Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 06:55, курсовая работа
Самые первые нормативные обобщения были сформированны в законах царя Хаммурапи, законах Ману, законах 12 таблиц, Русской правде и других. В дальнейшем, в ходе дальнейшего развития общества начинает формироваться национальная правовая система с учетом характера, темперамента и других особенностей населения того или иного государства. Право возникло как классовое явление, оно выражало волю экономически господствующего класса.
Введение. Взгляды
ученых на вопрос закономерности развития
права.
По взглядам многих исследователей вопрос о происхождении права является спорным и по наше времяОдни считают, что право взяло свое начало с появлением государства, другие же такие как М. Рейснер, И. Сабо, Б. Малиновский считают, что право существовало еще при первобытнообщинном строе, т.е. доклассовое (примитивное право, традиционное право). По их мнению, примером права являлись любые правила поведения людей, племенные обычаи, традиции, устои, их взаимоотношения, которые регулировались определенными лицами, на первоначальном этапе ими были вожди, старейшины, затем церковь. Однако обычаи, различные религиозные ритуалы, нормы морали не могли охватывать интересы всего общества, не могли определять права и обязанности человека в обществе.
М. Рейснер писал: «мы нашли наличность права в доклассовом обществе
как права международного, которое покоилось на началах мести и было
направлено к ограждению целого живого состава и неприкосновенности
областей владения со стороны многочисленных групп. В сфере самого родового образования мы права не нашли, но по мере развития рода и его различных форм оно растет и развивается во внутриродовое право, которое регулирует в высшей степени сложные отношения родства как естественного так и
искусственного, связанного с ним участия во владении родовым имуществом».
Так же согласно Рейснеру «раскол общества на классы сказался на сложившихся до этого событиях в правовой структуре, право отныне разбивается на
отдельные идеологические системы
классовых групп уже в
Первые нормативные обобщения. Основные признаки права.
Самые первые нормативные обобщения были сформированны в законах царя Хаммурапи, законах Ману, законах 12 таблиц, Русской правде и других. В дальнейшем, в ходе дальнейшего развития общества начинает формироваться национальная правовая система с учетом характера, темперамента и других особенностей населения того или иного государства. Право возникло как классовое явление, оно выражало волю экономически господствующего класса. Основными причинами возникновения права были: экономические, политические, социальные, духовные, т.к. с появлением частной собственности произошло имущественное расслоение общества на классы, средь которых проводилась ожесточенная классовая борьба. Человек духовно развивался, ему уже требовалось чего-то более закрепленного, что более защищало и разграничивало его права, и от обычаев перешел к нормам, религиозным догмам, становился индивидуумом, укреплялись брачно-семейные отношения. Основными признаками права становятся:
. Право выражает волю
экономически господствующего
. Право является средством навязывания этой воли всему населению.
. Право направлено на
обеспечение классового
поддерживается принудительной силой государства. Государство не
возможно без права.
. Организация государственного
аппарата должна быть
. Между государством и людьми, живущими в этом государстве существуют
определенные взаимоотношения, которые должны так же отражаться и
регулироваться в праве.
Как можно проследить большинство пунктов
признаков права ссылались на защиту господствующего
класса населения, и не закрепляла прав
простого жителя.
Реальное разграничение властей |
Верховенство права и закона во всех сферах жизни общества |
Связанность законом государства и его органов |
Эффективный контроль и надзор за выполнением законов и подзаконных актов. |
Правовое государство -Такая политическая организация власти народа, при которой обеспечиваются подлинное торжество права и закона во всех сферах государственной и общественной жизни, незыблемость прав, свобод и законных интересов всех граждан общества. |
Равная ответственность |
Обеспечение индивидуальной свободы. |
Незыблемость прав, свобод и законных интересов человека и гражданина. |
Граждане связаны взаимной ответственностью |
Закономерность развития права.
Закономерности развития права
могут быть четко установлены только после
принятия во внимание всех юридических
проблем, в том числе логики и смысла права.
Но и сейчас представляется необходимым
на основе общенаучных данных и связи
права с демократией вкратце, отчасти,
а предварительном порядке, отметить некоторые
линии и тенденции в праворазвитии.
Общенаучные исторические данные показывают
на то, что определяющая закономерность
развития правовых систем в нашем обществе
заключается в том, что в ходе исторического
прогресса право из инструмента государственной
власти все более переходит в самостоятельную,
высокозначимую силу, в самостоятельный
мощный регулятивно-охранительный фактор.
На основах своего развития позитивное
право, формируясь и развиваясь вместе
со всей человеческой цивилизацией, являлось
составной частью теократически-азиатских,
рабовладельческих, феодальных обществ,
выступая в качестве своеобразного продолжения
государства. Его публично-правовые институты
были неразвиты, примитивны; в нем ярко
прослеживались элементы, устанавливающие
право личной зависимости от другого
человека (рабовладельческой, феодально-крепостнической,
феодально-сословной, иерархической),
произвол и бесконтрольность институтов
и учреждений публичной власти, государство
находилось в малой ответственности перед
обществом. "Кулачное право" - решение
споров силой оружия, право сильного; доминировало обычное
право, нередко раздробленное, привязанное
к той или иной местности.
Вместе с тем для права характерен правовой
прогресс, шедший со времен Древнего Мира
и в полной мере прошедший в условиях демократии,
после победы буржуазно-демократических
революций.
Этот правовой прогресс в большинстве
своем, как мы видели, связан со всемирно-историческим
феноменом - римским частным правом.
Вместе с тем, наряду с могучим влиянием
на ход правового развития культуры римского
частного права существенную часть в этой
области спустя столетия, в канун Нового
времени сыграли весь дух эпохи Возрождения,
Просвещения, представления и разработки
великих философов-классиков - Канта, Гегеля,
Фихте, Шеллинга, мыслителей-просветителей
Руссо, Монтескье, Вольтера, многих других,
возвысивших идеи общественного договора,
естественного права, прав и свобод человека,
человек как творец стал на первое место
в эпоху просвящения, все что он делал
было волью божьей, он открывал нам взгляд
на его “святое” представление о мире
и бытие.
Отсюда и вытекают те основные направления
правового прогресса, которые связаны
с буржуазно-демократическими революциями.
Это:
обогащение позитивного права естественно-правовыми
идеями и ценностями. В условиях демократии
позитивное право становится во многом
носителем и выразителем естественных,
прирожденных прав человека (право на
жизнь, на свободу, на свободный выбор
общественного и государственного строя
и т.д.); получает признание и реализацию
идея общественного договора, в соответствии
с которой государственные и правовые
институты не "навязываются сверху",
а устанавливаются на основе общественного
согласия (берет свое начало выборная
система определения государственных
органов). Это означает, что политическая
власть теперь более управляема с точки
зрения права, она встает под его контроль
и, следовательно, должна функционировать
в качестве государственной власти в рамках
всех институтов государства и права,
в сочетании и во взаимодействии со всеми
институтами гражданского общества. В
составе права, его норм и принципов, наряду
с категорией прав и свобод человека все
более входят два основополагающих начала
правового государства. Одно - общедозволительное
("дозволено все, кроме того что запрещено")
Данная точка взгляда присуща со стороны
общества. Другое - разрешительное ("запрещено
все, кроме того, что разрешено законом"),
действующее по отношению к властным государственным
органов и должностных лиц;
Также с прогрессом права уделяется внимание
не только основополагающим. В новых экономических
условиях демократического общества гражданское
законодательство, охватывающее собственность,
договорные обязательства, иные имущественные
отношения, стало выражением всеобщности
рынка, экономической свободы, гарантом
автономии личности, юридического приоритета
ее воли. Поэтому частное право резко выдвинулось
вперед по ряду направлений в правовой
системе, оттеснив публичное право и даже
проникая в него. Уже в XIX веке были приняты
важнейшие законодательные акты в сфере
частного права, такие, например, как Французский
гражданский кодекс - Кодекс Наполеона,
Германское гражданское уложение, и др.;
возвышение и развитие правосудия. Правосудие
не только исторически сыграло выдающуюся
роль в формировании права, но и практически
из "просто" разновидности государственной
деятельности приобретает в демократическом
обществе, самостоятельное и высокое значение.
Одним из свидетельств тому стало формирование
конституционного правосудия - конституционного
суда, в предмет ведения которого вошли
"сами" законы, акты высших государственных
органов, высших должностных лиц.
Понятно, все эти направления правового
прогресса (как и развитие государства
в условиях демократии) - не более чем тенденции.
Далеко не во всех странах они имели и
имеют сейчас последовательный характер;
нередко, особенно при установлении в
той или иной стране авторитарного режима,
возникали и иные тенденции, связанные
с "опубличиванием", огосударствлением
права, усилением в нем репрессивных начал,
упрощением процессуальных гарантий и
т.д.
Тем не менее отмеченные закономерности,
связанные с возвышением права, с превращением
его в могучий регулятивно-охранительный
фактор, утверждающий ценности цивилизации,
проходят через всю историю человечества.
И особо значимы они сейчас, на современном
этапе развития цивилизации. Право в современном
гражданском обществе выдвигается в самый
центр общественно-политической жизни,
продолжается его возвышение. Это предопределяет
такой качественный поворот в развитии
общества, когда оно становится не только
гражданским, но и правовым. Причем правовой
характер общества - всего общества, а
не только одной государственной власти
- выступает, по ряду данных, в качестве
его преобладающей, наиболее существенной
черты.
Роль государства по отношению к праву.
Право формировалось одновременно и параллельно с государством (а в определенном смысле и раньше государства). Их возникновение взаимосвязано и взаимозависимо. Каждый новый шаг в развитии государства приводил к дальнейшему развитию правовой системы, и наоборот.
Государство по отношению к праву выполняет ряд функций, таких как:
правотворчество, правохранительные, управленческо-исполнительные.
Право организует политическую власть в государстве, выступает
средством политики конкретного государства. Право также является выражением воли и интересов общества, ведь каждый человек желает видить свои права установленными, защищенными. Это желание получает свое внешнее выражение изакрепляется в виде нормативных актов, договоров, правовых обычаев.
Право обеспечивается аппаратом принуждения и управления и исполнения, а это является одним из главных принципов характеризующих государство – наличием публичной власти. Право как и государство возникает для необходимости управления в государстве.
“Если форма, -отмечал К.Маркс,- просуществовала в течении
известного времени она упрочивается как обычай и традиции и, наконец,
санкционируются как положительный закон”.
Можно выделить два пути развития права:
. Государства, в которых
приоритетным является
собственность на средства производства, правовые нормы фиксируются
в сборниках (Коран в масульманских странах, законы Ману в Индии).
. Государства, в которых приоритетным является частная собственность,
обеспечивающая равные права собственников.
В таких государствах создавалось
более высокое
числе гражданское, регулирующее имущественные общественные отношения. Данное разделение очень схоже на выделение по принципу политического режима, но если говорить о политическом режиме, то там прослеживается более широкая градация на ее виды.
Частное Римское право дожило и до сегодняшних дней. Каждый новый шаг в модернизации государства приводит к развитию права и наоборот. Господствующая в обществе форма собственности на основные средства производства самым существенным образом влияет на характер и содержание появляющихся государств и правовых систем. Так, частная собственность делает необходимым создание механизмов, обеспечивающих согласование интересов и воли собственников. Здесь же и республиканские формы правления и развитая рабовладельческая демократия, а также широкое законодательное регулирование общественных отношений в Афинах и Риме. Фактически государственная форма собственности на землю при общинном землепользовании в Китае, Индии и других азиатских государствах влекла возникновение деспотических, авторитарных, тоталитарных систем, причем роль законов выполняли нравственно-религиозные догмы и правовые обычаи. Государственная собственность на землю, сочетающаяся с ее разделением между членами общественной элиты в Спарте, привела к существованию там аристократической республики.
Это выраженные в социально-политическом содержании права связи, характеризующие его социально-политический генезис.
По своей сущности они таковы, что представляют собой специфическое проявление общих закономерностей развития классового общества, которые распространяются на все социально-политические явления – государство, демократию, законность (хотя в рамках каждого из них проявляются по-своему и в таком особом проявлении имеют черты специфических закономерностей).
Данные закономерности, следовательно, как бы вписываются в контекст общесоциальных закономерностей на том или ином этапе развития классового общества и в принципе не выходят за пределы общей истории социально-политических отношений. Именно поэтому К. Маркс и Ф. Энгельс говорили о том, что право, как и религия, не имеет своей собственной истории.
Среди закономерностей, определяющихсоциально-
Главной закономерностью генезиса права в целом является такое его развитие, которое неизбежно завершается переходом от эксплуататорских типов права к праву социалистическому, становящемуся элементом политической системы социалистических стран.
По отношению к правовым системам эксплуататорских типов социально-политический генезис отмечается усилением реакционности права и в связи с этим по мере разложения эксплуататорских социальных систем, установления реакционных политических режимов – девальвацией права, падением его престижа, ценности.
Наоборот, для правовых систем социалистических стран, определяющим является закономерное упрочение законности, усиление правовых начал, укрепление правовой основы государственной и общественной жизни .
Основные воззрения.
И по этому вопросу в юридической литературе существуют различные воззрения. Их все можно привести к трем основным категориям. Одни не признают закономерного развития права и считают совершающиеся с течением времени изменения права случайными или произвольными. Эта точка зрения старых теорий, предшествующих появлению исторической школы. Они могут теперь считаться уже окончательно отвергнутыми, данные теории никто не приследует. Идея закономерного исторического развития успела привести на свою сторону настолько общее признание, что учение о произвольном или случайном характере исторических изменений в праве едва ли найдет себе сторонников в современной литературе.
Другое воззрение на характер развития права, воззрение, еще и теперь сохраняющее свое значение, есть воззрение исторической школы. Оно может быть характеризовано как учение об естественном росте (Naturwüchsigkeit), права. Bсe историческое развитие права представляется не чем иным, как последовательным развитием исконных начал народного правосознания. И притом отмечается, что это различие, само собой совершающееся без всякой борьбы, мирное, подобно развитию растения или зерна. Как в зерне уже предопределены свойства растения, которое естественно и необходимо из него развивается, так и в народном духе уже при самом появлении народа на исторической арене являются зачатки, заложенные до начала определяющие содержание данной национальной системы права. В этом отношении право представляет полнейшую аналогию с развитием и появлением языка. Юридические нормы развиваются так же сами собой, так же без всякого участия личной воли, как и грамматические правила.
Это учение исторической школы представляется, конечно, крайним преувеличением идеи закономерности исторического развития права. Восставая против признания права продуктом личного произвола, историческая школа естественно пришла к совершенному отрицанию какого-либо значения личной воли в развитии права. К этому присоединилась, еще усиливая это отрицательное отношение к значению человеческой воли в развитии права, консервативная тенденция школы. Дело в том, что историческое направление в начале настоящего столетия явилось прямой реакцией против революционных учений, опиравшихся на рационалистические системы XVIII века. Учение же об естественном росте права, без всякого участия человеческой воли, отнимало всякое значение у революционных попыток изменения издавна сложившихся порядков.
Однако, такой взгляд на развитие права не только не представляется необходимым последствием исторического направления, но даже находится в непримиримом противоречии с историческим представлением права. История не есть как-то само собой происходящий процесс, по отношению к которому люди являются лишь безучастными свидетелями. История слагается именно из людских действий, творится людьми. Если таков характер истории вообще, не может иметь иного характера в частности и истории права. Главным, непосредственно действующим фактором истории права также служат действия людей. И к юридическим нормам они не могут относиться так же безразлично, как к какому-нибудь грамматическому правилу, напр., к правилу об употреблении предлогов с тем или другим падежом, или союза с тем или другим наклонением. Юридические нормы непосредственно затрагивают самые жизненные интересы людей, и потому установление той или другой нормы не может не вызвать борьбы из-за нее.