начать в Советской России построение основ социализма при сохранении многоукладной экономики и использовании опыта предпринимателей, дореволюционной технической интеллигенции. Однако план «государственного капитализма» не был реализован. Наоборот, руководство партии, переименованной в Российскую коммунистическую партию большевиков, РКП(б), в марте 1918 г, осуществив
попытку перехода к социализму с помощью чрезвычайных
политических мер.

Содержание работы

Введение
1.Законодательство о браке, семье и опеке 1917-1920 годов
2.Трудовое законодательство 1917-1920 годов, его особенности
3.Гражданское право 1917- 1920 годов, его особенности
4.Изменения в уголовном законодательстве периода «военного коммунизма»
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

Право в период военного коммунизма.doc

— 105.50 Кб (Скачать файл)

Начало процесса национализации было положено Декретом о земле, которым устанавливалось право государственной собственности на землю и изъятие ее из гражданского оборота. Затем стали национализироваться как отдельные предприятия, так и целые отрасли (например, Декретом от 14 декабря 1917 г. — банковская система). Наконец, Декретом от 28 июля 1918 г. было национализировано до промышленных предприятий, причем национализации подверглись не только частные, но и кооперативные предприятия. Даже потребительская кооперация была поставлена под контроль государства.

Сфера частной  собственности граждан оказалась сильно суженной. В частной собственности граждан сохранились предметы потребления; средства производства, необходимые для ведения кустарного хозяйства; маломерные жилые строения.

Ограничиваются  способы приобретения права собственности. В частности, по Декрету ВЦИК от 27 апреля 1918 г. наследование в РСФСР и по закону, и по завещанию отменялось. После смерти владельца собственником становилось государство. В регулировании института наследования проводился ярко выраженный классовый принцип: ликвидировалось право наследования буржуазной частной собственности, сохранялось наследование трудовой собственности (усадьба, домашняя обстановка, средства производства трудового хозяйства в городе и деревне).

Декретом ВЦИК от 20 мая 1918 г. дарение на сумму свыше 10 тысяч рублей считалось недействительным; от 1 до 10 тысяч — имело при условии нотариального или судебного оформления.

Осуществлялось  аннулирование государственных займов царского правительства. Гражданам, имевшим ценные бумаги на сумму не выше 10 тысяч рублей, стоимость зачислялась на текущий счет владельца в народном банке.

Введение  Положения о регистрации торговых и промышленных  
предприятий не только ограничило дееспособность юридических лиц,  
но и существенно затруднило процесс создания предприятий, поскольку установило разрешительный порядок их регистрации.

Ограничение гражданского оборота было осуществлено преимущественно за счет введения государственной монополии на отдельным виды деятельности. Одной из первых вводится монополия на размещение объявлений (8 ноября 1917 г.), в феврале — монополия на торговлю хлебом и сельскохозяйственными машинами, в апреле 1918 г. — монополия внешней торговли и т.д.

Гражданский оборот был ограничен также введением  нормированного распределения продуктов. Для снабжения продовольственными товарами все население было разбито по нормам снабжения на несколько категорий по признакам классовой принадлежности и характеру выполняемой работы (физический, умственный труд).

Одной из наиболее значимых мер по ограничению применения договора как основания имущественных отношений стало фактическое введение с лета 1918 г. практики «продовольственной разверстки», когда «излишки» сельскохозяйственной продукции изымались без каких-либо компенсаций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Изменения  в уголовном законодательстве  периода «военного коммунизма»

Основным  уголовно-правовым актом рассматриваемого периода были «Руководящие начала по уголовному праву», принятые Наркома юстиции 12 декабря 1919 г. Руководящие начала — первая попытка систематизации норм Общей части этой отрасли права, обобщения практики судов и трибуналов за первые два года Советской власти.

Руководящие начала состояли из введения и 8 разделов: об уголовном праве; уголовном правосудии; о преступлении и наказании; стадиях осуществления преступления; соучастии; видах наказания; об условном осуждении; пространстве действия уголовного права.

Во введении отмечалось, что «без особых правил, без кодексов вооруженный народ справлялся и справляется со своими угнетателями». Издание документа преследовало цель «согласования разрозненных действий пролетариата», разработки правил и методов борьбы с классовыми противниками. Тем самым корни преступности виделись «вторам исключительно в классовом характере. Подчеркивалось, что пролетариат не может использовать старые дореволюционные законы, уголовно-правовые кодексы, а должен создать новое право.

Руководящие начала определяли советское уголовное право как «систему правовых норм, нацеленных на защиту общественных отношений, соответствующих интересам трудящихся масс в переходный от капитализма к коммунизму период, посредством применения к преступникам репрессий (наказаний)».

Под преступлением понималось нарушение порядка общественных отношений, охраняемых уголовным правом. В него включались признаки действий и бездействия, опасные для данной системы общественных отношений. Руководящие начала определяли сущность наказания и его задачи. В ст. 7 говорилось, что «наказание — это те меры принудительного воздействия, посредством которых власть обеспечивает данный порядок общественных отношений от нарушителей последнего (преступников)». Задача наказания предусматривала охрану общественного порядка от свершившегося преступления или покушавшегося на совершение такового, а также от будущих возможных преступлений как данного лица, так и других. Наказание считалось мерой «оборонительной» и целесообразной.

Руководящие начала обобщили виды наказаний, применявшиеся судами и трибуналами и установленные отдельными законами и декретами Советской власти. Широкое применение в первые годы Советской власти имели такие наказания, как внушение, общественное порицание, принудительные работы по месту службы и другие.

При определении меры наказания суд в каждом отдельном  случае должен был учитывать классовую принадлежность преступника, степень его сознательности, а также то обстоятельство, совершено ли преступление рецидивистом или впервые. Принимались во внимание участие в шайке, применение насилия, причины, вызвавшие преступление, и т.д.

Руководящие начала в  ст. 25 устанавливали следующий перечень наказаний: внушение; выражение общественного порицания; принуждение к действию, не представляющему физического лишения; объявление бойкота; исключение из объединения на время или навсегда; восстановление, а при невозможности его — возмещение причиненного ущерба; отстранение от должности; воспрещение занимать ту или иную должность; конфискация всего или части имущества; лишение политических прав; объявление врагом революции и народа; принудительные работы без помещения в места лишения свободы, лишение свободы на определенный срок или до наступления известного события; объявление вне закона; расстрел.

В отношении высшей меры наказания специально подчеркивалось, что народные суды не применяют смертной казни (только революционные трибуналы).

Предоставляя  судам и революционным трибуналам широкую свободу в выборе меры наказания, Руководящие начала содержали четкие указания о необходимости учета как смягчающих, так и отягчающих наказание обстоятельств, личности преступника и степени опасности его деяния. Так, согласно ст. 12 при определении меры наказания в каждом отдельном случае следует различать: а) совершено ли преступление лицом, принадлежащим к имущему классу, с целью восстановления, сохранения или приобретения какой-либо привилегии, связанной с правом собственности, или неимущим в состоянии голода или нужды; б) совершено ли деяние в интересах восстановления власти угнетающего класса или в интересах личных совершающего деяние; в) совершено ли деяние в осознании причиненного вреда или по невежеству или несознательности; г) совершено ли деяние профессиональным преступником (рецидивистом) или в первый раз; д) совершено ли деяние группой, бандой или одним лицом; е) совершено ли деяние посредством насилия над личностью или без такого; ж) направлено ли деяние против личности или против имущества. Необходимо отметить, что понятие вины только начало оформляться в нормативных актах. Это не случайно, поскольку на практике очень часто применялось объективное вменение без установления вины.

Не подлежали суду и наказанию несовершеннолетние до 14 лет. К ним применялись воспитательные меры. Такие же меры применялись к лицам от 14 до 18 лет, совершившим преступление по недомыслию.

Если преступление, по которому судом было определено наказание в виде заключения под стражу, совершалось осужденным впервые и притом при исключительно для него тяжелых обстоятельствах, а изоляция не была необходима, суд мог применить условное осуждение. Повторное совершение преступления отменяло условность наказания, и приговор приводился в исполнение.

Руководящие начала очень мало уделяли внимания таким важным институтам уголовного права, как форма вины, необходимая оборона, крайняя необходимость. В этом смысле они стояли на порядок ниже дореволюционного законодательства.

Особенная часть  уголовного права в рассматриваемый  период систематизирована не была. Предложение Д.И. Курского разработать систему Особенной части и четко обозначить все составы преступлений, поддержки не нашло. Это было вызвано тем, что в стране широко распространилась практика «красного террора», захват и расстрел заложников, другие внеправовые меры подавления классовых противников. Создание же классического уголовного кодекса противоречило такой политике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В работе была предпринята попытка рассмотреть  особенности права в период «военного  коммунизма». В ходе проведенного исследования можно отметить следующее: основная задача внутренней политики того времени состояла в восстановлении разрушенного революцией и гражданской войной хозяйства, создании материально-технической и социокультурной основы для построения социализма, обещанного большевиками народу.

Особенности развития права в указанный период истории следует объяснить тем, что экономическая политика Советского государства, с первых дней существования заявившего о построении социализма как своей главной цели, базировалась на принципах, диаметрально противоположных принципам буржуазного хозяйствования. Это отразилось, в первую очередь, на правовом регулировании отношений собственности. В целях уничтожения капиталистической собственности и обеспечения господства нового вида собственности (социалистической, общественной) проводилась политика национализации — овладения государством командными высотами в промышленности и управлении. В результате практической реализации этой политики был создан огромный фонд государственной собственности.

Однако политика «военного коммунизма» не могла долго существовать, поскольку была мерой вынужденной и не отвечала интересам населения страны. Осенью 1920 г. в стране разразился глубокий экономический и социальный кризис. С помощью политики «военного коммунизма» не удалось преодолеть разруху, порожденную 4-мя годами участия России в первой мировой войне, революциями и углубленную гражданской войной. Требовалось решительное изменение экономического курса.  В результате политика «военного коммунизма» привела к введению новой экономической политики.

 

 

 

 

Библиографический список

ПРАВОВЫЕ  ИСТОЧНИКИ:

Собрание  узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства РСФСР (СУ РСФСР). 1918-1920 гг.

Первые Декреты советской  власти. Сборник документов. М, 1987.

УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

История Отечественного государства и права. Учебное пособие /Под ред. Ю. М. Понихидина. Саратов,  2007.

История отечественного государства и права. Под ред. О. И. Чистякова. Часть 2. М., 1997.

История советского государства  и права. Кн. 1. М, 1968.

История Отечественного государства и права

ИССЛЕДОВАНИЯ:

Бугай Н. Ф. Чрезвычайные органы советской власти. Ревкомы. М., 1990.

Бугай Н. Ф. Ревкомы  Подмосковья. М., 1997.

Гимпельсон  Е. Г. Военный коммунизм: политика, критика, идеология, М, 1973.

Дмитриенко  В. П. Советская экономическая политика в первые годы пролетарской диктатуры. М., 1986.

Золин П. М. Преступность в стране в 1909-1928 гг. Сравнительная статистика // Советское государство и право. 1991. № 5.

Понихидин Ю. М. Революционные  комитеты РСФСР (1918-1921). Саратов, 1982.

Понихидин Ю. М. Чрезвычайные органы управления Советского государства в период военного коммунизма (актуальные проблемы историко-правовой науки). Саратов. 1988.

Первое советское правительство (октябрь 1917 - июль 1918). М, 1991.

Стрижков Ю. К. Продотряды. М., 1976.


Информация о работе Законодательство о браке, семье и опеке 1917-1920 годов